Структура и состав современного культурологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Структура и состав современного культурологического знания
ОТВЕТ:
На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.
Культурология включает два основных раздела:
- теоретическую культурологию;
- прикладную культурологию.

Содержание работы

ТЕМА 1. Структура и состав современного культурологического знания…………………………………………………………………………4
ТЕМА 2. Методы культурологических исследований ……………………..5
ТЕМА 3. Основные понятия культурологи: культура, цивилизация, морфология культуры, функция культуры, субъект культуры, культурогенез………………………………………………………………..6
ТЕМА 4. Морфология культуры. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Субкультура. Морфологический состав личности. …8
ТЕМА 5. Характерные черты Восточной и Западной культуры ………10
ТЕМА 6. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры…………………………………………………………………….12
ТЕМА 7. Глобализация …………………………………………………….13
ТЕМА 8. Аккультурация, инкультурация, социализация………………14
ТЕМА 9. Культурные ценности, культурные нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культу…15
ТЕМА 10. Содержание понятий: язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации……………………………………16
ТЕМА 11. Функции культурологи ………………………………………..18
ТЕМА 12. Динамика культуры (модели и модификации). Источники культурной динамики………………………………………………………19
ТЕМА 13. Культурная самоидентичность, культурная модернизация…..20
ТЕМА 14. Культура и цивилизация. Определение, соотношение понятий………………………………………………………………………22
ТЕМА 15. Типология культуры (историческая, формационная, цивилизационная, линейная, семантическая)…………………………….23
ТЕМА 16. Культурологическая концепция Н.Я. Данилевского. Основные идеи и понятия……………………………………………………………….27
ТЕМА 17. Культурологическая концепция О. Шпенглера. Основные идеи и понятия……………………………………………………………………29
ТЕМА 18. Культурологическая концепция П.А. Сорокина. Основные идеи и понятия………………………………………………………………32
ТЕМА 19. Культурологическая концепция А.Д. Тойнби. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………34
ТЕМА 20. Культурологическая концепция Э.Б. Тайлора. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………36
ТЕМА 21. Культурологическая концепция Ю.М. Лотмана. Основные идеи и понятия………………………………………………………………37
ТЕМА 22. Культурологическая концепция Б.К. Малиновского. Основные идеи и понятия………………………………………………………………41
ТЕМА 23. Культурологическая концепция Л.А. Уайта. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Морфологический состав личности. Морфологический принцип анализа культуры может быть применен не только к культуре в широком смысле или артефактам, но и к самому человеку. Человек может оцениваться по четырем критериям: культура, псевдокультура, контркультура, не-культура. Культура личности – это система ее нравственных норм и образа жизни, характеризующаяся такими чертами, как порядочность, доброта, честность, скромность, трудолюбие, умение понять другого человека и т. п. Иногда как синоним высокой культуры говорят об интеллигентности.

 

ТЕМА № 5

Характерные черты Восточной и  Западной культуры.

ОТВЕТ:

Восточная цивилизация

Западная  цивилизация

Сосредоточенность на духовном, большая роль религиозных  ценностей. Религии ― буддизм, ислам; национальные религии: индуизм, даосизм, конфуцианство, иудаизм. Сознание ориентировано на идеалы и духовные ценности

Религиозная основа ― христианство (православие, протестантизм, католичество). Разделение светской и  духовной (религиозной) сфер жизни. Рациональное сознание

Принцип коллективизма, личность не представляет собственной ценности

Индивидуализм, приоритет личности, ее прав, интересов

Сословно-корпоративная  структура, ее замкнутость, отсутствие классовой структуры

Развитая классовая  структура общества, развитые формы  классовой организации (профсоюзы, партии и т. д.)

Государство подчиняет  общество. Слияние государства и  общества. Деспотия. Укрепление централизованной власти. Власть выше закона. Личная инициатива и ответственность исключались

Правовое демократическое  государство. Закон выше власти. Гражданское общество автономно от государства. Выборность органов власти (тоталитаризм ― порождение западноевропейской цивилизации)

Верховный собственник  ― государство. Слабо развита  частная собственность

Развитая частная  собственность, высокий престиж  предпринимательства. Престиж труда и его результатов

Зависимость экономики  от природных условий. Экстенсивные технологии

Активное освоение природных богатств. Интенсивные  технологии, меньшая зависимость  от природных условий

Нет рыночной экономики, рыночных отношений

Развитые рыночные отношения

Вертикальный  характер связей, отношения подданства, отсутствие горизонтальных связей, зависимость  властей

Наличие развитых горизонтальных связей, независимость  от власти. Прогрессивный тип развития

Циклический тип  развития, устойчивость цивилизаций. Фатализм, вера в предопределенность судьбы и событий

Линейное быстротекущее  время, которое состоит из прошлого, настоящего и будущего


 

 

ТЕМА № 6

Специфические и  «серединные» культуры. Локальные культуры.

 

ОТВЕТ:

Культура специфическая - Это понятие фиксирует обстоятельство, что любая культура обладает своими особенностями, которые сохраняются и в типологически однородном сообществе. Эта специфичность означает особенность данной культуры, ее отличие от всех иных, и проявляется по-разному.

