Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:17, дипломная работа

Описание работы

Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности с учетом различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирование свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержание интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого позволяет дифференцировать этих лиц, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после освобождения.
В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание в рамках реформирования уголовно-исполнительного законодательства. В процессе подготовки осужденных к освобождению принимаются во внимание их возрастные особенности, влияющие на процесс социальной адаптации после отбытия наказания, семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие трудового стажа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
I ГЛАВА
1.1.Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению. Бытовое и трудовое устройство осужденных. Порядок подготовки осужденных к освобождению……………………………………………….

1.1.1.Особенности подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, престарелых, а также беременных женщин и женщин с детьми. Психологическая диагностика осужденных с девиантными формами поведения…………………………………………………………………………
1.2.Индивидуально-личностные особенности осужденных, склонных к девиантным формам поведения…………………………………………………..
1.2.1.Психокоррекционное и превентивное воздействие на осужденных, склонных к девиантным проявлениям……………………………………………
1.3.Проблемы социальной работы с осужденными и вопросы их ресоциализации……………………………………………………………………..
1.3.1.Вопросы социальной работы и проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания в ВК
1.3.2.Основные типы жилищных проблем, могущих возникнуть у воспитанников ВК после отбытия наказания…………………………………….
1.3.3.Оценка родительского ресурса в ресоциализации воспитанника ВК по отбытию им наказания……………………………………
1.3.4.Критерии обеспечения права на образования…………………….
1.4.Пример возможного оформления данных социологического опроса воспитанника ВК, готовящегося к условно-досрочному освобождению…….
II ГЛАВА

Файлы: 1 файл

диплом Адаптация к новым условиям жизни лиц освободившихся из испр. учр-ия.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

При групповом методе коррекции главным принципом является сознательное и целенаправленное использование всей совокупности  взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т.е. групповой динамики, в терапевтических целях9.

К групповой динамике относятся: цели деятельности, ценности, нормы и правила поведения, их влияние на остальных членов группы; функционально-ролевая структура, сплоченность, привлекательность группы для ее членов; проявления враждебности и антипатии; актуализация прошлых стереотипов поведения во взаимодействии с членами группы; формирование подгрупп, источники влияния на  процессы внутригруппового функционирования.

Перечисленные параметры, наряду с принципиальными моделями работы психолога, составляют стержень индивидуальных и групповых  психокоррекционных программ. На наш взгляд, репертуар эффективного коррекционного вмешательства (психологической интервенции) на осужденных с отклоняющимся поведением может включать следующие технологии10:

  • способы угасания нежелательного поведения;
  • методы саморегуляции и коррекции эмоциональных нарушений;
  • приемы стимулирования позитивной мотивации и формирования позитивного поведения;
  • техники когнитивного переконструирования;
  • методика конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

При отклоняющемся поведении лиц, отнесенных к первой и второй подгруппам,  основным  методом вмешательства является индивидуально ориентированная коррекционная работа.  Она  представляется  чрезвычайно сложной, поскольку в процессе  установлении отношений сотрудничества с психологом, а также осознания трудностей эти осужденные руководствуются предубеждениями и устойчивыми стереотипами, подчеркивающими свое превосходство или, напротив, личную несостоятельность. Основной целью воздействия  является изменение примитивных механизмов  психологической  защиты и способов обращения с окружающими, обусловливающих неадекватное восприятие себя и других лиц.

Психотерапевтические программы  с  использованием  групповых коррекционных техник должны быть ориентированы на  сглаживание  социальных последствий  агрессивного и импульсивного поведения. Основной акцент при групповой коррекции  указанной разновидности девиантных нарушений смещается на формирование и  совершенствование социальных навыков, повышение чувства ответственности за свои поступки, а также правильное разрешение внутриличностных конфликтов. Долговременные цели включают развитие стабильных отношений со значимыми другими, отработку приемов контроля психоэмоциональных состояний, развитие толерантности, связанной с пониманием чувств и реакций среды ближайшего социального окружения и т.д.

Для достижения поставленных целей  представляется обоснованным применение ролевых игр и групповых упражнений, моделирующих конкретные ситуации, в ходе которых осужденные принимают и исполняют функционально-ролевые обязанности других лиц. Хороший результат дают когнитивные психотехники, включающие активные формы обучения более  оптимистическому восприятию себя и окружающих, усиления контроля над разрушительными побуждениями. Практика коррекционной работы говорит о том, что стереотипы и социальные установки осужденных, основанные на беспомощности перед реальностью, могут быть поставлены под сомнение путем проверки их ожиданий с помощью прошлого опыта, а также развитие новых тактик поведения.

Целесообразно использовать возможности трансактного  анализа поведения для психотерапевтического вмешательства, результатом которого является формирование социально адаптированной личности. При организации психологической работы следует учитывать, что страх изменений среди осужденных, относящихся ко второй подгруппе, может быть купирован посредством открытого обращения к ним  и отказом от директивных приемов воздействия.

