Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:40, доклад
Александр Александрович Блок родился и воспитывался в высококультурной
дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вел свой род
от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из
Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре
государственного права.
лучших созданий блоковской любовной лирики. Подлинного глубокого чувства
герой стихотворения не испытывает («В легком сердце — страсть и
беспечность»). И не ведают опьяненные страстью влюбленные, что «Над
бездонным провалом в вечность, // Задыхаясь, летит рысак».
Этот удивительный по своей смелости и емкости образ-символ говорит и о
мимолетности и зыбкости любовного чувства, да и вообще человеческой жизни,
и напоминает о роковой зависимости человека от неподвластных ему мировых
законов, а может рассматриваться и как некое апокалиптическое пророчество
(вот он — «черный ворон»!). Завершающая строфа — отрезвление героя:
Страшный мир! Он для сердца тесен! В нем —
твоих поцелуев бред, Темный морок цыганских
песен, Торопливый полет комет!
Он снова
оказывается перед лицом «
«бред», где человека околдовывает «темный морок цыганских песен». Слово
«морок» — полногласная форма от «мрак». И к тому же родственное слову
«морочить». Известно, что Блок любил цыганские песни и романсы. Но здесь
они выступают как темная сила, поскольку берут в плен свободную
человеческую душу. Последняя же строка возвращает нас к тому, что все мы
пленники угрожающего нам космоса.
«Цыганская»
тема присутствует и в
В них слышны отзвуки «метельных» мотивов второго тома, губительных «лиловых
миров» блоковской антитезы. Одно из них — «Опустись, занавеска линялая...»
— стилизовано под народную песню:
Сгинь, цыганская жизнь
сомкни очи твои!
Отдаваясь до конца стихии цыганских страстей, герой, что называется,
«прожигал жизнь». И вот печальный итог: «Спалена моя степь, трава свалена,
// Ни огня, ни звезды на пути...»
Сходная
ситуация и в другом «
и надменный...».
Подобные
трагические, «гибельные»
лирического наследия А. Блока. Более того, они органичны для его
поэтического облика и раскрывают сложность и противоречивость его души.
«...Я всегда был последователен в основном,— подчеркивал поэт,— я
последователен и в своей любви к «гибели» (незнание о будущем, окруженность
неизвестным, вера в судьбу и т. д.— свойства моей природы, более чем
психологические». Но при этом следует понимать, что «гибель» и «мрак» — это
только неизбежные этапы большого и трудного пути поэта. «Разве можно
миновать «мрак», идя к «свету»?» — вопрошал совсем еще юный Блок. И
предназначенный ему путь он прошел мужественно и до конца.
«Цыганская стихия», любовь, музыка, искусство, «печаль и радость» нашли
свое место и в следующем цикле — «Кармен». С одной стороны, он живо
напоминает «Снежную маску» и «Фаину» сходными обстоятельствами создания
(там — увлечение поэта актрисой Н. Волоховой, здесь — оперной певицей Л. А.
Дельмас, которой и посвящен цикл) и сквозной темой всепоглощающей стихийной
любви. Да и сам поэт признавался, что в марте 1914 года (время написания
последнего цикла) он «отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907-го»,
когда была написана «Снежная маска». Однако «Кармен» не повторение
пройденного. Гимн стихийной любви звучит здесь уже на новом витке спирали
блоковского пути.
Образ Кармен у поэта многолик, синтетичен. Кармен — и героиня оперы Визе,
и современная женщина. Она и независимая, вольнолюбивая испанская цыганка,
и славянка, которую герой под «заливистый крик журавля» обречен «ждать у
плетня до заката горячего дня». Стихийное начало выражено в ней в самых
различных его проявлениях — от стихии сжигающей страсти, стихии природы и
космоса — до творческой стихии «музыки», дающей надежду на грядущее
просветление. Этим и близка героиня цикла лирическому герою:
Мелодией одной звучат печаль и радость...
Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.
(Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь...)
«Кармен» — последний блоковский цикл о любви — не только связан с
предшествующими ему «Арфами и скрипками», но является своеобразным
переходом к поэме «Соловьиный сад». О ней мы лишь отметим, что поэма эта —
новый шаг Блока в поисках смысла жизни и места человека в ней. Уходя из
замкнутого круга «соловьиного сада», поэт вступает в широкий и суровый мир,
заключающий в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой он
стремился на протяжении всего своего творческого пути. Так возник цикл
«Родина», едва ли не вершинный цикл не только третьего тома, но и всей
поэзии А. Блока.
