Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 08:59, курсовая работа
Цель – создать сводный каталог книжных памятников, имеющихся в фондах библиотек Тувы.
Задачи:
- Выявление и изучение документного потока книжных памятников.
- Выявление и описание книжных памятников в библиотеках Тувы.
- Разработка сводного каталога книжных памятников, имеющихся в вышеуказанных библиотеках.
Введение……………………………………………………………………………. 4
Глава 1. «Книжный памятник» - особая часть культурного национального и мирового наследия…………….……………….. 10
1.1. Эволюция понятия «книжный памятник»……………………... 10
1.2. Понятие «книжный памятник»: определения и виды. .……… 17
1.3. «Книжные памятники» в России. ……………………………… . 30
1.4. «Книжные памятники» в Туве……………………………………. 41
1.5. Организация хранения и сохранности «книжных памятников…………………………………………………………………….. 53
Глава 2. Сводный каталог как вид культурного взаимодействия……… 59
2.1. «Сводный каталог» - репертуар национальной книги…… … 59
2.2. Методика составления сводного каталога…………………….. 66
2.3. Составление «Сводного каталога книжных памятников библиотек Тувы………………………………………………………… 69
Заключение………………………………………………………………………. 75
Библиография…………………………………………………………………… 78
Приложение: Сводный каталог книжных памятников библиотек Тувы………………………………………………………………………………. 85
Алфавитный указатель авторов и заглавий……………………………….. 190
По сравнению с другими книгами, которые в основном воспринимаются лишь нейтральными носителями информации, книжные памятники требуют к себе иного подхода. Они представляют книгу как феномен культуры, объединяющий опубликованное произведение и способ его материального воплощения. Книжный памятник несет в себе важный историко-культурный потенциал, является отражением книжной культуры, и современной ему человеческой истории и культуры в целом. Этим определяется задача сохранения книжных памятников как объектов культурного наследия. [76].
Книжный памятник истории и культуры (книжный памятник) - произведение письменности и печати, движимый материальный объект с нанесенной на него знаково-символьной, графической или изобразительной информацией, воспроизведенный, как правило, на бумажной или пергаменной основе, обладающий выдающимися духовными, эстетическими или документальными достоинствами, представляющий как таковой общественно значимую культурную ценность и охраняемый специальным законодательством.[6].
Редкая книга – это издание, сохранившееся в малом количестве экземпляров и обладающее определенной ценностью – общественно-политической, идейно-эстетической, научной, художественной, исторической, мемуарной, краеведческой и библиографической. Это экземпляр издания, обладающий неповторимыми приметами, отличающими его от остального, снабженный автографом писателя, особо переплетенный, имеющий дополнительные вложения и т.д.[51].
Редкая книга – книга, сохранившаяся ил выпущенная в малом количестве экземпляров и обладающая художественной, научной, библиографической или иной ценностью. Это экземпляр, обладающий неповторимыми приметами, отличающими его от остального тиража издания (именной, раскрашенной от руки, снабженный автографом писателя, особо переплетенный и т.д.).[52]
Редкая книга – это книга, известная лишь в нескольких экземплярах, единственная в своем роде благодаря индивидуальным особенностям, имеющим литературное, научное и ли художественное значение. [53].
Редкий документ - сохранился или выпущен в относительно малом количестве экземпляров и обладает художественной, научной, культурной, библиографической или иной ценностью. Редким можно назвать экземпляр документа, обладающий неповторимыми приметами, которые отличают его от остального тиража (именной, снабженный автографом автора, «участник» знаменательного события, особо переплетенный, имеющий уникальный футляр и т.д.). [70].
Деятельность, связанная с выявлением, изучением, хранением и использованием книжных памятников, регулируется целым рядом федеральных и региональных законодательных актов.
«Положение об охране и использовании памятников истории и культуры», утвержденное Советом Министров СССР в 1982 году, было одним из первых документов, в котором редкие книги и рукописи были отнесены к категории документальных памятников. Согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ) до принятия Правительством РФ подзаконных нормативных актов (но не позднее 31 декабря 2010 г.) сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные этим Положением.
