Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа
Актуальность. В 90-е годы XX века в результате изменений социально-политических, социально-экономических условий сети учреждений культуры России был нанесен значительный ущерб. Государство сократило свое участие в регулировании влияния культуры на российское общество. В настоящее же время, в связи с относительной стабилизацией общественных отношений, уровень потребностей населения страны в культурных ценностях значительно возрос. Одновременно сфера культуры оказалась под противоречивым воздействием глобализации мировых общественных отношений. В этой связи, в области культуры возникло ряд сложных проблем: сохранение единого национально-культурного пространства; защита его от низкопробной продукции; обеспечение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры. Эти проблемы в ре
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Сущность и содержание социального управления учреждениями культуры.
1.2. Учреждение культуры как бюрократическая организация.
1.3. Ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта социального управления учреждениями культуры.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Содержание и методика экспериментального исследования условий и путей совершенствования социального управления учреждениями культуры.
2.2. Организация системы социального управления учреждениями культуры.
2.3. Обоснование показателей и критериев эффективности системы социального управления учреждениями культуры.
2.4 Основные условия и пути совершенствования системы социального управления учреждениями культуры.
Введение:
- по бюджетной деятельности – 17 087 291,40 рублей
- по приносящей доход деятельности – 1 812 708,60 рублей
Рис. 2. Плановые ассигнования, выделенные МКУ «Дворец культуры «Икар» на 2008-2010 г.г.
Из рисунка 2 наглядно прослеживается тенденция увеличения плановых показателей. В 2009 году прирост плановых показателей составил 6,32 %, что в денежном выражении составило 1 105 701,70 рублей. Увеличение плановых показателей связано с увеличением тарифов на топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. На 2010 год прирост плановых показателей в сравнении с 2008 годом составил в денежном выражении 1 406 727,26 руб., а в процентном выражении 8,04 %. Увеличение плановых назначений также связанно со значительным увеличением тарифов на топливно-энергетические ресурсы.
Одной из особенностей учета расходов в бюджетных учреждениях, имеющих важное значение для анализа исполнения бюджетных смет, является отражение в бухгалтерском учете двух видов расходов: кассовых и фактических.
Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные банком как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов. К фактическим же расходам относятся действительные затраты учреждений, оформленные соответствующими документами, а также расходы по неоплаченным счетам.
Значение анализа исполнения бюджетной сметы расходов бюджетных учреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения, во-первых, кассовых расходов от лимитов бюджетных обязательств (далее по тексту фактических расходов), во-вторых, кассовых и фактических расходов от назначений по смете и, в-третьих, отклонения всех видов этих расходов от выделенных бюджетных средств. Анализ способствует выявлению причин отклонений, а также позволяет обеспечивать контроль за соблюдением норм расходов на текущее содержание по всем статьям расходов бюджетной классификации.
В процессе анализа используются данные учета расходов в разрезе отдельных видов мероприятий и работ. Это позволяет повысить результативность анализа и выявить резервы снижения расходов.
Согласно отчета об исполнении сметы доходов и расходов по МКУ «Дворец культуры «Икар» по состоянию на 01.01.09 г. уточненный план за 12 месяцев, с учетом всех уведомлений, составил 17 493,3 тыс. руб., кассовое исполнение сметы доходов и расходов составило 17 284,6 тыс. руб., что соответствует 98,81 % от выделенных плановых назначений в 2009 г. По состоянию на 01.01.10 г. уточнённый план за 12 месяцев - 18 598,97 тыс. руб., кассовое исполнение сметы доходов и расходов составило- 17 660,40 тыс. руб., что соответствует 94,95 %.
Таблица 3 Сведения о динамике показателей кассового исполнения бюджета
Код бюджетной
классификации
Утверждено на год законом о бюджете, нормативными правовыми актами о бюджете с учетом изменений, сумма в рублях
Исполнено за год сумма, в рублях
2008 г.
2009 г.
2008 г.
2009 г.
0605
-
5 000,00
-
5 000,00
0707
316 100,00
632 700,00
316 100,00
632 700,00
0801
16 435 455,50
17 045 474,44
16 226 835,40
16 107 304,69
0806
704 517,24
915 800,00
704 507,14
915 400,00
1003
37 200,00
-
37 200,00
-
Всего по МКУ «Дворец культуры «Икар»
17 493 272,74
18 598 974,44
17 284 642,54
17 660 404,69
Рассмотрим исполнение сметы доходов и расходов, в разрезе статей ЭКР.
