Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:48, реферат
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловяный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные орнаменты Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и другие звери.
Введение……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Хохлома, как исконно русское искусство …………………………………………………..4
Глава 2 История Хохломы ……………………………………………………………………………..6
Глава 3 Хохлома в 20 веке и современность ……………………………………………………….16
Глава 4. Технология русской Хохломы ……………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………………………………... 25
Список литературы …………………………………………………………………………………..26
Приложение…………………………………………………………………………………………...27
А.Г. Тюкалов и М.М. Гладкова создали комплекты изделий для убранства праздничного стола. Чаша и набор тарелочек к ней могут подаваться с компотом или ягодами. По формам оба комплекта похожи, однако рисунок орнамента придает каждому своеобразие. Тюкалов украсил изделия "кудриной", которая в его исполнении всегда отличается особой узорностью и красочностью. Цветовая гамма росписи основана на сочетании киновари и золота. Черный цвет введен в нее лишь для усиления контрастности рисунка. М.М. Гладкова использовала технику росписи "под фон", поместив на изделии простой изящный рисунок с веточкой вишни. Киновари в ее орнаменте нет, он выполнен черной краской по золотистому фону, поэтому его цветовая гамма особенно торжественна и строга.
Мастера русских художественных промыслов демонстрировали свое искусство на Международной ярмарке в Лейпциге и на Парижской выставке. Посланцем от мастеров Хохломы в Париже и Лейпциге была Н.А. Денисова-Чикалова. Маленький столик, за которым она сидела в советском павильоне, показывая приемы работы, всегда был плотно окружен посетителями. Многим Наталья Александровна дарила какие-нибудь предметы, расписанные здесь же. Зарубежные художники и ценители искусства знакомились с процессом работы мастера Хохломы. Часами они внимательно следили, как работает Наталья Александровна, интересовались привезенными полуфабрикатами и красками, а чаще всего спрашивали, откуда она берет узоры. Больше всего их удивляло объяснение советской художницы, что сочинять на каждом изделии новый рисунок может не только она одна, что это – обычный метод работы всех мастеров Хохломы. Многие художники, присаживаясь на маленькую традиционную скамейку, пытались сами расписать бочонок или поставок, но такого свободного и легкого узора из цветов, как у нашей мастерицы, у них не получалось. Тогда они, снова не отрываясь, наблюдали, как искусно работает мастер. "Артист!", – говорили они.Наталья Александровна вдохновенно исполняла новые и новые орнаменты. Да, это был артистизм! Непрерывное внимание посетителей к ее работе означало успех. Но Наталья Александровна не приписывала эту удачу лично себе. Это был успех ее любимого дела, успех Хохломы.
Глава 4. Технология русской хохломы
Преображения дерева начинается в токарном цехе, где из липовых, березовых и осиновых брусков-заготовок получаются чашки, поставцы, бочонки, вазы; в столярном цехе, где делают мебель; в мастерской ложкаря или резчика, вырезающего из дерева большие и малые ковши. Труд резчика подобен труду скульптора, ваятеля. В работе токаря – своя специфика: нужно "чувствовать станок", приноровиться к непрерывному вращению деревянной болванки.
А замысел токаря, резчика или проектировщика хохломской мебели подчинен определенной задаче: создать такую форму, которая, обладая пластической выразительностью, отвечала бы утилитарному назначению изделия и вместе с тем выгодно подчеркивало бы достоинства художественной росписи. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличительными особенностями которой стали благородная простота силуэта, строгость пропорций.
Традиционные чашки, солонки, поставцы токарь вытачивает легко, без особого труда, а большие знатоки своего дела могут творчески варьировать их формы, добиваясь новых пластических и декоративных эффектов.
Если же разрабатывается новый ассортимент, мастер выполнит рисунок и чертеж изделия, посоветуется с художниками по росписи, представит новинку на суд художественного совета объединения.
Но вот работа токаря закончена. Некрашеную посуду – полуфабрикат – называют в промысле "белой" или "бельем". Они и в самом деле желтовато-белые, эти пахнущие деревом свежеоструганные чашки и миски, яркий цветочный узор так и просится на их округлые бока. Однако в цех художественной росписи попадут они не сразу: в необычной технологии хохломской окраски большую роль играет предварительная подготовка деревянной поверхности.
