Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:03, реферат
Данная работа будет посвящена современности, точнее тому, как её пытаются понять современные культурные деятели. Культура, так или иначе, всегда отражала, ту эпоху, в которой они возникла, описывала эту эпоху, старалась дать ответ на вызовы, стоящие перед породившей её цивилизацией. Итак, цель работы – показать культуру постмодернизма в рамках постиндустриального общества, рассмотреть некоторые интересующие эту культуру проблемы. Всех проблем, естественно, затронуть не получится, но некоторых основных вопросов коснуться удастся. Итак, в реферате будут рассматриваться:
Основные черты современного постиндустриального общества.
Основные черты эпохи постмодерна и постмодернистских художественных произведений.
Проблема свободы человека в «обществе потребления» в отражениях постмодернистских произведений.
Новосибирский государственный университет
Гуманитарный факультет
Захаркин Станислав Павлович
Власть и общество в художественных произведениях постмодернистов
Реферат студента II-го курса в семинаре
по социальной философии
Научный руководитель:
Рыжененков Евгений
Новосибирск
2009
Данная работа будет посвящена современности, точнее тому, как её пытаются понять современные культурные деятели. Культура, так или иначе, всегда отражала, ту эпоху, в которой они возникла, описывала эту эпоху, старалась дать ответ на вызовы, стоящие перед породившей её цивилизацией. Итак, цель работы – показать культуру постмодернизма в рамках постиндустриального общества, рассмотреть некоторые интересующие эту культуру проблемы. Всех проблем, естественно, затронуть не получится, но некоторых основных вопросов коснуться удастся. Итак, в реферате будут рассматриваться:
Актуальность данной работы велика. Человек всегда стремился объяснить то общество, в котором он живёт, осознание и понимание современной эпохи помогает нам легче ориентироваться в нашей жизни. Выделение же общих тенденций современной постмодернистской культуры и рассмотрение интересующих её вопросов облегчает понимание существующей эпохи.
Круг рассматриваемых
Из теоретиков постиндустриального общества были задействованы работы Веблена «Теория праздного класса», Белла «Грядущее постиндустриальное общество» и Маклюэна «Галактика Гуттенберга», которые также как и Лиотар, описали постиндустриальное общество и указали, что основным критерием в социальной дифференциации является знание и уровень потребления.
Из художественных авторов постмодернизма работа ссылается на творчество Паланика, Пелевина, Сорокина, Минаева, Бегбедера - описывать произведения которых в данном разделе нет смысла, так как об их основных идеях речь пойдёт непосредственно в самой работе.
Также были использованы, такие, казалось бы, нестандартные источники, как фильмы - «Криминальное чтиво», как образец воплощения идей постмодернизма в художественной сфере и «Матрица», как образец воплощения теорий постмодернистких авторов в сфере сюжетной. Помимо художественных фильмов будут задействованы и тексты одной из современных музыкальных групп, как отражающие общие настроения постмодернистской мысли.
Обширной общепризнанной историографии у недавно появившейся культуры постмодерна на русском языке, к сожалению, ещё нет, поэтому рассматриваться она не будет. К слову, стоит сказать, что начало складывания постиндустриального информационного общества в России началось сравнительно недавно, поэтому особого интереса к культуре этой эпохи долгое время не появлялось. Массовый перевод трактатов философов постмодернизма, таких как Лиотар, Бодрийар, Деррида на русский язык начал осуществляться лишь со второй половины 90х и многие их работы до сих пор, так и не переведены. Зато в силу складывания в постсоветской России информационного общества, интерес к уже имеющимся переведённым текстам возрастает с каждым годом, поэтому с уверенностью стоит сказать, что крупные работы по данной проблематике в нашей стране уже не за горами.
Считается, что постиндустриальное общество сложилось в странах западной Европы и северной Америки в последней четверти XX века1. Его появление связано с очередным витком научно-технического прогресса, который усовершенствовал производство до такой степени, что участие человека в нём, а тем более использование его физической силы, становится минимальным. Успех и конкурентоспособность самого производства начинают всё больше зависеть от совершенствования технологий, а не за счёт его экстенсивного расширения. Экономический кризис 1970х. годов, вызванный удорожанием нефти, заставил перейти западное общество к ресурсосбережению и инновационной экономике. В результате, беспрецедентный рост цен на нефть в 2004—2007 годах уже не вызвал кризиса, подобного тому, что разразился более тридцати лет назад.
