Теоретические основы развития творческого коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, поиском путей духовного возрождения России в условиях крупного города. При временной политической и экономической нестабильности переходного периода в нашем городе повышен интерес к сохранению и развитию культуры городского населения вообще и молодежи, как наиболее важной социализирующей его составной, в частности.
Цель работы состоит в выявлении механизм развития творческого коллектива социально- культурной сферы.
В качестве предмета исследования выбрана организация работы студенче¬ского клуба ВУЗа, как социально-культурной организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива……………………………………………………….….…….5
1.1. Сущностные и специфические признаки творчества
в культурно-досуговых учреждениях…………… ….……….………….5
1.2. Творческие способности участников творчества и технология их развития…………………………………………………………………….8
1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем……………16
Литература………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)

Все перечисленные характеристики центра досуга находятся в тесной взаимосвязи, обеспечивают и дополняют друг друга.

Обзор концепций центра досуга убедительно свидетельствует  о том, что они не могут быть уложены в «прокрустово ложе»  единого, типового проекта. Центр досуга, реально возникнув, будет постоянно  развиваться и обновлять свою модель и технологию, чтобы полнее соответствовать своему назначению.

Практически все из представленных концепций центра досуга должны пройти дальнейшее осмысление и доработку. Этот этап работы может идти одновременно (и чуть впереди) с накоплением практического опыта, живым творческим поиском ученых совместно с инициативными группами населения.

При создании современных  культурно – досуговых центров  важно учитывать, чтобы такой  центр представлял из себя полный комплекс услуг, необходимый для организации и обеспечения массового активного отдыха, развлечения, восстановления физических и духовных сил, способствующих формированию культуры досуга человека. При этом главными принципами, лежащими в основе концепции формирования центров досуга как учреждений культуры нового типа, являются требования целостности, полноты, доступности и непрерывности пространства и процесса досуговой деятельности, подтвержденных исследованиями и экспериментами.

В основе концепции лежит  модель рекреационной и досуговой деятельности, ставящая главной целью воспроизводство человека: творческих способностей, социальной активности и физических сил, необходимых в его основной жизнедеятельности.

В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение следующих целей:

удовлетворение потребностей всех социально-демографических групп  населения вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям;

предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому  из посетителей центра полной возможности реализации досуговой активности;

обеспечение поступательного  процесса включения населения в  современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования  свободного времени;

активизация деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.

Для достижения указанных  целей центры досуга выполняют следущие функции:

разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и мероприятий с постоянным обновлением и совершенствованием своей технической базы:

переподготовка специалистов для работы с новыми техническими средствами и осуществление соответствующих  досуговых программ;

прокат досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей как на базе самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и организаций.  

Прокатными площадками могут служить практически все  учреждения: клубы и дома культуры, кафе и рестораны, спортивные залы и стадионы, детские сады и школы, парки, концертные залы и т.д. Программы, подготовленные специалистами центра досуга, могут проводится как работниками самих центров, так и соответствующим образом обученными сотрудниками учреждений, прокатывающих эти программы на своей базе; апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой промышленностью для использования в сфере досуга.

Содержание деятельности центров досуга включает как необходимые  составляющие следующие виды занятий:

культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в театрализованное действие;

подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие  подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей всех возрастов;

оздоровительные мероприятия  по регуляции физической и психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;

логические игры, деловые  игры, имитирующие конфликтные и  проблемные ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;

аттракционы, развивающие  ловкость, координированность движений, внимание, реакцию;

досуговые церемонии  и ритуалы застолья, общения, танца, воссоздающие культурные нормы различных  народов мира.

Наряду с основными  функциональными элементами в деятельности центра присутствуют обеспечивающие подразделения:

информационно-распределительное, ориентирующее посетителя в выборе его индивидуальной программы отдыха в центре досуга;

экспериментально-постановочное, занимающееся разработкой новых  досуговых программ и определяющее политику его долговременных мероприятий;

творческие мастерские, объединяющие специалистов, работающих над отдельными проблемами обеспечения  и организации досуговой деятельности;

производственно-техническое, выполняющее функцию обеспечения  нормальной работы оборудования и оснащения  центра.

