Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:17, дипломная работа

Описание работы

Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности с учетом различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирование свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержание интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого позволяет дифференцировать этих лиц, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после освобождения.
В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание в рамках реформирования уголовно-исполнительного законодательства. В процессе подготовки осужденных к освобождению принимаются во внимание их возрастные особенности, влияющие на процесс социальной адаптации после отбытия наказания, семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие трудового стажа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
I ГЛАВА
1.1.Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению. Бытовое и трудовое устройство осужденных. Порядок подготовки осужденных к освобождению……………………………………………….

1.1.1.Особенности подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, престарелых, а также беременных женщин и женщин с детьми. Психологическая диагностика осужденных с девиантными формами поведения…………………………………………………………………………
1.2.Индивидуально-личностные особенности осужденных, склонных к девиантным формам поведения…………………………………………………..
1.2.1.Психокоррекционное и превентивное воздействие на осужденных, склонных к девиантным проявлениям……………………………………………
1.3.Проблемы социальной работы с осужденными и вопросы их ресоциализации……………………………………………………………………..
1.3.1.Вопросы социальной работы и проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания в ВК
1.3.2.Основные типы жилищных проблем, могущих возникнуть у воспитанников ВК после отбытия наказания…………………………………….
1.3.3.Оценка родительского ресурса в ресоциализации воспитанника ВК по отбытию им наказания……………………………………
1.3.4.Критерии обеспечения права на образования…………………….
1.4.Пример возможного оформления данных социологического опроса воспитанника ВК, готовящегося к условно-досрочному освобождению…….
II ГЛАВА

Файлы: 1 файл

диплом Адаптация к новым условиям жизни лиц освободившихся из испр. учр-ия.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

 

При решении вопросов ресоциализации подростка после отбытия наказания важную роль играет семья и взаимоотношения его с родителями и ближайшими родственниками.

Ориентировочные вопросы для оценки семейного статуса подростка:

  • Расскажи о своей семье. Из кого состоит твоя семья? С кем ты жил до задержания, суда (при мере пресечения под подписку о невыезде)?
  • Что ты можешь сказать о маме и папе? Какие отношения связывают родителей? Как долго родители жили вместе? Когда родителей лишили родительских прав? Как это случилось? Что было потом? Есть ли у тебя опекун?
  • Есть ли у тебя сестры и братья? Они младше или старше тебя? С кем они живут? С каких пор они живут отдельно от семьи? Есть ли у сестры (брата) своя семья? Расскажи о ней.  Как много времени ты проводил с семьей сестры (брата)? А как бы ты хотел? Чем занимается твоя сестра (брат)? Какова была их реакция на случившееся с тобой? Могут (хотят) ли они тебе оказать поддержку в первое время по выходу на свободу? Как и чем они могут помочь тебе?
  • Живы ли родители мамы (папы)? Где они живут? Как часто ты бывал у них перед заключением? Как долго ты бывал у дедушки и бабушки? Какой их возраст, здоровье? Чем они занимаются (работают, ведут свое хозяйство и т.д.)? Чем ты занимался? Бывая у них? Знают ли они о случившимся с тобой?
  • С кем из других родственников ты еще общался? Как часто? По каким поводам? Есть ли у них семьи, расскажи о них. С кем их этих семей ты чаще всего общался, с кем реже? Могут ли они (захотят ли) чем-нибудь помочь тебе в первое время после освобождения?

Для оценки объективности данных, выявленных при беседе с подростком (возможно нежелание давать достоверную информацию, фантазирование, искреннее заблуждение, желание предстать перед лицом, проводящим опрос в ином свете, стремление выдать желаемое за действительное и т.д.) необходимо провести собеседование с воспитателем:

