Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:50, контрольная работа
Структура и состав современного культурологического знания
ОТВЕТ:
На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.
Культурология включает два основных раздела:
- теоретическую культурологию;
- прикладную культурологию.
ТЕМА 1. Структура и состав современного культурологического знания…………………………………………………………………………4
ТЕМА 2. Методы культурологических исследований ……………………..5
ТЕМА 3. Основные понятия культурологи: культура, цивилизация, морфология культуры, функция культуры, субъект культуры, культурогенез………………………………………………………………..6
ТЕМА 4. Морфология культуры. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Субкультура. Морфологический состав личности. …8
ТЕМА 5. Характерные черты Восточной и Западной культуры ………10
ТЕМА 6. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры…………………………………………………………………….12
ТЕМА 7. Глобализация …………………………………………………….13
ТЕМА 8. Аккультурация, инкультурация, социализация………………14
ТЕМА 9. Культурные ценности, культурные нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культу…15
ТЕМА 10. Содержание понятий: язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации……………………………………16
ТЕМА 11. Функции культурологи ………………………………………..18
ТЕМА 12. Динамика культуры (модели и модификации). Источники культурной динамики………………………………………………………19
ТЕМА 13. Культурная самоидентичность, культурная модернизация…..20
ТЕМА 14. Культура и цивилизация. Определение, соотношение понятий………………………………………………………………………22
ТЕМА 15. Типология культуры (историческая, формационная, цивилизационная, линейная, семантическая)…………………………….23
ТЕМА 16. Культурологическая концепция Н.Я. Данилевского. Основные идеи и понятия……………………………………………………………….27
ТЕМА 17. Культурологическая концепция О. Шпенглера. Основные идеи и понятия……………………………………………………………………29
ТЕМА 18. Культурологическая концепция П.А. Сорокина. Основные идеи и понятия………………………………………………………………32
ТЕМА 19. Культурологическая концепция А.Д. Тойнби. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………34
ТЕМА 20. Культурологическая концепция Э.Б. Тайлора. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………36
ТЕМА 21. Культурологическая концепция Ю.М. Лотмана. Основные идеи и понятия………………………………………………………………37
ТЕМА 22. Культурологическая концепция Б.К. Малиновского. Основные идеи и понятия………………………………………………………………41
ТЕМА 23. Культурологическая концепция Л.А. Уайта. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..47
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
Морфологический состав личности. Морфологический принцип анализа культуры может быть применен не только к культуре в широком смысле или артефактам, но и к самому человеку. Человек может оцениваться по четырем критериям: культура, псевдокультура, контркультура, не-культура. Культура личности – это система ее нравственных норм и образа жизни, характеризующаяся такими чертами, как порядочность, доброта, честность, скромность, трудолюбие, умение понять другого человека и т. п. Иногда как синоним высокой культуры говорят об интеллигентности.
ТЕМА № 5
Характерные черты Восточной и Западной культуры.
ОТВЕТ:
Восточная цивилизация |
Западная цивилизация |
Сосредоточенность на духовном, большая роль религиозных ценностей. Религии ― буддизм, ислам; национальные религии: индуизм, даосизм, конфуцианство, иудаизм. Сознание ориентировано на идеалы и духовные ценности |
Религиозная основа ― христианство (православие, протестантизм, католичество). Разделение светской и духовной (религиозной) сфер жизни. Рациональное сознание |
Принцип коллективизма, личность не представляет собственной ценности |
Индивидуализм, приоритет личности, ее прав, интересов |
Сословно-корпоративная структура, ее замкнутость, отсутствие классовой структуры |
Развитая классовая структура общества, развитые формы классовой организации (профсоюзы, партии и т. д.) |
Государство подчиняет общество. Слияние государства и общества. Деспотия. Укрепление централизованной власти. Власть выше закона. Личная инициатива и ответственность исключались |
Правовое демократическое государство. Закон выше власти. Гражданское общество автономно от государства. Выборность органов власти (тоталитаризм ― порождение западноевропейской цивилизации) |
Верховный собственник ― государство. Слабо развита частная собственность |
Развитая частная собственность, высокий престиж предпринимательства. Престиж труда и его результатов |
Зависимость экономики от природных условий. Экстенсивные технологии |
Активное освоение природных богатств. Интенсивные технологии, меньшая зависимость от природных условий |
Нет рыночной экономики, рыночных отношений |
Развитые рыночные отношения |
Вертикальный характер связей, отношения подданства, отсутствие горизонтальных связей, зависимость властей |
Наличие развитых горизонтальных связей, независимость от власти. Прогрессивный тип развития |
Циклический тип развития, устойчивость цивилизаций. Фатализм, вера в предопределенность судьбы и событий |
Линейное быстротекущее время, которое состоит из прошлого, настоящего и будущего |
ТЕМА № 6
Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры.
ОТВЕТ:
Культура специфическая - Это понятие фиксирует обстоятельство, что любая культура обладает своими особенностями, которые сохраняются и в типологически однородном сообществе. Эта специфичность означает особенность данной культуры, ее отличие от всех иных, и проявляется по-разному.
