Анализ социально-экономической специализации в Тюменской области, проблемы и их перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

В химической и нефтехимической промышленности осуществляется выпуск бутадиена, синтетических смол, полиэтиленовых труб. Производится около трети объёмов сжиженного бытового газа.
Лесохимический комплекс представлен в основном лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслями промышленности. Значительную часть древесины пока вывозят из подрайона в необработанном виде (круглый лес, рудстойка, дрова). Таким образом, имеющиеся в Тюменской области запасы нефти и газа создали предпосылки для развития не только мощной нефтегазовой промышленности, но и определяют развитие специализации других отраслей

Содержание работы

Введение
Глава 1. Природно-ресурсный потенциал и отраслевая специализация Тюменской области……………………………………………….………………..4

1.1.Административно-территориальное деление………..………...............................7
1.2.Население и трудовые ресурсы Тюменской области…….…………………....9
1.3.Экономическая оценка деятельности отраслей сферы материального производства и развития непроизводственной сферы ……….……………..……12
Глава 2. Проблемы и перспективы развития Тюменской области…………14
2.1. Разделение труда и специализация…………….……………………...………15
2.1.1. Нефтегазовый комплекс……………………………………………………..17
2.1.2. Электроэнергетика…………………………………………………………...20
2.1.3. Машиностроение …………………………………………………………….21
2.1.4. Лесной комплекс …………………………………………………………….23
2.1.5. Транспортный комплекс……………………………………………………..26
2.1.6. Агропромышленный комплекс…………………………………...…………31
2.2. Инвестиционная деятельность в Тюменской области………..………...……35
2.3. Стратегия развития социальной сферы Тюменской области……….…...….46
2.4. Стратегия развития Экономики Тюменской области………………………..48
Заключение…...…………………………………………………….………………51
Список использованной литературы………………….………………………...…52

Файлы: 1 файл

Isledovania_sots_ek_protsessov.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

Лесосырьевой потенциал. Общая  площадь земель лесного фонда  Тюменской области составляет 11,4 млн. га с общим запасом древесины 920 млн. м3, или 11,5% от запасов УФО и 1,1% от общероссийских запасов. В составе лесонасаждений (по запасам древесины) доля хвойных лесообразующих пород оценивается в 39% и лиственных – 61%, при этом значительную часть их составляют спелые и перестойные насаждения. Потенциально возможный ежегодный объем заготовки древесины (расчетная лесосека) определен в           9,3 млн. м3, или 11,3% от его значения для УФО и 1,46% от общероссийского; расчетная лесосека по хвойному хозяйству составляет 1,44 млн. м3.

Лесное хозяйство. Освоение расчетной лесосеки по рубкам главного пользования в 2001-2006 годах низкое и составляло по хвойному хозяйству 11-16% и по лиственному хозяйству – 3-7%. Основным сдерживающим фактором в развитии заготовок древесины является слабо развитая транспортная (лесовозные и магистральные дороги) инфраструктура лесопользования.

Обработка древесины и производство изделий из дерева. Индекс производства за 2001-2007 годы увеличился на 37,8%. В последние  годы на ведущих предприятиях активизировались мероприятия по модернизации производства и созданию дополнительных мощностей.

Продукция ведущих предприятий  лесного комплекса Тюменской  области  пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Результаты анализа современного состояния лесного комплекса  области дают основания для постановки следующих препятствующих развитию отрасли актуальных проблем:

недостаточное развитие арендных отношений  по видам использования лесов;

низкое использование установленной  расчетной лесосеки;

недостаточная сеть лесовозных дорог;

удаленность основных эксплуатационных запасов от транспортных магистралей и деревообрабатывающих мощностей;

недостаток высококвалифицированных  рабочих и управленческих кадров;

высокий удельный вес низкотоварной  древесины и недостаток мощностей  по её переработке;

слабая охрана лесов от незаконных рубок;

высокая изношенность материально-технической  базы учреждений лесного хозяйства.

Заслуживает внимания также проблема развития побочного лесопользования  и использования естественного  потенциала дикорастущих ягод, грибов и растительных ресурсов лекарственного, пищевого и другого назначения.

Основные предпосылки, факторы  и возможные риски развития лесного  комплекса. К важнейшим предпосылкам развития лесного комплекса Тюменской  области относятся ее значительный лесосырьевой потенциал, прогнозируемый спрос на лесопромышленную продукцию на внутреннем и мировом рынках, а также созданный производственный потенциал.

Развитие лесного комплекса  Тюменской области в прогнозный период будет находиться под влиянием внешних и внутренних факторов.

К внешним положительным факторам относятся динамичный спрос на лесопромышленную продукцию на российском и мировом  рынках, активизация инновационной  деятельности и др. Негативное значение будут иметь растущая конкуренция  на внутреннем и внешнем рынках лесопромышленной продукции.

