Структура и состав современного культурологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Структура и состав современного культурологического знания
ОТВЕТ:
На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.
Культурология включает два основных раздела:
- теоретическую культурологию;
- прикладную культурологию.

Содержание работы

ТЕМА 1. Структура и состав современного культурологического знания…………………………………………………………………………4
ТЕМА 2. Методы культурологических исследований ……………………..5
ТЕМА 3. Основные понятия культурологи: культура, цивилизация, морфология культуры, функция культуры, субъект культуры, культурогенез………………………………………………………………..6
ТЕМА 4. Морфология культуры. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Субкультура. Морфологический состав личности. …8
ТЕМА 5. Характерные черты Восточной и Западной культуры ………10
ТЕМА 6. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры…………………………………………………………………….12
ТЕМА 7. Глобализация …………………………………………………….13
ТЕМА 8. Аккультурация, инкультурация, социализация………………14
ТЕМА 9. Культурные ценности, культурные нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культу…15
ТЕМА 10. Содержание понятий: язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации……………………………………16
ТЕМА 11. Функции культурологи ………………………………………..18
ТЕМА 12. Динамика культуры (модели и модификации). Источники культурной динамики………………………………………………………19
ТЕМА 13. Культурная самоидентичность, культурная модернизация…..20
ТЕМА 14. Культура и цивилизация. Определение, соотношение понятий………………………………………………………………………22
ТЕМА 15. Типология культуры (историческая, формационная, цивилизационная, линейная, семантическая)…………………………….23
ТЕМА 16. Культурологическая концепция Н.Я. Данилевского. Основные идеи и понятия……………………………………………………………….27
ТЕМА 17. Культурологическая концепция О. Шпенглера. Основные идеи и понятия……………………………………………………………………29
ТЕМА 18. Культурологическая концепция П.А. Сорокина. Основные идеи и понятия………………………………………………………………32
ТЕМА 19. Культурологическая концепция А.Д. Тойнби. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………34
ТЕМА 20. Культурологическая концепция Э.Б. Тайлора. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………36
ТЕМА 21. Культурологическая концепция Ю.М. Лотмана. Основные идеи и понятия………………………………………………………………37
ТЕМА 22. Культурологическая концепция Б.К. Малиновского. Основные идеи и понятия………………………………………………………………41
ТЕМА 23. Культурологическая концепция Л.А. Уайта. Основные идеи и понятия………………………………………………………………………43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

1) в кризисных ситуациях – примером может служить смерть члена группы – она восстанавливает оказавшееся перед угрозой распада единство группы, указывая каждому ее члену перспективу дальнейшего существования;

2) посредством ритуала инициации делает индивида полноправным членом общества, обязывая его соблюдать лежащие в его основе ценности и нормы.

Предлагая биологическую  точку зрения на сущность традиций, Б. К. Малиновский рассматривает  традицию как форму коллективной адаптации социальной общности к  окружающей ее среде. Если уничтожить традицию, то социальный организм лишается своего защитного покрова и становится неизбежным процесс его гибели.

Б. К. Малиновский критически оценивал ранние этнологические и социоантропологические школы исследования культуры, в частности  метод «пережитков» Э. Тайлора. Он полагал, что «пережитки» не существуют, поскольку на их месте сформировались явления культуры, которые приобрели новую функцию вместо старой.

Все существующее в культуре должно иметь конкретную функцию, иначе  подобный элемент культуры оказался бы забытым.

Зарождение структурализма произошло в рамках функционализма, в связи с чем первая его форма получила название «структурный функционализм». Структуралисты отказываются от эволюционистского и психологического истолкования культуры. Для них культура представляет собой, прежде всего символическую систему. Однако следует отметить, что зачастую природа этой системы трактуется с помощью категории бессознательного.

 

ТЕМА № 23

Культурологическая концепция  Л.А. Уайта

 Основные идеи и понятия.

ОТВЕТ:

Л.А. Уайт (1900-1975) - выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог.

Ввел в науку термин «культурология» и выделил её как самостоятельную дисциплину. Выступал в защиту эволюционизма против критиков и стал одним из основателей неоэволюционизма в культурной антропологии.

 Разработкой науки  о культуре Л. Уайт занимался  всю жизнь. В нее он включает выяснение структуры культуры, анализ соотношения понятий "культура" и "общество", критерий прогресса культур, теорию культурных систем и объяснение таких классических проблем антропологии, как экзогамия, системы родства, эволюция форм брака и др. Значительное место в ней занимает теория символов.

В общетеоретическом  аспекте Л.Уайт определяет культурологию  как "отрасль антропологии, которая  рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как самостоятельную  упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам".

Л. Уайт определяет культуру как экстрасоматическую традицию, ведущую  роль в которой играют символы. Символическое  поведение он считал одним из главных  признаков культуры. Большое внимание американский антрополог уделял выявлению специфики культурологического подхода, стремясь размежеваться с психологическим подходом к анализу культурных явлений. Правда, он не всегда обоснованно отождествлял его с положением о том, что человек есть причина культуры, что он - независимая величина, а обычаи, институты, убеждения есть производные, зависимые. Взамен психологического объяснения культуры, основанного на индивидуально-личностных качествах человека, он предлагает культурологическое.

