Теоретические основы развития творческого коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, поиском путей духовного возрождения России в условиях крупного города. При временной политической и экономической нестабильности переходного периода в нашем городе повышен интерес к сохранению и развитию культуры городского населения вообще и молодежи, как наиболее важной социализирующей его составной, в частности.
Цель работы состоит в выявлении механизм развития творческого коллектива социально- культурной сферы.
В качестве предмета исследования выбрана организация работы студенче¬ского клуба ВУЗа, как социально-культурной организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива……………………………………………………….….…….5
1.1. Сущностные и специфические признаки творчества
в культурно-досуговых учреждениях…………… ….……….………….5
1.2. Творческие способности участников творчества и технология их развития…………………………………………………………………….8
1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем……………16
Литература………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)

Традиционно «развлечениями»  именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

С активным отдыхом связана  активизация духовных интересов, которые  побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Ведь каждый человек  способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального  уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия  таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

Следует сказать о  том, что не только творческая и познавательная деятельность могут выступать как  педагогический процесс. А также  организация отдыха. Ведь организовать коллективный отдых – это означает каждого человека включить в общую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других людей. И эффективность этого процесса во многом будет зависеть от участия в нем самих молодых людей, их умения отдыхать.

Поскольку отдых позволяет  определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении.

Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует  общение между близкими по духу людьми.

В наше время запросы  и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется и  структура досуга. Свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.

Кратко охарактеризуем эти общности с точки зрения социальной психологии. Для этого начнем с характеристики самой личности.

Для совершенствования  деятельности по организации досуга большое значение имеет понимание  процессов, связей и взаимоотношений, происходящих в так называемых малых  группах. Они являются центральным звеном в цепи «личность-общество», потому что от их посредничества в наибольшей мере зависит степень гармоничности сочетания общественных интересов с личными интересами и интересами окружающей человека микросреды.

В целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности. А для социально-психологического подхода характером немного другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой – сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Итак, группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия»

Входя в такие различные  социальные общности в малых группах  в культурно-досуговые учреждения, члены их не только получают информацию, но и усваивают соответствующие установки и способы реагирования на общественные ситуации, знакомятся с другими людьми. Современные культурно-досуговые центры дают широкие возможности регуляции общения людей на досуге, возможности непрерывного повышения уровня и совершенствования межличностных контактов, ведут работу по рациональному использованию людьми свободного времени.

Потребности, приводящие к участию в массовых мероприятиях и особенно расширяющиеся возможности  и способы их удовлетворения вызывают к жизни и другие потребности – общения в узком кругу, особенно близких друг другу людей. Отсюда нарастающая тенденция к развитию камерных жанров художественной самодеятельности.

Еще более характерной  для культурно-досугового учреждения общностью является коллектив. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и о последующего всю систему отношений между его членами. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, - «это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет разногласий целей коллектива и общества». (1, с.240)

В определении основных признаков коллектива большинство  исследователей согласны. Можно выделить те характеристики, которые называются различными авторами, как обязательные признаки коллектива. Прежде всего это объединение людей виня достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может называться сплоченной, но антисоциальная группа, например, группа правонарушителей). Во-вторых, это наличие добровольного характера объединения, причин под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности. Главным признаком коллектива также является его целостность, это выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности, с присущей ей организаций распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает – принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

И в досуге коллектив  также выступает основным звеном связи между личностью и обществом, и основной формой всей культурно-досуговой  деятельности. Занятия в клубном  коллективе осуществляются более на высоком уровне активности, не ограниченном лишь в познавательной деятельностью, как это происходит в производственных и учебных коллективах.

В стабильных коллективах, а также в традиционных мероприятиях развивается интерес, поднимается  активность участников, внимание становится более устойчивым. Важно чтобы участники коллективов постоянно делились своими успехами с другими, постоянно взаимодействовали. Практикой доказано, что культурно-досуговое учреждение по своей природе обладают возможностью развивать у людей устойчивые общие интересы и опираться на них. Как раз любительство основано на страстном увлечении вызывает у человека, повышенное, устойчивое внимание, являющегося условием творчества. Надо стремиться к тому, чтобы и массовые мероприятия вызывали большую активность участников. Соответственно такая активность, вызывает внимание и поддерживает его на высоком уровне.

Номинальную группу –  случайно встретившихся людей представляет собой нестабильная аудитория, характеризующаяся  не прочными связями между собой, различными целями. Это ограничивает возможности развития динамических процессов в группе, возможности самоутверждения ее участников. Но это вовсе не означает, что в нестабильных аудиториях не происходит распространения и закрепления социально-психологических изменений в сознании отдельных людей и подгрупп. Конечно это происходит более массивно, это больше идет через удовлетворения потребностей, чем путем развития их способностей (что характерно для стабильных коллективов).

Сюда же можно и  отнести массовую аудиторию, которая  во многом отличается от кружковой (групповой), состоящей из посетителей, постоянно взаимодействующих. Ее члены организационно не оформлены, между ними может не быть никаких постоянных контактов, они даже не знакомы друг с другом, но во время мероприятия их объединяет общая цель и общее занятие. И это немаловажно, так как в культурно-досуговом учреждении с одной стороны создается разнородная аудитория (по личным, групповым, коллективным признакам), а с другой – унифицируется, объединения всех на основе общности интересов, одинаковых мотивов посещения.

Складывающийся в досуговом  коллективе характер и уровень взаимоотношений  людей движет или тормозит развитие «досуговых» интересов, влияя на отношение к отдыху. Поэтому очень  важно в культурно-досуговом учреждении учитывать различные соотношения личностных и групповых моментов с различными социальными процессами.

Это позволяет найти  как можно больше вариантов социального  уравновешивания молодого человека со средой занятий на досуге, а также  это расширит мобильность как  отдельных людей, так и целых групп посетителей учреждения.

Отбор материала для  любых мероприятий сложен и противоречив. Ведь в массовой аудитории могут  быть люди с разным образованием, возрастом. Социальным положением, культурным уровнем. Одни требуют высокого качества мероприятия, другие об этом не задумываются, поэтому нужно удовлетворить вкусы представителей и низкого и высокого уровня подготовки, надо дать материал, выполняющий простые и более сложные педагогические функции.

Таким образом в нестабильной аудитории организатор досуга имеет дело с множеством потребностей (и в отдыхе, и в общении, и в познании, и наслаждении) и с множеством различных интересов. Поэтому он должен обладать педагогической оперативностью в выявлении и использовании этих моментов. Нужно учитывать особенности рекламы мероприятия, рассмотреть мотивы посещения культурно-досугового учреждения.

Понять эти мотивы, помогает изучение посетителей учреждения культуры или участников мероприятия. На основе этого мы получим данные об общей ориентации людей в сфере досуга и отдыха, представим динамику случайного и закономерного в поведении их, и на этой основе построить перспективу перехода посетителей от пассивного восприятия материала – к более активному – в форме обмена по интересующему вопросу. Затем дать возможность приобретения соответствующих практических умений и навыков, связанных с развитием способностей, потребности углубления интересов, меняющих в определенной степени даже общую направленность личности.

Молодежный досуг, как  бы перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Одного поманят странствия, другого – рыбалка, третьего – изобретательство, четвертого – легкие развлечения…

Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих  требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

Информация о работе Теоретические основы развития творческого коллектива