В составе внутренних положительных  факторов выделяются значительный лесосырьевой потенциал с наличием ценных хвойных  пород; высокий спрос на лесопромышленную продукцию на региональном рынке, обуславливаемый  развитием промышленного и строительного секторов экономики и ростом благосостояния населения; созданные производственный потенциал и инфраструктура лесохозяйственной деятельности и др. Сдерживающее влияние будут оказывать следующие внутренние факторы: низкий технический и технологический уровень производства; высокая степень морального и физического износа основных производственных фондов; недостаточный объем инвестиций в основной капитал.

В качестве возможных рисков в прогнозируемом развитии лесного комплекса рассматриваются, прежде всего, возникновение мировых и внутренних кризисных процессов в экономической сфере, а также деловые риски.

Основная цель развития лесного  комплекса Тюменской области  состоит в эффективном и сбалансированном обеспечении спроса на продукцию лесного комплекса на внутреннем и внешнем рынках на основе повышения ее конкурентоспособности и наиболее полного и рационального использования лесосырьевого потенциала при сохранении средообразующих функций леса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

обеспечение интенсивного и эффективного использования лесов, развитие рыночных механизмов их использования, охраны и  воспроизводства; 

организация научно-инновационного развития и необходимого кадрового обеспечения лесного комплекса;

повышение уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья;

совершенствование структуры и  рост объемов продукции лесопромышленного  производства с высокой добавленной стоимостью;

развитие инфраструктуры в регионах реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоения новых лесных массивов.

К приоритетным направлениям развития лесного комплекса в период до 2020 года и в перспективе до 2030 года относятся:

- обеспечение устойчивого управления  лесами и сохранение в них  биологического разнообразия на  основе рационального и неистощительного  лесопользования, продвижения лесной  сертификации, отвечающей мировым  стандартам, сохранения лесов природоохранного назначения, формирования эффективного механизма арендных отношений, в том числе долгосрочной аренды лесных участков с выращиванием целевых лесообразующих пород, стимулирования использования лесов в спортивно-оздоровительных и рекреационных целях, а также совершенствования системы государственного лесного контроля и надзора, мониторинга лесопользования;

- разработка и внедрение экономического  механизма стимулирования глубокой  переработки древесины и экологизации  лесопромышленного производства, а  также схемы приоритетного транспортного освоения лесов, предусматривающих формирование производственных кластеров на базе крупных лесоперерабатывающих предприятий и вовлечение в эксплуатацию перспективных лесосырьевых территорий Уватского, Вагайского, Тобольского районов как основы участия лесного сектора экономики в решении социальных задач региона;

- научно-инновационное, кадровое  и маркетинговое обеспечение  лесопромышленного комплекса;

- организация эффективного межведомственного  взаимодействия, включая взаимодействие с уполномоченными федеральными и областными органами государственной власти по пресечению незаконных заготовок, оборота незаконно заготовленной древесины и иных противоправных посягательств в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда и земель иных категорий.

Важнейшее значение придается увеличению масштабов и темпов лесовосстановления, в т.ч. посадки и посева леса с  выращиванием заданных сортаментов  хвойных пород. Основная роль в  этом  отношении отводится развитию долгосрочной аренды лесных участков, передаваемых в пользование лесопромышленным предприятиям.

В долгосрочной перспективе на 2020-2030 годы основные положения стратегии  развития лесного комплекса Тюменской области сохранят свое значение. Вместе с тем, следует ожидать дальнейшего усиления внимания к решению проблем устойчивого развития лесопользования,  развития ресурсосберегающих и экологически безопасных инновационных технологий.

2.1.5. Транспортный комплекс

Транспортный комплекс занимает  значительную долю в валовом  региональном  продукте, в инвестициях, в численности занятых, а также в ряде других важных показателей, характеризующих экономику области.

Современное состояние  транспортного комплекса Тюменской  области кратко характеризуется  следующими показателями:

протяженность путей сообщения транспортной системы Тюменской области по состоянию на начало 2008 года составляла 882 км железных дорог общего пользования, 1465 км внутренних водных судоходных путей, 17534,8 км автомобильных дорог общего пользования (с учетом улично-дорожной сети), из них 1022 км - федеральные,   9129,9 км - региональные или межмуниципальные, 7382,9 км - местного значения. Имеется международный аэропорт;

объем отправления грузов за период 2000-2007 гг. железнодорожным транспортом вырос более чем на 80%, водным - в 12 раз, грузооборот автомобильного транспорта увеличился в 2,6 раза. Отправление пассажиров воздушным транспортом увеличилось более чем в 1,4 раза, водным - в 2,4 раза.

Несмотря на эти положительные  тенденции, рост потребности в услугах  транспорта ограничивается недостаточно развитой транспортной инфраструктурой всех видов.