Тема родины, России — сквозная блоковская тема. На одном из последних его
выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили
прочесть стихи о России. «Это все — о России»,— ответил Блок и не покривил
душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлюща. Однако наиболее
целеустремленно он обратился к воплощению этой темы в период реакции. В
письме к К. С. Станиславскому (1908, декабрь) Блок пишет: «...Стоит передо
мной моя тема, тема о России (вопрос об интеллигенции и народе, в
частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче
сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-
то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни».
«Родина»
для Блока — понятие настолько
широкое, что он посчитал
включить в цикл и стихотворения сугубо интимные («Посещение», «Дым от
костра струею сизой...», «Приближается звук. И покорна щемящему звуку...»),
и стихотворения,
прямым образом связанные с
(«Грешить бесстыдно,
непробудно...», «На железной
К двум последним стихотворениям обычно обращаются те блоковеды, кто
рассматривает путь поэта как целенаправленное движение от символизма к
реализму. И в самом деле, в стихотворении «На железной дороге» немало
жизненных реалий («ров некошеный», «платформа», «сад с кустами блеклыми»,
«жандарм» и т. д.). К тому же сам автор снабдил его примечанием:
«Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресения» Толстого: Катюша
Маслова видит в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе
первого класса». Казалось бы, и знаменитая строфа:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели —
тоже подтверждает гипотезу о «реалистичности» стихотворения. Но как раз
здесь мы видим признаки не привычного реалистического, а емкого
символического образа. Желтые, синие, зеленые вагоны (2, 1 и 3-го классов)
— не просто реальные приметы идущего поезда, а символы по-разному
сложившихся человеческих судеб. Символичен и образ героини. Кто она? Что мы
знаем о ней? Очень немного. Пожалуй, лишь то, что она испытала крушение
надежд на возможное счастье. И вот «она раздавлена». А чем — «любовью,
грязью иль колесами» — не суть важно: «все больно». И когда мы возвращаемся
к первой строфе («Лежит и смотрит, как живая, // В цветном платке, на косы
брошенном, // Красивая и молодая»), невольно думается: не сама ли это
поруганная, «раздавленная» Россия. Ведь у Блока она нередко предстает в
облике женщины
в цветастом или узорном
стихотворения не исключает и такого его прочтения.
Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно
России. Среди самых значительных —цикл «На поле Куликовом» и стихотворение
«Россия» (мы остановимся на них подробно дальше). О своей неразрывной связи
с родиной, с ее во многом темной и трудной судьбой говорит поэт в
стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..». Возникающий
в последней его строфе символический образ («Тихое, долгое, красное зарево
//
Каждую ночь над становьем твоим») — предвестие грядущих перемен.
Совсем по-иному раскрывается тема России в стихотворении «Новая Америка».
Поначалу перед читателем все та же «убогая» Русь с ее «страшным простором»
и «непонятной ширью». Однако постепенно лицо России проясняется («Нет, не
старческий лик и не постный // Под московским платочком цветным»). На ее
просторах появляются фабричные трубы, корпуса заводов, «города из рабочих
лачуг». В последних строфах Блок говорит о том, что ископаемые богатства
родины помогут ее обновлению. Подобный панегирик углю и руде кажется
неожиданным в устах поэта. На самом же деле Блок серьезно размышлял о роли
национальной промышленности в «великом возрождении» России. «Будущее
России,— писал он,— лежит в еле еще тронутых силах народных масс и
подземных богатств». И это не противоречило его отрицательному отношению к
«цивилизации», потому что его «Новая Америка» — не «старая Америка», то
есть не Соединенные Штаты, а поэтический образ будущей России, «нового
света», «Великой Демократии».
Цикл «Родина»
завершает небольшое
сосредоточены все ведущие мотивы, прозвучавшие в цикле. Тут и приметы
неброского российского пейзажа, и напоминание о подневольной судьбе
русского человека, и черты отечественной истории, и обобщенный образ самой
родины. Все это глубоко народно и неразрывно связано с фольклорной стихией.