В 1992 году Указом Президента Российской Федерации «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (от 30 ноября 1992 г. № 1487) было утверждено «Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», регулирующее вопросы учета, сохранения и использования объектов культурного наследия народов Российской Федерации, к которым относят «объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства». К числу этих объектов можно отнести и книжные памятники.
Федеральный закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (от 15 апреля 1993 г. № 4804-1) также регулирует вопросы сохранения культурного наследия народов Российской Федерации. В соответствии с этим законом под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, в том числе:
В 2000 году была принята Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации (2000-2005 гг.). Одна из целей программы - разработка и реализация единой политики по отношению к книжным памятникам, обеспечение их сохранности и рационального использования, государственной охраны и юридической защиты наряду с другими видами памятников истории и культуры. В рамках подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации» активизировалась деятельность по разработке нормативных документов, формированию Общероссийского Свода книжных памятников Российской Федерации и созданию единого распределенного фонда книжных памятников России.[57].
С 1 января 2005 г. введен в действие ГОСТ 7.87-2003 «Книжные памятники. Общие требования», где установлены общие требования к определению видов и категорий книжных памятников, к процессам их выявления, учета и описания, а также к использованию и обеспечению государственного хранения.[77].
Основным признаком книжных памятников является ограниченное количество существующих или сохранившихся экземпляров издания, имеющих особую социально-культурную ценность. Редкость может носить естественный или искусственный характер. Естественная редкость - это малый тираж ценной книги. Искусственная ценность - убыль тиража пропорционально возрасту книги. Если первая характеристика обусловлена обстоятельствами издания книги, то вторая - условиями бытования книги в обществе (изнашиваемость, уничтожение цензурой, стихийными бедствиями и т.д.). Здесь большую роль играет временной фактор - документы более раннего периода войдут в категорию редких документов.[16].
Редкие и ценные в научном и историко-культурном отношении книги - это памятники книжной культуры. Это не соответствует традиционным библиофильским понятиям редкости. Современные книговедческие исследования и библиотечная практика уже осознали это, не случайно в ряде книгохранилищ отказываются от названия соответствующих подразделений «отдел редких книг», заменяя его на описательное название «старопечатных и особо ценных изданий».
В литературе сохранился чисто «арифметический» подход: существуют даже математические формулы определения редких изданий по числу сохранившихся экземпляров. Однако редкость в историко-культурном смысле никак не исчерпывается подобным численным подходом, хотя в известной мере он должен учитываться. Дело в том, что редкость, есть не изначальное свойство книг, а результат ее историко-культурного бытования. Сама по себе малотиражность книги не делает ее редкой, например, многие ведомственные издания печатались весьма ограниченным тиражом. Возможно, в определенных условиях и они попадут в раздел исторической редкости, но не в силу малотиражности, а по совершенно иным обстоятельствам: по содержанию или в знак особого их значения для истории, данной страны. Точно также не являются редкостью малотиражные графоманские издания, если они не обладают историко-культурной ценностью. [2].
Ни одна книга не родится редкой, даже, если, она напечатана в одном экземпляре. Редкость, в том числе и буквальная, есть всегда результат истории книги, ее судьбы в жизни общества. Книга может быть оценена как выдающийся памятник истории культуры и стать редкой, предметом коллекционирования и бережного хранения в результате этой оценки, как это происходило, например, с прижизненными изданиями А.С. Пушкина.
Она может стать редкой в результате цензурного преследования, уничтожения и запрещения. Она может стать редкой в результате интенсивного употребления. Она может стать редкой, утратив активный читательский интерес (календари, астрологические предсказания… с утратой актуальности) и сохранив огромный исторический интерес для потомков. В этом случае мы сталкиваемся (с известным в истории парадоксом), как правило, не малотиражным, а массовым, рассчитанным на самые широкие круги потребителей изданиями, такими, как, например, букварь. Первый шедевр мирового книгопечатания – 42 страничная Библия Гуттенберга известна в настоящее время в 48 экземплярах. Другой пример, в 1615 г. в Тулузе был приговорен к сожжению итальянский атеист Джулио Чезаре Ванини за его, с точки зрения церкви, еретические книги. Это повысило интерес к ним и сторонников, и противников, превратив их в предмет поисков коллекционеров книжных редкостей.