Рис. 4. Процент освоения плановых ассигнований от кассовых расходов
Код 211 «Заработная плата» – процент освоения плановых ассигнований от кассовых расходов по МКУ «Дворец культуры «Икар» составил:- в 2008г.- 99,99%, в 2009г. – 98,8%.;
Данные показатели говорят о том, что процент освоения плановых показателей в 2009г. ниже, чем в 2008г. по ряду причин:
1) в течение 2009 года работники МКУ «Дворец культуры «Икар» чаще находились на больничном листе по причине временной нетрудоспособности, либо по уходу за детьми;
2) в связи с болезнью работников учреждение оформляет замещения на сотрудников с более низким разрядом оплаты труда;
3) по некоторым специальностям в течение 12 месяцев имели место кратковременные вакансии (срок менее 1 месяца).
Рис. 5. Расходы на выплату суточных при командировках и служебных разъездах
Код ЭКР 212 «Прочие выплаты» расходы на выплату суточных при командировках и служебных разъездах процент освоения выделенных ассигнований составляет: 2008 г.- 100,0%, 2009 г. - 96,6%, недоиспользованные средства образовались по причине отмены служебных командировок из-за отмены творческих мероприятий.
Код ЭКР 222 «Транспортные услуги» расходы на оплату проезда при командировках и служебных разъездах в процентном отношении к плановым показателям составили: 2008 г.- 92,26%, 2009 г.- 98,26 %. Недоиспользованный процент сложился по причине сокращения командировок творческих коллективов.
Рис. 6. Расходы на оплату проезда при командировках и служебных разъездах
Код ЭКР 226 «Прочие услуги» расходы на оплату проживания при командировках и служебных разъездах, оплаты по ДГПХ и договоров за оказанные услуги в процентном отношении к плановым показателям составили: 2008 г. - 98,8%, 2009 г. - 87,1 %. Недоиспользованный процент сложился по причине сокращения командировок творческих коллективов, экономии по договорам гражданско-правового характера и договорам за услуги по изготовлению бланочной продукции.
В течение 2008-2009 годов вышестоящими органами осуществлялся систематический контроль за финансовой деятельностью учреждения.
Данные мероприятия направлены:
- на укрепление финансовой и плановой дисциплины;
- на сохранность собственности организации;
- на повышение эффективности использования бюджетных ассигнований.
Рис. 7. Расходы на оплату проживания при командировках и служебных разъездах, оплаты по ДГПХ и договоров за оказанные услуги в процентном отношении к плановым показателям
Балансовая стоимость основных средств МКУ «Дворец культуры «Икар» за 2009 год уменьшилась на 904 993,83 руб. в связи с приведением в соответствие бюджетного учета требованиям приказа Минфина РФ от 30.12.2008 г. № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (списание ОС стоимостью менее 3 000 руб. на забалансовые счета).
Амортизация увеличилась на 663 553,54 руб. Износ основных средств на 01.01.2010 г. - 39,88 %. Остаток основных средств в суммовом выражении составляет 124 668 416,11 руб., в том числе:
- по бюджетной деятельности – 122 717 815,76 руб.;
- по внебюджетной деятельности – 1 950 600,35 руб.
Рассмотрим движение нефинансовых активов в 2009 году (Таблицы 2.2, 2.3 (Приложение 3):
По состоянию на 01.01.2010 г. остаток материальных запасов уменьшился на 317 309,46 руб. и составляет 2 449 753,40 руб., в том числе:
- по бюджетной деятельности – 2 378 910,20 руб.;
- по внебюджетной деятельности – 70 843,20 руб.
2.3 Анализ ситуации на рынке культурных благ в ЗАТО г. Трёхгорный
Развитие культуры и искусства в городе Трёхгорный регламентируется Городской целевой программой «Развитие культуры и искусства города Трёхгорного на 2008 – 2010 годы». Данная программа развития культуры города Трёхгорного основана на:
- Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ст.40);
- Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Законе Челябинской области от 28.10.2004 г. № 296-ЗО «О деятельности в сфере культуры на территории Челябинской области»;
- Федеральной целевой программе «Культура России (2006 – 2010)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 740;
- Положении об организации работы в области культуры в Трехгорном городском округе, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 30.11.2005 г. № 101;
- Положении об объектах культурного наследия в Трёхгорном городском округе, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 30.11.2005 г. № 102;
Согласно этой программе общий объем финансирования мероприятий в 2008 – 2010 годах составит 27845,0 тыс. рублей, в том числе:
- 2008 год – 10260,0 тыс. рублей;
- 2009 год – 11685,0 тыс. рублей;
- 2010 год – 5900,0 тыс. рублей.