  1. В качестве специфической может выступать т. н. “маргинальная культура”, которую иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе культуры, образа жизни большинства людей.
  2. Может выступать как субкультура — особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование.
  3. Выступает как контркультура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в “ядро” срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими, претендуют на “срединный” характер.

Культура «серединная» - понятие, обозначающее устойчивую совокупность ценностных ориентации в обществе, обусловливающую единство и целостность его жизни. Такое “ядро культуры” не позволяет специфическим крайностям разрушать данный способ жизнедеятельности, предотвращает опасность раскола общества на “субкультуры”, возникновения “контр-культуры”. «Серединная» культура формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и потребности большинства населения и обеспечивающих передачу необходимого для выживания и развития данной культуры социального опыта. 
Серединная культура воплощает доминирующий в данном обществе и в данное время тип культуры, обеспечивает стабильность и своеобразие культурной жизни. Разрушение «серединной культуры» несет огромную опасность для сохранения и развития данного культурного организма, поэтому любое нормальное общество (государство) и укрепляет свою «серединную» культуру — основу жизни и самоидентификации данного социального организма.

Локальные культуры - формирование этой типологии связано с одной стороны, укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности разных народов, а с другой - явное влияние со стороны биологических наук, обусловили идею представлять в культурологии и в истории социальные процессы по типу биологических. Предполагалось, что общество можно мыслить как организм с процессами рождения - развития - смерти.

 

ТЕМА № 7

Глобализация.

ОТВЕТ:

Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.  
Самый мощный фактор глобализации – экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические условия в своих интересах . Но не нужно полагать, что глобализация – это своего рода гигантизация или смесь разнородных процессов. Глобализация - это объективный процесс, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом.

 

ТЕМА № 8

Аккультурация, инкультурация и  социализация.

ОТВЕТ:

Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга. Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.

Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть.

Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.

 

ТЕМА № 9

Культурные ценности, культурные нормы, культурные традиции, культурная картина  мира, социальные институты культуры.

ОТВЕТ:

Культурные  ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные нормы – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Назначение нормы состоит в минимизации случайных обстоятельств, субъективных мотивов, психологических состояний. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности.

Культурные традиции (от лат. traditio – «передача ценностей от поколения к поколению») составляют фундамент культурной жизни человеческого общества. Традиции охватывают объекты наследия, процессы передачи этого наследия от поколения к поколению, а также процедуры и способы наследования. В качестве традиций могут выступать определенные общественные нормы и правила, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдельные предметы. Именно через традиции индивиды подключаются к групповой памяти, осваивая опыт прошлого, лучше ориентируются в настоящем.

Культурная картина мира – система интуитивных представлений о реальности.  Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира.

Социальные институты  культуры – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Они образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, социальных групп и общностей, однако их нельзя сводить к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят над индивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития. Они включают в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный институт и тем самым гарантируют сходное поведение людей согласовывают, и направляет в русло их определенные стремления, устанавливают способы удовлетворения их потребностей разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни, 
обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и обществе в целом.

 

ТЕМА № 10

Содержание понятий: язык и символы  культуры, культурные коды, межкультурные  коммуникации.

ОТВЕТ:

Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной

коммуникации, с помощью которых  передается культурно значимая информация. 
Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство). С помощью языка осуществляется понимание, диалог, как между культурами разных эпох, так и между культурами, существующими одновременно. Трудность заключается в переводе смыслов с одного языка на другой в силу множества систематических и грамматических особенностей.

Символ  культуры - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символами культуры выступают:
  • предметы и вещи;
  • природные процессы;
  • животные и растения;
  • сказочные существа.

Культурные  коды – это информация, закодированная в определенной форме, позволяющая идентифицировать культуру. Основной трудностью в определении этого понятия является вероятность подмены этого термина другими составляющими семиотического плана. Поэтому следует оговориться, что культурный код – это «мета-уровень» для семиотического пространства (совокупность символов и знаков культуры).

Межкультурная коммуникация — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.

 

ТЕМА № 11

Функции культурологии.

ОТВЕТ:

  1. Мировоззренческая - помогает выработке общечеловеческого культурологического мышления, определяет формирование художественной, религиозной, научной картины мира;
  2. Теоретико-познавательная - позволяет вскрыть тенденции развития культуры, ее трудности, противоречия, оценить;
  3. Методологическая - раскрывает закономерности развития культуры, создает базу для частных культурологических теорий;
  4. Регулятивная - обеспечивает воздействие людей и организаций на процесс развития культуры, на характер и степень участия в развитии культуры;
  5. Аксиологическая - оценивает результаты деятельности государства, общественных организаций, отдельных личностей в области развития помогает формированию культуры и воспитанию активной жизненной позиции;
  6. Прогностическая культура;
  7. Воспитательная - создает теоретическую базу, обобщает опыт поколений, - позволяет прогнозировать развитие культуры в процессе исследования и изучения культурного процесса, дает возможность предвидеть закономерности культурной динамики;
  8. Объяснительная - позволяет представить культуру как целое через представление ее структурных элементов и взаимосвязи между ними;
  9. Нарративная (лат. narrare - языковой, вербальный акт) - культура может быть представлена как повествование. Смысл исторического и культурного события или явления возникает и раскрывается в процессе повествования.

Информация о работе Структура и состав современного культурологического знания