Таким образом, если в одних случаях при большом использовании и благополучности судьбы сохранился единственный экземпляр книг, и он становился редкостью, то в других, заранее обусловлена редкость (принадлежность великим авторам, выдающимся общественным деятелям, запрещенные и т.д.).
Наконец, при определении историко-культурной редкости и ценности издания необходимо учитывать каждую книгу не изолированно, а в ее книжном же окружении. Ни одна книги не существует сама по себе, она в составе каких-либо коллекций, личных или общественных, несет на себе печать своей судьбы исторического бытования. И это в огромной степени определяет ее значение как книжной редкости, как памятника книжной культуры. Например, ценность книги как части личной библиотеки А.С. Пушкина возрастает многократно. И в этом отношении книжная редкость незаменима (их можно восстановить из других фондов, но это уже не будет неравноценно). Применительно к редкой книге любой эпохи не существует понятия дублетности. Каждый экземпляр своеобразен и незаменим, каждый подлежит вечному хранению, каждый представляет собой неотчужденную ценность. Мы обязаны тщательно учитывать все ценности, каждый экземпляр во всем многообразии его связей с историей отечественной и мировой культуры. [5].
Определение редкости не может быть единым и однозначным для всех книгохранилищ на все времена. Понятие это историческое, оно подвергается постоянным изменениям (как правило, в сторону расширения) по мере развития наших знаний и в истории культуры, и в истории общественного движения, и соответственно книговедческой области.
Но эта подвижность критериев редкости не означает отсутствия определенных ориентиров. Есть группы изданий, безусловно подлежащих выделению в отдел редких книг любой библиотеки. Но их перечень ограничен, все остальное должно быть передано на усмотрение хранилища в зависимости от местных условий и обстоятельств.
Прежде всего, это старопечатные книги от начала книгопечатания и до… верхние границы не являются общепризнанными. Что касается изданий народов Советского союза и зарубежных стран, то для них необходимо принятие хронологических рамок, принятых в национальных библиотеках этих стран.
Спорно выделение «первые прижизненные издания выдающихся ученых и писателей», а также лучшие их переиздания, потому, что возникает вопрос – где существует список этих выдающихся. Более важно создание коллекций краеведческой литературы местных авторов, местных изданий. [56].
Книги с автографами также стали собираться в виде коллекций.
Создание коллекций книг на особых видах материалов, с особо интересным переплетом, миниатюрных изданий и т.д. следует также оставить на усмотрение библиотек. [25]. Особый историко-культурный интерес представляют личные библиотеки выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, краеведов и т.д. [5].
Книжный памятник - это издание, сочетающее в себе количественные и качественные признаки редкой и ценной книги.
Книжный памятник может быть литературно-художественным, научным и др. Кроме того, он несет информацию о том, где, когда, кем он напечатан, прокомментирован, полиграфически выполнен в соответствии с поставленной задачей и объективными возможностями – т.е. информацию о книжной культуре времени, об отраженной в каждом конкретном издании современной ему истории и культуры общества.
Ценностная характеристика книжного памятника обусловлена сочетанием ценности произведения и издания (например, первое издание классического произведения). Она не может определяться только ценностью опубликованного произведения (например, обычное, рядовое издание классического произведения), так как создание произведения - это не только книготворческая деятельность. В то же время материальное воплощение произведения может в ряде случаев самостоятельно определять ценность книжного памятника (например, замечательно иллюстрированное и напечатанное издание выдающегося произведения), так как здесь речь идет о результате именно книготворческой деятельности.[67].
В соответствии с социально-ценностными качествами и адекватной им степенью историко-культурной значимости выделяются следующие категории книжных памятников: мировые, национальные (федеральные), региональные и местные.
Книжными памятниками мирового уровня являются произведения письменности и печати, имеющие универсальное значение для становления и развития человеческого общества в целом или являющиеся выдающимися творениями мировой культуры: древние и средневековые рукописные книги, первопечатные издания (инкунабулы) и палеотипы, издания XVI в., отдельные издания и экземпляры периода ручного производства книги (старого времени - до 1830 г.), отдельные издания и экземпляры изданий как старого, так и нового (после 1830 г.) времени, личные коллекции и фонды книжных памятников всемирного значения.