каждому направлению работы центра досуга соответствует специально оборудованный сектор, включающий ряд помещений оснащенных самой современной аппаратурой.

Разнообразие программ и полнота содержания досуговой  деятельности обеспечиваются единой системой преобразования среды, включающей музыкально-шумовое оформление, световую партитуру, трансформацию внутреннего пространства и т.д.

Важной отличительной  особенностью центра досуга как учреждения культуры нового типа является не только комплексность предлагаемых услуг, но и их качество, соответствующее высшим показателям мировых стандартов и обеспечиваемое современной техникой и технологией. Опережая по всем основным показателям деятельности другие учреждения общественного обслуживания, занимающиеся обеспечением и организацией досуга, центры досуга будут не только сохранять лидирующее положение по экономическим показателям, но и служить экспериментальной базой развития всей сферы досуга. Уникальность предлагаемых программ досуговой деятельности сделает центры не только самоокупаемыми, но и прибыльными предприятиями в сфере досуга. Для обеспечения высшего уровня привлекательности центра досуга потребуется оснастить его полным набором как современнейших технических средств, с которыми население столкнется лишь здесь.

Пространственное решение, техническое вооружение, хозяйственно-правовое, экономическое обеспечение деятельности – первые шаги в формировании центра досуга как учреждения культуры нового типа. Необходимым шагом к его активному функционированию является подготовка кадров, обеспечивающих и осуществляющих деятельность центров досуга. Для формирования системы центров досуга к работе в них будут привлекаться специалисты разных областей деятельности: педагоги, психологи, художники, режиссеры, методисты, менеджеры и др. Потребуется совершить процесс переориентации работника учреждения культуры из узкопрофессиональной позиции на комплексный, системный подход к собственной деятельности.

Такой специалист должен будет освоить практически:

культуру досуговой  деятельности во всей полноте ее содержания и во всех ее аспектах;

все современные технические  средства, используемые как для непосредственного  обслуживания посетителей центров, так и для обеспечения условий  их деятельности, для подготовки и  разработки досуговых программ;

методы ведения досуговых  программ с соблюдением всех принципов  их реализации;

искусство общения в  условиях свободного выбора посетителями программ их собственной деятельности;

логику разработки и  постановки новых досуговых программ;

методику организации  деятельности творческих мастерских, формирования постоянного актива посетителей центра досуга.

Осуществление поиска нестандартных  подходов и решений, который связан с тем, что досуговые занятия  современного социума в силу дифференциации интересов и запросов молодежи и всего населения в целом уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

Ярко выраженная социальная открытость культурных центров находит  отражение в создании зон и  секторов свободного общения, любительства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижений детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности.

Зоны любительства и  мастерства, где каждому жителю социума  гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков, а возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разно профильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей Среды они способствуют социализации их досуга через укрепления и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры внедряют в практику с социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмом общения: «семья – дети», «семья – семья», «дети – дети», «дети – подростки – взрослые». Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери; Дни отца; Дни бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы-состязания; «Спортивная семья»; «Музыкальная семья»; «Семья-эрудит» и др.; конкурсы семейных, родительских газет; ярмарки-распродажи семейных поделок; читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и т.д.

На базе культурных центров  функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных  семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется множество  форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.  

Здесь уместно рассказать об опыте городского культурного  центра «Смена» северо-восточного округа города Москвы. Сотрудники этого центра нашли свой выход из кризисной ситуации. Создали единую перспективную программу действий, чтобы преодолеть инерцию мероприятий и малохудожественной самодеятельности.

Одной из первых была программа  музыкально хореографической гостиной «Альбом Чайковского», ставшая по существу, синтезом всех муз (музыки, хореографии, поэзии, театра). Все соответствующие клубные коллективы были задействованы в общий круг творчества. Следующая программа посвящалась великим русским композиторам в органичной связи с великой русской поэзией: Свиридов-Пушкин, Свиридов-Есенин, Рахманинов, Скрябин, Серебряный век.

