Теоретические основы развития творческого коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, поиском путей духовного возрождения России в условиях крупного города. При временной политической и экономической нестабильности переходного периода в нашем городе повышен интерес к сохранению и развитию культуры городского населения вообще и молодежи, как наиболее важной социализирующей его составной, в частности.
Цель работы состоит в выявлении механизм развития творческого коллектива социально- культурной сферы.
В качестве предмета исследования выбрана организация работы студенче¬ского клуба ВУЗа, как социально-культурной организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива……………………………………………………….….…….5
1.1. Сущностные и специфические признаки творчества
в культурно-досуговых учреждениях…………… ….……….………….5
1.2. Творческие способности участников творчества и технология их развития…………………………………………………………………….8
1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем……………16
Литература………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)

Только один пример –  девочка Лена находилась на реабилитации 5 лет, до этого прошла путь от воровства  до наркотиков. Благодаря открытию с помощью центра подлинных ценностей  этого мира обрела себя. Поступила  в институт. По окончании собирается работать психологом в Центре. Активно участвует в осуществлении волонтерской программы.

Этот опыт можно признать удачным потому что сотрудники Культурного  центра «Смена» смогли из запущенного  клуба, где работают всего 10 самоокупаемых кружков для детей, на основе взаимодействия, доброжелательности и перспективной программы действий, создать многопрофильный культурный центр. Где сегодня работает 90 художественно-творческих подразделений, 60% которых работают на бесплатной основе.

Этот коллектив стремится совершенствовать свою деятельность, но тоже испытывают затруднения: до сих пор продолжаются силовые методы «управления», мешают зарабатывать деньги на развитие, работа подразделения «Перекресток» (центр социально-психологической реабилитации) строится на энтузиазме работников Культурного центра «Смена», и почему- то считается каким-то “второстепенным” и не вписывается в столичную программу «Дети улицы».

Опытом работы Культурный центр «Смена» поделилась на страницах  журнала “Клуб” № 10,1998г., директор Е.Никифорова и руководитель центра социально-психологической помощи подросткам, П.Ф.Либемсон.

Этот опыт как нельзя лучше показывает, что сегодня  современные Культурные центры должны быть многопрофильными, и нести в  себе социальную направленность.

Городской «Культурный  центр» города Пскова делится своим  опытом в журнале «Встреча» № 6 за 1998 год. И предлагает организовать во всех культурно-досуговых учреждениях  следующие модели досуговых занятий:

Пушкиниана (модель)

Постоянный поэтический конкурс на лучшее чтение стихов А.С.Пушкина. Он был организован под девизом к 200-летию со дня рождения Великого российского поэта. А на Псковщине такой цикл просто обязан быть всегда.

Участвуют: все желающие – школы, ГПТУ, техникумы, институты, просто жители города, независимо от возраста и положения.

На вечере можно читать:

любые произведения до 5-20 минут по времени;

стихи А.С.Пушкина;

стихи о Пушкине;

стихи поэтов времен А.С.Пушкина;

стихи собственного сочинения…

Победитель получает: Диплом за участие и книгу в подарок.

Конкурс проводится постоянно, в одно и то же время, с периодичностью два раза в месяц.

Вечера по продолжительности  не более 2-3 часов. 

Клубные выставки (модель)

Постоянно действующий  комитет по организации выставок в клубе или Доме культуры. Для этого необходимо иметь выставочное оборудование, площади (стены, которые ранее активно завешивались наглядной агитацией) и организовывать в год до 24 различных выставок для детей и взрослых, тематических и универсальных, именных и общих. Представляется, что в ДК могли бы постоянно (ежедневно) функционировать две – как минимум! – выставки, независимо друг от друга.

Пути организации:

Дом культуры представляет площади и оборудование по заявкам-договорам  сторонним организациям, Союзам, предприятиям различных форм собственности.

Дом культуры сам организует выставки и приглашает для участия  граждан города и иногородних  представителей с учетом взаимных интересов, экономической и политической ситуации.