  • Как активно родители участвуют в судьбе подростка (посещения, письма и т.д.)? В чем проявляется их содействие реабилитации его?
  • Как можно охарактеризовать социальный статус семьи? Какие позитивные (родители имеют постоянную работу, постоянный доход выше прожиточного минимума, возраст не старше 48 лет, не имели судимости и т.д.) и негативные (родители страдают от алкоголизма, имеют наркозависимость, ведут асоциальный образ жизни, проявляют равнодушие к судьбе ребенка, во всем потакают ему, имеют судимость, склонны к проявлениям насилия как физического, так и психического и т.д.) социальные проявления есть в семье?
  • Как можно охарактеризовать взаимодействие родителей с персоналом учреждения? Открыты ли они к взаимодействию, прислушиваются к рекомендациям и просьбам воспитателя или взаимодействуют только по необходимости (при инициативе со стороны сотрудников ВК), видят в сотрудниках ВК своих противников?
  • Как ведет себя подросток до ожидаемой встречи с родителями, во время нее и после (ждет с нетерпением, уклоняется, развязно, кричит на родителей, спокоен, расстроен, взвинчен и т.д.)?
  • Каким образом родители поддерживают подростка? Как часто пишут, посещают? Как долго длятся встречи? Как часто приходят посылки и передачи? Как можно оценить тон напутствий, писем (поддержка, забота, любовь, оправдания, морализации, жесткие предписания и установки поведения)?

Важным разделом социальной работы является взаимодействие с родителями подростка (в случаях ее целесообразности: родители или близкие родственники способны оказать благотворное влияние на подростка, готовы оказать ему помощь и моральную поддержку, адекватно настроены по отношению к сотрудникам ВК). В соответствии с законом, они извещаются, что подросток готовится к освобождению. Перед такой встречей необходимо продумать на основе имеющейся информации цели беседы:

  • Чем родители могут помочь в подготовке к освобождению?
  • Какой наличный уровень отношений подростка и родителей?
  • Каковы намерения и ресурсы родителей (родственников) в реабилитации подростка?
  • Поддержать родителей (родственников), укрепить их во мнении, что несмотря ни на что, подросток нуждается в их заботе и любви.
  • Откорректировать (при необходимости) отношение родителей к подростку опираясь на его сильные стороны, изменить требования к нему на более адекватные.

Основные критерии оценки семьи воспитанника ВК представлены в табл. 2020.

Таблица №4.

Оценка семьи воспитанника

 

Критерии

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Состав семьи

Оба родителя, могут быть братья-сестры, бабушки-дедушки.

Ролевой состав семьи представлен полностью, функции выполняются

Полная семья, однако один из родителей (или оба) в силу тех или иных обстоятельств не может выполнять родительские функции полноценно

Семья неполная или на попечении родителей находится человек преклонного возраста (несколько человек), инвалид, несколько детей младшего возраста

Мать воспитывает ребенка (детей) одна или  время от времени перекладывает на родственников заботу о детях

Главой семьи является не родитель, а брат, сестра или кто-то из родственников, опекун (попечитель), т.е. сами родители своих функций не выполняют

Занятость родителей

Стабильная занятость и достаточный доход

Стабильная занятость, но доход ниже необходимого

Занятость не постоянная, как и доход, однако как минимум две трети рабочего времени родители заняты

Занятость имеет случайный характер, работа часто меняется

Безработный, без определенного занятия

Возраст родителей

До 40 лет

40–50 лет

50–55 лет

Старше 55 лет

Престарелые родители, инвалиды, психические аномалии

Социальный статус семьи

Люди, признанные среди окружающих, имеют широкий круг знакомых, ведут «оседлый» образ жизни, деятельны. активны, стремятся помочь ребенку

Некоторые родительские функции реализуются в неполной мере, но в целом уровень родительских обязанностей соответствует требованиям

Поглощены работой, организацией быта, своего досуга, «разборками» друг с другом, подросток оказывается вытесненным из жизни семьи

Изолированные от общества, не принимающие участия в жизни других и не допускающие к себе

Ведут асоциальный образ жизни, имеются осужденные, преобладают криминальные установки

Положение воспитанника в семье до содержания под стражей

Отношение к подростку как полноценному члену семьи, активное участие его в семейных  мероприятиях

Подросток являлся полноценным членом семьи, однако не всегда у родителей имелись возможности полноценно заниматься его воспитанием

Периодическое «замечание» существования ребенка.

