Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 06:26, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, поиском путей духовного возрождения России в условиях крупного города. При временной политической и экономической нестабильности переходного периода в нашем городе повышен интерес к сохранению и развитию культуры городского населения вообще и молодежи, как наиболее важной социализирующей его составной, в частности.
Цель работы состоит в выявлении механизм развития творческого коллектива социально- культурной сферы.
В качестве предмета исследования выбрана организация работы студенче¬ского клуба ВУЗа, как социально-культурной организации.
Введение………………………………………………………….………3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива……………………………………………………….….…….5
1.1. Сущностные и специфические признаки творчества
в культурно-досуговых учреждениях…………… ….……….………….5
1.2. Творческие способности участников творчества и технология их развития…………………………………………………………………….8
1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем……………16
Литература………………………………………………………………...43
Все перечисленные характеристики центра досуга находятся в тесной взаимосвязи, обеспечивают и дополняют друг друга.
Обзор концепций центра досуга убедительно свидетельствует о том, что они не могут быть уложены в «прокрустово ложе» единого, типового проекта. Центр досуга, реально возникнув, будет постоянно развиваться и обновлять свою модель и технологию, чтобы полнее соответствовать своему назначению.
Практически все из представленных концепций центра досуга должны пройти дальнейшее осмысление и доработку. Этот этап работы может идти одновременно (и чуть впереди) с накоплением практического опыта, живым творческим поиском ученых совместно с инициативными группами населения.
При создании современных культурно – досуговых центров важно учитывать, чтобы такой центр представлял из себя полный комплекс услуг, необходимый для организации и обеспечения массового активного отдыха, развлечения, восстановления физических и духовных сил, способствующих формированию культуры досуга человека. При этом главными принципами, лежащими в основе концепции формирования центров досуга как учреждений культуры нового типа, являются требования целостности, полноты, доступности и непрерывности пространства и процесса досуговой деятельности, подтвержденных исследованиями и экспериментами.
В основе концепции лежит модель рекреационной и досуговой деятельности, ставящая главной целью воспроизводство человека: творческих способностей, социальной активности и физических сил, необходимых в его основной жизнедеятельности.
В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение следующих целей:
удовлетворение потребностей
всех социально-демографических
предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра полной возможности реализации досуговой активности;
обеспечение поступательного процесса включения населения в современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного времени;
активизация деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.
Для достижения указанных целей центры досуга выполняют следущие функции:
разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и мероприятий с постоянным обновлением и совершенствованием своей технической базы:
переподготовка специалистов
для работы с новыми техническими
средствами и осуществление
прокат досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей как на базе самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и организаций.
Прокатными площадками могут служить практически все учреждения: клубы и дома культуры, кафе и рестораны, спортивные залы и стадионы, детские сады и школы, парки, концертные залы и т.д. Программы, подготовленные специалистами центра досуга, могут проводится как работниками самих центров, так и соответствующим образом обученными сотрудниками учреждений, прокатывающих эти программы на своей базе; апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой промышленностью для использования в сфере досуга.
Содержание деятельности центров досуга включает как необходимые составляющие следующие виды занятий:
культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в театрализованное действие;
подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей всех возрастов;
оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;
логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;
аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание, реакцию;
досуговые церемонии и ритуалы застолья, общения, танца, воссоздающие культурные нормы различных народов мира.
Наряду с основными функциональными элементами в деятельности центра присутствуют обеспечивающие подразделения:
информационно-
экспериментально-
творческие мастерские,
объединяющие специалистов, работающих
над отдельными проблемами обеспечения
и организации досуговой
производственно-техническое,
выполняющее функцию
каждому направлению работы центра досуга соответствует специально оборудованный сектор, включающий ряд помещений оснащенных самой современной аппаратурой.
Разнообразие программ и полнота содержания досуговой деятельности обеспечиваются единой системой преобразования среды, включающей музыкально-шумовое оформление, световую партитуру, трансформацию внутреннего пространства и т.д.
Важной отличительной особенностью центра досуга как учреждения культуры нового типа является не только комплексность предлагаемых услуг, но и их качество, соответствующее высшим показателям мировых стандартов и обеспечиваемое современной техникой и технологией. Опережая по всем основным показателям деятельности другие учреждения общественного обслуживания, занимающиеся обеспечением и организацией досуга, центры досуга будут не только сохранять лидирующее положение по экономическим показателям, но и служить экспериментальной базой развития всей сферы досуга. Уникальность предлагаемых программ досуговой деятельности сделает центры не только самоокупаемыми, но и прибыльными предприятиями в сфере досуга. Для обеспечения высшего уровня привлекательности центра досуга потребуется оснастить его полным набором как современнейших технических средств, с которыми население столкнется лишь здесь.
Пространственное решение, техническое вооружение, хозяйственно-правовое, экономическое обеспечение деятельности – первые шаги в формировании центра досуга как учреждения культуры нового типа. Необходимым шагом к его активному функционированию является подготовка кадров, обеспечивающих и осуществляющих деятельность центров досуга. Для формирования системы центров досуга к работе в них будут привлекаться специалисты разных областей деятельности: педагоги, психологи, художники, режиссеры, методисты, менеджеры и др. Потребуется совершить процесс переориентации работника учреждения культуры из узкопрофессиональной позиции на комплексный, системный подход к собственной деятельности.