Рис. 8. Общий объем финансирования мероприятий в 2008 – 2010 годах
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств городского бюджета. Объем средств, выделяемых из городского бюджета на реализацию мероприятий данной Программы, ежегодно уточняется при формировании проекта городского бюджета на соответствующий финансовый год.
На создание условий для реализации потребностей населения в культурном и духовном развитии посредством доступа к лучшим образцам профессионального искусства, которое возлагается на МКУ «ДК «Икар», выделяется:
- 2008 год – 200 тыс. рублей;
- 2009 год – 300 тыс. рублей;
- 2010 год – 400 тыс. рублей.
А также на развитие традиционного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности:
- 2008 год – 280 тыс. рублей;
- 2009 год – 300 тыс. рублей;
- 2010 год – 350 тыс. рублей.
Рис. 9. Объем финансирования возлагаемый на МКУ «ДК «Икар» в 2008 – 2010 годах
Данной программой выделяются денежные средства на совершенствование технического оснащения учреждений культуры. Для МКУ «ДК «Икар» эта сумма составляет 1200 тыс. руб. распределенных по годам в равных пропорциях.
Рис. 10. Денежные средства на совершенствование технического оснащения учреждений культуры.
Как видно, общий объем финансирования мероприятий на 2010 год составляет– 5900,0 тыс. рублей. Это на 5875 тыс. руб. меньше, чем в 2009 году и на 4360 тыс. руб. меньше, чем в 2008 году. Это связано, прежде всего, с кризисным состоянием экономики нашей страны.
В 2010 году перед учреждениями культуры и искусства города Трёхгорного актуальным является вопрос внебюджетного финансирования.
В рамках исследования информации об эффективности и качестве предоставляемых бюджетных услуг был проведёно анкетирование населения города Трёхгорного с помощью анкеты (Приложение 1). Анализ результатов анкетирования приведен в таб.
Таблица 11 Увлечение декоративно-прикладным творчеством в г. Трёхгорном Челябинской области
Метод исследования
Анкетирование
Цель:
Определить спрос жителей города на занятие декоративно-прикладным творчеством и создать условия для развития творчества.
Респонденты:
Жители города от 10 лет и старше
Задачи исследования:
- выявить потребности жителей города в проведении досуга за занятием декоративно-прикладным творчеством;
- определить направления прикладного творчества интересные горожанам;
- выяснить удобную форму работы клуба;
- определить пожелания потенциальных клиентов.
Было опрошено 100 жителей города. Большинство респондентов (38%) оказались в возрастной категории от 31 до 45 лет, 35% составили граждане после 46 лет, 20% - от 10 до 18 и 7% - от 19 до 30 лет. В анкетировании приняло участие 66 женщин, что составило 66% и 34 мужчины (34%) (табл. 2.4).
Таблица 12 Возрастная категория и пол респондентов
Возраст
Пол
10-18
19-30
31-45
после 46
жен.
муж.
Кол-во
20
7
38
35
66
34
%
20%
7%
38%
35%
66%
34%
текст
Рис. 2.2 Возрастная категория опрашиваемых
Отправляясь в культурное заведение, большинство респондентов желают познакомиться с новыми людьми (50%) и расширить свой кругозор (26%), остальные 23% опрошенных хотят интересно провести время и 1 человек желает сменить обстановку.
Рис. 2.3 Цель посещения культурных заведений
На вопрос об увлечениях творчеством, опрашиваемые ответили, что уже занимаются вышивкой – 62%, лоскутным шитьем – 19%, шитьем и моделированием – 13%, народной игрушкой – 6%.
Рис. 2.4 Виды творчества
Дополнительно жители города хотели бы заняться росписью по стеклу, куклоделием, искусством макраме и гончарством, распределение голосов опрашиваемых примерно равное по этим видам творчеств, 2% респондентов хотели бы заняться кружевоплетением.
На свое увлечение респонденты готовы потратить от 500 до 1500 рублей – 67%, до 500 рублей – 25%, 5% не желают тратить средства на свое хобби, оставшиеся 3% готовы платить сумму 1500-2500 рублей в месяц.
Рис. 2.5 Сумма денег, которую опрашиваемые готовы потратить на свое увлечение
По форме обучения, мы выяснили, что 63% готовы посещать постоянный клуб, длительные курсы – 32%, 5% проголосовали за интенсивные курсы.
Обучаться большинству респондентов (77%) удобнее будет в будни по вечерам, 15% - по выходным и 8% желают заниматься днем по будням.