Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:50, контрольная работа
Структура и состав современного культурологического знания
ОТВЕТ:
На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.
Культурология включает два основных раздела:
- теоретическую культурологию;
- прикладную культурологию.
ТЕМА 1. Структура и состав современного культурологического знания…………………………………………………………………………4
ТЕМА 2. Методы культурологических исследований ……………………..5
ТЕМА 3. Основные понятия культурологи: культура, цивилизация, морфология культуры, функция культуры, субъект культуры, культурогенез………………………………………………………………..6
ТЕМА 4. Морфология культуры. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Субкультура. Морфологический состав личности. …8
ТЕМА 5. Характерные черты Восточной и Западной культуры ………10
ТЕМА 6. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры…………………………………………………………………….12
ТЕМА 7. Глобализация …………………………………………………….13
ТЕМА 8. Аккультурация, инкультурация, социализация………………14
ТЕМА 9. Культурные ценности, культурные нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культу…15
ТЕМА 10. Содержание понятий: язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации……………………………………16
ТЕМА 11. Функции культурологи ………………………………………..18
ТЕМА 12. Динамика культуры (модели и модификации). Источники культурной динамики………………………………………………………19
ТЕМА 13. Культурная самоидентичность, культурная модернизация…..20
ТЕМА 14. Культура и цивилизация. Определение, соотношение понятий………………………………………………………………………22
ТЕМА 15. Типология культуры (историческая, формационная, цивилизационная, линейная, семантическая)…………………………….23
ТЕМА 16. Культурологическая концепция Н.Я. Данилевского. Основные идеи и понятия……………………………………………………………….27
ТЕМА 17. Культурологическая концепция О. Шпенглера. Основные идеи и понятия……………………………………………………………………29
ТЕМА 18. Культурологическая концепция П.А. Сорокина. Основные идеи и понятия………………………………………………………………32
ТЕМА 19. Культурологическая концепция А.Д. Тойнби. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………34
ТЕМА 20. Культурологическая концепция Э.Б. Тайлора. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………36
ТЕМА 21. Культурологическая концепция Ю.М. Лотмана. Основные идеи и понятия………………………………………………………………37
ТЕМА 22. Культурологическая концепция Б.К. Малиновского. Основные идеи и понятия………………………………………………………………41
ТЕМА 23. Культурологическая концепция Л.А. Уайта. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..47
ТЕМА № 12
Динамика культуры (модели модификация). Источники культурной динамики.
ОТВЕТ:
Динамика культуры – раздел теории культуры, в рамках которой изучается направленность, развитие и устремленность культуры к какому-нибудь состоянию.
Динамика культуры существуют в трех моделях:
1) цикличность (цикл, круг, спираль,
волна, теория культурно-
2) эволюционизм;
3) функционализм (теория систем, культура как саморазвивающаяся система, т.е. синергетика).
Существуют три процесса в динамике культуры:
1) эволюционный процесс, представляющий собой хронологическую последовательность возникновения одной формы из другой и превращения ее в новую;
2) формальный (функциональный) процесс, выражающий явления в их неизменном, стационарном состоянии, т.е. когда общество находится в состоянии статики;
3) циклический процесс в форме
временного круга (цикла). Человеческая
жизнь как повторяющаяся
Источники культурной динамики:
Традиция – это исторические идеи, ценности, обычаи, способы мировосприятия мира, действующие в настоящем и передающиеся из поколения к поколению. Традиция – это механизмы воспроизведения культуры, которые существуют в прошлом. Традиция – часть культурного наследия.
Инновации - включают в себя открытия и изобретения в области профессионального творчества и выступают основой процесса модернизации общества.
Диффузия культуры - изменения в культуре происходит в результате культурного заимствования, которое проявляется в использовании предметов, ценностей, норм поведения, социальных и эстетических идеалов, созданных в другой культуре.
Аккультурация - означает процесс взаимного влияния разных культур, или культурных форм, в результате которой либо вся культура, либо отдельные ее представители перенимают существенные черты, культурные формы и традиции другой культуры.
Инкультурация – это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни.
Социализация – процесс усвоения человеком социальных норм и правил общественной жизни для участия в жизни общества. Социализация – приобретение людьми опыта и ценностей, требуемых для выполнения совместной работы.
Синтез - означает степень взаимодействия и соединения разнородных элементов. Синтез характеризует процесс соединения разнородных элементов в единое целое, при котором возникает новое культурное явление.
ТЕМА № 13
Культурная самоидентичность, культурная модернизация.
ОТВЕТ:
Культурная самоидентичность - осознание особенностей своей культуры, ее оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире. Культурная самоидентичность — это оформленное в виде истории, мифов, религии, духовной жизни народа стремление сохранить и защитить культурные достояния. Культурная самоидентичность не просто “защитная оболочка”, а постоянно пересматриваемый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее.
ТЕМА № 14
Культура и цивилизация. Определение, соотношение понятий.
ОТВЕТ:
Культура (лат. cultura, от корня colere — «возделывать») — обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.