Основные положения  культурологического подхода состоят  в том, что люди ведут себя так, а не иначе, потому что они были воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение народа, по мнению Л.Уайта, "определяется не физическим типом или генетическим родом, не идеями, желаниями, надеждами и страхами, не процессами социального взаимодействия, а внешней экстрасоматической традицией. Воспитанные в тибетской лингвистической традиции люди будут говорить на тибетском, а не на английском языке. Отношение к моногамии, полигамии или полиандрии, отвращение к молоку, табуирование отношений с тещей или использование таблицы умножения - все это определяется реакцией людей на культурные традиции. Поведение народа является функцией его культуры".

Естественно возникает вопрос, что же определяет культуру. "Сама себя определяет", - отвечал Л.Уайт. Он рассматривал культуру в качестве самостоятельного процесса, в котором свойства культуры взаимодействуют, образуя новые комбинации и соединения. Например, определенная форма языка, письменности, социальной организации, технологии в целом развивается из предшествующего состояния. Культура ассоциируется у Л.Уайта с потоком прогрессивно развивающихся взаимодействующих элементов. «Поток культуры течет, изменяется, растет, развивается в соответствии с присущими ему законами». Сам же человек, его поведение - "это только реакция человеческого организма на этот поток культуры".

Увлекшись критикой субъективизма, психологизма и биологизма в понимании  культур, Л.Уайт отводил "человеку - творцу истории" третьестепенную роль в функционировании динамического потока культуры. Он рассматривал человека как существенный фактор эволюции лишь в процессе возникновения культуры. «Когда же культура возникла, ее последующие видоизменения - перемены, расширение, уменьшение - следует объяснять без обращения к человеку-животному, индивидуальному или коллективному, люди необходимы для существования явлений культуры, но они не необходимы при объяснении их эволюции и вариаций».

Культурный процесс, "поток культуры" имеет в концепции американского эволюциониста доминирующее значение. Но состоит он опять же из взаимодействующих, хоть и достаточно самостоятельных рядов элементов (частей, форм) культуры, как и у Тайлора. Действительно, биологический индивид "человек-животное" не нужен для объяснения эволюции математики, денежного обращения и идеологии. К сожалению, в культурологической концепции Л.Уайта не нашлось места человеку культурному. Ему отводилась роль пассивного зрителя, да и то не в первых рядах партера. Видимо, такое положение вещей во многом объяснялось стремлением Л.Уайта придать предметно-вещественный характер своему подходу к культуре. На протяжении всей своей творческой деятельности он резко критиковал определение культур через мо дели (образцы) поведения. Он был не согласен с пониманием культуры; как теоретической абстракции, логического конструкта, "существующего только в головах антропологов".

Л.Уайт полагал, что необходимо оградить культурологию от неосязаемых, неуловимых, онтологически не существующих абстракций и снабдить ее материальным, познаваемым предметом исследования.; Он считал, что "культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, который (класс. - А. В.) рассматривается в экстрасоматическом контексте". Разъясняя словосочетание "экстрасоматический контекст", американский ученый выделял два научных подхода к изучению предметов и явлений, связанных со способностью человека к символизации. При; рассмотрении их во взаимосвязи с организмом человека, т.е. в соматическом контексте, они будут представлять человеческое поведение и являться предметом психологии. Если же эти явления изучать во взаимосвязи друг с другом, независимо от организма человека, т.е. в экстрасоматической аспекте, то они станут культурой, предметом для культурологии.

В способности людей  к символизму Л.Уайт видел исходный элемент культуры, определяющий признак  человечества. "Символ, - пишет он, - можно определить как вещь или  явление, действие или предмет, значение которого навязано человеком: святая вода, фетиш, ритуал, слово". Символ есть, таким образом, совокупность физической формы и значения. Значение определяется культурной традицией, его нельзя установить при помощи органов чувств или химического анализа. Для иллюстрации Л.Уайт приводил пример со святой водой, которая по составу не отличается от обычной. Он ввел понятие символического поведения, "в результате которого создаются и воспринимаются неразличимыми органами чувств значения". Они подвластны лишь рациональному осмыслению, решающую роль в котором играет язык. Слова есть важнейшие рациональные символические формы в культуре. Л.Уайт отводил определенную роль знаковой природе культуры. Он различал два вида знаков: связанных с физической формой и независимых от нее. Неподвластность мира символов чувственному восприятию подчеркивала рациональный, интеллектуальный характер культурных явлений (культурные коды, обычаи, понятия) по сравнению с явлениями мира животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Введение в культурологию: Учеб. пособие: В 3 ч. /Под ред. В.А. Сапрыкина. - М.: МГИЭМ, 1995. - Ч. 1 - С. 3 – 17;
  2. Википендия [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия. Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Культрология свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
  3. Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. - 400 с. 14-17;
  4. Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 5-57;
  5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с;
  6. Орлова Э.А. Теория культуры как научная дисциплина // Личность. Культура. Общество. – М., 2000. Т.2. – C.178- 196;
  7. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. -М., 1993. С. 342-343.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура и состав современного культурологического знания