Такой специалист должен будет освоить практически:
культуру досуговой деятельности во всей полноте ее содержания и во всех ее аспектах;
все современные технические средства, используемые как для непосредственного обслуживания посетителей центров, так и для обеспечения условий их деятельности, для подготовки и разработки досуговых программ;
методы ведения досуговых программ с соблюдением всех принципов их реализации;
искусство общения в условиях свободного выбора посетителями программ их собственной деятельности;
логику разработки и постановки новых досуговых программ;
методику организации деятельности творческих мастерских, формирования постоянного актива посетителей центра досуга.
Осуществление поиска нестандартных подходов и решений, который связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов молодежи и всего населения в целом уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.
Ярко выраженная социальная открытость культурных центров находит отражение в создании зон и секторов свободного общения, любительства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижений детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности.
Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков, а возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.
Несмотря на различия в содержании и подходах, разно профильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей Среды они способствуют социализации их досуга через укрепления и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры внедряют в практику с социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмом общения: «семья – дети», «семья – семья», «дети – дети», «дети – подростки – взрослые». Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери; Дни отца; Дни бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы-состязания; «Спортивная семья»; «Музыкальная семья»; «Семья-эрудит» и др.; конкурсы семейных, родительских газет; ярмарки-распродажи семейных поделок; читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и т.д.
На базе культурных центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.
Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.
Здесь уместно рассказать об опыте городского культурного центра «Смена» северо-восточного округа города Москвы. Сотрудники этого центра нашли свой выход из кризисной ситуации. Создали единую перспективную программу действий, чтобы преодолеть инерцию мероприятий и малохудожественной самодеятельности.
Одной из первых была программа музыкально хореографической гостиной «Альбом Чайковского», ставшая по существу, синтезом всех муз (музыки, хореографии, поэзии, театра). Все соответствующие клубные коллективы были задействованы в общий круг творчества. Следующая программа посвящалась великим русским композиторам в органичной связи с великой русской поэзией: Свиридов-Пушкин, Свиридов-Есенин, Рахманинов, Скрябин, Серебряный век.
Открыли новые направления в работе, стала возможной организация службы социально-психологической помощи подросткам, разработали единые учебно-творческие программы занятий детей с ориентацией на познавательную доминанту, пришли и ветераны. Постепенно все от 3-х до 70-ти лет – чувствовали себя в общем доме.
Директор этого Культурного центра Никифорова Е., считает, что именно высокие технологии сегодня крайне необходимы в гуманитарной сфере, и, конечно, в нашей клубной практике. Схема, на мой взгляд, проста: идея (концепция) – программа – механизм реализации (современные и совершенные методы обеспечения).
Конечно же, генератором такой технологии является человек. В свое время пришел в «Смену» опытнейший актер и режиссер, подлинно интеллигентный человек Е.А.Иванов с идеей и концепцией создания исторического детско-юношеского театра. Предложил программу учебы ребят по истории театра от античности до русского классического театра, а также в организации постановок спектаклей в сотворчестве с музыкальными танцевальными коллективами, с клубом поэзии. И не только предложил программу, а взял на себя всю полноту ответственности за ее практическое воплощение «Она реализуется благодаря организационному и материальному обеспечению, постоянному анализу и контролю выполнения».
Коллектив Культурного центра «Смена» понимает, что культура не обслуживает население, но формирует человека, его жизненные и гражданские идеалы, нравственные чувства. Она делает личность своим субъектом.
«Не надо забывать, что дети и подростки, юноши и девушки, добровольно приходящие в клуб, вовлечены в процесс воспитания, а оно и есть погружение человека в культурное поле социума, в котором происходит “прививка” культуры труда, поведения, отношений».
Одним из подразделений
городского культурного центра является
центр социально-
Идеологией этого центра являются принципы гуманизма, социальной справедливости, гуманитаризации воспитания. «Основная наша задача состоит в том, чтобы дать возможность осознать и почувствовать всем «трудным» детям и подросткам, что они не отбросы общества, что они люди, личности нужные отечеству, что у каждого есть будущее.
Основной педагогический принцип – это чуть-чуть полюбить ребенка – и откроется его душа, и засветится в ней искорки Веры, Надежды, Любви».
Вся работа по социально-психологической реабилитации «трудных» подростков строится на основе 10 программ. Вот лишь некоторые из них:
«Старший друг», или
семейная программа предусматривает
осуществления семейного
«Школа выживания» - эта программа дает специальные знания о том, как выжить не только в условиях природы, но и в городской среде, как не поддаться панике, уметь сказать «нет», как избежать драки, как поступать в незнакомом коллективе.
-«Право и дети»
- программа, направленная на
«Терапия искусством» - программа связана с обогащением эмоционального мира ребенка, приобщением к прекрасному. Здесь ребята знакомятся с творениями великих художников, и с творчеством театральных, музыкальных, танцевальных и хоровых коллективов Культурного центра «Смена» и сами участвуют в художественной самодеятельности.
Если сказать обобщенно, то в реализации всех программ центр проповедует педагогику социума «Мир вокруг ребенка» со всеми его прелестями и невзгодами, истинами и противоречиями. Эта педагогика способствует постижению будущими гражданами смысла и ценности жизни.
Информация о работе Теоретические основы развития творческого коллектива