Как уже отмечалось, осужденные, относящиеся к третьей подгруппе по  характеру  девиантных нарушений, неспособны к установлению  стабильных отношений. В данном случае метод групповой коррекции будет наиболее продуктивным при правильном  подборе состава группы. При проведении  индивидуальной и групповой коррекционной работы  в  отношении  таких индивидов важно обозначить четкие рамки взаимодействия, исключающие манипулирование с их стороны (например, ложь, угрозы и демонстративно-шантажные суицидальные намерения).

Важно также  помочь  им понять различие между системами контроля и наказания,  реальностью  и  возмездием. При этом следует помнить, что  таким лицам  может  доставить  удовольствие перехитрить психолога, чем  ощущать  растущую  социальную приемлемость своего поведения. Нередко решающим фактором установления устойчивых  отношений является уверенное поведение психолога, его объективность и способность  противостоять  агрессивным выпадам с их стороны. Необходимо как можно точнее установить  генезис  девиантных нарушений, стереотипы и предубеждения, начиная с раннего детства и позднее перенесенные в иные коммуникативные ситуации.

Среди осужденных  четвертой  подгруппы, типичным механизмом психологической защиты, приводящим к нарушениям, является вытеснение из сознания содержательных компонентов переживаний и эмоциональных реакций, отсюда - неспособность правильно понять мотивацию своего поведения. Существенным моментом в психокоррекционной работе является включение в сферу сознания человека  вытесненных переживаний и  прошлого опыта. Процесс выявления актуальных желаний, мыслей и чувств является важным шагом на пути коррекции проблематичного стиля их повседневного поведения и межличностного взаимодействия.  Наиболее адекватными методами вмешательства являются психоаналитически ориентированные  психокоррекционные техники, социально-психологические тренинги уверенного поведения, фокусирование и работа со списками собственных преимуществ и недостатков, развитие навыков сознательного поиска и выбора принятия решений в проблемных, личностно значимых ситуациях.

При выборе адекватных мер, направленных  на  коррекцию поведения осужденных,  отнесенных  к  пятой  подгруппе, следует  учитывать их личностные особенности, которые заключаются в преобладании  ригидно-педантичных, недоверчиво-скептических, паранойяльных тенденций. Оптимальным подходом является поддерживающая индивидуальная  терапия. Практика показывает, что они чрезвычайно болезненно относятся к групповым способам воздействия, а поведенческая терапия им кажется слишком обременительной. Заметного успеха  достигают когнитивно-поведенческие программы, направленные  на  снижение фонового уровня тревожности и совершенствование навыков рационального поведения11.

При работе с ними пенитенциарный психолог должен стремиться к большей  доверительности, открытости и  последовательности.  Честное признание фактов бывает лучше защитного аргументирования. Высказывания психолога должны быть ясными, однозначными, стиль обращения – профессиональным, уважительным и  несколько дистанцированным с учетом того, что доверие и близость  отношений являются проблемными зонами этих осужденных. При проведении  индивидуальных мероприятий не следует чрезмерно усердствовать с интерпретацией  зависимостей  и  заниженной  самооценкой  человека, скрывающихся за защитным фасадом недоверия и враждебности. Базисная установка непредубежденности  и  благожелательного  помощника способствует принятию альтернативных объяснений  происходящих событий. Гораздо предпочтительнее не торопиться с коррекцией таких  защитных механизмов, как отрицание действительности и проекция вины на окружающих. Лучше внимательно вслушиваться в  обвинения-жалобы  осужденного, избегая вставать на чью-то сторону.

Причиной девиантных нарушений  поведения,  отнесенных  к  шестой подгруппе,  являются  специфические  индивидуально-психологические черты, например, повышенная тревожность, пессимистичность,  интровертированность. Следует помнить, что за этим «фасадом» может скрываться депрессивное состояние, которое может привести к крайним формам  деструктивного поведения (суицидальные тенденции, совершение преступлений  и  т.д.).  Все  это необходимо учитывать, прежде чем выбрать конкретные инструменты  психокоррекционного воздействия.

Наиболее оптимальными являются методики  саморегуляции,  например, релаксация,  биологическая  обратная  связь,  трансцендентальная медитация. Для достижения большего  эффекта  релаксационные техники желательно комбинировать с поведенческой  терапией, чтобы блокировать тревожные  мыслительные процессы. Наиболее оправдано применение методик, в основу которых положен принцип  реципрокного торможения. Они содержат два составляющих элемента:  формирование новой реакции, не имеющей ничего общего со страхом, и  единовременно-условное торможение страха. Практические приемы  заключаются в постепенном  демонстрировании человеку, находящемуся  в  расслабленном состоянии, тех или иных обстоятельств, которые вызывают негативные состояния  (систематическая дестабилизация).

