Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:26, реферат
Какая бы профессия ни была у человека- актера, врача, учителя, банкира, адвоката, ди-джея -он, конечно же, хочет достичь успеха в своей профессиональ-ной деятельности. Быть по-настоящему успешным можно только тогда, когда умеешь общаться с другими людьми в самых разных ситуациях: с коллегами на работе, с продавцом в магазине, с прохожими па улице и, конечно же, каждый день - с друзьями и близкими. Ведь всем нам надо, чтобы нас слушали, понимали, принимали нашу точку зрения.
Введение 3
Техника звучащей речи 4-5
Приемы произнесения речи 5-13
Выразительность звучащей речи 13-14
Особенности звучащей речи 14-18
Монологическая речь………………………………………………………...18
Культура монологической речи 18-23
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Чем важнее информация, тем сдержаннее должна быть речь. Другая крайность – вялость речи, свойственная людям замкнутым в себе и несколько ленивым. Они долго раскачиваются, произносят различные ненужные звуки, лишние слова, чтобы продолжить мысль. Такая речь утомляет, внимание к содержанию речи теряется. В результате – апатия слушателей к происходящему.
В темп речи входит и длительность звучания. Растягивание какого-либо слова (но не громкость) способствует выражению определенных чувств, связанных с содержанием высказывания. Например: Д л я в а с, закрывших Родину телами, Смотревших в смерть, / не опуская глаз, П р а в д и в ы м и, горячими словами Учусь писать. Хочу писать (Г. Николаева)
Эффективное использование голоса состоит в изменении темпа. Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному темпу, затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности – как не бывало.
Оратор, собеседник, умеющий легко изменять темп, громкость и высоту речи, обладающий хорошей дикцией и тембром, может выражать голосом различные чувства и переживания. Это возможно при правильно поставленном речевом (фонационном) дыхании.
Его основой является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы, межреберных и брюшных мышц.
При произношении речи после короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох, во время которого надо уметь рационально расходовать запас воздуха.
Расслабление мышц, удерживающих грудную клетку в расширенном состоянии, должно происходить постепенно, подчиняясь воле говорящего. Через нос вдыхают только перед началом монолога или на больших паузах. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность (т.е. силу, гибкость, подвижность), которая в свою очередь изменяет тембр голоса.
Голоса, поставленные самой природой, встречаются редко. Каждый человек может «воспитать» голос, т. е. развить и укрепить.
Громкость – это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Громкость обычно уменьшается к концу высказывания. Более важные в смысловом отношении части предложения обычно более громки, чем малозначимые части предложения.
Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоят в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словами, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно.
Темп речи имеет большое значение для успеха выступления.
Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы: «За твоим языком не поспеешь босиком», «Строчит, как из пулемета», «Тысяча слов в минуту».
Быстрая речь требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, т.е. перестать слушать выступающего.
Нежелательна и замедленная речь. О ней народ говорит: «У него слово слову костыль подает», «Слово за словом на тараканьих ножках ползет», «Говорит, как воду цедит».
Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.
Лектору важно уметь изменять темп речи. Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, вывод), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряется.
Перечисленные интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность.
Выразительность речи - это одна из актуальнейших проблем нашегообщества. Для того, что быцеленаправленно действовать с целью улучшить свою речь, надо её осознаватькак самостоятельное явление действительности, хотя и неразрывно связанное сработой сознания, с той конкретной информацией, для выражения которой онопредназначено. Для этого надо знать и владеть приемами выразительной речи.
Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной.
3. Выразительность звучащей речи
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Типология выразительности пока, к сожалению, отсутствует. Пока можно высказать лишь некоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях. Одно из оснований — ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора Второе основание, более четкое, — структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и словообразовательная Качество выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные области языковой структуры.
Прежде
чем перейти к выразительности художественной
речи, необходимо отметить основные условия,
от которых зависит выразительность речи
человека.
Второе условие - неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.
Третье условие - хорошее знание языка, его выразительных возможностей.Такое знание редко достигается без помощи науки о языке. Вот почему желательно широкое лингвистическое просвещение.