Культура
«серединная» - понятие, обозначающее устойчивую совокупность
ценностных ориентации в обществе, обусловливающую
единство и целостность его жизни. Такое
“ядро культуры” не позволяет специфическим
крайностям разрушать данный способ жизнедеятельности,
предотвращает опасность раскола общества
на “субкультуры”, возникновения “контр-культуры”.
«Серединная» культура формирует систему
общепринятых идеалов и ценностей, выражающих
интересы и потребности большинства населения
и обеспечивающих передачу необходимого
для выживания и развития данной культуры
социального опыта.
Серединная культура воплощает доминирующий
в данном обществе и в данное время тип
культуры, обеспечивает стабильность
и своеобразие культурной жизни. Разрушение
«серединной культуры» несет огромную
опасность для сохранения и развития данного
культурного организма, поэтому любое
нормальное общество (государство) и укрепляет
свою «серединную» культуру — основу
жизни и самоидентификации данного социального
организма.
Локальные культуры - формирование этой типологии связано с одной стороны, укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности разных народов, а с другой - явное влияние со стороны биологических наук, обусловили идею представлять в культурологии и в истории социальные процессы по типу биологических. Предполагалось, что общество можно мыслить как организм с процессами рождения - развития - смерти.
ТЕМА № 7
Глобализация.
ОТВЕТ:
Глобализация – это
процесс всевозрастающего воздействия
различных факторов международного значения
(например, тесных экономических и политических
связей, культурного и информационного
обмена) на социальную действительность
в отдельных странах.
Самый мощный фактор глобализации – экономический,
проявляющийся в наличии транснациональных
корпораций, действующих одновременно
во многих странах и использующих новые
исторические условия в своих интересах
. Но не нужно полагать, что глобализация
– это своего рода гигантизация или смесь
разнородных процессов. Глобализация
- это объективный процесс, который определяет
качественные изменения в глобальном
пространстве, возрастание взаимосвязанности
и уникальности отдельных людей или цивилизаций
в целом.
ТЕМА № 8
Аккультурация, инкультурация и социализация.
ОТВЕТ:
Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга. Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.
Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть.
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.
ТЕМА № 9
Культурные ценности, культурные нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры.
ОТВЕТ:
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные нормы – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Назначение нормы состоит в минимизации случайных обстоятельств, субъективных мотивов, психологических состояний. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности.
Культурные традиции (от лат. traditio – «передача ценностей от поколения к поколению») составляют фундамент культурной жизни человеческого общества. Традиции охватывают объекты наследия, процессы передачи этого наследия от поколения к поколению, а также процедуры и способы наследования. В качестве традиций могут выступать определенные общественные нормы и правила, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдельные предметы. Именно через традиции индивиды подключаются к групповой памяти, осваивая опыт прошлого, лучше ориентируются в настоящем.
Культурная картина мира – система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира.
Социальные институты
культуры – исторически сложившиеся
устойчивые формы организации совместной
деятельности людей, предопределяющие
жизнеспособность любого общества в целом.
Они образуются на основе социальных связей,
взаимодействий и отношений индивидов,
социальных групп и общностей, однако
их нельзя сводить к сумме этих лиц и их
взаимодействий. Социальные институты
носят над индивидуальный характер и представляют
собой самостоятельные общественные образования,
имеющие собственную логику развития.
Они включают в себя системы ценностей,
идеалов, образцов деятельности и поведения,
обязательных для всех, включенных в социальный
институт и тем самым гарантируют сходное
поведение людей согласовывают, и направляет
в русло их определенные стремления, устанавливают
способы удовлетворения их потребностей
разрешают конфликты, возникающие в повседневной
жизни,
обеспечивают состояние равновесия и
стабильности в рамках той или иной социальной
общности и обществе в целом.
ТЕМА № 10
Содержание понятий: язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации.
ОТВЕТ:
Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной
коммуникации, с помощью которых
передается культурно значимая информация.
Наиболее универсальной знаковой системой
является язык. Основным средством познания
и коммуникации являются естественные
языки. Наряду с ними существуют искусственные
языки (язык науки, дорожные знаки, условные
сигналы) и вторичные языки (миф, религия,
искусство). С помощью языка осуществляется
понимание, диалог, как между культурами
разных эпох, так и между культурами, существующими
одновременно. Трудность заключается
в переводе смыслов с одного языка на другой
в силу множества систематических и грамматических
особенностей.
Культурные коды – это информация, закодированная в определенной форме, позволяющая идентифицировать культуру. Основной трудностью в определении этого понятия является вероятность подмены этого термина другими составляющими семиотического плана. Поэтому следует оговориться, что культурный код – это «мета-уровень» для семиотического пространства (совокупность символов и знаков культуры).
Межкультурная коммуникация — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.
ТЕМА № 11
Функции культурологии.
ОТВЕТ:
Информация о работе Структура и состав современного культурологического знания