Золотая хохлома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловяный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные орнаменты Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и другие звери.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Хохлома, как исконно русское искусство …………………………………………………..4
Глава 2 История Хохломы ……………………………………………………………………………..6
Глава 3 Хохлома в 20 веке и современность ……………………………………………………….16
Глава 4. Технология русской Хохломы ……………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………………………………... 25
Список литературы …………………………………………………………………………………..26
Приложение…………………………………………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Золотая Хохлома.docx

— 617.82 Кб (Скачать файл)

Рассказывают, что работа имела на выставке успех: мастера  вызвали в Петербург и наградили  часами и тулупом. Однако учиться  в столице ему никто не предложил. С горя мастер пропил и часы, и  тулуп.

Отличным живописцем считался в Новопокровском и Яков Марусин  – человек редкого всестороннего  дарования, шутник и вольнодумец. В  Семеновском музее сохранился мочесник его работы. В бывшем доме скупщика Тюкалова, где он долго жил в  батраках, и сейчас находятся расписанные  им двери, на которых изображены мужчина  в восточном тюрбане с саблей и женщина в платочке и сарафане. Умер Яков Марусин в 1916 году в Сибири, уехав туда в поисках счастья, найти которое ему так и  не удалось.

В конце XIX – начале XX века наступили для Хохломы тяжелые  времена. Стал быстро снижаться спрос  на деревянную росписную посуду, постепенно все более вытесняемую фабричной продукцией. Падало значение промысла как поставщика предметов для повседневного крестьянского обихода. Особенно ухудшилась торговля изделиями в годы русско-японской и первой мировой войны. Закрылись многие красильни. Часть мастеров была отправлена на фронт.

Трудное положение в народных промыслах заставило Нижегородское  земство принять экстренные меры. Особое внимание оно обратило на Хохлому. Туда были посланы художники, пытавшиеся приспособить ее изделия ко вкусам городских покупателей.

В это время в среде  русской интеллигенции возникает  глубокий интерес к памятникам русской  старины. Их начинают изучать, коллекционировать. Это приносит популярность и изделиям народных промыслов. Чтобы обеспечить продажу изделий Хохломы, художники  стали изготовлять для нее  образцы "под старину".

Так появились на промысле ковши, причудливые по формам, напоминающие змей и драконов, стулья и диваны с головами лошадей, громоздкие столы  и буфеты с тяжелыми токарными  ножками, коробки для рукоделия, похожие на чугунные гири. При декорировке  этих изделий искажались мотивы росписи "под фон" и "кудрины". Появился орнамент "славянской вязи" –  неудачное подражание рисункам старинных  рукописных заставок. Ему были свойственны  сухие стилизованные формы и  грубая пестрая раскраска. Приемами, привычными для Хохломы, писать его  было нельзя, поэтому в работе мастеров появились трафареты.

Травная роспись в это  время исполнялась лишь в тех  мастерских, где продолжали красить  дешевые чашки и блюда для  сельского рынка. "Травка" получает пренебрежительное название простой  окраски или "мужицких" рисунков. За травную роспись платили вполовину  дешевле.

Народное искусство промысла не погибло и в эти годы. Влияние  образцов, насаждавшихся земством, затронуло в основном мастеров, работавших в красильнях богатых хозяев. Оно  почти не коснулось лачужек бедняков, где писали традиционный травный  орнамент.

 

 

 

 

Глава 3. Хохлома  в 20 веке и современность

Во время Великой Отечественной  войны промысел потерял значительную часть художников, ярко проявивших себя в искусстве предшествующих лет. В боях на Днепре погиб талантливый  орнаменталист Анатолий Григорьевич  Подогов. Не стало Архипа Михайловича  Серова, Семена Степановича Юзикова, Ивана Егоровича Тюкалова. Многие мастера не вернулись с фронта.

В первые послевоенные годы главнейшей задачей промысла стало  восстановление его творческого  коллектива и обучение молодежи. Большую  работу в этом направлении провели  опытные мастера Семеновской  художественной школы. В Ковернинском районе Горьковской области, отдаленном от Семенова, с молодыми мастерами  занимались старейшие художники  – Николай Григорьевич и Никанор  Григорьевич Подоговы и Федор  Андреевич Бедин. Постижению традиционных основ искусства промысла помогало собрание хохломских орнаментов, созданное  Николаем Григорьевичем Подоговым.

Сознавая важность передачи знаний новым поколениям художников, мастер еще в годы Великой Отечественной  войны начал работу над альбомом хохломских орнаментов. В течение  нескольких лет он рисовал таблицы, вспоминая узоры, которые видел, и записывал все, что слышал от отца и деда. В работе ему помогала дочь Анна, ставшая к этому времени  уже опытным мастером. Так были созданы четыре экземпляра альбома, в которых запечатлены многие орнаменты XIX и начала XX века. Это  ценнейшее собрание рисунков помогло  сохранению в искусстве Хохломы  традиционных приемов росписи.