Необходимо знать о звуках и их выразительных возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевуювыразитель-ность. Об образовании слов, о частях речи, о предложениях и ихчленах, об интонации, — но все под тем же углом зрения: выразительность!
Четвертое условие — хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей - так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Эта окрашенность предоставляет очень большие возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности.
Пятое условие - систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь.
4.Особенности звучащей речи
Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым
выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность
могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями.Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным. Припомним звукозапись, к которой иногда прибегают поэты, ассонансы и аллитерации, скандирование речи.
Лексическая система языка сложна и многолика Возможности постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности и ее типов.
А теперь перейдем к эпитетам, метафорам и другим средствам языка
Эпитет — художественное определение предмета, подчеркивающего его характерное свойство, а также придающее ему образность.(Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным)Это не слово в словаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетании деревянная полка прилагательное — не эпитет; всловосочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом. Эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жизненным опытом. Очень нужна семантическая и структурная типология эпитетов - по степени их близости к значению слова-определения и ассоциативной удаленности от него.
Метафора— употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии . (Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой). Это словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения. Если эпитет — не слово в словаре, а слово в речи, то тем более справедливоутверждение: метафора — не слово в словаре, а сочетание слов в речи. Можно вколачивать гвоздь в стену. Можно вколачивать мысли в голову — возникает метафора, грубоватая, но выразительная. В метафоре, три элемента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, т. е. о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях).
Чем больше усилий требует метафора для того, чтобы сознание превратило скрытое сравнение в открытое, тем выразительнее, очевидно, сама метафора.
Метафоризируются обычно глаголы и прилагательные, потому, что они чаще других частей речи оказываются в позиции сказуемого, а эта позиция, в свою очередь, нужна для «стыка», встречи двух значений, обозначающих сходные признаки двух предметов.
Метафора оказывает очень большое влияние на выразительность речи. Не случайно так велико ее место в речи художественной. И чем метафора свежее, непривычнее, тем она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство меры, логическая и эстетическая норма.
Качество ораторской речи может снизить однообразие метафор, использование шаблонных метафор, потерявших свою выразительность и эмоциональность, также чрезмерное изобилие метафор.
Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними(Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе).
Синекдоха – перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними(Пуще всего береги копейку)
Сравнение - сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами (Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит)
Олицетворение -приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ(Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами)
Литота - выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить)
Гипербола -образное выражение, содержащее непомерное преувеличение (Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны)
Аллегория - иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.
Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.
Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает речь живой, если не владеть секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь расставить, выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, подчеркнуть логическими ударениями, наконец, умело расставить паузы... На письме для этого служат знаки препинания, а в устной речи — эмфатическая интонация (от греч.эмфазис — указание, выразительность). Однако и то и другое определяется синтаксическими особенностями высказывания. Ведь синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Вот некоторые приемы «поэтического синтаксиса». Напряженность и выразительность речи усиливают риторические фигуры. Это прежде всего риторические восклицания: Тройка\ Птица- тройка\ (Н. Гоголь). К ним близки и риторические вопросы, которые представляют собой
вопросительные предложения, не требующие ответа: Быть или не быть? (У. Шекспир) вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению. Вспомним цепочку таких вопросов в стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта»:
Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный?
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным?
Зачем поверил он словам и ласкам ложным?
Он, с юных лет постигнувший людей?
В этих строчках использован и другой стилистический приемпараллелизм,то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, то придаетречи особую гармоничность. Не случайно и повторение словазачем в начале каждого простого предложения в этой конструкции: е д и н о начатие (или анафора) также подчеркивает упорядоченность построения высказывания. В параллельных синтаксических конструкциях используется и концовка (или эпифора) — повторение последних слов предложения, каких-то его частей. Например: «Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н.В. Гоголь).
Известен эллипсис— пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста:
Я за свечку — свечка в печку.
Я за книжку — та бежать... (К. Чуковский).