Управление учреждениями культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В 90-е годы XX века в результате изменений социально-политических, социально-экономических условий сети учреждений культуры России был нанесен значительный ущерб. Государство сократило свое участие в регулировании влияния культуры на российское общество. В настоящее же время, в связи с относительной стабилизацией общественных отношений, уровень потребностей населения страны в культурных ценностях значительно возрос. Одновременно сфера культуры оказалась под противоречивым воздействием глобализации мировых общественных отношений. В этой связи, в области культуры возникло ряд сложных проблем: сохранение единого национально-культурного пространства; защита его от низкопробной продукции; обеспечение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры. Эти проблемы в ре

Содержание работы

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Сущность и содержание социального управления учреждениями культуры.
1.2. Учреждение культуры как бюрократическая организация.
1.3. Ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта социального управления учреждениями культуры.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Содержание и методика экспериментального исследования условий и путей совершенствования социального управления учреждениями культуры.
2.2. Организация системы социального управления учреждениями культуры.
2.3. Обоснование показателей и критериев эффективности системы социального управления учреждениями культуры.
2.4 Основные условия и пути совершенствования системы социального управления учреждениями культуры.
Введение:

Файлы: 1 файл

Культуры.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

В науке рассмотрение политики и культуры как составляющих общественной системы имеет широкое распространение и глубокие корни – как в позитивистской традиции западного мышления, так и в марксистско-ленинской традиции. Предполагается, что культура не способна оказать значительного воздействия на процессы, формирующие политические отношения в обществе. Однако многие западные и российские исследователи признают необходимость пересмотра традиционных представлений о государственной культурной политике.

Цель и задачи исследования. Основная цель курсовой работы состоит в анализе современного управления культурой в РФ.

Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

–  сформулировать определения «культурная деятельность», «государственная политика в области культуры»;

–  раскрыть содержание государственного управления в области культуры;

–  осветить формы управленческой деятельности в области культуры (поддержка культурной деятельности как деятельности, направленной на сохранение, создание и освоение культурных ценностей; обеспечение условий труда и занятости творческих работников и их объединений; правовая охрана культурных ценностей; непосредственное управление учреждениями культуры и их финансирование);

–  рассмотреть административно-правовой статус средств массовой информации, библиотечных учреждений, музейного фонда РФ, играющих большую роль в распространении культурных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Основные принципы государственной политики в области культуры

 

В начале моей работы следует определиться с понятийным аппаратом данной темы. Итак, сформулируем основные понятия:

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

В свою очередь, культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. «Основах законодательства Российской Федерации о культуре». Это:

      выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

      художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;

      архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

      самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;

      книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

      эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности госу- дарственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

Ключевыми документами в области государственной культурной политики также являются федеральные целевые программы «Культура России» (2001-2005 гг., 2006-2010 гг.).

Их появление в нашей стране неслучайно. В 2001 - 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.

Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.

Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".

Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.

Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:

     развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;

     развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.

Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием.

Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России, как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.

Основными формами управленческой деятельности в области культуры являются:

      поддержка культурной деятельности как деятельности, направленной на сохранение, создание и освоение культурных ценностей;

      обеспечение условий труда и занятости творческих работников и их объединений;

      правовая охрана культурных ценностей;

      непосредственное управление учреждениями культуры и их финансирование.

 

 

 

 

 

2.     Правовой статус средств массовой информации и государственное регулирование их деятельности

 

Общие положения, касающиеся свободы СМИ реализуются на практике лишь в том случае, если они детально прописаны в специальном законодательстве, определяющим систему правовых отношений СМИ и государства, СМИ и общества.

Систему правовых отношений, касающихся СМИ, можно определить в категориях теории права как массово-информационное право.

Согласно части третьей статьи 2 Закона «о СМИ» под средством массовой информации понимается «форма периодического распространения массовой информации». Категория правового статуса СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактического положения: сначала регистрируется СМИ, а потом уже редакция организуется в форме юридического лица в соответствии общим правилам Гражданского кодекса РФ. Структура правового статуса СМИ состоит из следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъектность, статусные права и обязанности, гарантии их реализации.

В статье 1 Закона «о СМИ», говорится о владении, пользовании и распоряжении средствами массовой информации. В 30 статье (во второй части) Федерального закона «Об общественных объединениях», допускает нахождение средств массовой информации в собственности общественных объединений, обладающих правами юридического лица. Наконец, статья 128 Гражданского кодекса РФ относит информацию, а также результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним к объектам гражданских прав.

Хотя ГК РФ допускает случаи, когда учредитель юридического лица и собственник его имущества – разные лица (пункт третий статьи 56), на практике нередко наблюдается положение, когда учредитель и собственник СМИ является одним и тем же лицом.

Специфичность средства массовой информации как объекта права проявляется, и в том, что право собственности на него может быть не связано с правом собственности на редакцию как на имущество. Если редакция организована в форме предприятия, то, как объект гражданских прав она представляет собой имущественный комплекс, в состав которого, помимо прочего, входят и продукция данного СМИ, и права на обозначения, индивидуализирующие редакцию и продукцию.

Важнейшее правом любого СМИ является право на название, этой своего рода торговой марки, бренда СМИ. Именно с названием, как правило, связаны «потребительские» свойства издания, его имидж, рейтинг, договора с рекламодателями и партнерами и т. д.

В модульных уставах предусматривается, что право на выпуск газеты под заявленным при ее регистрации названием (право на название) принадлежит учредителю газеты (или это право реализуется совместно – если учредителей несколько). В случае смены учредителя, право на название переходит к его правопреемнику. В случае прекращения деятельности учредителя в результате его ликвидации право на название переходит к редакции.

Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, дал развернутое понятие цензуры. Также в этом законе объем полномочий субъектов информационных отношений определялся по принципу «все, что не запрещено, то разрешено». Согласно 1 статье закона РФ о СМИ не подлежат ограничениям:

– поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

– учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,

– изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Конечно, в статье 1 российского Закона «о СМИ» лишь намечены контуры понятия свободы массовой информации, раскрытия которого происходит на протяжении всего законодательного текста. Однако здесь зафиксировано главное: свобода информации, понятие которой почти повторяет положения статьи 19 Всеобщей Декларации прав человека; право частной собственности на средства массовой информации; свобода экономической деятельности в сфере массовой информации.

Изменение политического строя в нашей стране предопределило и характер изменений в законодательстве о СМИ, в сравнении с бывшим Союзным.

В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без нее невозможен диалог между индивидов, обществом и властью. Политический плюрализм поощряет способность общества к саморазвитию, давая индивидов возможность формировать мнение, обсуждать и выбирать альтернативы поведения. По новому выстраивается и отношения СМИ с государством а в 1 части статьи 47 Закона «о СМИ» закрепляется право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.

Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Поэтому оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми:

Информация о работе Управление учреждениями культуры