Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 06:26, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, поиском путей духовного возрождения России в условиях крупного города. При временной политической и экономической нестабильности переходного периода в нашем городе повышен интерес к сохранению и развитию культуры городского населения вообще и молодежи, как наиболее важной социализирующей его составной, в частности.
Цель работы состоит в выявлении механизм развития творческого коллектива социально- культурной сферы.
В качестве предмета исследования выбрана организация работы студенче¬ского клуба ВУЗа, как социально-культурной организации.
Введение………………………………………………………….………3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива……………………………………………………….….…….5
1.1. Сущностные и специфические признаки творчества
в культурно-досуговых учреждениях…………… ….……….………….5
1.2. Творческие способности участников творчества и технология их развития…………………………………………………………………….8
1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем……………16
Литература………………………………………………………………...43
Высокое качество предоставляемых населению культурных услуг.
Постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности.
Демократичность условий включения личности в активную культурную деятельность.
Основные функции современного центра досуга, которые определяют его внутреннею структуру, связаны со следующими направлениями деятельности:
организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интересами и возможностями всех групп населения;
разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей сферы досуга в целом;
апробация, отработка
и внедрение новой техники, разрабатываемой
промышленностью для
сальной средой, приближенной к жилью;
выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе клуба;
культивирование развлекательных видов программ (танцевальных, аттракционых, компьютерных и т.д.);
приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов, особняков, досуговых сооружений, использование дворов, пристройки к действующим клубам и жилым домам;
использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий, непроезжих улиц;
создание специализированных клубов: туристов, молодоженов, собаководов, филателистов, нумизматов и т.д., организация любительских клубов и студий, дискотек, выставок.
В заключение следует подчеркнуть, что:
модель культурной среды выступает не только как упорядоченность, но и в качестве образного представления культурного пространства культурно-досуговых учреждений;
культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляют собой: художественно-эстетический объект, композиционную структуру, объект образного решения, художественного творчества специалиста учреждения культуры;
принципы создания композиционной структуры культурно-досуговой среды культурно-досуговых учреждений заключаются: в выявлении духовного содержания, сущности проектируемой культурно-досуговой среды, учете особенностей учреждения культуры, его функционально-культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры, его структуры и формы выражения.
Таким образом, в наше
время происходит развитие положительных
тенденций по созданию культурно-досуговой
среды, адекватной современным социально-
При создании современных досуговых программ в культурно-досуговых центрах, должны учитываться не только психологические закономерности взаимодействия молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения, но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентаций людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного клубного учреждения. В этой связи продуктивно обращение к типологии форм поведения в досуге, разработанной авторитетными социологами, архитекторами с расчетом на максимальное сближение досуговых запросов населения и учреждений культуры.
Данную типологию можно представить в виде следующей таблицы:
Таблица № 3
Формы поведения в досуге.
Типы ориентации поведения с точки зрения самоценностипредмета занятия |
Формы ориентации поведенияс точки зрения определенности предмета занятия |
Культурно - ориентированное Социально – ориентированное Рекреационно – ориентированное |
Целевая Поисковая |
Рекреационно-ориентированное
поведение как тип досугового
поведения предполагает восстановление
биопсихических ресурсов личности, израсходованных
в сфере непроложенных
Важна (независимо от состава занятий) сама ориентация на собственное здоровье, психологическое самочувствие, положительные эмоции. В сознании же человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном, оздоровительном досуге. Психические нагрузки неудержимо нарастают, каждому важно не переутомляться, а если такое случается, необходимо уметь быстро их снимать, восстанавливаться. По мнению специалистов, сегодня следует вести речь о привитии навыков психотренировки большинству населения. Особенно нуждаются в этих навыках люди, которые не научились регулировать свою активность и часто попадающие в стрессовые ситуации. В таких случаях незаменимы психотренировки, с помощью которых можно добиваться ощущения покоя, внутренней раскованности и уверенности в себе.
Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин (социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную ориентацию, будет возрастать.
