Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:17, дипломная работа
Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности с учетом различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирование свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержание интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого позволяет дифференцировать этих лиц, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после освобождения.
В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание в рамках реформирования уголовно-исполнительного законодательства. В процессе подготовки осужденных к освобождению принимаются во внимание их возрастные особенности, влияющие на процесс социальной адаптации после отбытия наказания, семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие трудового стажа.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
I ГЛАВА
1.1.Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению. Бытовое и трудовое устройство осужденных. Порядок подготовки осужденных к освобождению……………………………………………….
1.1.1.Особенности подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, престарелых, а также беременных женщин и женщин с детьми. Психологическая диагностика осужденных с девиантными формами поведения…………………………………………………………………………
1.2.Индивидуально-личностные особенности осужденных, склонных к девиантным формам поведения…………………………………………………..
1.2.1.Психокоррекционное и превентивное воздействие на осужденных, склонных к девиантным проявлениям……………………………………………
1.3.Проблемы социальной работы с осужденными и вопросы их ресоциализации……………………………………………………………………..
1.3.1.Вопросы социальной работы и проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания в ВК
1.3.2.Основные типы жилищных проблем, могущих возникнуть у воспитанников ВК после отбытия наказания…………………………………….
1.3.3.Оценка родительского ресурса в ресоциализации воспитанника ВК по отбытию им наказания……………………………………
1.3.4.Критерии обеспечения права на образования…………………….
1.4.Пример возможного оформления данных социологического опроса воспитанника ВК, готовящегося к условно-досрочному освобождению…….
II ГЛАВА
При высоких баллах по всем показателям наблюдается крайне низкая толерантность к внешним воздействиям и низкий порог, сдерживающий агрессивность, в том числе насильственного характера, а также наличие постоянной раздражительности.
Таким образом, эта подгруппа включает осужденных с выраженным поведением асоциальной направленности. Эти лица со стороны выглядят вполне сдержанно, тем самым производят положительное впечатление на администрацию ИУ. Они относятся к так называемому сильному типу личности. Основная черта – стремление непрерывно получать удовольствие и наслаждения, максимально отстраняясь от напряженной деятельности.
Лидерские тенденции отчетливо проявляются в стремлении властвовать над окружающими, чему способствует вполне осмысленная оценка реальности, умение производить на окружающих сильное впечатление своим весьма развитым интеллектом. За внешне благополучной маской почти всегда скрывается внутреннее напряжение, раздражительность и враждебность. Серьезные социальные последствия поступков, как правило, не вызывают у них осознания и сожаления. Для них характерно постоянное чувство правомерности своего поведения, что формирует своеобразный нравственно-психологический синдром, обозначаемый в повседневном сознании как бессовестность.
Как упоминалось, осужденные данного типа кажутся спокойными и заслуживающими доверия. Тем не менее, в случае привнесения в процесс воспитательной работы стрессовых факторов, например, предъявления конкретных эпизодов из криминального прошлого, это может раскрыть их истинное лицо. Они могут демонстрировать исполнительность, чтобы занять высокие статусные позиции в социальной среде осужденных, которые дают им реальные рычаги воздействия на окружающих. Необходимо учитывать, что резкое ущемление их интересов и проявление несправедливости со стороны администрации ИУ может, во-первых, вызвать мощные агрессивные действия, во-вторых, стимулировать оппозиционные настроения.
Ведущими видами деятельности, которые оказывают влияние на изменение ценностных ориентаций, являются занятия, требующие кропотливости и сосредоточенности, внимания и исполнительности, спортивные единоборства. Не следует доверять им руководство самодеятельными организациями осужденных, поскольку они используют свое положение в целях получения личной выгоды или создают конфликтные ситуации. Представляется, что индивидуальная работа должна включать директивные способы обращения, ибо они признают законные и властные полномочия сотрудников и презирают тех, кого считают слабыми. Применение мер поощрения в соответствии с позитивными переменами в поведении также является продуктивным воздействием в отношении этой группы осужденных.
Четвертая подгруппа - включает эмотивно-впечатлительных личностей. Они отличаются повышением значений 3-й и 7-й шкал методики СМИЛ (эмотивность, тревожность), значимой позицией 4-го, 5-го и 6-го цветовых эталонов (гетерономность, эмотивность, впечатлительность, тревожность). Высокие показатели обнаружены у лиц, акцентуированных по истероидному типу.