На выставках прикладного  декоративного искусства, проводившихся  в 1945 – 1946 годах, было представлено много  работ художников Хохломы. Как и  мастера других промыслов, они стремятся  к созданию произведений, проникнутых  духом патриотизма. Растительный орнамент приобретает для них новое  значение. Он становится средством  особого орнаментального рассказа о богатстве и красоте родной природы.

Характерное для предшествующего  периода увлечение травным орнаментом уступает место поискам новых  рисунков в технике "под фон", возможности которой соответствуют  желанию мастеров создать более  богатую и праздничную роспись. Многие произведения в это время  выполняются на красном киноварном фоне. Складывается новое понимание  рисунков с золотым узором и радостным  звучным сочетанием киновари и золота, связанное с представлениями  о природных богатствах русской  земли. Роспись "под фон" интересовала мастеров и возможностью усиления в композиции роли графического рисунка, расширявшего изобразительные возможности орнамента.

Стремление придать орнаментальной росписи новое звучание проявлялось  в выборе мотивов орнамента и  их трактовке. Мастеров особенно привлекают мотивы спелых колосьев, веток, отягощенных  плодами, гроздей винограда и  пышных цветочных гирлянд, символизирующих  изобилие, При изображении их повышается роль штриховой разживки, усиливающей  ощущение объемности формы. Это был  некоторый отход от традиционной для Хохломы плоскостной трактовки.

В 40-е и 50-е годы в искусстве  промысла уже отчетливо выступают  два самостоятельных направления, в каждом из которых по-своему живут  общие художественные традиции. Одно из них было связано с работой  мастеров Ковернинского района Горьковской  области, а другое – с коллективом  Семеновской фабрики и художественной школы.

У художников Семенова постепенно все более ярко проявляется свое, особое понимание орнамента. В этом определенную роль сыграла художественная школа, широко знакомившая учеников с разными видами прикладного  искусства и прививавшая им навыки графического решения орнамента.

Как и в 30-е годы, семеновские  мастера проявляют склонность к  орнаментальной фантастике. Они пишут  на своих изделиях сложные по формам экзотические цветы, похожие на те лилии, георгины и тюльпаны, которые они  так любят выращивать в своих  палисадниках. Для них характерно обращение к орнаментальной графике. Росписи мастеров отличаются особой тонкостью и тщательностью контурного линейного рисунка с разживкой  штрихом. Рисунки с мотивами различных  по величине цветов образуют сложный  силуэтный золотистый узор на черном или цветном фоне.

Для развития искусства Семеновской  Хохломы большое значение имела  деятельность дружной и сплоченной группы мастеров: Е.Ф. Сенниковой, 3.Ф. Киевой, Н.А. Денисовой-Чикаловой, А.П. Савиновой, М.Ф. Шириковой-Родионовой. Все они  были учениками Георгия Петровича  Матвеева. До 1948 года Семеновским коллективом  руководил Георгий Петрович. Вместе с ним мастера проводили экспериментальную  работу по созданию новых рисунков в технике "под фон", практиковались в выполнении эскизов и прорисовке фрагментов орнамента на бумаге, учились  зарисовывать с натуры ветви с  цветами и плодами.

В это время художниками  были выполнены росписи магазина "Табакторга" и ресторана "Москва" в Горьком. В них стремление к  особой экзотичности в какой-то степени  воскрешало еще не полностью забытый "псевдорусский" стиль с его  нарочитой узорностью и сусальностью.

Позднее художественное руководство  артелью перешло к ученице  Г.П. Матвеева – Елене Флегонтьевне Сенниковой. Вокруг нее сплотился  дружный творческий коллектив.

Некоторые большие выставочные  произведения мастера выполняли  совместно. На такие работы сроки  обычно давались очень сжатые, и  одному художнику справиться было не под силу. В такие дни в мастерской звучало лишь слово "мы". Все  интересное, что удавалось кому-нибудь сочинить, дополняло общий замысел.

Рисовать формы крупных  ваз лучше всех умела Н.А. Чикалова. Расстелив листы бумаги, она уверенно набрасывала силуэты кубков, ларцов и ваз, повторяя в памяти формы  вещей, понравившиеся ей на выставках  или в музеях. Из них отбирались лучшие. Е.Ф. Сенникова любила создавать  новые формы мелких изделий, и  если надо было придумать подарочный набор из небольших расписных  предметов, то эскизы рисовала она. Когда  же наступало время сочинять орнаменты, каждая мастерица выполняла свой рисунок, затем все собирались вместе и выбирали самое удачное. Наконец, наступал день, когда приносили готовую  выточенную форму с уже подготовленным для росписи грунтом. Если позволяло  время, рисунок на вещи писал кто-нибудь один, но часто случалось, что и  роспись приходилось выполнять  совместно. Тогда старались писать "под одну руку", заменяя друг друга. Так была выполнена большая  декоративная ваза в честь тридцатилетия  ВЛКСМ, посланная в столицу от молодежи и комсомольцев Горьковскои  области.