А игра как раз и
характеризуется
Здесь человек выступает свободным от природной зависимости и способным самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо принудительности. Важная характеристика игры состоит в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Прелести игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.
Социально-ориентированное
поведение – досуговое
Неформальное досуговое общение является основным способом приобщения к культурной деятельности, формированию личности, ее социализации в разных сферах жизнедеятельности. Это общение происходит не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Такие клубные объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными количествами (хореографическими, театральными и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально-насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В качестве характерных признаков таких клубов можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности, общественную направленность деятельности, слияние интересов личностных , общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями.
В организационном плане
к таким объединениям тяготеют «салоны»,
гостиные, клубы с фиксированным
социально-демографическим
Культурно-ориентированное поведение – доминирует ориентация на приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговых занятий. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы являются рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа новых учебных образований, создаваемых в клубе, являющихся «детищем перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования, бизнеса, стенографии и т.д.
Демократизация общественной жизни отразилась и в усилении ориентации на самостоятельный выбор досуговых занятий, стремления освоить новые технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления».
Такой вид досуговой активности присущ людям, желающим в совершенстве овладеть определенным определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г.Переславля имеет шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой, комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный экзамен. И только после этого он может считаться моряком.
Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового дизайна и т.д. Для их членов читают лекции специалисты, проводятся практические занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности.
Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлено в детско-подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре, центрах эстетического воспитания.
Кроме типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности предмета занятий в ней представлены формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион, другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговой активности.
Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета досуговой деятельности порождает следующие сочетания:
Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.
Рекреационно-ориентированное
поисковое поведение –
Социально-ориентированное
целевое поведение –
Социально-ориентированное
поисковое поведение –
Культурно-ориентированное целевое поведение – посещение заранее выбранной культурной программы.
Культурно-ориентированное поисковое поведение – стремление расширить свой кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее ориентации на конкретный вид занятия.
Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов ориентаций (их получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку «целевое-поисковое» поведение).
Пока же ограничимся данным перечнем как исходной типологией досугового поведения, позволяющей оценить типологию развития «клуба-общности», которая может применяться в культурно-досуговых учреждениях:
Таблица № 4
Тип досугового поведения |
Тип клуба-общности |
Соответствующий тип клуба-учреждения |
1.Рекреационно-ориентированное целевое поведение |
Подростковые клубы- общности с развлекательной направленностью; любители какого-либо вида развлечений в группе; -оздоровительный клуб и т.д. |
Клубное учреждение с доминированием одного вида или родственных видов рекреационных услуг (видеосалон, дискотека, оздоровительный комплекс и т.д.) |
2.Рекреационно- ориентированное поисковое поведение |
Временный игровой коллектив, возникающий в процессе посещения рекреационной развлекательной программы (например, команды участников игры) |
Клубное учреждение с
набором различных видов (например, клуб-кафе, развлекательный центр, “кабаре” и т.д.) |
3.Социально- ориентированное целевое поведение |
Социально-ориентиро-ванные клубы-общности, оформленные организационно (членство, программа, правовой статус) |
Клубное учреждение, ориентированное на однородный по какому-либо социально демографическому признаку состав посетителей (по полу, возрасту, национальности, социальному положению, религиозному признаку) |
4.Социально- ориентированное поисковое поведение |
Социально-ориентиро-ванные клубы-общности, не оформленные организационо (объединенные, в основном, по образу жизни и социальным проблемам. (Например: «лимитчики» в городе) |
Клубные учреждение, ориентированное
на взаимодействие разных социально-демографических
групп для решения общей |
5.Культурно- ориентированное целевое поведение |
-Коллектив самодеятельного творчества; -постоянная аудитория
просветительных, учебных |
Клубное учреждение как система кружков, студий, курсов |
6.Культурно- ориентированное поисковое поведение |
- дискуссионный клуб; - «Клуб интересных встреч” |
Клуб как система кружков, студий, курсов |
Информация о работе Теоретические основы развития творческого коллектива