Теоретические основы развития творческого коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, поиском путей духовного возрождения России в условиях крупного города. При временной политической и экономической нестабильности переходного периода в нашем городе повышен интерес к сохранению и развитию культуры городского населения вообще и молодежи, как наиболее важной социализирующей его составной, в частности.
Цель работы состоит в выявлении механизм развития творческого коллектива социально- культурной сферы.
В качестве предмета исследования выбрана организация работы студенче¬ского клуба ВУЗа, как социально-культурной организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива……………………………………………………….….…….5
1.1. Сущностные и специфические признаки творчества
в культурно-досуговых учреждениях…………… ….……….………….5
1.2. Творческие способности участников творчества и технология их развития…………………………………………………………………….8
1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем……………16
Литература………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)

Высокое качество предоставляемых  населению культурных услуг.

Постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности.

Демократичность условий  включения личности в активную культурную деятельность.

Основные функции современного центра досуга, которые определяют его внутреннею структуру, связаны  со следующими направлениями деятельности:

организация и обеспечение  условий для проведения культурного  досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интересами и возможностями всех групп населения;

разработка и распространение  новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей сферы досуга в целом;

апробация, отработка  и внедрение новой техники, разрабатываемой  промышленностью для использования  в сфере досуга.

сальной средой, приближенной к жилью;

выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе клуба;

культивирование развлекательных  видов программ (танцевальных, аттракционых, компьютерных и т.д.);

приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов, особняков, досуговых сооружений, использование дворов, пристройки к действующим клубам и жилым домам;

использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий, непроезжих улиц;

создание специализированных клубов: туристов, молодоженов, собаководов, филателистов, нумизматов и т.д., организация любительских клубов и студий, дискотек, выставок.

В заключение следует  подчеркнуть, что:

модель культурной среды  выступает не только как упорядоченность, но и в качестве образного представления  культурного пространства культурно-досуговых  учреждений;

культурно-досуговое  учреждение и его культурная среда  представляют собой: художественно-эстетический объект, композиционную структуру, объект образного решения, художественного  творчества специалиста учреждения культуры;

принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой среды культурно-досуговых учреждений заключаются: в выявлении духовного содержания, сущности проектируемой культурно-досуговой среды, учете особенностей учреждения культуры, его функционально-культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры, его структуры и формы выражения.

Таким образом, в наше время происходит развитие положительных  тенденций по созданию культурно-досуговой  среды, адекватной современным социально-культурным потребностям общества. И современные культурно-досуговые центры должны стать носителями целостной культурно-досуговой среды. А она в свою очередь будет положительно влиять на характер и содержание всей деятельности по организации досуга и вызывать у людей потребность активного участия в ней.

При создании современных  досуговых программ в культурно-досуговых  центрах, должны учитываться не только психологические закономерности взаимодействия молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения, но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентаций людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного клубного учреждения. В этой связи продуктивно обращение к типологии форм поведения в досуге, разработанной авторитетными социологами, архитекторами с расчетом на максимальное сближение досуговых запросов населения и учреждений культуры.

Данную типологию можно  представить в виде следующей  таблицы:

Таблица № 3

Формы поведения в  досуге.

Типы ориентации поведения с точки зрения самоценностипредмета занятия

Формы ориентации поведенияс точки зрения определенности предмета занятия

Культурно - ориентированное

Социально – ориентированное

Рекреационно – ориентированное

Целевая

Поисковая


Рекреационно-ориентированное  поведение как тип досугового поведения предполагает восстановление биопсихических ресурсов личности, израсходованных  в сфере непроложенных обязанностей (на производстве, в быту и т.д.) здесь  часто не столь важен достигаемый  уровень владения той или иной деятельностью, сколько сугубо рекреационный, оздоровительный эффект, связанный со снятием утомления, получением ярких впечатлений, борьбой с гиподинамией, психофизиологическими перегрузками и т.д. К занятиям, где чаще реализуется такое поведение, можно отнести организуемые прогулки на природе, оздоровительные программы, игры, развлечения и т.д. Но это не означает, что данному типу досугового поведения (как и другим, рассматриваемым ниже) можно всегда однозначно приписать жесткий набор занятий. Например, для человека с развитым музыкальным вкусом рекреативный эффект может быть достигнут и при восприятии классической музыки. Речь может идти скорее о некоторой преобладающей тенденции заполнения «рекреационных ниш» оздоровительными и развлекательными программами. Но главная характеристика рекреационно-ориентированного поведения все ж не в этом.

Важна (независимо от состава  занятий) сама ориентация на собственное  здоровье, психологическое самочувствие, положительные эмоции. В сознании же человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном, оздоровительном досуге. Психические нагрузки неудержимо нарастают, каждому важно не переутомляться, а если такое случается, необходимо уметь быстро их снимать, восстанавливаться. По мнению специалистов, сегодня следует вести речь о привитии навыков психотренировки большинству населения. Особенно нуждаются в этих навыках люди, которые не научились регулировать свою активность и часто попадающие в стрессовые ситуации. В таких случаях незаменимы психотренировки, с помощью которых можно добиваться ощущения покоя, внутренней раскованности и уверенности в себе.

Можно утверждать, что  в силу социальных и экономических  причин (социальная напряженность, психофизические  перегрузки, неполная занятость части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную ориентацию, будет возрастать.