Открыли новые направления  в работе, стала возможной организация  службы социально-психологической  помощи подросткам, разработали единые учебно-творческие программы занятий детей с ориентацией на познавательную доминанту, пришли и ветераны. Постепенно все от 3-х до 70-ти лет – чувствовали себя в общем доме.

Директор этого Культурного  центра Никифорова Е., считает, что именно высокие технологии сегодня крайне необходимы в гуманитарной сфере, и, конечно, в нашей клубной практике. Схема, на мой взгляд, проста: идея (концепция) – программа – механизм реализации (современные и совершенные методы обеспечения).

Конечно же, генератором  такой технологии является человек. В свое время пришел в «Смену» опытнейший актер и режиссер, подлинно интеллигентный человек Е.А.Иванов с идеей и концепцией создания исторического детско-юношеского театра. Предложил программу учебы ребят по истории театра от античности до русского классического театра, а также в организации постановок спектаклей в сотворчестве с музыкальными танцевальными коллективами, с клубом поэзии. И не только предложил программу, а взял на себя всю полноту ответственности за ее практическое воплощение «Она реализуется благодаря организационному и материальному обеспечению, постоянному анализу и контролю выполнения».

Коллектив Культурного  центра «Смена» понимает, что культура не обслуживает население, но формирует  человека, его жизненные и гражданские  идеалы, нравственные чувства. Она делает личность своим субъектом.

«Не надо забывать, что  дети и подростки, юноши и девушки, добровольно приходящие в клуб, вовлечены  в процесс воспитания, а оно  и есть погружение человека в культурное поле социума, в котором происходит “прививка” культуры труда, поведения, отношений».

Одним из подразделений  городского культурного центра является центр социально-психологической  помощи подросткам «Перекресток», который  работает в плане социально-психологической  реабилитации «трудных» детей и подростков уже в течении семи лет. Под активным патронажем сегодня находится 90 детей и подростков группы социального риска 12-19 лет. Они повседневно находятся в поле зрения и внимания. И они знают, что их не забыли, и придут к ним на помощь.

Идеологией этого центра являются принципы гуманизма, социальной справедливости, гуманитаризации воспитания. «Основная наша задача состоит в том, чтобы дать возможность осознать и почувствовать всем «трудным» детям и подросткам, что они не отбросы общества, что они люди, личности нужные отечеству, что у каждого есть будущее.

Основной педагогический принцип – это чуть-чуть полюбить ребенка – и откроется его  душа, и засветится в ней искорки  Веры, Надежды, Любви».

Вся работа по социально-психологической  реабилитации «трудных» подростков строится на основе 10 программ. Вот лишь некоторые из них:

«Старший друг», или  семейная программа предусматривает  осуществления семейного патронажа, систематическое посещение социальным педагогом или психологом неблагополучных  семей с целью обучения родителей и детей правильным взаимоотношениям. Ведь зачастую проблема ребенка – это, прежде всего, проблема родителей.

«Школа выживания» - эта  программа дает специальные знания о том, как выжить не только в условиях природы, но и в городской среде, как не поддаться панике, уметь сказать «нет», как избежать драки, как поступать в незнакомом коллективе. 

-«Право и дети»  - программа, направленная на оказание  юридической помощи несовершеннолетним, их родителям.

«Терапия искусством» - программа связана с обогащением эмоционального мира ребенка, приобщением к прекрасному. Здесь ребята знакомятся с творениями великих художников, и с творчеством театральных, музыкальных, танцевальных и хоровых коллективов Культурного центра «Смена» и сами участвуют в художественной самодеятельности.

Если сказать обобщенно, то в реализации всех программ центр  проповедует педагогику социума  «Мир вокруг ребенка» со всеми его  прелестями и невзгодами, истинами и противоречиями. Эта педагогика способствует постижению будущими гражданами смысла и ценности жизни.

Информация о работе Теоретические основы развития творческого коллектива