Проблемные  стили воспитания его без учета своеобразия его характера. Главный воспитатель: «улица»

Равнодушное отношение к подростку, отвержение его, взгляд на него как «обузу», нежеланного ребенка, эмоциональное отвержение и т.д.

Враждебное отношение к подростку со стороны других членов семьи.

Прямое культивирование асоциальных форм поведения


 

Формализованная оценка родителей (родственников) воспитанника ВК с позиций возможности опоры на их ресурсы в процессе ресоциализации подростка и адаптации его жизни на свободе представлена на рис.

 

 

 

 

 

 

Оценка родительского ресурса в ресоциализации          воспитанника ВК по отбытию им наказания


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После оценки ресурсов семьи воспитанника следует определиться с рекомендациями родителям и направлением оказания помощи подростку:

  • ознакомить родителей с позитивными качествами подростка (ресурсами), на которые целесообразно опираться в процессе его ресоциализации после отбытия наказания (умение ставить конструктивные цели и добиваться их реализации, наличие организаторских качеств, особенности мышления, способность и стремление учиться, склонности и профессиональные навыки, наличие чувства собственного достоинства и т.д.);
  • предупредить о ситуациях риска, подстерегающих конкретного подростка (наличие алкогольной или наркотической зависимости, провокационное давление среды, утрата самоконтроля в трудных жизненных ситуациях и т.д.).  Дать рекомендации по избеганию их с учетом индивидуальных черт подростка и реальных условий;
  • ознакомить родителей (родственников) с адресами районного управления социальной защиты (при наличии прав на оформление постоянной и единовременной материальной помощи), Центра помощи семьи и детям (при необходимости психосоциальных программ для семьи), Центра профориентации, службы занятости, Центра психолого-педагогической помощи, других общественных организаций;
  • дать рекомендации по трудоустройству подростка, организации его досуга и т.д.;
  • выяснить, какие нужды подростка могут быть обеспечены семьей, а какие нет, предоставить родителям выбор: в чем они могут помочь своему ребенку (жилищные проблемы, оформление документов, учеба, трудоустройство), а где не готовы оказать содействие (почему?), покажите им весь объем работы, которую Вам приходится проделывать в отношении конкретного ребенка. В случаях явного уклонения от участия в воспитании подростка напомните им и об ответственности (административной и уголовной: ст. 156-157 УК РФ);
  • в случаях приближения подростка к 18-летнему возрасту, рассмотрите перспективы психологической и социально-экономической автономии подростка, определите роль родителей и родственников в развитии и дальнейшей жизни воспитанника ВК после освобождения. В ряде случаев следует рассмотреть вариант самостоятельной жизни подростка и предоставить ему информацию о его правах (разделение лицевого счета), обсудить с ним пути выстраивания отношений с родителями, сообщить о программе социального патроната и установить контакт с Центром социального обеспечения.

Работа с родителями (родственниками) должна проводиться с учетом институциональной истории подростка (наличие и длительность пребывания в институтах, связанных с ситуацией социального сиротства или криминального поведения), а также субъективной оценки подростка отношений к своей семье:

  • адекватная положительная оценка семьи в целом и отдельных ее членов;
  • идеализация семейного ресурса и желание жить в семье, тогда как родители (родственники) ведут образ жизни, способный спровоцировать подростка на правонарушения;
  • идеализация отношений в семье (в том числе и формально благополучной), хотя члены ее не стремятся к интенсивной поддержке подростка, видят в нем «обузу», готовы избавиться от него;
  • отношение к родителям носит потребительский характер, подросток ждет от семьи только поддержку и решение за него всех проблем;
  • негативное отношение к семье и ее членам, хотя для этого нет поводов;
  • адекватно негативное отношение, имеющее реальную почву (асоциальные семьи, враждебное отношение к подростку, попытки отдельных членов семьи решить свои жилищные и другие проблемы за счет ущемления прав подростка и т.д.), а также стремление подростка отделиться от семьи.

Важнейшим ресурсом подростка, способствующим успешной ресоциализации является полученное образование.  Кроме социальных последствий  (наличие аттестата зрелости, позволяющего существенно  расширить диапазон  выбираемых профессий, продолжить учебу и т.д.) образование уже само по себе стимулирует развитие навыков овладения новыми умениями, целеполагания, организации какой-либо деятельности; отвлекает от бездумного времяпрепровождения, повышает самооценку, формирует личность и пр.

