Золотая хохлома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловяный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные орнаменты Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и другие звери.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Хохлома, как исконно русское искусство …………………………………………………..4
Глава 2 История Хохломы ……………………………………………………………………………..6
Глава 3 Хохлома в 20 веке и современность ……………………………………………………….16
Глава 4. Технология русской Хохломы ……………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………………………………... 25
Список литературы …………………………………………………………………………………..26
Приложение…………………………………………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Золотая Хохлома.docx

— 617.82 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного  транспорта

Государственное бюджетное  учреждение высшего профессионального  образования

Уральский государственный  университет путей сообщения

 

 

 

 

Кафедра « Философии и  истории»

 

 

 

Реферат на тему:

« Золотая Хохлома»

 

 

 

Проверил ст.преподаватель:                                             Выполнил ст.гр. С-132

Задорогина Л.В.                                                                 Грошева А.В.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1 Хохлома, как исконно  русское искусство …………………………………………………..4

Глава 2 История хохломы  ……………………………………………………………………………..6

Глава 3 Хохлома в 20 веке и современность ……………………………………………………….16

Глава 4. Технология русской  хохломы ……………………………………………………………..22

Заключение…………………………………………………………………………………………... 25

Список литературы …………………………………………………………………………………..26

Приложение…………………………………………………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Я выбрала эту тему, так как она очень актуальна  и вполне сочетается с современным  ритмом жизни. Ручная работа  всегда очень высоко ценилась. Своими искусными работами нас  радуют мастера хохломской росписи  и по сей день.

Я хочу рассказать вам весь исторический путь хохломской росписи. Моя цель: просветить и обогатить  внутренний мир окружающих. 

Хохлома – старинный  русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Является одним из наиболее известных  видов русской народной живописи.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится  не золотой, а серебряный оловяный порошок. После этого изделие покрывается  специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем  достигается уникальный медово-золотой  цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные  орнаменты Хохломы – красные  сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются  птицы, рыбы и другие звери.

Первоначально слово «Хохлома» означало название одной из торговых деревень, в которую мастера из окрестностей привозили свои изделия.

Изделия Хохломы  органично живут в современном  быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим  успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами.

 

 

 

 

 

Глава 1. Хохлома, как исконно русское искусство

Искусство Хохломы формировалось  как драгоценный сплав художественных традиций народных ремесел и орнаментальной живописи Древней Руси. Его истоки восходят к периоду XVII – XVIII веков, когда  в леса Заволжья устремились переселенцы, укрывавшиеся от политических и религиозных  гонений и принявшие участие  в местном промысле деревянной токарной посуды. Среди них были и опытные  живописцы.

От древних ремесел  Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий  и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило  ее рисунками растительных мотивов  и приемами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники "золотой окраски" изделий, выделившей Хохлому среди  других промыслов. Основные принципы хохломской техники "золочения" дерева сохраняются  и в наши дни. Полуфабрикат деревянных изделий грунтуется, и на него наносится  тонкий слой металлического алюминиевого порошка, по блестящей серебристой  поверхности которого производится роспись. Когда краски просушены, изделия  покрываются лаком и подвергаются "закалке" в печи, в процессе которой лаковая пленка темнеет, приобретая желтовато-коричневый оттенок, а просвечивающая под ее слоем  серебристая поверхность изделия  становится похожей на золотую.

Различные виды хохломского  орнамента – верховое "травное" письмо, роспись "под фон", "Кудрина" – восходят в своих истоках  к искусству Древней Руси. Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным  и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими  удлиненными мазками, ритмическое  расположение которых придает им сходство с листьями и стеблями травы. Разновидностью верхового "травного" письма является роспись "под листок" с зелеными, желтыми или коричневыми  округлыми листьями и красными кружочками ягод.

Росписи "под фон" свойственно  сочетание золотистых силуэтов орнамента  с закрашенной поверхностью фона. При ее исполнении сначала наносятся  контурные очертания рисунка, а  затем закрашивается окружающий их фон. Заканчивая роспись, мастер "разживляет" штрихами силуэтные формы листьев, цветов и плодов, обогащает их цветовой разделкой и выполняет вокруг стеблей по поверхности фона легкие травные "приписки".