Устойчивое и эффективное  функционирование транспортного комплекса  Тюменской области является необходимым  условием интеграции региональных хозяйственных  систем и эффективного использования природно-ресурсного потенциала.

Стратегической целью  развития транспортной системы Тюменской  области является формирование единого  экономического пространства на базе сбалансированного развития эффективной  транспортной инфраструктуры.

Основными задачами транспортной стратегии являются:

создание инфраструктурных условий для развития потенциальных  точек экономического роста, включая  комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых;

формирование единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов;

развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам и комплексное развитие крупных транспортных узлов по основным направлениям перевозок.

Главная задача транспортной инфраструктуры области состоит  в дальнейшем развитии всех видов  транспорта, их взаимодополняемости при выборе наиболее эффективных вариантов транспортировки грузов и обслуживания пассажиров. Создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры позволит обеспечить территориальную целостность Тюменской области, объединение районов в единое экономическое пространство, ускорить развитие мультимодальных перевозок, увеличить транзитный потенциал региона. При этом важнейшее значение имеет модернизация и расширение существующих транспортно-инженерных коридоров и коммуникаций.

Совершенствование инфраструктуры по видам транспорта в Тюменской области предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:

На железнодорожном  транспорте:

Основную долю инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта Тюменской области необходимо направить на строительство новых грузообразующих и технологических железнодорожных линий. Планируется продолжить усиление железнодорожного участка Тобольск – Сургут за счет строительства двухпутных вставок, а в перспективе его электрификации. Завершена реконструкция железнодорожного вокзала г.Тюмени.

В период до 2030 гг. предусматривается  строительство железной дороги Коновалово – Называевская в обход Казахстана, большая часть которой пройдет  по территории Тюменской области.

На автомобильном транспорте и в автодорожном хозяйстве:

Формирование перспективной  дорожной сети в период до 2030 г. предусматривает развитие новых транспортных коридоров, обеспечивающих не только межрегиональные связи, но и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных субъектов Российской Федерации в единую транспортную систему России:

 «Урал Промышленный  – Урал Полярный»: автомобильный  транспортный коридор Тюмень  – Агириш - Салехард;

строительство и реконструкция  участков автомобильных дорог на транспортном коридоре Тюмень – Тобольск - Сургут - Новый Уренгой – Салехард;

модернизация автодороги Екатеринбург – Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск.

Первоочередными проектами  в сфере строительства автомобильных  дорог на территории области являются следующие:

- автомобильный обход вокруг г.Тюмени, завершение строительства которого позволит объединить 8 транспортных магистралей, проходящих через областной центр, и разгрузить его от нарастающего транзитного легкового и грузового транспорта;

- автомобильная дорога  «Тюмень – Нижняя Тавда –Междуреченский –Урай –Нягань –Приобье», являющаяся частью транспортного коридора Тюмень – Агириш - Салехард;

- автомобильная дорога  Ялуторовск – Ярково, которая  позволит обеспечить связь двух  федеральных автодорог Тюмень–Ялуторовск–Ишим–Омск и Тюмень–Ханты-Мансийск, через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск и обеспечить проезд транзитного транспорта, минуя г. Тюмень;

- обход Республики Казахстан,  который позволит транспорту, следующему  по федеральной трассе «Байкал», избегать двукратного пересечения государственной границы;

- реконструкция участков  федеральной автомобильной дороги  Тюмень–Ханты-Мансийск, через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск;

- реконструкция участков  федеральной автомобильной дороги  Тюмень – Ялуторовск – Ишим  – Омск;

- строительство путепроводов и двухуровневых транспортных развязок в местах пересечения основных транспортных потоков;

- реконструкция действующих  мостов и путепроводов.

Рост транспортного  потока и формирование опорного транспортного  каркаса требуют адекватного  расширения сервисного обслуживания. Перспективным является проект развития на участке между Тюменью и Ишимом (Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим) узлов сервисного обслуживания транзитных потоков грузового автомобильного автотранспорта.

Необходимо также модернизировать, усовершенствовать дороги, выводящие опорную сеть сельских населенных пунктов по дорогам с твердым покрытием на сеть федеральных и региональных дорог.

На воздушном транспорте:

Создание в Уральском  федеральном округе укрупненных  центров организации воздушного движения (гг. Екатеринбург и Тюмень) потребует дальнейшего развития аэропорта «Рощино», который должен стать транзитным аэропортом для международных и внутренних магистральных воздушных перевозок.

В связи с необходимостью обеспечения внутренних перевозок пассажиров в регионы с низкой транспортной доступностью в Тюменской области целесообразно развивать малую, в том числе безаэродромную авиацию.

Информация о работе Анализ социально-экономической специализации в Тюменской области, проблемы и их перспективы