Привычка к совместной работе помогала и выполнению росписей в интерьерах общественных зданий –  кафе семеновской гостиницы, дома отдыха в окрестностях Семенова, зала Горьковской  области на Выставке достижений народного  хозяйства, комнаты матери и ребенка  на Белорусском вокзале в Москве, детских садов и яслей в  Семенове. Для кафе мастера создали  небольшие орнаментальные панно  с серебристым узором на черном фоне. В интерьерах дома отдыха, где были простые бревенчатые стены, сделали  деревянные квадратные и ромбовидные  вставки с мотивами цветов, исполнив их без золота и серебра – синей, красной и охристой краской. Стены  и стенды зала Горьковскои областной  выставки достижений народного хозяйства  мастера украсили орнаментом, написанным синей, зеленой и красной краской  по белому фону. Однако, пожалуй, самой  оригинальной была их работа по оформлению помещений детских садов в Семенове. Здесь мастерам удалось создать целостные комплексы росписей, которые украсили не только стены и мебель, но и беседки, качалки в саду.

Привычка художников работать сообща над выставочными произведениями и по оформлению интерьера не привела, однако, к сглаживанию особенностей художественной манеры каждого.

Совсем в иной манере работает сестра Сенниковой – Зинаида Флегонтьевна Киева. Ее росписи мужественнее и  лаконичнее. Она любит крупные  формы цветов и листьев на больших  упругих стеблях и яркие контрастные  сочетания красок. Особая четкость рисунка и слаженность композиции выделяют вещи Зинаиды Флегонтьевны среди работ Семеновских мастеров. Одно из лучших ее произведений – большой  декоративный ковш, принадлежащий Музею  народного искусства. На его поверхности  – строгий и торжественный  золотой орнамент с крупными цветами  и листьями. Отдельные детали его  оживлены красной, зеленой и желтой контурной обводкой, придающей рисунку  некоторую живописность.

В последние годы на промысле снова возрастает интерес к травным  рисункам. Работая над композицией  росписи современных вещей, мастера  внимательно изучают лучшие произведения прошлого. Это помогает им поновому, во всем многообразии ощутить значительность наследия Хохломы. Многие молодые художники  начинают понимать, насколько разнообразны могут быть орнаменты из удлиненных красных и черных мазков хохломской травки, какие богатые по ритму  и краскам, по изгибам линий и  мазков можно составить из них  узоры, как они могут поэтично зазвучать в оформлении новых  вещей.

Стали интересны для мастеров и те достижения, которыми была ознаменована работа промысла в 30-е годы. Появившиеся  тогда рисунки малинки, землянички, орнаменты с березкой и рябинкой вновь зазвучали неожиданно и  свежо в работах М.Е. Щукиной, О.Н. Веселовой, Л.И. Масловой и других.

Все большее значение приобретают  поиски новых видов изделий, имеющих  практическое назначение в быту. Промысел постепенно переключается на массовый выпуск новых расписных утилитарных  вещей, которые в настоящее время  и приносят ему все возрастающую популярность. Это небольшие декоративные панно для жилых интерьеров, бокалы для кистей и карандашей, коробки  для рукоделия, удобные и красивые комплекты бытовых утилитарных  вещей, которые могут органично  войти в современную обстановку квартиры. Таковы, например, комплекты  для праздничного стола с чашами для фруктов и розетками для  варенья, лоточками для печенья  и конфет; набор предметов для  пирога, – блюдо, совочек, тарелочки; наборы для ягод, орехов, компота; рыбацкий набор для ухи, состоящий из большой миски, тарелок, ложек и ополовника. Сюда можно также отнести специальные комплекты для кухни – полки и подносы с баночками-поставками для соли, сахара, крупы, коробочками для различных приправ. В росписи этих изделий можно встретить различные виды орнамента – "травку", "кудрину", рисунки "под листок". Мастера стремились сделать новые вещи как можно более разнообразными по форме, приемам декорировки и цвету.

Самобытны произведения О.П. Лушиной и А.И. Куркиной. По-разному  подошли мастера к росписи  больших декоративных братин. Каждая по-своему решила рисунок травного орнамента для вещи, предназначенной  украсить интерьер с современной  мебелью, Лушина написала на братине  нежный лиричный узор с удлиненными  красными листьями, живописно расположенными среди мерцающего золотистого фона. Куркина выбрала рисунок с  крупными плодами, свисающими на ветвях. Ее роспись, исполненная в графической  манере, отличается суровостью и монументальностью.

Информация о работе Золотая хохлома