Характеризуются преобладанием VIII вектора теста ДМО, символизирующего «ответственно-великодушный» стиль межличностного поведения с выраженным демонстративным компонентом. В период адаптации к условиям отбывания наказания такие лица легко попадают под влияние окружающих и зависят от ситуативных воздействий. Внешняя экстравертированность девиантного поведения сопровождается фиксацией на удовлетворении своих актуализированных потребностей, пренебрежением нуждами других людей, что делает эмоционально интенсивные отношения с окружающими в целом поверхностными и нестабильными.
Замечено, что стержневой поведенческой чертой этих индивидов является поиск внимания к себе со стороны окружающих. Наиболее часто для этого используются повышенная общительность, склонность к рисовке и позерству манипулирование с применением вспышек гнева и раздражительности. Лживость и фантазирование, как правило, подчинено приукрашиванию своей исключительности. В беседах отличаются готовностью к детализированному рассказу о себе, который сопровождается красочной речью, театральной жестикуляцией и интонацией. Осужденные данной подгруппы достаточно легко принимают формальные лидерские функции, главным образом для того, чтобы упрочить свое особое положение.
Благоприятная предпосылка индивидуальной воспитательной работы с лицами данной категории - не показывать равнодушного отношения и не выпускать их из-под своего контроля. Стиль поведения по отношению к ним должен носить ровный и спокойный характер. Вследствие трудностей социально-психологической адаптации и чрезмерной фиксацией на собственной личности таких осужденных нежелательно привлекать руководству органами самоуправления, а также на материально ответственные должности. Поскольку они легко внушаемы, существует высокая вероятность попадания их под влияние лидеров неформальных групп асоциальной направленности, а также опасность возникновения конфликтных ситуаций.
Пятая подгруппа осужденных, отнесенная нами к личностям ригидно-педантичного склада, характеризовалась значительным преобладанием в усредненном психологическом профиле Т-значений 6-й и 8-й шкалы теста СМИЛ (ригидность, индивидуалистичность), значимой позицией 2-го цветового эталона (формальность, настороженность, педантизм). Они отличаются также повышенными баллами IV вектора вопросника ДМО, который символизирует «недоверчиво-скептический» стиль межличностного взаимодействия. Высокие показатели отмечались у акцентуированных личностей эпилептоидного и паранойяльного типов.
Психодинамика таких осужденных характеризуется чрезмерной чувствительностью к неудачам и отказам со стороны других; постоянным недовольством, склонностью не прощать оскорбления, пренебрежительным отношением к окружающим.
Помимо этого, они отличаются подозрительностью и стойкой тенденцией к искажению пережитого, неуживчивостью, неспособностью к нахождению компромиссов, ригидностью и упрямством. Высоко ценят проявление силы и властные полномочия. Стремятся стать лидерами любым путем: либо в самодеятельных организациях, либо в группах с отрицательной направленностью. Упрямство, неадекватные ситуации, отстаивание собственных прав нередко превращает их в «борцов за справедливость».
Во взаимоотношениях с окружающими они злопамятны, не прощают обид или неуважения к собственной персоне. Легко обижаются, отвечают на это злобными вспышками гнева. Ключевые черты характера - упрямство, отсутствие гибкости в повседневном поведении, прямолинейность, повышенная оценка собственной значимости с тенденцией относить происходящее на свой счет.
При организации индивидуальной работы целесообразно опираться на такие личностные особенности, как целеустремленность, честолюбие, педантичность в качестве возможного руководства самодеятельными организациями осужденных. Следует учитывать, что процесс исправления является проблематичным вследствие таких выраженных черт характера, как упрямство, недоверие и подозрительность к окружающим.
Последняя, шестая подгруппа включает сензитивно-пессимистических личностей. Они отличались повышением значений 2, 3, 7 и 0-й шкал усредненного профиля методики СМИЛ (пессимистичность, интровертированность, тревожность, эмоциональная неустойчивость), значимыми позициями 1-го, 5-го и 0-го (или 6-го) цветовых эталонов (чувствительность, пассивность, тревожность) метода цветовых выборов. Кроме этого, зафиксирована ведущая роль VI вектора теста ДМО, символизирующего «послушно-зависимый» стиль межличностного поведения. Максимальные показатели обнаружены у личностей, акцентуированных по гипотимному типу.