Выставки как составная  часть клубного праздника, клубной встречи, или другого мероприятия. Сюда же можно отнести и проведение выставок как этапа работы клубного объединения по интересам: отчет Клуба коллекционеров, самодеятельных художников, да и любого другого творческого коллектива.

Салоны в Клубе (модель)

Музыкальный салон;

Литературный закон;

«Мой край родной»;

Театральный салон;

Юридический салон;

«Из недр земли»;

Программа салона:

встреча гостей;

знакомства и представления;

обозначение темы ведущим;

несколько взглядов на тему (выступление гостей);

о чем говорят, о чем пишут (салонные новости);

короткие интересные рассказы: из прошлого, настоящего, будущего;

выступают гости салона (песни, танцы, стихи…);

кофе, чай;

слайды, любительские фильмы, записи, альбомы;

внутри салонные обычаи: отмечать дни рождения, годовщины, юбилеи;

внутри салонные развлечения: конкурсы, соревнования, игры;

- уход гостей (прощание, проводы).

Знание особенностей, функции и концепций формирования центров досуга необходимо для каждого  социального работника, социального  педагога, культурного, экономиста социально-культурной сферы, социолога, которые в одинаковой мере ответственны за разработку проектов и их реализацию.

Подводя итог в рассмотрении основных характеристик культурных центров, нужно отметить следующее: что их деятельность только тогда привлечет к себе молодых людей и вызовет у них стремление присутствовать на досуговых программах, когда они разнообразны и привлекательны.

Каждый современный  культурно-досуговый центр должен стать для молодежи любимым местом отдыха и общения и местом резонного проведения своего досуга.  

В современных культурных центрах основой содержания работы является самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в рамках города, микрорайона предпринимаются  попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В региональных программах социально-культурного развития предусматривается совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с наркоманией, пьянством и т.д.).

Но все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут  быть решены по отдельности. Их решение  невозможно без наличия целостной  культурной среды. Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-досуговая среда как часть общей среды существования и более всего соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.

Главными свойствами культурно-досуговой среды выступают  эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Благодаря этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека использует здесь особенности пространственно-временного устройства культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых здесь и «сейчас».

Таким образом, культурно-досуговая  среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

Во многих случаях  культурно-досуговая среда полностью  определяется деятельностью. Примером такого рода может служить театральный  спектакль с актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным залом и т.п.

Это все создает особое качество определенного культурно-досугового пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к культурно-досуговой среде.

В определенном культурно-досуговом  окружении человек ведет себя по особому: активно переживает и  оценивает это окружение, вырабатывает к нему эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием, временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде.

Специфическими признаками культурно-досуговой среды являются предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают следующие подвиды : искусство праздников, карнавальное искусство, различные праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства: декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и ремесла и т.д.

Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом учреждении, насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.

Без людей, без человека, без деятельного начала культурно-досуговая среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство. Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни. Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя, духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может измениться, стать лучше.

Следовательно, культурно-досуговая  среда как самоценное явление  представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса деятельности, активного участия  в нем человека и несет в  себе определенную смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая среда является фактором активного формирующего воздействия на человека. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и к деятельности человека.

Таким образом, культурно-досуговая  среда выступает в роли пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой – живая основа личности, ее образа жизни.

Создание культурно-досуговой  среды учреждение культуры – это  разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего присутствия в реальном мире.

Еще одним важным условием совершенствования деятельности современных  центров досуга является знание специфических особенностей восприятия культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека.

Гармоничность культурно-досуговой среды, обусловливается соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок:

а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность ориентироваться в  ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;

б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости, изумления; образ культурно-досуговой  среды, его эстетическое наполнение определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;

в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает: осознание значимости исторического  культурного прошлого, современности, память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории;

г) оценка практических удобств  и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды.

Культурно-досуговые  программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.

В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры гарантируется:

Информация о работе Теоретические основы развития творческого коллектива