Техника и выразительность звучащей речи. Особенности звучащей речи. Культура монологической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:26, реферат

Описание работы

Какая бы профессия ни была у человека- актера, врача, учителя, банкира, адвоката, ди-джея -он, конечно же, хочет достичь успеха в своей профессиональ-ной деятельности. Быть по-настоящему успешным можно только тогда, когда умеешь общаться с другими людьми в самых разных ситуациях: с коллегами на работе, с продавцом в магазине, с прохожими па улице и, конечно же, каждый день - с друзьями и близкими. Ведь всем нам надо, чтобы нас слушали, понимали, принимали нашу точку зрения.

Содержание работы

Введение 3
Техника звучащей речи 4-5
Приемы произнесения речи 5-13
Выразительность звучащей речи 13-14
Особенности звучащей речи 14-18
Монологическая речь………………………………………………………...18
Культура монологической речи 18-23
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Реферат новый.docx

— 80.06 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

 имени Максима Танка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по культуре речи на тему:

 

Техника и выразительность звучащей речи. Особенности звучащей речи. Культура монологической речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

 

Содержание

 

Введение 3

  1. Техника звучащей речи 4-5
  2. Приемы произнесения речи 5-13
  3. Выразительность звучащей речи 13-14
  4. Особенности звучащей речи 14-18
  5. Монологическая речь………………………………………………………...18
  6. Культура монологической речи 18-23

Заключение 23

Список использованной литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов

Франсуа де Ларошфуко

Какая бы профессия ни была у человека- актера, врача, учителя, банкира, адвоката, ди-джея -он, конечно же, хочет достичь успеха в своей профессиональ-ной деятельности. Быть по-настоящему успешным можно только тогда, когда умеешь общаться с другими людьми в самых разных ситуациях:  с коллегами на работе, с продавцом в магазине, с прохожими па улице и, конечно же, каждый день - с друзьями и близкими. Ведь всем нам надо, чтобы нас слушали, понимали, принимали нашу точку зрения.

«Заговори, чтобы я тебя увидел». Эти слова, принадлежащие древнегреческому мыслителю Сократу, часто  вспоминают, чтобы подчеркнуть важность правильной и эффективной речи. С помощью речи человек устанавливает контакт с окружающими людьми и познает мир. Речь является ярким и выразительным средством, представляющим человека другим людям. В речи проявляется личность. Интеллект, чувства, характер, цели и интересы человека явно или неявно отражаются в его речи.

Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной в последние десятилетия. Это  связано  с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой  ситуации  в обществе,  с   политическими и  демократическими   процессами.

Современному человеку очень важно уметь строить  свое  устное высказывание,  понимать  и адекватно реагировать на  чужую  речь,  убедительно  отстаивать  собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

От того, насколько эффективно мы умеем общаться, зависит, какие люди будут нас слушать, как они будут воспринимать нас, какими увидят сквозь призму нашей речи. Стремясь к достижению успеха в жизни, человек совершенствует разные стороны своего характера и поведения.Культура речи играет в этом деле существенную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Техника звучащей речи

 

Определенное впечатление на окружающихпроизводит голос человека, служит инструментом воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего. Звуковое оформление речи составляет эмоциональный фон выступления, разговора, который может быть положительным (приятным) или отрицательным (неприятным). Недостатки произношения (крикливость, одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость, нечетность артикуляции) являются «барьерами» коммуникационного обмена, «режут ухо». Кроме того, хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему самого говорящего, придает уверенность, создает настроение.

Каждому человеку необходимо владеть речевой техникой –значит добиться  интонационной подвижности и выразительности, мягкого, свободного, четкого звучания; уметь пользоваться нюансами тембра.

Этому поможет техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства.Техника речи - это «совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат».

Техника речи включает следующие компоненты:

      - фонационное дыхание, которое дает  силу голосу,

      - голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью,

      - дикцию – отчетливое произношение  каждого звука и сочетаний  звуков,

      - высоту тона,

      - интонацию – ритмико-мелодичное  и логическое членение речи,

      - силу голоса,

      - паузы,

      - темп,

      - тембр – эстетическую окраску голоса.

Произносительный аппарат человека, состоит из четырех частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов, артикуляторов.

Для того чтобы овладеть техникой устной речи, необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования. Дыхательные органы (мускулатура) позволяют втягивать воздух в легкие и выталкивать наружу.

На пути прохождения воздушной струи через гортань находятся голосовые связки - вибраторы. Это эластичные образования, расположенные с левой и правой сторон гортани и вытянутые спереди назад. Передние концы связок находятся под углом друг к другу. Голос создается в результате периодических колебаний этих речевых мышц, которые сближаются и натягиваются. Именно в гортани рождается звуковая волна. Затем она попадает в резонаторы (носоглотка, носовая и ротовая полость), которые усиливают и обогащают звучание. Работу завершают артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Они превращают музыкальный тон (голос) в звуки речи родного языка.

Все части речевого аппарата участвуют в создании акустических характеристик: темпа, громкости, высоты, тембра, ясности и четкости произношения. Необходимо знать  также о таких ключевых понятиях как дикция, голос, интонация.

Кроме того, нужно знать орфоэпические нормы языка и способы исполнения речи перед аудиторией, включая стандарты телесных движений (мимики, жестов, позы). Эффективное использование всех перечисленных понятий является залогом успеха в устной коммуникации.

Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией.  Для учителя владеть техникой речи – значит осмысленно управлять своим речевым аппаратом, умело и полно использовать голос, дикцию, интонации, паузы.