Для превенции  и коррекции депрессивных состояний хорошо зарекомендовали себя методы интерперсональной коррекции12.  В относительно короткой сессии (12-16 групповых упражнений, проводимых один или  раза в неделю) акцент делается не на внутренние  конфликты человека,  а  на рациональные способы  общения с окружающими.  Таким образом, он  получает  возможность  преодолеть  социальную изоляцию, скоррегировать взаимные ожидания и   неадекватные действия, способствующие конфликтам, потренироваться в исполнении социальных  ролей,  выполнение  которых  вызывает наибольшие трудности. Коррекционные и превентивные мероприятия предусматривают также оказание адресной помощи в проявлении  подавляемых чувств с одновременным повышением адекватности их  выражения, ревизию и реконструкцию поведения в ходе общения. Общение с  психологом в первую очередь используется как модель для последующей тренировки рациональных навыков поведения и адекватных способов разрешения типичных конфликтных ситуаций.

Для предупреждения деструктивных конфликтов в микросреде осужденных (особенно случаев, сопряженных с совершением различных правонарушений или преступлений) руководители органов и учреждений УИС совместно с компетентными сотрудниками психологической, воспитательной, оперативной, режимной, медицинской и производственно-хозяйственной служб обязаны разрабатывать системные мероприятия общей и частной профилактики.

Основное назначение общей профилактики заключается в установлении причин и обстоятельств конфликтов, а также осуществлении адекватной превентивной стратегии, ориентированной на ослабление или устранение социально-психологических, организационно-управленческих, производственно-бытовых и иных конфликтообразующих факторов. Одной из важнейших предпосылок успешной работы является то, что деятельность по их предупреждению и регулированию должна основываться на неукоснительном соблюдении законодательных правовых актов и ведомственных документов, регламентирующих порядок отбывания наказания в стенах пенитенциарного учреждения.

Особое значение в деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений имеет организация и проведение общих профилактических мероприятий, направленных на устранение условий, способствующих возникновению конфликтных ситуаций. Среди них:

  • укрепление режима и дисциплины среди осужденных; предупреждение проникновения на территорию ИУ запрещенных предметов;
  • эффективное преодоление трудностей материально-технического характера;
  • улучшение условий жизни и производственно-хозяйственной деятельности осужденных (рациональное использование помещений, решение вопросов, связанных с обеспечением санитарно-бытовым обеспечением, рациональная организация отдыха и досуга и др.);
  • совершенствование надзора и контроля  поведения осужденных  с применением современных технических средств наблюдения;
  • проведение воспитательной работы с учетом социально-психологических факторов (групповых настроений в отряде, состояния психологического климата, сплоченности, доминирующих обычаев и традиций);
  • обращение постоянного внимания к проблемным вопросам и трудностям, по поводу которых возможно накопление разногласий между осужденными.

Другим, не менее важным составляющим элементом профилактики конфликтов является применение адекватных психолого-педагогических и административно-правовых мер воздействия на поведение осужденных. В данном направлении деятельности выделяются два взаимосвязанных этапа работы: первый – диагностика и прогнозирование развития конфликтных ситуаций; второй – пресечение или разрешение конфликтов.

Прежде всего, отметим, что при проведении воспитательных мероприятий и осуществлении психолого-педагогического воздействия на различные категории осужденных желательно избегать ситуаций социального сравнения и «публичного» обсуждения членов неформальных групп, особенно занимающих полярные статусы в субкультуре пенитенциарного учреждения. В противном случае увеличивается вероятность развития между ними оппозиционных настроений, а также создаются дополнительные психологические барьеры в общении между различными категориями осужденных и персоналом. Целесообразно разработать также, с учетом местных условий, систему «прозрачных» показателей трудовой и общественной активности осужденных, которая позволяла бы в максимальной мере объективно оценивать их поведение, а также определять величину личного вклада в совместную деятельность.

Предложенные критерии оценки должны быть доступными и понятными для всех категорий осужденных. Широкое распространение указанной модели будет не только способствовать сокращению количества конфликтов, связанных с якобы несправедливой оценкой результатов деятельности осужденных, но и обоснованно применять меры административно-правового или психолого-педагогического характера в отношении нарушителей, поскольку они будут восприниматься ими как вполне оправданные и справедливые.

Достижение позитивных результатов и оценка степени исправления на различных этапах отбывания наказания должны в максимальной мере отражать собственные усилия осужденного, а не зависеть от субъективных пристрастий персонала или органов самоуправления. Подобный подход позволяет не только минимизировать социальную несправедливость, но и повышает престиж администрации в глазах осужденных. Напротив, произвол и предвзятость в оценках их поведения будет способствовать усилению чувства несправедливости, что в свою очередь, приведет к развитию агрессивных проявлений среди осужденных.

При комплектовании бригад и развитии положительных взаимоотношений желательно учитывать уголовно-правовые, социально-демографические, национальные, религиозные и психологические особенности осужденных. Не следует, например, включать в них лиц одинакового возраста или имеющих сходное криминальное прошлое, поскольку это может приводить к замкнутости, корпоративности отношений и формированию устойчивых малых групп с асоциальными ценностями и правилами поведения. При распределении осужденных по отрядам следует находить оптимальное соотношение лиц молодежного и более старшего возраста, учитывать их психологическую совместимость и профессиональные навыки.

Информация о работе Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения