Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 06:26, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, поиском путей духовного возрождения России в условиях крупного города. При временной политической и экономической нестабильности переходного периода в нашем городе повышен интерес к сохранению и развитию культуры городского населения вообще и молодежи, как наиболее важной социализирующей его составной, в частности.
Цель работы состоит в выявлении механизм развития творческого коллектива социально- культурной сферы.
В качестве предмета исследования выбрана организация работы студенче¬ского клуба ВУЗа, как социально-культурной организации.
Введение………………………………………………………….………3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива……………………………………………………….….…….5
1.1. Сущностные и специфические признаки творчества
в культурно-досуговых учреждениях…………… ….……….………….5
1.2. Творческие способности участников творчества и технология их развития…………………………………………………………………….8
1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем……………16
Литература………………………………………………………………...43
Только один пример – девочка Лена находилась на реабилитации 5 лет, до этого прошла путь от воровства до наркотиков. Благодаря открытию с помощью центра подлинных ценностей этого мира обрела себя. Поступила в институт. По окончании собирается работать психологом в Центре. Активно участвует в осуществлении волонтерской программы.
Этот опыт можно признать удачным потому что сотрудники Культурного центра «Смена» смогли из запущенного клуба, где работают всего 10 самоокупаемых кружков для детей, на основе взаимодействия, доброжелательности и перспективной программы действий, создать многопрофильный культурный центр. Где сегодня работает 90 художественно-творческих подразделений, 60% которых работают на бесплатной основе.
Этот коллектив стремится совершенствовать свою деятельность, но тоже испытывают затруднения: до сих пор продолжаются силовые методы «управления», мешают зарабатывать деньги на развитие, работа подразделения «Перекресток» (центр социально-психологической реабилитации) строится на энтузиазме работников Культурного центра «Смена», и почему- то считается каким-то “второстепенным” и не вписывается в столичную программу «Дети улицы».
Опытом работы Культурный центр «Смена» поделилась на страницах журнала “Клуб” № 10,1998г., директор Е.Никифорова и руководитель центра социально-психологической помощи подросткам, П.Ф.Либемсон.
Этот опыт как нельзя лучше показывает, что сегодня современные Культурные центры должны быть многопрофильными, и нести в себе социальную направленность.
Городской «Культурный
центр» города Пскова делится своим
опытом в журнале «Встреча» №
6 за 1998 год. И предлагает организовать
во всех культурно-досуговых
Пушкиниана (модель)
Постоянный поэтический конкурс на лучшее чтение стихов А.С.Пушкина. Он был организован под девизом к 200-летию со дня рождения Великого российского поэта. А на Псковщине такой цикл просто обязан быть всегда.
Участвуют: все желающие – школы, ГПТУ, техникумы, институты, просто жители города, независимо от возраста и положения.
На вечере можно читать:
любые произведения до 5-20 минут по времени;
стихи А.С.Пушкина;
стихи о Пушкине;
стихи поэтов времен А.С.Пушкина;
стихи собственного сочинения…
Победитель получает: Диплом за участие и книгу в подарок.
Конкурс проводится постоянно, в одно и то же время, с периодичностью два раза в месяц.
Вечера по продолжительности не более 2-3 часов.
Клубные выставки (модель)
Постоянно действующий комитет по организации выставок в клубе или Доме культуры. Для этого необходимо иметь выставочное оборудование, площади (стены, которые ранее активно завешивались наглядной агитацией) и организовывать в год до 24 различных выставок для детей и взрослых, тематических и универсальных, именных и общих. Представляется, что в ДК могли бы постоянно (ежедневно) функционировать две – как минимум! – выставки, независимо друг от друга.
Пути организации:
Дом культуры представляет площади и оборудование по заявкам-договорам сторонним организациям, Союзам, предприятиям различных форм собственности.
Дом культуры сам организует выставки и приглашает для участия граждан города и иногородних представителей с учетом взаимных интересов, экономической и политической ситуации.
Выставки как составная часть клубного праздника, клубной встречи, или другого мероприятия. Сюда же можно отнести и проведение выставок как этапа работы клубного объединения по интересам: отчет Клуба коллекционеров, самодеятельных художников, да и любого другого творческого коллектива.
Салоны в Клубе (модель)
Музыкальный салон;
Литературный закон;
«Мой край родной»;
Театральный салон;
Юридический салон;
«Из недр земли»;
Программа салона:
встреча гостей;
знакомства и представления;
обозначение темы ведущим;
несколько взглядов на тему (выступление гостей);
о чем говорят, о чем пишут (салонные новости);
короткие интересные рассказы: из прошлого, настоящего, будущего;
выступают гости салона (песни, танцы, стихи…);
кофе, чай;
слайды, любительские фильмы, записи, альбомы;
внутри салонные обычаи: отмечать дни рождения, годовщины, юбилеи;
внутри салонные развлечения: конкурсы, соревнования, игры;
- уход гостей (прощание, проводы).
Знание особенностей,
функции и концепций
Подводя итог в рассмотрении основных характеристик культурных центров, нужно отметить следующее: что их деятельность только тогда привлечет к себе молодых людей и вызовет у них стремление присутствовать на досуговых программах, когда они разнообразны и привлекательны.
Каждый современный
культурно-досуговый центр
В современных культурных центрах основой содержания работы является самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В региональных программах социально-культурного развития предусматривается совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с наркоманией, пьянством и т.д.).
Но все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут быть решены по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной культурной среды. Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-досуговая среда как часть общей среды существования и более всего соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.
Главными свойствами
культурно-досуговой среды
Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.
Во многих случаях
культурно-досуговая среда
Это все создает особое качество определенного культурно-досугового пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к культурно-досуговой среде.
В определенном культурно-досуговом окружении человек ведет себя по особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием, временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде.
Специфическими признаками
культурно-досуговой среды
Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом учреждении, насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.
Без людей, без человека, без деятельного начала культурно-досуговая среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство. Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни. Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя, духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может измениться, стать лучше.
Следовательно, культурно-досуговая
среда как самоценное явление
представляет собой органическое единство
предметного окружения и
Таким образом, культурно-досуговая
среда выступает в роли пространства
для деятельности, где осуществляются
переживания ценностного
Создание культурно-досуговой среды учреждение культуры – это разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего присутствия в реальном мире.
Еще одним важным условием совершенствования деятельности современных центров досуга является знание специфических особенностей восприятия культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека.
Гармоничность культурно-досуговой среды, обусловливается соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок:
а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;
б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости, изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;
в) оценка социальной значимости
культурно-досугсвой среды
г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды.
Культурно-досуговые
программы, рассчитанные на массовую аудиторию,
всегда порождают различные игровые фо
В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры гарантируется:
Информация о работе Теоретические основы развития творческого коллектива