Цивилизация - происходит от латинского прилагательного civilis – «гражданский, государственный». Приблизительно его можно перевести как «огражданивание», «возведение до уровня гражданина». Термин означает и «восхождение к городской культуре», ведь civilis связано со словом civitas – «город», «город-государство». Именно этом смысле и понималось слово «цивилизация» в XVI–XVIII вв. Тогда западные мыслители обозначали им уровень культуры, соответствующий европейской городской образованности. Цивилизация противопоставлялась невежеству, дикости. До сих пор в обиходе это значение слова сохраняется. «Цивилизация, цивилизованность» понимается как синоним «культурности». Когда говорят «цивилизованный человек», нередко подразумевают «культурный», «образованный».
Соотношение понятий:
1. Понятие "культура" семантически шире, чем понятие "цивилизация". Оно применимо как к небольшому племени, так и к целым континентам (например, "культура Европы", "африканская культура" и т. п.).
2. Понятие "культура" включает в себя как научно-технический прогресс, так и духовно-гуманистическую преемственность между поколениями. В понятии "цивилизация" явно ощущаются материально-производственные приоритеты.
3. Понятие "культура"
тесно связано с национально-
В отличие от бытующего на Западе (на уровне повседневного сознания) отождествления культуры с цивилизацией для россиян культура - явление в основе своей идеальное, а цивилизация, в конечном счете - материальное, связанное с бытовыми удобствами и потребительством. Мы придерживаемся первоначального, идущего от античности понимания культуры как "возделывания" души и духа человека, в то время как цивилизация является возделыванием лишь среды и условий обитания.
ТЕМА № 15
Типология культуры (историческая, формационная, цивилизационная, линейная, семантическая).
ОТВЕТ:
Типология культур – это научный метод классификации культур на основе модели, принципа или общих признаков. Классификация в типологии культур проводится на основе:
1) явления как ощутимой
2) сущности как абстрактных или обобщенных признаков;
3) действительности как
Историческая типология культуры рассматривает три основных типа культуры:
Формационная типология культуры. Основу формационного подхода составляют несколько положений: идея определяющей роли способа производства в общественном развитии, идея закономерности, идеи линейного развития и прогресса, идея о том, что все народы в своем развитии проходят одни и те же стадии. Согласно этому подходу, человечество в своем развитии прошло несколько общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую – и вступит в коммунистическую. Этим формациям соответствуют и аналогичные типы культур. Впервые К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали это членение в «Немецкой идеологии», основываясь на разных формах собственности. Эта классификация призвана отразить общие черты развития, но она не универсальна. Не все народы прошли рабовладельческую стадию развития. Сам К. Маркс выделял азиатский способ производства, который не вписывался в «пятичленку». Приход коммунистической формации после краха коммунистической системы также маловероятен. Формационный подход привлекает ученых не в силу приверженности марксистскому учению, а идеями линейности, развития и стремлением найти общие черты в культурах.
Цивилизационная типология культуры. Основой типологии является цивилизация, которая не тождественна обществу и культуре. Основные положения данной типологии заключается:
1. в резкой критике традиционной схемы исторического развития: древность – Средние века – Новое время;
2. отрицания противопоставления Востока – Западу;
3. преодолении европоцентризма.
В основе цивилизационной
типологии культуры лежит идея одновременного
сосуществования в истории
Линейная типология культуры получила распространение во второй половине ХХ в. в связи с работами немецкого философа К. Ясперса. Понятие, которое вводит К. Ясперс для исследования исторического развития культуры – осевое время. Ось – символ Центра мира, исходная точка рождения Вселенной, стержень, вокруг которого вращается весь мир (Дж. Тресиддер). По Ясперсу, ось мира приходится на 500 лет до н.э., т.е. на VI до н.э. «Осевое время» существует между 800 и 200 годами до н.э., когда появился человек современного типа, существующий в настоящее время, возникла религия и философия, пришедшая на смену мифологическому мышлению. Ясперс делит всю историю на три периода: доисторический (доосевая культура), исторический (осевая культура), мировой истории (единая мировая культура). В доисторический (доосевой) период, человек еще не выделил себя из окружающей среды. Исторический период положил начало «оси мировой истории». Период мировой истории имеет аналогию в первобытной эпохе, когда человек изобрел орудия труда и научился пользоваться огнем. Один из признаков "осевого времени", выделенный К. Ясперсом, является появление мировых религий.
Семантическая типология культуры. Семиотика (от греч. semeion — знак) — наука о знаках и знаковых системах, знаковом (т.е. использующем знаки); словарь терминов поведении и знаковой — лингвистической и нелингвистической — коммуникации.
Лотман Юрий Михайлович (1922-1993) - русский культуролог, семиотик, филолог.
Ю. Лотман строит типологию культур на основе семиотических (знаковых) систем, с помощью которых люди фиксируют, накапливают и сохраняют свою информацию о мире.
В каждой культуре, основанной на той или иной семиотической системе, знак понимается либо как:
1) то, что он нечто обозначает, т.е. семантически;
Информация о работе Структура и состав современного культурологического знания