Повседневное поведение этих лиц характеризуется стойким чувством напряженности и озабоченности, повышенной потребностью в физической безопасности, склонностью к тревожно-депрессивным реакциям, избеганием видов деятельности, связанных с интенсивными межличностными контактами, заниженной самооценкой. Вследствие низкого уровня коммуникативных навыков их действия в значимых ситуациях нередко вызывают насмешливые, отрицательные реакции со стороны окружающих. Легко попадают под влияние более агрессивных осужденных, в основном, из-за присущей им трусости и недостаточной инициативы. Представляется, что по этой причине доверительные отношения в среде ближайшего социального окружения с трудом устанавливаются и развиваются. В условиях строгого и непрерывного контроля подчиняются, но всегда ищут случай отстраниться от любого труда.
Таких осужденных рекомендуется как можно быстрее привлекать к участию в самодеятельных организациях, заполнять свободное время общественно-полезными видами деятельности, пресекать их контакты с неформальными группами асоциальной ориентации, ибо могут быть использованы последними для достижения своих целей. Не следует также выдвигать таких лиц на ответственные должности в органы самоуправления. Сотрудникам режимной и оперативной служб следует учитывать, что данная группа осужденных обладает повышенной внушаемостью, легко попадает под влияние других, выступает в качестве источника конфликтных ситуаций.
В пенитенциарной практике использование вышеуказанных психодиагностических методик представляется оптимальным для дифференциации различных девиантных отношений. Они дают возможность психологам:
Усредненные профили фрустрационных реакций осужденных с девиантными формами поведения, полученные с помощью теста Розенцвейга, также достоверно отличались от группы нормальных обследуемых. Это касается, прежде всего, высоких показателей экстрапунитивности, указывающих на их чрезмерную требовательность к своему социальному окружению, склонность воспринимать трудности не в качестве задачи, требующей адекватного разрешения, а как угрозу для своей личности. Значения степени социальной адаптации (GCR) были достоверно ниже среди лиц с девиантными формами поведения. Психологический профиль фрустрационных реакций характерен для лиц с девиантными нарушениями, отнесенных к четвертой группе с использованием традиционного набора методик (СМИЛ, ДМО, МЦВ). Это эмоционально-лабильные индивиды, с ярко выраженными демонстративными актами поведения. В показателях фрустрации присутствуют высокие значения экстрапунитивных реакций и реакций с «фиксацией на препятствии», что отличает их не только от здоровых людей, но и от лиц с иными формами нарушений. Выявленные тенденции корреспондируются с индивидуально-личностными особенностями осужденных, отнесенных к четвертой группе. Последние отличаются особой требовательностью к окружающим в отличие от требовательности к себе, благодаря чему всякое препятствие становится мощным источником переживания.
Среди осужденных, включенных в пятую и шестую группу, обнаружены достоверно низкие показатели экстрапунитивного и достоверно высокие показатели интрапунитивного стиля индивидуального реагирования. У таких личностей в экстремальных ситуациях обвинение направлено против себя самого, доминирует чувство собственной неполноценности.
К группе дополнительных методов, которые желательно использовать в диагностических целях относится тематический апперцептивный тест (ТАТ). Испытуемому предлагается составить рассказ по каждой из 29 предъявляемых картин. Сюжет картин эмоционально насыщен, вместе с тем содержание их неопределенно или противоречиво, что дает большую свободу воображению и интерпретации. 8
Демонстрация активной работы,
выраженная агрессивная и сексу
Психокоррекционное и превентивное воздействие на осужденных, склонных к девиантным проявлениям
Организация психокоррекционной и превентивной работы в отношении осужденных, проявляющих склонность к отклоняющемуся поведению должна учитывать природу и характер выявленных нарушений, индивидуально-психологические особенности личности и динамику психотравмирующих ситуаций. Поскольку такое поведение является следствием личностных дефектов, коррекционные программы должны быть ориентированы на те личностные конструкты, которые отвечают за формирование неадекватных способов реагирования в среде ближайшего социального окружения. Помимо этого коррекционное воздействие предполагает достижение более высокого уровня личностной интеграции и раскрытие возможностей человека в терапевтических целях и успешной адаптации в обществе.
Учитывая близость личностных черт осужденных первой и второй подгрупп, а также типичные признаки девиантных нарушений наиболее предпочтительными являются индивидуальные и групповые методы воздействия. Основные задачи первого предполагают:
Информация о работе Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения