Теоретические основы развития творческого коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, поиском путей духовного возрождения России в условиях крупного города. При временной политической и экономической нестабильности переходного периода в нашем городе повышен интерес к сохранению и развитию культуры городского населения вообще и молодежи, как наиболее важной социализирующей его составной, в частности.
Цель работы состоит в выявлении механизм развития творческого коллектива социально- культурной сферы.
В качестве предмета исследования выбрана организация работы студенче¬ского клуба ВУЗа, как социально-культурной организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива……………………………………………………….….…….5
1.1. Сущностные и специфические признаки творчества
в культурно-досуговых учреждениях…………… ….……….………….5
1.2. Творческие способности участников творчества и технология их развития…………………………………………………………………….8
1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем……………16
Литература………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)

Анализ деятельности культурно-досугового учреждения показывает, что в практике наименее распространены поисковые досуговые программ.

Между тем, значительная часть населения ориентирована  в первую очередь на них. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе культурно-досугового учреждения, создавая многоступенчатую систему клубного обслуживания по двум основаниям: от рекреации через социальную к культурной активности и от поисковых к целевым формам досугового поведения. При этом вовсе не обязательно, чтобы каждый посетитель прошел все этапы (для некоторых достаточно и разового участия в отдельных типах досуговых программ).

Важно, чтобы все эти  возможности были представлены в  одном или ином регионе, городе, селе, обеспечивая сохранение демократических начал в организации культурно-досуговой деятельности.

Нельзя не отметить, что  некоторые развитые любительские объединения  предоставляют своим членам одновременно все виды досугового поведения, представленные в таблице. Но, к сожалению, они часто могут благополучно существовать и вне клубных учреждений, а также являются достаточно уникальным явлением, если соответствуют своему названию. Необходимо наличие разветвленной клубной сети, предполагающей специализацию входящих в нее учреждений в зависимости от характера социокультурных ориентаций местных жителей.

В зависимости от местных  условий возможно и объединение  различных типов клубов-учреждений в единые культурно-досуговые центры, комплексы. Предположенная же типология не претендует на всеобщий норматив, является скорее выражением некоторых общих тенденций культурно-досуговой деятельности.

Подводя итог в рассмотрении основных функций и характеристик  современных культурно-досуговых  центров, еще раз отметим, что они выступают как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. И постоянно должны заботится о качественном улучшении содержания и форм своей деятельности. Для того чтобы этого достигнуть необходимо отказаться от заорганизованности однообразия и шаблонности культурно-досуговых форм. В основу деятельности положить структуру и характер запросов молодежи. А также постоянно стремиться разрабатывать и включать в практику новые, нетрадиционные и нестандартные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодых людей. Отсутствие этих форм во многих культурно-досуговых центрах отрицательно сказывается на их престиже у населения.

Глава 2 Анализ деятельности культурно – досуговых  центров по организации досуга молодежи

2.2. Содержание  деятельности ООО «Культурный  центр» по организации досуга  молодежи.

Культурно-досуговой  центр только тогда привлекает людей, вызывают у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, привлекательны и доступны. Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга.

Примером такого учреждения культуры является ООО «Культурный центр» города Переславля-Залесского Ярославской области, открывшийся в феврале 1989 года. Он был создан для более полного удовлетворения культурных и духовных запросов рабочих и служащих Компании «Славич» в сфере свободного времени, в целях формирования высокого эффективной среды культурного досуга. Исходя из классификаций и разновидностей современных культурных центров, можно сказать, что «Культурный центр» относится к многопрофильному культурно-досуговому центру.

Культурный центр - это  новое современное здание включает в себя два прекрасных фойе, просторные кружковые комнаты, и несколько  больших залов:

зрительный на 500 мест, где демонтируются фильмы, проходят собрания и конференции работников Компании «Славич» и других организаций, проводятся все концертные, театрализованные, развлекательные мероприятия Культурного центра;

диско-зал, где проводятся дискотеки для подростков и молодежи, большие игровые и конкурсные программы;

банкетный зал – здесь  проходят вечера отдыха, дни рождения, юбилеи, свадьбы;

спортивный зал –  проводятся занятия шейпингом и  секция УШУ;

большой танцевальный зал, где проводятся конкурсы бального танца, гостиные;

так же культурный центр  включает в себя музей трудовой и  боевой славы, предприятия.

Структура Культурного  центра основана на взаимодействии полупрофессионального  труда организаторов в лице штатных  работников, педагогов, режиссеров с  одной стороны, а с другой деятельности всех участников – и детей, подростков, молодежи и взрослых.

До недавнего времени  Культурный центр являлся структурным  подразделением ОАО «Компании Славич» - цехом № 36 , и находился на балансе  компании, т.е. коммунальные услуги, заработную плату, и проведение основных мероприятий  оплачивала «Компания». А с 1 января 1999 года Культурный центр стал обществом с ограниченной ответственностью, учредителем которого является ОАО “Компания Славич”.

Общество имеет статус юридического лица, свой расчетный  счет и печать. В штате работает 35 человек, 15 из которых – творческие работники.

Экономическую основу деятельности центра составляет хозяйственный механизм, включающий использование внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений  от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг и арендной платы.

Культурный центр предоставляет  населению широкий выбор досуговых  занятий: работает целый ряд различных  кружков как детских, подростковых так и взрослых (Приложение № 1), проводятся самые разнообразные мероприятия: игровые программы, концерты, спектакли, дискотеки, вечера отдыха и др.

Культурный центр имеет  преимущественно иной, более высокий  по сравнению с другими учреждениями культуры нашего города уровень материально-технического обеспечения. В центре имеется современная световая и звуковая и видео-аппаратура (сканеры, мини-сканеры, дым-машины, музыкальные центры, СД-фейдер). А так же два компьютера, с их помощью записываются высококачественные музыкальные фонограммы, озвучиваются мероприятия, изготавливаются цветные мини-афиши и пригласительные билеты (см. Приложение № 2). В планах подключение к интернету, что позволит усовершенствовать деятельность благодаря новой информации.

Анализируя опыт разных современных культурно-досуговых  учреждений, убеждаешься в том, что сейчас ни одна из подобных организаций не может выжить без развития платных услуг. Таким образом – это общая тенденция, характерная для всех учреждений культуры без исключения. Нужно заметить, что все более расширяющиеся платные услуги – это не способ зарабатывания денег для этого учреждения, а способ его выживания. Перед Культурным центром эта проблема стояла не так остро, пока он являлся цехом завода и основное финансирование производило ОАО «Компания Славич». А вот с 1999 года, когда Культурный центр стал обществом с ограниченной ответственностью, перед коллективом встали новые задачи: как жить без дотаций, как зарабатывать себе зарплату, как продавать такой товар как культура, досуг, не изменяя принципам, какие вводить новые, интересные формы досуга, каких спонсоров можно заинтересовать, как производить ремонт здания?

Начали искать выходы. Допустим, нет ничего плохого в  том, что некоторые организации  или фирмы арендуют в Культурном центре небольшие помещения под  свои офисы. Ведь аренда помещений – это нелишние финансовые влияния в общую культурно-досуговую деятельность центра, также Культурный центр организует и краткосрочную аренду своих помещений и залов для проведения различных творческих проектов, проводит мероприятия на заказ, старается приглашать известных артистов. К участию в финансировании популярных мероприятий и конкурсов привлекаются спонсоры. В первую очередь это «Компания Славич», завод ЛИТ и др. предприятия и организации города. Осуществляется ряд следующих платных услуг:

работа кружков и коллективов;

прокат сценических  костюмов и театрального реквизита;

изготовление копий  звукозаписей фонограммы концертов  и спектаклей;

составление и разработка сценариев на заказ;

организация творческих выставок в музее;

демонстрация кинофильмов;

проведение свадеб, юбилеев  и других торжеств;

в планах открытия бильярдной комнаты;

организация - проведение дискотеки.

Чуть подробнее остановимся  на дискотеках.

Одним из самых распространенных среди молодежи видов досуговой  деятельности, отдыха, развлечения является дискотека. Она же выступает и как одна из популярнейших форм самодеятельного творчества. В этом качестве дискотека обладает рядом несомненных достоинств: она ставит перед самодеятельным творческим коллективом целый комплекс разнообразных творческих задач, стимулирует проявление организаторских способностей, открывает широкое поле для технического творчества, изобретательства, развивает познавательную активность, художественное чутье, музыкальность, режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и др. Иными словами, участие в творческом коллективе дискотеки требует известного универсализма и его расширению способствует. Это делает ее одним из средств формирования гармонически развитой личности. Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы самодеятельных дискотек было больше.

Но дискотека формирует  личность не только участника творческого  коллектива. Она – средство идейно-эстетического  воспитания всех ее посетителей. Аудитория  сегодняшней дискотеки огромна, она включает практически целое  поколение молодежи, а также людей иных возрастов.

Дискотека возникла из глубин самодеятельного творчества. К моменту  ее появления просто не существовало того профессионального образца, на который, она могла бы ориентироваться. Этот образец складывался постепенно, как выстраданный результат самодеятельных творческих исканий. Характерно, что первые опыты теоретического и методического осмысления практических поисков в этой области также принадлежат перу самодеятельных энтузиастов; некоторые из них выросли впоследствии в профессионалов дискотеки. Серьезно обогатили ее творческий багаж профессионалы, работающие в близких по характеру сферах деятельности, прежде всего режиссеры. Одни как практики дискотеки (М.Копелев), другие и как педагоги-методисты-теоретики (В.Царев, Э.Рыжик), они ввели в оборот дискотечного дела знания, накопленные в других областях творческой деятельности задолго до рождения дискотеки.

Существенной особенностью дискотеки является ее обращенность к событиям дня, прежде всего к  явлениям музыкальной жизни. Молодежь идет в дискотеку, помимо всего прочего, еще и ради того, чтобы получить свежую информацию о новинках эстрады, рок-музыки, услышать не только любимые мелодии, но и новые, еще ни разу не слышанные, получить квалифицированный комментарий, узнать нечто интересное о певцах, композиторах, группах. «Отвечать на эту потребность – функция дискотеки.

С самого возникновения  дискотеки стали для молодежи своеобразным информационным центром  молодежной музыки, клубом музыкальных  новостей. Диск-жокеи (как они тогда именовались) играли роль самодеятельных информаторов, обозревателей, комментаторов. Одним из главных направлений в их деятельности стал поиск, сбор, систематизация новой информации. Недаром «предками» дискотеки по праву считаются радио и телевидение. Именно от них она унаследовала эту свои информаторскую суть.

Правильная постановка дискотечного дела предполагает централизованную систему оперативного сбора необходимой  информации, ее быстрой обработки  и рассылки на места, авторам программ и ведущим дискотек. Кроме того, следует помнить, что дискотека призвана не только реагировать на события музыкальной жизни мирового и российского масштаба, но и освещать текущие вопросы жизни (в том числе и музыкальной) на местах. Здесь уже централизованная информационная служба не поможет, зато очень полезен оперативный контакт дискотек с местными редакциями радио, телевидения, газет, т.е. всех местных средств массовой информации. Лишь в этом случае дискотека сможет полноценным образом выполнять присущую ей функцию одного из каналов массовой информации. Есть у этого канала свои особенности: направленность преимущественно на молодежную аудиторию; высокий удельный вес новостей музыкальной жизни; наличие живого контакта ведущего с аудиторией; самодеятельный характер. Эти особенности необходимо постоянно учитывать.

Одной из постоянных тем  дископрограмм, как тематических, так  и танцевально-развлекательных, выступают  новости музыкальной жизни. Информацию такого рода можно получать из газетных и журнальных публикаций (как отечественных, так и зарубежных), из радио и телепередач. Процесс этот, однако, достаточно трудоемкий, требующий не только больших затрат времени, но и квалификации, которой авторы и ведущие дискотечных программ не всегда обладают. Поэтому концентрированная подборка свежей информации, снабженной квалифицированным комментарием, оказывается очень полезной. 

Большую часть дохода мы получаем на проведения подростковых («Хит-Топ») и молодежных («Вечерний  экспресс») дискотек. Здесь важно  отметить, что дискотека – это одно из самых популярных платных развлечений предлагаемых в Культурном центре. В 2002 году в Культурном центре открылся ночной клуб «Армада». Профессиональные ди-джеи подбирают репертуар, в котором сочетается российская и зарубежная современная музыка, а также мелодии прошлых лет, оформляют зал по тематике вечера, подбирают костюмы для танцевальной группы, информируют подростков и молодежь о новостях музыкальной жизни, особенностях тех или иных групп и исполнителей. В праздничные дни на дискотеках организуются мини-концерты и интересные конкурсы, для выступлений приглашаются известные российские звезды – Лика Стар, группа 140 ударов в минуту. Посещаемость дискотеки за последний год возросла.

Информация о работе Теоретические основы развития творческого коллектива