Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:17, дипломная работа
Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности с учетом различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирование свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержание интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого позволяет дифференцировать этих лиц, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после освобождения.
В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание в рамках реформирования уголовно-исполнительного законодательства. В процессе подготовки осужденных к освобождению принимаются во внимание их возрастные особенности, влияющие на процесс социальной адаптации после отбытия наказания, семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие трудового стажа.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
I ГЛАВА
1.1.Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению. Бытовое и трудовое устройство осужденных. Порядок подготовки осужденных к освобождению……………………………………………….
1.1.1.Особенности подготовки к освобождению из мест лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, престарелых, а также беременных женщин и женщин с детьми. Психологическая диагностика осужденных с девиантными формами поведения…………………………………………………………………………
1.2.Индивидуально-личностные особенности осужденных, склонных к девиантным формам поведения…………………………………………………..
1.2.1.Психокоррекционное и превентивное воздействие на осужденных, склонных к девиантным проявлениям……………………………………………
1.3.Проблемы социальной работы с осужденными и вопросы их ресоциализации……………………………………………………………………..
1.3.1.Вопросы социальной работы и проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания в ВК
1.3.2.Основные типы жилищных проблем, могущих возникнуть у воспитанников ВК после отбытия наказания…………………………………….
1.3.3.Оценка родительского ресурса в ресоциализации воспитанника ВК по отбытию им наказания……………………………………
1.3.4.Критерии обеспечения права на образования…………………….
1.4.Пример возможного оформления данных социологического опроса воспитанника ВК, готовящегося к условно-досрочному освобождению…….
II ГЛАВА
Предупреждение! Методика собеседования социального работника с воспитанником ВК имеет существенные различия с беседой, проводимой психологом, воспитателем, врачом психиатром. Преобладать должен деловой стиль общения, так как целями беседы не является вскрытие «черного ящика» внутреннего мира подростка, ни выяснение мотивов его поступков.
Задушевность, эмоциональность, эмпатийное сопереживание, находящиеся в арсенале психологов, часто лишь мешают работе, уводят ее в сторону. Подросток, зачастую в своей жизни лишенный душевной теплоты, нередко, почувствовав избыточное внимание к нему, часто неосознанно начинает стремиться показать себя с лучшей стороны, или «выплакаться», фантазировать, исказить имеющуюся реальную информацию. Также могут возникнуть иждивенческие и рентные установки. Нередки случаи, когда освободившийся из ВК подросток буквально изводил социального работника звонками о своих любых, даже незначительных успехах, не считаясь со временем суток.
Со стороны социального работника интерес к воспитаннику должен проявляться не столько как к личности, сколько как к частице общества, в котором ему придется жить. Стиль беседы должен стимулировать мобилизацию внутренних ресурсов подростка, напомнить ему, что срок осуждения все равно когда-нибудь закончится и ему в любом случае придется самому строить свою жизнь, что «детство» не может продолжаться вечно, что на свободе ему придется встретиться с не меньшими трудностями, чем в колонии. Надо дать прочувствовать ему его «взрослость», поэтому и обращение к нему должно быть как к взрослому, здоровому, полному сил, обладающему определенной ответственностью человеку.
Недопустимы морализирование, упреки, сравнения с «хорошими» детьми, в том числе своими, самодовольный и менторский тон, назидания, излишние напоминания о совершенном преступлении, необоснованные запугивания, т.е. приемы, к сожалению, обычно используемые в воспитательном процессе.
Важно разъяснить подростку, что должен делать он после выхода на свободу, к кому обращаться, с какими вопросами. Необходимо научить его оформлять нужные документы, заявления, запросы, предупредить о возможных трудностях, с которыми ему придется сталкиваться. Последнее поможет ему сохранять спокойствие при неудачах, провоцирующих или грубых заявлениях со стороны отдельных должностных лиц. Важно, чтобы при первых неудачах он не «опустил руки», не нашел выход в алкоголе, наркотиках, асоциальной компании, отчуждении от общества, не совершил бы нового преступления.
Важно ознакомить подростка с государственными и общественными организациями, куда следует обращаться, где можно получить помощь, дать адреса этих учреждений, при возможности объяснить, где территориально они находятся.
Необходимо, чтобы подросток имел возможность записать и сохранить до выхода на свободу полученные сведения. В идеальном случае необходимая информация могла бы содержаться в буклетах, памятках, выдаваемых подростку в момент выхода на свободу вместе с другими документами, однако и в этом случае воспитанник должен научиться пользоваться имеющимися сведениями. Для привития навыков оформления заявлений, документов полезно было бы их включить в обязательном порядке в общеобразовательную программу, проводимую в ВК.
Информация должна быть достоверной и своевременно обновляемой, содержать адреса и телефоны тех территориальных образований, куда подросток следует для постоянного проживания после освобождения из ВК:
Используемая литература:
2.Собчик Л.Н. Психодиагностические аспекты изучения легких форм реактивных состояний / Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. – Л., 1985, С. 77-81.
3.Собчик Л.Н. Стандартизированный
многофакторный метод
4.Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Спб.: Речь, 2001, 2002.
5.Собчик Л.Н. Диагностика
индивидуально-личностных
6. Собчик Л.Н. Психодиагностические аспекты изучения легких форм реактивных состояний / Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. – Л., 1985, С. 77-81.
7.Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2201, 2002.
8.Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Спб.: Речь, 2001, 2002.
9.Собчик Л.Н. Диагностика
индивидуально-личностных
10. Цуладзе С.В. О месте и значении проекционных методов в изучении личности. / Сб. Проблемы личности (материалы симпозиума). Всесоюзное научное общество невропатологов и психиатров. - М. , 1969, С.15-16.
11. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. 2-е изд. / Под ред. Л.П. Петровской. - М.: Прогресс, 1993, С.78-85.
12.Организация работы
практических психологов с
13.Социально-психологические явления в среде осужденных. – Саратов: 2005;
14.Программы
15. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Минск: Наука и теника, 1993. С.275-280.
16. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1993, С. 180-188.
17. Психологическая подготовка осужденных к трудовой деятельности после освобождения. Материалы отчета о научно-исследовательской работе, МПЛ ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, 2005.
18. По материалам и
выступлениям на симпозиуме «
19. Шмид В.Р., Шиловская А.Л. Работа со случаем как основа подготовки к освобождению и постпенитенциарного сопровождения подростков из воспитательной колонии (оценка потребностей подростка). - М.: Фонд ИНДЕМ, 2005.
1Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика. - М.: ИПИ. 1996, 2001.
2 Собчик Л.Н. Психодиагностические аспекты изучения легких форм реактивных состояний / Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. – Л., 1985, С. 77-81.
3Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2201, 2002.
4Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Спб.: Речь, 2001, 2002.
5Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-личностных свойств и межличностных отношений. СПб.: Речь, 2002.
6Собчик Л.Н. Модифицированная методика Сонди – тест восьми влечений. СПб.: Речь, 2002.
7Собчик Л.Н. Психологические исследования // Ю.А.Александровский. Пограничные психические расстройства. М.: Зевс, Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, С. 129.
8 Цуладзе С.В. О месте и значении проекционных методов в изучении личности. / Сб. Проблемы личности (материалы симпозиума). Всесоюзное научное общество невропатологов и психиатров. - М. , 1969, С.15-16.
9Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. 2-е изд. / Под ред. Л.П. Петровской. - М.: Прогресс, 1993, С.78-85.
10Организация работы практических психологов с персоналом уголовно-исполнительной системы. - М., НИИ ФСИН России, 2005;
Социально-психологические явления в среде осужденных. – Саратов: 2005;
Программы психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными. - М., НИИ ФСИН России, 2005.
11Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Минск: Навука i тэхнiка, 1993. С.275-280.
12Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1993, С. 180-188.
13Психологическая подготовка осужденных к трудовой деятельности после освобождения. Материалы отчета о научно-исследовательской работе, МПЛ ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, 2005.
14Материалы МПЛ ГУФСИН по Красноярскому краю, 2003.
15Материалы МПЛ ГУФСИН по Красноярскому краю, 2003.
16Там же.
17Материалы МПЛ ГУФСИН по Красноярскому краю, 2003 г.
18По материалам и выступлениям на симпозиуме «Пути России 2006: проблемы социального познания. Практика реформ институтов социальной политики: региональный и федеральный компоненты» (обсуждались проблемы преемственности в работе служб наказания и служб, обязанных заниматься постпенитенциарным сопровождением). - М.: 2006.
19Использованы собственные материалы, материалы конференции-семинара на базе Можайской ВК, организованного сотрудниками Фонда ИНДЕМ, а также: В.В.Шмидт, В.Р. Шмидт, М.Е. Цыганов, Е.И. Адрова. Подготовка несовершеннолетних, отбывающих наказание, к освобождению из воспитательной колонии. Центр содействия правосудия, Фонд ИНДЕМ. - М., 2004; Шмид В.Р., Шиловская А.Л. Работа со случаем как основа подготовки к освобождению и постпенитенциарного сопровождения подростков из воспитательной колонии (оценка потребностей подростка). - М.: Фонд ИНДЕМ, 2005.
20Шмид В.Р., Шиловская А.Л. Работа со случаем как основа подготовки к освобождению и постпенитенциарного сопровождения подростков из воспитательной колонии (оценка потребностей подростка). - М.: Фонд ИНДЕМ, 2005.
21Шмид В.Р., Шиловская А.Л. Работа со случаем как основа подготовки к освобождению и постпенитенциарного сопровождения подростков из воспитательной колонии (оценка потребностей подростка). - М.: Фонд ИНДЕМ, 2005.
22 Шмид В.Р., Шиловская А.Л. Работа со случаем как основа подготовки к освобождению и постпенитенциарного сопровождения подростков из воспитательной колонии (оценка потребностей подростка). - М.: Фонд ИНДЕМ, 2005.
Информация о работе Адптация к новым условиям жизни лиц, освободившихся из заключения