Прежде всего полуфабрикат
– "белье" – надо тщательно
просушить, иначе дерево может дать
трещины. Поэтому в помещениях предварительной
обработки постоянно
Чтобы окраска была прочной,
а роспись не пожухла, некрашеные
чашки покрывают специальным
глиняно-масляным грунтом красновато-
После грунтовки изделие 7-8 часов сушат в электропечи, затем очищают его поверхность от шероховатостей наждачной бумагой – ошкуривают, шпаклюют – закрывают изъяны древесины приготовленной для этого замазкой, однородной по составу с грунтом. Изделия, сложные по форме: детские стульчики, ковши, ошкуривают вручную, а чашки, поставцы, вазочки шлифуют на станках.
Самая ответственная операция
– олифление, от нее будет в
дальнейшем зависеть качество деревянной
посуды, яркость росписи. Загрунтованные
изделия до блеска пропитывают вареным
льняным маслом – олифой. Делается
это так: работница окунает в
миску с олифой тампон, свернутый
из овечьей или телячьей кожи, затем
быстро-быстро втирает олифу в
поверхность чашки, поворачивая
ее так, чтобы олифа распространялась
равномерно. Три, а то и четыре раза
пройдут изделия через
И, наконец, последняя подготовительная операция – лужение. Исполняют ее также вручную тампоном из овечьей кожи. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком (в прошлом веке использовался оловянный, реже – серебряный), следя за тем, чтобы слой пудры был ровным, тонким и плотным одновременно. "Луженые" чашки уже не напоминают глиняные, они сверкают серебром и в таком виде поступают в цеха росписи.
Здесь под кистью художниц загораются на серебристых чашках огненно-алые травы, расцветают диковинные цветы. В росписи используются жаростойкие масляные краски – красная киноварь, черная сажа, а для прописки деталей орнамента – коричневая, зеленая, желтый крон.
Хохломская роспись
Опытные художницы обладают безукоризненным чувством ритма, чутьем декоратора – орнаменталиста. Уверенно покрывают они ажурными растительными узорами и сложные сферические, и плоские поверхности, выявляя расположением рисунка красоту формы предмета, одинаково легко пишут близкие природе травные мотивы с ягодами и фантастические орнаменты кудрины. И у каждой мастерицы свой особый индивидуальный почерк.
Но как бы виртуозно ни была исполнена роспись, ее краски не звучат еще в полную силу, пока узор или фон остаются серебристыми. Неповторимый хохломской колорит она приобретает лишь после того, как отлакированные изделия побывают в электропечи.
В заключение моего реферата
о хохломе, о людях, их мастерстве, их характерах
хочется сказать, как изменилась сама
жизнь вокруг, быт, культура наших когда-то
глухих лесных деревень.
Жили когда-то наши мастера в маленьких,
полусгнивших избенках, вросших в землю,
крытых соломой.
А теперь посмотрите на наши деревни! Большая
часть домов новые, высокие, просторные,
с верандами и с палисадниками. Загляните
в наши дома. Вы увидите, что обстановка
в них не уступает хорошо меблированной
городской квартире. Полированная мебель,
телевизоры, диван-кровати, шифоньеры,
трюмо, серванты с красивой посудой, раздвижные
столы, полумягкие стулья. Радиоприемниками
и стиральными машинами никого не удивишь.
Нет предела человеческому желанию делать
свою жизнь еще лучше и благоустроеннее,
как нет в искусстве предела совершенствованию.
Задача будущих поколений хохломичей
продолжать традиции дедов, отцов, матерей,
вести наш уникальный промысел дальше
и дальше... А наша с вами задача интересоваться,
изучать, ценить и пробовать творить самим!
Список литературы
1. Емельянова Т.И. Золотая Хохлома. Декоративная роспись по дереву. Издательство: Интербук-бизнес 2001
2. Шпикалова Я. Методическое
пособие К учебнику
3. Кузин В.С., Кубышкина
Э.И. Изобразительное
4. Хохлома: Орнаменты
и изделия: Учебное наглядно-
Приложение
Рис.1 Кандейка с крышкой
Рис.2 Роспись «под фон»
Рис.3 Туески
Рис.4 Верховая роспись
Рис.5 Кудрина роспись