Критерии уровня  реализации права представлены в табл.521.

 .

Критерии обеспечения права на образования

 

Критерии

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Соотношение возраста и уровня образования

Уровень образования соответствует  возрасту или превышает его

Отставание от среднего возрастного уровня на один год

Отставание от среднего возрастного уровня на два  года

Отставание от среднего возрастного уровня на три-четыре  года

Отставание от среднего возрастного уровня на 5 и более лет

Учебный опыт

Среднее образование, ПТУ, техникум, колледж, опыт поступления и обучения в ВУЗе

До осуждения обучался в школе, ПТУ, техникуме, ВУЗе, продолжает обучение в ВК

До осуждения обучался в школе, ПТУ, техникуме,  но к завершению  обучения относится отрицательно либо формально

Лишь начальное образование, продолжать учебу не стремится

Практически не учился

Интерес к учебе

Считает общее образование важным ресурсом, стремится продолжить обучение

Избирательное отношение к обучению, отдельным областям знаний

Интерес к учебе фрагментарный, завязан лишь на личности педагога

Отсутствие интереса к обучению связаны с неудачами, низкой оценкой своих способностей  и т.д. 

Интереса к обучению нет, считает получение образования ненужным и  лишней тратой времени

Умение учиться

Умеет учиться самостоятельно, легко  оперирует информацией, может организовывать свой учебный процесс

Способности к обучению хорошие, но не может самостоятельно организовать свое обучение

Учится ниже своих способностей, не способен организоваться, нуждается в постоянном контроле за обучением

Понимает лишь простые задания, необходимо постоянное стимулирование образовательного процесса и помощь 

Навыки обучения минимальные

Отношение  к учебе как предпосылке будущей профессиональной деятельности

Считает, что обучение позволит успешней овладеть будущей профессией

Не связывает обучение с будущей профессией, но считает, что образование необходимо в других видах деятельности  и социальной адаптации в обществе

Понимает необходимость получения образования, но не представляет как оно сможет сказаться на его жизни

Никогда не задумывался о необходимости получения образования, не считает его обязательным в своем будущем

Считает, что уровень образования никак не скажется с будущей профессией или родом деятельности и не отразится на его жизни


 

 

Наряду с образованием, другим важнейшим ресурсом, необходимым для успешной ресоциализации является уровень готовности к выбору профессии.

 

 

 

Оформление результатов социологического статуса воспитанников ВК, можно выполнять в виде формализованных карточек (табл.6 )22, либо, что является целесообразней, в компьютерном варианте в виде электронных таблиц Excel c использованием процедур сортировки, фильтрования и др.

 

Пример возможного оформления данных социологического опроса воспитанника ВК, готовящегося к условно-досрочному освобождению

 

Э. Д., 17 лет, УДО ~ 0,5 года, ст.111, Ю-В р-он г. Москвы

Блок

Уровни

å баллов

Ср. балл

Примечание

Ресурсы

Возможные проблемы

Рекомендации

0

1

2

3

4

1

Гр. статус

1

2

0

0

0

3

<1

Паспорт?

     

2

Жилье

1

0

1

1

0

3

<1

       

3

Семья

3

1

2

1

0

7

1,4

Уточнить реальность проблем с родственниками

Стремлен, к самостоят., эконом.  помощи матери

 

Поддержание положительных контактов с матерью

4

Здоровье

0

0

0

0

0

0

0

       

5

Образование

1

3

0

0

0

4

<1

Закончить школу

     

6

Проф.

ориентац.

1

1

1

2

2

7

1.4

Профориентация 

     

7

Дополнение

               

переосмысл. прошлый негат . опыт

Коммуникативные. Окружение.

Алкоголь

Альтернативные виды избегания нежелательного поведения (учеба, спорт, работа, хобби).

Обучение конролю за эмоциями.

Адрес Центра трудоустройства Ю-В Москвы

Информация о работе Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения