Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 08:59, курсовая работа
Цель – создать сводный каталог книжных памятников, имеющихся в фондах библиотек Тувы.
Задачи:
- Выявление и изучение документного потока книжных памятников.
- Выявление и описание книжных памятников в библиотеках Тувы.
- Разработка сводного каталога книжных памятников, имеющихся в вышеуказанных библиотеках.
Введение……………………………………………………………………………. 4
Глава 1. «Книжный памятник» - особая часть культурного национального и мирового наследия…………….……………….. 10
1.1. Эволюция понятия «книжный памятник»……………………... 10
1.2. Понятие «книжный памятник»: определения и виды. .……… 17
1.3. «Книжные памятники» в России. ……………………………… . 30
1.4. «Книжные памятники» в Туве……………………………………. 41
1.5. Организация хранения и сохранности «книжных памятников…………………………………………………………………….. 53
Глава 2. Сводный каталог как вид культурного взаимодействия……… 59
2.1. «Сводный каталог» - репертуар национальной книги…… … 59
2.2. Методика составления сводного каталога…………………….. 66
2.3. Составление «Сводного каталога книжных памятников библиотек Тувы………………………………………………………… 69
Заключение………………………………………………………………………. 75
Библиография…………………………………………………………………… 78
Приложение: Сводный каталог книжных памятников библиотек Тувы………………………………………………………………………………. 85
Алфавитный указатель авторов и заглавий……………………………….. 190
- для журналов - алфавитная;
- для газет – алфавитно-хронологическая.
Отдельные части фонда, а также библиотеки выдающихся ученых или собирателей могут быть выделены в самостоятельные разделы.
Использование фонда книжных памятников.
Фонд редких книг используется в читальном зале в соответствии с «правилами пользования фондом редких изданий» исследователями, научными сотрудниками, специалистами, аспирантами и студентами.
По МБА материалы фонда редких книг не выдаются. В исключительных случаях могут быть выданы издания справочного характера и копии.
Фонд раскрывается через систему каталогов и картотек читального зала.
Санитарно-гигиенические условия хранения.
Важно предусмотреть соблюдение норм освещенности. Освещение должно быть естественным и искусственным, но не допускаются попадания прямых солнечных лучей на издания, поэтому стеллажи должны устанавливаться перпендикулярно к стенам, имеющим окна. Кроме того, окна должны быть снабжены шторами или жалюзями. Книгохранилище должно быт обеспечено средствами пожаротушения, которые в случае необходимости ликвидации возгорания в отличие от пенных огнетушителей, не нанесут ущерба книгам.
Редкие книги размером более 0,41 м хранятся в вертикальном положении. Издания в мягком переплете, листовки и документы, не подлежащие переплету должны храниться в контейнерах разных форм и размеров (коробках, папках). [68].
Вывод: книжный памятник — издание, сочетающее в себе количественные и качественные признаки редкой и ценной книги. Это разновидность документного памятника. Книга рассматривается в ряду других памятников истории и культуры — научных, литературно-художественных, изобразительных, архитектурных, музыкальных и т. д., — но как особый памятник. Его специфика определяется сущностью книги как единства опубликованного произведения и способа его материального существования (издания).
По сравнению с различными
видами изданий (книгами, периодическими
изданиями и др.), находящимися в системе
обычного библиотечного использования,
где они в основном воспринимаются лишь
как нейтральные носители опубликованных
произведений, книжные памятники требуют
к себе иного подхода. Они представляют
книгу как явление культуры, сущность
которого реализуется в единстве опубликованного
произведения и способа его материального
воплощения. Книга в единстве всех своих
составляющих несет важный историко-культурный
потенциал, является подлинным памятником
и книжной культуры, и отраженной в каждом
конкретном издании современной ему истории
и культуры общества. Этим определяется
задача сохранения книжных памятников
в полном объеме их изначальных характеристик
и важных в историко-культурном отношении
особенностей, приобретенных в процессе
бытования книги.
С введением термина "книжные памятники"
уточняется понятие "редкая и ценная
книга", оно обретает новый смысл. Однако
при введении этого термина не заменяется
характеристика редкости издания. Редкость
и ценность издания не могут быть едиными
и однозначными для всех книгохранилищ.
Понятия эти исторические, они подвергаются
постоянным изменениям (как правило, в
сторону расширения) по мере развития
гуманитарного знания. Следовательно,
ни в одной библиотеке не может быть раз
и навсегда установленного списка редкостей.
Глава 2. Сводный каталог - как вид культурного взаимодействия.
2.1. «Сводный каталог» - репертуар национальной книги.
Сводные каталоги – это библиографические картотеки, издания или базы данных, отражающие фонды нескольких организаций (библиотек, музеев, архивов, органов НТИ) и указывающие на местонахождение документов с помощью сигл или полных названий этих книгохранилищ.[61].
Идея Сводного Каталога возникла в 14 в. в Англии. Сводный Каталог того времени имел форму сводной рукописи инвентарной описи монастырских библиотек Англии. Таков первый же рукописный сводный каталог, составленный в 1653 г. В России – « Опись книгам, в степенных монастырях находящихся». Печатные сводные каталоги начали появляться в Европе во 2-й пол. 19 в., а в России – в нач. 20 в. Первым отечественным печатным сводным каталогом на русском языке является каталог Э.А. Вальтера «Материалы для сводного списка периодических изданий по этнографии, антропологии, фольклору и археологии в петроградских библиотеках» (Живая старина. – 1914.- Вып.3/4. – С. 469 – 499). В послереволюционный период вопрос о создании сводного каталога – репертуара русской книги ставился с 1924 г., однако первый вышедший из печати советский сводный каталог (Сводный каталог иностранной литературы за 1920-1924 гг., полученной в библиотеках Ленинграда до 1 января 1925 г. – Л., 1924 – 1926.- Вып. 1-3) отражал книгу зарубежную.
В 1920-1930 гг. в России получили распространение карточные каталоги и печатные каталоги сравнительно небольшого объема на новые поступления периодики, иностранной литературы и коллекции редких изданий. Хотя задача создания национального сводного каталога, то есть отражающего книжную культуру целой нации, считалась библиографами страны наиболее актуальной. Отечественная библиография должна была пройти определенный путь развития, прежде чем в 1950-е гг. появились первые части системы национальных каталогов.[60].
Сводные каталоги могут иметь различные варианты заглавия: сводный бюллетень, сводный указатель и т.д., но если в нем сохраняется родовая черта – указание при записи на адрес организации – фондодержателя, он относится к сводным каталогам.
По содержанию сводные каталоги подразделяются на универсальные, отраслевые, тематические и жанровые.
К числу универсальных относятся все национальные сводные каталоги. Примером отраслевого каталога может служить «Каталог зарубежных книг: Объед. Свод. Кат. науч. - техн. лит., поступившей в фонды б-к России…/ ГПНТБ России. – М., 1979». В нем отражена литература по естественным и техническим наукам, сельскому хозяйству и медицине.
Примером тематического сводного каталога служит «Сводный алфавитный каталог книг на русском языке по нефти», поддерживаемый Центральной научно-технической библиотекой МХНП в карточной форме. Тематический сводный каталог может решать и более конкретные задачи (например, Национально-освободительная борьба китайского народа в 1840-1949 гг.», « Черниговская типография, ее деятельность и издания», «Белорусский печатник Спиридон Соболь»).
В качестве одного из важнейших типов тематических сводных каталогов можно рассматривать краеведческие сводные каталоги. Для краеведческого каталога содержательный аспект, функция раскрытия содержания особенно важна. Эти каталоги обычно являются аннотированными. Первый в России сводный краеведческий каталог («Сводный каталог книг о красноярском крае: Вып. 1/3.») появился в 1985 г.
Распространение краеведческих сводных каталогов связано с активизацией ретроспективного комплектования фондов региональных библиотек, стремлением в последние годы к координации в библиотечно-библиографическом обслуживании.
Не следует путать сводные краеведческие каталоги и сводные каталоги местной печати, хотя по своему наполнению они в значительной степени совпадают. В 1990-е годы получили распространение зональные сводные каталоги. Примером такого каталога может служить электронный сводный каталог «Русская книга о Доне и Северном Кавказе, 17 в. – 1920 г.», а примером зонального каталоги местной печати – электронный «Сводный каталог сибирской книги, 1917-1930».
Особое место среди сводных каталогов занимают каталоги, отражающие какой-либо вид или жанр литературы. Например, электронный каталог-база «Русская драматургия, 1708-1920», которая готовится под руководством Российской Государственной библиотеки по искусству.
По хронологическому признаку различают ретроспективные и текущие сводные каталоги. Ретроспективные более представительны. Сводному каталогу текущих поступлений свойственна незавершенность, в них труднее достигнуть полноты отражения документов. В зависимости от задач и объема материала хронологический охват ретроспективного сводного каталога может быть небольшим или отражать всю историю книгопечатания республики, края, области и города.
Сводные каталоги текущих поступлений в большинстве случаев отражают либо периодику, либо зарубежные книги.
По языковому признаку сводные каталоги могут быть моно - и полиязычными. К полиязычным относятся сводные каталоги иностранных книг и периодики, тематические каталоги. Полиязычность связана также с многонациональным составом страны или республики, выпускающей каталог. Записи на книги, изданные на других языках, могут стоять в печатном сводном каталоге в одном ряду или выделены в особый раздел, том. В электронном сводном каталоге подобные записи включаются в общую базу или формируются в особую подбазу.
По территориальному признаку сводные каталоги бывают национальными, региональными, муниципальными и каталогами экстериорики. Особый случай представляют ведомственные каталоги, которые составляются не по территориальной принадлежности, а по принципу отражения материалов одной библиотечной системы, одной организационной структуры, хотя ведомственные каталоги также относятся к федеральному или муниципальному уровню.
В России национальные Сводные Каталоги приравнивались к государственным. Национальная библиография в нашей стране складывалась как система печатных и карточных репертуарных Сводных Каталогов крупнейших библиотек, последовательно отражавших определенные этапы отечественного книгопечатания, а также видовую структуры документов. Попытки в середине 1940-х создать единый СвК-репертуар не получили окончательного воплощения, хотя основу такого каталога заложила печатная карточка РНБ, РГБ, БАН, составляемая при рекаталогизации фондов.
Региональные могут рассматриваться, как часть системы ретроспективной национальной библиографии и в то же время их материал включен в Сводный Каталог центральных библиотек, обладающих правом на получение обязательного экземпляра всех изданий, выпускаемых в стране.
В последнее время получили распространение международные Сводные Каталоги (например, «Международный сводный каталог русской книги.1918-1926»). Эти Сводный Каталог отвечают современным представлениям о «культуре без границ». Они составляются в том случае, если число редких изданий определенного типа во всем мире исчисляется единицами. Они создаются также как одна из фирм национальной библиографии в целях наиболее полного отражения культуры одной нации, носители которой в силу разных обстоятельств оказались, рассеяны по всему миру.[59]
По степени распространенности отраженных документов различают Сводный Каталог редких и ценных изданий; старопечатных книг; малотиражных изданий.
Редкие и ценные издания – понятие более широкое, чем старопечатные, и не связаны со временем опубликования книги. Понятие «старопечатная книга» постоянно претерпевает изменение, границы его подвижны по отношению к разным странам.
По форме носителей могут быть печатными, электронными (базы данных), карточными и на других носителях (микрофиши и т.д.).
Для настоящего времени характерно совмещение печатной и электронной формы. Печатные каталоги готовятся на основе электронной базы данных. От баз данных они отличаются предисловием и наличием вспомогательных указателей в традиционной форме. Карточные Сводные Каталоги утратили свое значение; они сохраняются в основном в регионах и постепенно консервируются.
По способу расположения материала бывают:
- алфавитными;
- систематическими;
- хронологическими;
- языковыми;
- географическими.
Функциями сводных каталогов являются поисковая, моделирующая, коммуникативная и подытоживающая.
Сводный каталог, являясь частью справочно-библиографического аппарата, способствует выявлению книжных ресурсов на определенной территории, помогает работе МБА, ретроспективному комплектованию, отчасти предупреждают утрат старых изданий, их неоправданное списывание.
В последние годы задачи сводных каталогов расширяются, форма их усложняется за счет объединения с другими типами библиографических пособий и баз данных. Примером может служить «Сводный каталог сериальных изданий России, 1801-1825», который в отличие от всех прежних изданий раскрывает содержание журналов и дает их характеристику. В начале описания каждого журнала помещается краткая и достаточно пространная справка об истории данного здания, его возникновении и прекращении публикации, о составе редколлегии, цензурной истории, существующей научной литературе о журнале. Подробное описание и роспись содержания способствует сохранности издания, к которому не нужно прибегать для получения простой справки.
Сводный каталог перестал быть только прикладным пособием, средством для определения местонахождения издания. Подробные описания старопечатных книг служат историко-книговедческим целям, позволяют выяснить происхождение текста, издания или экземпляра, полиграфические особенности, содержание и технику иллюстративного материала и т.д.
Сводный каталог используется для воссоздания книжного репертуара за тот или иной хронологический отрезок времени, того или иного народа, народности, нации или тип издания, например, плакатов первых лет советской власти, белогвардейских листовок и т.д. Сводные каталоги можно рассматривать как форму организации и проведения в крупных масштабах исследовательской работы по изучению больших массивов ценнейшей печатной продукции, как наиболее целесообразную форму их библиографирования.[50].
Сводные каталоги как бы очерчивают круг изданий, подпадающих под понятие “книжный памятник” и поэтому (независимо от их местонахождения) нуждающихся в особом внимании, специальных условиях хранения и использования.
Библиографический учет книжных памятников ведется на основе Единых правил описания. Только с их помощью возможна настоящая централизация и координация учета книжных памятников.
Сводные каталоги, их наполнение, видовая структура и форма постоянно меняются. Компьютеризация этой библиографической работы совершенно изменила ее «идеологию». Говорить о сводном каталоге как об одном из библиотечных каталогов сегодня вряд ли имеет смысл. Сводный каталог – база данных является одним из информационных продуктов, размещенных в виртуальном пространстве. Для баз данных неактуальной становится проблема расположения материала, вспомогательных указателей в традиционном понимании (их заменяют точки доступа). Традиционная система МБА с пересылкой изданий постепенно отмирает, и потребителю информации может высылаться полнотекстовый файл или микрофильм. Не обязательным является однократное представление в базе одного издания. К сожалению, серьезного осмысления в специальной литературе новых процессов, произошедших в 1980-1990 гг. в системе сводного каталога, пока еще нет. В профессиональной периодике отражены лишь отдельные аспекты этой проблемы. [58]