Совершенствование технологий является основным двигателем производства постиндустриального общества, поэтому доминирующим производственным ресурсом становится информация и знание. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами начинают считаться уровень образования, профессионализм и креативность работника. При чём впервые снимается извечное противоречие: если раньше владение информацией и знанием считалось только духовным благом, то теперь она автоматически становиться впридачу и благом материальным. Информация – становиться товаром, который её создатель может свободно продать, подарить и так далее.
Интересно, что с ростом производительности и оптимизации труда, все меньше людей занято в промышленности или сельском хозяйстве – большинство людских ресурсов идёт в сферу услуг. После стабильного обеспечения товарами первой необходимости, начинается опережающий рост потребления услуг по сравнению с ростом потребления товаров. При чём под «услугами» понимаются не столько парикмахерские и такси, а, сколько образование, медицина, страхование, банковские услуги, программное обеспечение и так далее. Отсюда мы видим, что услуги, которые предоставляются человеку в постиндустриальном обществе, также во многом требуют от «поставщика услуг» творческой мысли и высшего образования. Если посмотреть на цифры, то в данной сфере занято действительно внушительное число населения. В США на сферу услуг приходится 80 % ВВП на 2002 год, в странах Евросоюза — 69,4 % ВВП на 2004 год, России - 61 % ВВП на 2008 год. 2
Так как информация становится не только основным двигателем производства, но и сама по себе зачастую является объектом потребления, то появляется нужда в развитии юридической защиты прав интеллектуальной собственности. Не случайно именно постиндустриальные страны в наибольшей степени отстаивают эти вопросы. Права на информацию, которые подлежат юридической защите, должны носить монопольный характер. Это является не только необходимым условием для превращения информации в товар, но и позволяет извлекать монопольную прибыль, увеличивая рентабельность постиндустриальной экономики с последующим увеличением вклада средств в высокоинтеллектуального работника – производителя информации.
Перераспределяются и
Меняются и подходы к социальной стратификации. Если раньше основу социальной структуры составляла частная собственность, то в постиндустриальном обществе общественный статус человека зависит от его здоровья и образовательного уровня. Многие определяют постиндустриальное общество как «общество профессионалов», где основным классом является «класс интеллектуалов», а власть принадлежит интеллектуальной элите. Как писал один из первых теоретиков постиндустриального общества Д. Белл: «постиндустриальное общество предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов». 3При чём он заметил, что в западном обществе уже отчётливо проявляются тенденции «имущественного расслоения по признаку образования». Появляется даже реальная опасность, что «класс интеллектуалов», находясь у власти, может, широко используя средства массовой информации, формировать тот тип человека, который посчитают нужным. «Наш век, — писал Маршалл Маклюэн, — это первый век, в который многие тысячи отлично подготовленных умов полностью посвятили себя задаче профессионального проникновения в коллективное публичное сознание … с целью его манипуляции, эксплуатации и контроля4».
При чём возникает парадоксальная, казалось бы, ситуация. В условиях информационного общества важную роль в производстве играет не столько сам товар, сколько его «информационный образ» - «бренд». В качестве примера можно взять компанию производящую один из самых известных прохладительных напитков в мире - «Кока - Колу». Её «бренд» стоит 90 миллиардов долларов. То есть, по сути, говоря, столько денег стоит всего лишь какое-то слово! Заводы же производящие продукт, НИИ, и прочие материальные активы компании стоят всего на всего 30% от стоимости «бренда»! На основе показанного факта можно сделать вывод, что доминирующими для человека нынешней эпохи становятся новые, "постматериалистические" ценности, именно поэтому для того, чтобы товар был конкурентоспособен, для него нужно создать, прежде всего, «позитивный информационный облик». Именно отсюда, в постиндустриальном обществе господствующее место в экономике приобретает реклама. Для интереса стоит сказать, что та же «Кока-Кола» на рекламу своего товара тратит гораздо больше средств, нежели на его непосредственное производство. В современном обществе большую прибыль получает не тот, кто производит более высококачественную продукцию, а тот, кто с помощью рекламы создаёт иллюзию элитарности своей продукции, успех продаж теперь напрямую зависит от вложенной в товар информации.
Вполне естественно, что в мире, в котором информации отводится определяющее значение – возникает целый виртуальный информационный мир – Интернет, распространение которого с момента его появления происходит невероятными по скорости темпами. При чём в Интернете уже вполне в порядке вещей ведутся аукционы, продаются акции и так далее – то есть в информационном мире ведутся сделки, которые зачастую определяют расстановку сил в реальной экономике.
Развитие постиндустриального общества резко ускорило и развитие глобализации. Западное общество, ставшее центром производства информации и инновационных технологий стало все более заинтересованным в переносе своих секторов реальной экономики в страны третьего мира, поближе к рынкам сырья и рынкам дешевой рабочей силы. Появление Интернета сделало передачу информации из центра производства в технологий в центры реального производства товаров практически мгновенной. Заинтересованность же в новых рынках сбыта заставила пиар-менеджеров учитывать местную культуру в процессе распространения своих брендов. Происходит мировое разделение труда, возглавляемое внегосударственными учреждениями – транснациональными корпорациями, которые вынуждены учитывать национально-культурные различия разных государств. Говоря о глобализации, Маклюэн, например, использует как метафору, термин «глобальная деревня», которым сегодня описывают Интернет и Всемирную паутину. Как уже говорилось, в Интернете физическое расстояние между собеседниками не играет существенной роли для общения, стираются не только пространство и время, но происходит сближение культур, мировоззрений, традиций и ценностей. Из-за усовершенствованной скорости он-лайн обмена информацией, у людей появилась возможность читать, распространять и реагировать на ситуацию в мире гораздо с большей скоростью. Маклюэн полагает, что этот процесс вынуждает людей быть вовлеченными в дела друг друга, будто это были их собственные. Вступая в коммуникацию друг с другом посредством электронных средств связи, люди рассуждают и поступают, таким образом, как если бы они находились совсем рядом, жили бы в «одной деревне». Они вольно или невольно все основательнее вторгаются в жизнь друг друга, рассуждая обо всем увиденном и услышанном. Это форма коммуникации формирует новую социологическую структуру, сближают самые разные культуры. В целом глобализация популяризировала мультикультурность, которая и стала в последующем одной из ярких черт постмодернизма.
Более того, новые средства телекоммуникации сближают людей, которые, по мнению Маклюэна, утратили свою свойственную от природы близость ещё тысячи лет назад. Маклюэн исходит из того, что полушария головного мозг выполняют функции, различающиеся по управлению не только нервными процессами, но и типами мышления индивида. Функции левого полушария аналитическое мышление, логические построения. Правое полушарие отвечает за синтетическое мышление, эмоционально-интуитивные процессы. Когда около тысяч лет назад письменный знак одержал победу над прочими средствами коммуникации и системами обозначений, резко активизировалась общественная жизнь, и все это привело к развитию левого полушария (анализ, абстрагирование) в ущерб правому. «Господство левого полушария восходит к фонетическому алфавиту греков и целиком охватывает период от Парменида до наших дней5» - утверждает он в своей книге. Итак, после естественности и гармоничности отношений устного трайбализма (термин Маклюэна) пришел век алфавита и абсолютного господства визуальности. Следствием стала деколлективизация, детрайбализация, индивидуализм. С наступлением электронного века, символом которого является аудиовизуальная аппаратура, человеческое сознание оказывается присоединенным к замкнутой глобальной системем видеокоммуникации. Это способствует развитию мозга, а на планете возникает прообраз новой цивилизации - электронного трайбализма, эра благословенного планетарного униформизма и мировой деревни, о которой речь была выше. "Новая электронная взаимозависимость воссоздает мир в образе мировой деревни. Электронная технология - средство разрешения культурных и идеологических разногласий и противоречий. Сегодняшнее поколение живет в переходный период отказа от косности "эпохи Гутенберга", развиваясь под воздействием направленного электронного взрыва6".
Информация о работе Власть и общество в художественных произведениях постмодернистов