А игра как раз и  характеризуется развлекательностью, зрелищностью, эмоциональностью, расслаблением  и т.д. Каждая игра многофункциональна. В жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить творчески мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п.

Здесь человек выступает  свободным от природной зависимости  и способным самому выступать  как созидающий субъект, не подверженный какой-либо принудительности. Важная характеристика игры состоит в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Прелести игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.

Социально-ориентированное  поведение – досуговое поведение, основу которого составляет интерес  к другому человеку. Основная форма  реализации этого интереса – неформальное общение, не зависящее от тех или  иных “официальных” ролей в обществе ( в первую очередь от производственных ролей, обязанностей). именно эта ориентация является основным клубным “ферментом”, обеспечивающим возникновение и самосохранение клубных общностей, объединяющихся людей, их социально-культурной самоидентификации.

Неформальное досуговое  общение является основным способом приобщения к культурной деятельности, формированию личности, ее социализации в разных сферах жизнедеятельности. Это общение происходит не в жестких  ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Такие клубные объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными количествами (хореографическими, театральными и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально-насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В качестве характерных признаков таких клубов можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности, общественную направленность деятельности, слияние интересов личностных , общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями.

В организационном плане  к таким объединениям тяготеют «салоны», гостиные, клубы с фиксированным  социально-демографическим составом. Учитывая усиливающееся социальное расслоение общества, можно утверждать, что значение таких объединений будет возрастать.

Культурно-ориентированное  поведение – доминирует ориентация на приобретение знаний, умений и навыков  в том или ином виде досуговых  занятий. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы являются рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа новых учебных образований, создаваемых в клубе, являющихся «детищем перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования, бизнеса, стенографии и т.д.

Демократизация общественной жизни отразилась и в усилении ориентации на самостоятельный выбор  досуговых занятий, стремления освоить  новые технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления».

Такой вид досуговой  активности присущ людям, желающим в  совершенстве овладеть определенным определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г.Переславля имеет шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой, комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный экзамен. И только после этого он может считаться моряком.

Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового дизайна и т.д. Для их членов читают лекции специалисты, проводятся практические занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности.

Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлено в детско-подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре, центрах эстетического воспитания.

Кроме типов ориентации досугового поведения с точки  зрения самоценности предмета занятий  в ней представлены формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион, другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговой активности.

Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета досуговой деятельности порождает следующие сочетания:

Рекреационно-ориентированное  целевое поведение, т.е. ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.

Рекреационно-ориентированное  поисковое поведение – посещение  объекта развлечений, отдыха без  заранее намеченной программы.

Социально-ориентированное  целевое поведение – запланированный  заранее социальный контакт с  конкретной личностью, группой людей.

Социально-ориентированное  поисковое поведение – стремление завязать новые знакомства, расширить  социальные контакты.

Культурно-ориентированное  целевое поведение – посещение  заранее выбранной культурной программы.

Культурно-ориентированное поисковое поведение – стремление расширить свой кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее ориентации на конкретный вид занятия.

Безусловно, возможно и  сочетание всех этих типов ориентаций (их получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку «целевое-поисковое» поведение).

Пока же ограничимся  данным перечнем как исходной типологией досугового поведения, позволяющей  оценить типологию развития «клуба-общности», которая может применяться в  культурно-досуговых учреждениях:

Таблица № 4

Тип досугового

поведения

Тип клуба-общности

Соответствующий тип

клуба-учреждения

1.Рекреационно-ориентированное

целевое поведение

Подростковые клубы-

общности с развлекательной  направленностью;

любители какого-либо вида развлечений в группе;

-оздоровительный клуб  и т.д.

Клубное учреждение с  доминированием одного вида или родственных  видов рекреационных услуг (видеосалон, дискотека, оздоровительный комплекс и т.д.)

2.Рекреационно-

ориентированное

поисковое поведение

Временный игровой коллектив, возникающий в процессе посещения 

рекреационной 

развлекательной программы (например, команды участников игры)

Клубное учреждение с  набором различных видов рекреационных  услуг

(например, клуб-кафе,

развлекательный центр, “кабаре” и т.д.)

3.Социально-

ориентированное

целевое поведение

Социально-ориентиро-ванные клубы-общности, оформленные организационно (членство, программа, правовой статус)

Клубное учреждение, ориентированное  на однородный по какому-либо социально  демографическому признаку состав посетителей (по полу, возрасту, национальности, социальному положению, религиозному признаку)

4.Социально-

ориентированное

поисковое поведение

Социально-ориентиро-ванные клубы-общности, не оформленные организационо (объединенные, в основном, по образу жизни и социальным проблемам. (Например: «лимитчики» в городе)

Клубные учреждение, ориентированное  на взаимодействие разных социально-демографических  групп для решения общей социальной проблемы (например, клубы знакомств)

5.Культурно-

ориентированное

целевое поведение

-Коллектив самодеятельного  творчества;

-постоянная аудитория  просветительных, учебных программ

Клубное учреждение как  система кружков, студий, курсов

6.Культурно-

ориентированное

поисковое поведение

- дискуссионный клуб;

- «Клуб интересных встреч”

Клуб как система  кружков, студий, курсов

Информация о работе Теоретические основы развития творческого коллектива