Рисунок "Кудрина" является разновидностью росписи "под фон". Для него также характерны золотые  силуэты, окруженные цветным фоном. Выполняя "Кудрину", мастера наносят  на поверхность изделий своеобразный узор, в котором рисунок листьев, цветов и плодов составлен из округлых "кудреватых" завитков.

Хохломский мастер никогда  точно не повторяет рисунок. Его  творчество основано на постоянной импровизации новых вариантов орнамента.

В работе коллектива "Хохломский художник" следование традициям  сочетается со смелым новаторством. Каждому  из мастеров свойственно индивидуальное восприятие орнамента и своеобразие  почерка.

В ассортименте фабрики –  разнообразные изделия, получившие практическое применение в современном  быту: наборы для праздничного стола, завтрака туриста, расписные ложки, коробочки для принадлежностей  рукоделия и женские украшения, пудреницы, бокалы для кистей и карандашей, вазы, настенные декоративные тарелки  и панно, расписная мебель.

Главным художником фабрики  является лауреат Государственной  премии РСФСР имени И. Е. Репина, заслуженный  художник РСФСР Ольга Павловна Лушина. В нашу галерею вошли интереснейшие  из ее работ в области "травного" орнамента, росписи "под фон" и "Кудрина".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. История  хохломы

Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить  представление, по данным археологических  раскопок, в Заволжье занимались изготовлением  деревянной посуды. Дерево было самым  удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки – "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы  посуды.

Всем, кто селился в  этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь  рано стали изготовлять для продажи.

Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей  страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия  льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность  деревянной посуде, она становилась  и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно  его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного  хозяйственного обихода.

Когда же возникло искусство  золотой Хохломы? Мы не располагаем  данными, чтобы ответить определенно  на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго  до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли  и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими  узорами – розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или  кистью.

Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при  монастырях, мы не находим среди  них изделий, поверхность которых  была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному  фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который  не применяли в Хохломе.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у  иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий  металл. Чтобы окрасить фон иконы  в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII – XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев.

Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и  начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь  искали убежища противники патриарха  Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники  соловецкого старообрядческого  бунта.

Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. О высоком мастерстве этих художников свидетельствуют два  киота конца XVII века, сохранившиеся  в коллекциях Нижегородского художественного  музея. Их роспись с типичными  для XVII века растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных  золотых тканей. Формы фантастических цветов очерчены контурными линиями  и искусно разделаны штрихом. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной  технике золочения дерева, которая  близка Хохломе.

Старообрядцы-раскольники  привозили с собой древние  иконы, рукописные книги, богато украшенные миниатюрами и орнаментальными  заставками, узорные ткани, ювелирные  изделия. Далекая лесная глухомань  Заволжья стала, таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков богатейшей сокровищницей  древнерусского искусства. Это не могло  не отразиться на развитии местной  художественной культуры.

На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали  посуду. Наиболее состоятельные переселенцы  стали торговцами и скупщиками. Занявшись  росписью токарной посуды, иконописцы могли применить известные им приемы окраски дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам тоже изготовлять оригинальные изделия, не знавшие конкуренции на рынках и ярмарках. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы.

В памяти старожилов края сохранились  легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она  была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений. Одна из легенд рассказывает о том, что среди скрывавшихся иконописцев  был знаменитый мастер. Он построил дом в лесу на берегу реки и в  нем начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто  их расписывает. И вот двинулись  на поиски мастера царские солдаты... Узнав об этом, призвал мастер мужиков  из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски, кисти и  исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие – на берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких мастеров.

Вместе с техникой окраски  в Хохлому проникли и рисунки  орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента  промысла можно увидеть в русском  декоративном искусстве XVII – начала XVIII века. В это время особое распространение  получает растительный орнамент, Приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых  вещей часто выполнялись травные  рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали  сочные мазки белил – оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой  для формирования хохломских травных  узоров.

В хохломской росписи нашли  отражение и графические орнаменты  с четкими линейными контурами  и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками  с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния  в промысле двух традиционных линий  русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту  иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись  народные национальные особенности  понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы.

Информация о работе Золотая хохлома