 

2. Приемы произнесения  речи

 

Всех, чья деятельность профессионально связана со звучащей речью, в первую очередь будет интересовать дыхание, обслуживающее речь.

Важнейшей составной частью дыхания является непосредственное вдыхание и выдыхание воздуха. Физиологическое дыхание непроизвольно, т. е. не зависит от воли, сознания человека. Оно протекает рефлекторно и связано с самим понятием ‘жизнь’. Дыхание, кроме того, представляет собой основу процесса образования речи. Но дыхание физиологическое и дыхание речевое (звуковое, фонационное) имеют принципиальные отличия. Первое отличие связано с произвольным характером речевого дыхания. Человек способен управлять этим видом дыхания в отличие от физиологического. Второе отличие связано с определением активной доли легких.

Тип дыхания конкретного человека зависит от пола, возраста, индивидуальных физиологических и анатомических особенностей, физического состояния человека в данный момент. Правильное речевое дыхание – диафрагмально-реберное. Это наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. По этой причине такой тип дыхания получил название речевого (звукового, фонационного).

фонационное дыхание характеризуют:

  1. Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи;
  2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен.

Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке;

  1. Распределение выдоха – умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки – порции. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Здесь вдох в 10-15 раз короче выдоха. А при хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 или даже 30 порций. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать сознательно.
  2. Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Большое значение для устной речи человека имеет голос человека. Эта индивидуальная характеристика человека так же уникальна, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок.

В обыденной жизни наш голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой ему возникающими обстоятельствами. Но вот человеку приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки  людей, говорить длительное время. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки чаще всего приводит к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний.

Хорошо поставленный голос дает возможность передать  в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие.

Голос – важнейший элемент техники речи. Основным средством труда  он является для  учителя. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условиями педагогического общения и задачами профессиональной деятельности. Во-первых, голос учителя не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей и должен обладать благозвучностью. Благозвучие означает приятность звучания.Благозвучие речи, или эвфония (греч. euphonia: eu – хорошо + рhonia – звук), связано с эстетической оценкой звуков русского языка и предполагает сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. В русском языке сочетание согласных подчиняется законам благозвучия,которое характеризует внешнюю сторону речи, отражает впечатление, производимое речью на окружающих. Музыкальности речи способствует также большое количество мягких согласных. В русском языке звуки воспринимаются как эстетические и неэстетические. Ассоциируются с понятиями «грубые» (хам, хрыч) – нежные (мама, милая,  любовь), «тихие» (тихий, шепот, писк) – «громкие» (кричит, строит, ругает, рвет). Гласные звуки, сонорные л, м, н, р, звонкие согласные считаются музыкальными, они придают речи красоту звучания.

Все, что затрудняет артикуляцию, создает неблагозвучие, например, частотность сочетаний взгр, вздр, встр. Еще М. В. Ломоносов советовал: «остерегаться… слова… друг подле друга ставить, из которых первое на много согласных литер кончится, а другое многими согласными литерами начинается, для того что ими в произношении язык весьма запинается и речь падает не гладко, например: всех чувств есть благороднее» (Об ораторском искусстве. М., 1973. С. 76).Неблагозвучной бывает речь, в которой имеет место обилие шипящих и свистящих звуков (это характерно для причастий и деепричастий), стечение одинаковых слогов (например:Извóзчик извлёк из кармáнакисéт), повторение однокоренных слов и др.

Таким образом, благозвучие – одно из необходимых качеств хорошей речи, обязательное требование культуры речи, так как затрудненная артикуляция, неоправданное повторение одинаковых сочетаний звуков мешает восприятию речи. Учителю или оратору необходимо менять характеристики своего голоса (в пределах природного диапазона) с учетом ситуации общения. В-третьих,  уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его,  говорить не для себя, а для слушателей – словом, голос должен обладать полетностью.В-четвертых, посредством голосовых данных учитель должен суметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения. Эта задача решается при использовании такого качества голоса,  как суггестивность – способность голосом воздействовать на слушателя, внушать ему свои эмоции даже безотносительно к содержанию речи. Наконец, в-пятых, учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым. Выделяются следующие  основные качества профессионального речевого голоса: сила звука, посыл звука, подвижность (гибкость),тембр, полетность звука, выносливость.

Первое – достаточная сила звука. Это интенсивность звуковых колебаний, которая связана с их амплитудой. Человек воспринимает разные по силе звуки как более громкие или более тихие. Голос должен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии технических средств усиления

Не следует смешивать понятия «сила звука» и «громкость». Сила звука – величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Громкость – субъективное понятие, связанное с нашим восприятием звука той или иной силы. При восприятии возникает сложное взаимодействие между высотой и силой звука и их субъективной оценкой. Так, если низкий и высокий звуки одинаковы по силе (то есть имеют одинаковую интенсивность), то высокий звук воспринимается как более громкий. Поэтому женщине с высоким голосом часто приходится слышать замечания, что она кричит или повышает тон.

Второе – посыл звука, т.е. его способность достигать любой точки, долетать до каждого слушателя.

Третье – подвижность, гибкость голоса, так называемый звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль говорящего во всей ее полноте и разнообразии оттенков в меняющемся интонационном мелодическом рисунке устной речи.

Четвертое - тембр – важная характеристика голоса. Тембр – это природная звуковая окрашенность голоса, которая у каждого человека своя, неповторимая.

Субъективно тембр голоса мы воспринимаем как приятный или неприятный, мягкий, стальной, скрипучий, визгливый и т.п. Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п.

Информация о работе Техника и выразительность звучащей речи. Особенности звучащей речи. Культура монологической речи