Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:40, доклад
Александр Александрович Блок родился и воспитывался в высококультурной
дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вел свой род
от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из
Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре
государственного права.
А сам Коршун — символ тех зловещих сил, которые тяготеют над Россией.
Вопросы, поставленные
в конце стихотворения и
не являются обычными риторическими вопросами. Автор обращает их и к себе, и
к читателям, и, быть может, к самой Истории как активный призыв к действию.
Казалось
бы, цикл «Родина» мог достойно
завершить последний том «
вочеловечения». Однако поэт посчитал необходимым поместить в конце книги
небольшой цикл «О чем поет ветер», исполненный грустных, элегических
раздумий. Причину этого убедительно объяснил известный исследователь
творчества Блока Д. Е. Максимов: «Завершая этим сумеречным — с редкими
просветами — финалом композицию третьего тома. Блок, по-видимому, стремился
к тому ..., чтобы внутреннее движение в книге не вытягивалось в
прямолинейную и подозрительную этой прямолинейностью круто восходящую
линию». Исследователь обращает внимание на то, что заключительный цикл чем-
то перекликается со «страшным миром» и, таким образом, третий том тяготеет
к кольцевому построению,
что соответствует
поэта.
В марте 1916 года, в период снижения своей творческой активности, А. Блок
делает многозначительное признание: «На днях я подумал о том, что стихи
писать мне не нужно, потому что я слишком умею это делать. Надо еще
измениться (или — чтобы вокруг изменилось), чтобы вновь получить
возможность преодолевать материал». Время решающих перемен наступило для
поэта в конце 1917 и в самом начале 1918 года — в период Октябрьской
революции. Свое безоговорочное приятие революции он открыто и
бескомпромиссно выразил в статье «Интеллигенция и революция». Ее
художественным эквивалентом стали знаменитая поэма «Двенадцать» и
стихотворение «Скифы».
Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоков-скую «трилогию», но,
связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его
творческого пути. «...В январе 1918-го,— свидетельствует поэт,— я в
последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 («Снежная
маска».— Авт.) или в марте 1914 («Кармен».— Авт.). Во время и после
окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой
шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)». И еще:
«...Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда
проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях — природы,
жизни и искусства».
Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенное выражение в поэме.
Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий
(«Ветер, ветер — // На всем божьем свете!», «Ветер хлесткий», он «гуляет»,
«свищет», «и зол и рад», «разыгралась чтой-то вьюга», «ох, пурга какая,
спасе!», «Вьюга долгим смехом // Заливается в снегах» и т. д.). Очевидно,
что образы ветра, метели романтичны и имеют символический смысл.
Но основа содержания этого произведения — «буря» в море жизни. Строя
сюжет поэмы, А. Блок широко использует прием контраста, который заявлен уже
в первых двух строках: «Черный вечер. // Белый снег». Резкое
противопоставление двух миров — «черного» и «белого», старого и нового — с
полной определенностью выявляется в двух первых главах поэмы. В одной из
них — сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуя, «писателя-
витии», «товарища-попа», «барыни в каракуле», уличных проституток...). В
другой — коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей и
защитников «новой жизни». Блок нисколько не «выпрямляет», не идеализирует
своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее
крайности. С одной стороны, это люди, сознающие свой высокий революционный
долг («Революцьонный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг!») и
готовые его исполнить:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую
кондовую, В избяную, В толстозадую!
С другой — в их психологии еще живы и отчетливо выражены настроения
стихийной, анархической «вольницы»:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче
голытьба!
Да и вся «событийная» линия поэмы — нелепое убийство одним из
красногвардейцев (Петрухой) своей любовницы Катьки — тоже в большой степени
отражает неуправляемость поступков красногвардейцев и вносит в ее колорит
трагическую окраску. Блок видел в революции не только ее величие, но и ее
«гримасы». В той же статье «Интеллигенция и революция» читаем: «Что же вы
думали? Что революция — идиллия? Что творчество ничего не разрушает на
своем пути? Что народ — паинька? <...> И, наконец, что так «бескровно» и
так «безболезненно» разрешится вековая распря между «черной» и «белой»
костью?..» Но главным для него было то, чтобы «октябрьские гримасы»,
которых, по его убеждению, «было очень мало — могло быть во много раз
больше», не заслонили «октябрьского величия».
Величие
и правоту «революции-бури»,
утверждает в заключительной, финальной главе поэмы, где впереди двенадцати
красногвардейцев-«апостолов» новой жизни возникает образ Иисуса Христа.
Образ Христа,
завершающий поэму, многим
Да и сам автор не был полностью удовлетворен своим решением. «Мне тоже не
нравится конец «Двенадцати»,— признавался он К. Чуковскому.— Когда я
кончил, я сам удивился:
почему же Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем
явственнее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: К сожалению,
Христос». А вот запись поэта от 18 февраля 1918 года: «Что Христос идет
перед ними — несомненно. Дело не в том, «достойны ли они его», а страшно
то, что опять Он с ними, и Другого пока нет; а надо — Другого?» Может быть,
именно поэтому у исследователей поэмы возникали разнообразные трактовки
символического бло-ковского Христа. Христос как символ революционера,.
Христос как символ будущего, языческий Христос, старообрядческий
«сжигающий» Христос, Христос-сверхчеловек, Христос как воплощение Вечной
Женственности, Христос-художник и даже Христос-антихрист... Думается, что
все эти по-своему остроумные допущения уводят от главного. Главное же
заключается в том, что образ Христа позволяет поэту оправдать революцию с
точки зрения высшей справедливости.
И наконец, о «буре» в «море искусства», то есть о художественном
новаторстве «Двенадцати». Отдавшись до конца «стихии», поэт сумел отразить
в поэме ту «музыку», которая звучала и вокруг него л в нем самом. Это
отразилось в ритмическом, лексическом и жанровом многоголосии поэмы.
Традиционные ямб и чаще всего звучащий в поэме хорей сочетаются с
разностопными модификациями классических размеров, с дольником, а иной раз
и с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша, городского
романса, частушки, революционной и народной песни, лозунговых призывов.
Блок широко использует разговорную, а зачастую и сниженную «уличную»
лексику. И все
это настолько органично
Блок в день завершения поэмы, 29 января 1918 года, дерзнул пометить в своей
записной книжке: «Сегодня я - гений»
Вслед за «Двенадцатью» было написано стихотворение «Скифы».
Противопоставляя «цивилизованный» Запад и революционную Русь, поэт от имени
революционной «скифской» России призывает народы Европы положить конец
«ужасам войны» и вложить «старый меч в ножны». Стихотворение завершается
призывом к единению:
В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
Так завершилась «трилогия вочеловечения». Так завершился трудный путь
поэта, путь исполненный великих художественных открытий и свершений.
Настоящий
художник не уходит из жизни
бесследно. «Мы умираем, а
остается»,— заметил Блок на торжественном собрании, посвященном Пушкину.
Блока нет, но его богатейшее наследство с нами. Его стихи во многом
трагичны, потому что трагичным было и его время. Однако сам же поэт
утверждал, что не «угрюмство» — суть его творчества. Она в служении
будущему. И в своем последнем стихотворении («Пушкинскому дому», 1921,
февраль) поэт снова напоминает нам об этом:
Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.
«Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем».
С этим пожеланием Александр Блок обращается не только к своему давнему
корреспонденту, но и к своим читателям.