Анализ социально-экономической специализации в Тюменской области, проблемы и их перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

В химической и нефтехимической промышленности осуществляется выпуск бутадиена, синтетических смол, полиэтиленовых труб. Производится около трети объёмов сжиженного бытового газа.
Лесохимический комплекс представлен в основном лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслями промышленности. Значительную часть древесины пока вывозят из подрайона в необработанном виде (круглый лес, рудстойка, дрова). Таким образом, имеющиеся в Тюменской области запасы нефти и газа создали предпосылки для развития не только мощной нефтегазовой промышленности, но и определяют развитие специализации других отраслей

Содержание работы

Введение
Глава 1. Природно-ресурсный потенциал и отраслевая специализация Тюменской области……………………………………………….………………..4

1.1.Административно-территориальное деление………..………...............................7
1.2.Население и трудовые ресурсы Тюменской области…….…………………....9
1.3.Экономическая оценка деятельности отраслей сферы материального производства и развития непроизводственной сферы ……….……………..……12
Глава 2. Проблемы и перспективы развития Тюменской области…………14
2.1. Разделение труда и специализация…………….……………………...………15
2.1.1. Нефтегазовый комплекс……………………………………………………..17
2.1.2. Электроэнергетика…………………………………………………………...20
2.1.3. Машиностроение …………………………………………………………….21
2.1.4. Лесной комплекс …………………………………………………………….23
2.1.5. Транспортный комплекс……………………………………………………..26
2.1.6. Агропромышленный комплекс…………………………………...…………31
2.2. Инвестиционная деятельность в Тюменской области………..………...……35
2.3. Стратегия развития социальной сферы Тюменской области……….…...….46
2.4. Стратегия развития Экономики Тюменской области………………………..48
Заключение…...…………………………………………………….………………51
Список использованной литературы………………….………………………...…52

Файлы: 1 файл

Isledovania_sots_ek_protsessov.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

2.3.Стратегия развития социальной сферы Тюменской области.

Цель социальной политики Тюменской  области формирование конкурентоспособного человеческого капитала области путем улучшения качества жизни и здоровья её населения.

Основные принципы развития социальной сферы координация и согласование «по вертикали» и «по горизонтали» действий всех заинтересованных субъектов социальной политики Тюменской области; повышение результативности и качества принимаемых управленческих решений путем использования современных информационно-телекоммуникационных технологий; бюджетирование, ориентированное при реализации социальной политики Тюменской области, на результат; социальное партнерство; оказание социальных услуг через систему государственного заказа с учетом клиентоориентированности.

Задачи развития социальной сферы

Общесистемные социальные задачи Тюменской  области.

1. Повышение эффективности, результативности и качества системы управления социальной политикой и координации отношений в социальной сфере, включая формирование нормативов и стандартов предоставления социальных услуг населению, путем разработки и утверждения их соответствующим нормативным правовым актом Тюменской области.

2. Повышение мотивации в реализации  социальной политики на принципах  соучастия различных слоев общества, а также неэкономического стимулирования и поощрения социально значимых общественных объединений граждан, активно действующих на территории Тюменской области.

3. Инновационное развитие социальной  сферы на основе кластерного  подхода, включая создание неврологического  и нейрохирургического, диагностического  кластеров, сети образовательно-оздоровительных центров для обеспечения потребностей населения Тюменской области, УФО и соседних регионов в высококачественных социальных услугах.

В сфере демографической и миграционной политики

1. Сохранение положительных   тенденций  демографической динамики.

2. Гармонизация структуры внутри- и межрегиональных миграционных потоков с потребностями устойчивого социально-экономического развития Тюменской области.

3. Укрепление института семьи,  поддержка семей при рождении  и воспитании детей, развитие  семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства.

В сфере развития рынка труда, повышения  трудового потенциала, занятости и самозанятости населения

1. Регулирование  рынка труда,  оптимизация спроса и предложения  рабочей силы в территориальном и профессиональном разрезах, в том числе с учетом потребностей реализации крупных инвестиционных региональных и межрегиональных проектов (например, «Урал Промышленный – Урал Полярный»).

2. Нейтрализация вероятных негативных  последствий дефицита квалифицированных трудовых ресурсов.

3. Повышение эффективности и  результативности государственного  управления и контроля в сфере охраны труда.

В сфере повышения уровня жизни  населения

1. Усиление межведомственного взаимодействия  в решении проблемы преодоления  бедности, переход от оказания  помощи отдельным категориям населения к адресной социальной поддержке конкретной малоимущей семьи.

2. Преодоление бедности среди  сельского населения и стимулирование  его самозанятости.

3. Снижение уровня преступности.

В сфере модернизации и развития здравоохранения

1. Совершенствование профилактики  и диагностики заболеваний на  всех уровнях оказания медицинской помощи.

2. Обеспечение населения высокотехнологичной  медицинской помощью.

В сфере развития образования

1. Создание системы образовательных  услуг, обеспечивающих развитие  детей независимо от места  их проживания, состояния здоровья, социального положения и внедрение новых образовательных технологий.

2. Раскрытие и оптимизация образовательного  потенциала области для устранения  диспропорций на рынке труда  и обеспечения квалифицированными  специалистами крупных региональных  инвестиционных проектов.

3. Повышение эффективности и  качества региональной образовательной  политики и привлечение институтов  гражданского общества и деловых  кругов в систему принятия  решений в сфере региональной  образовательной политики.

В сфере развития культуры

1. Диверсификация культуры Тюменской области в интересах развития качественного человеческого потенциала.

2. Совершенствование и обновление  кадрового ресурса сферы культуры  с учетом основных тенденций  ее развития.

В сфере молодежной политики

1. Создание условий для развития потенциала молодежи, ее полноценной самореализации в общественно полезной деятельности в качестве ответственного субъекта политических, экономических, социальных и культурных отношений.

В сфере развития физкультуры и  спорта

1. Формирование здорового образа жизни и привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом (по месту жительства, образовательной и трудовой деятельности).

2. Совершенствование подготовки  спортивного резерва и развитие  спорта высших достижений.

В сфере развития системы социальной защиты населения

1. Совершенствование системы социализации  инвалидов и обеспечения занятости  населения, нуждающегося в социальной защите.

2. Развитие конкурентной среды  в сфере предоставления социальных  услуг населению.

2.4.Стратегия развития экономики Тюменской области.

Крупнейший в России и мире нефтегазовый комплекс УФО приурочен к обширной Западно-Сибирской нефтегазоносной  провинции и включает несколько  секторов, каждый из которых имеет  определяющее значение для современного и перспективного социально-экономического развития всей страны: минерально-сырьевую базу углеводородов, промысловую инфраструктуру нефте- и газодобычи, транспортную инфраструктуру, представленную разветвленной сетью магистральных и промысловых газо-, нефте-, конденсато- и продуктопроводов, а также сектором нефте- и газопереработки, включая предприятия нефтегазохимии. Нефтегазовый комплекс УФО длительное время формировался как единая система основных и вспомогательных производств на всей территории Западной Сибири, при этом экономика Тюменской области в определенной мере дополняет экономику ХМАО-Югры и ЯНАО.

Юг Тюменской области  выполняет в составе нефтегазового комплекса УФО пока весьма скромную по масштабам добычи нефти, но важную по системообразующим функциям роль. В отличие от северных округов промышленность Тюменской области развивается более гармонично, без значительного преобладания добывающего сектора. Эффективное функционирование нефтегазового комплекса УФО в рыночных условиях обусловливается тесной интеграцией между северными и южными зонами. Факторами экономической интеграции южных и северных районов области являются:

- территориальная близость, минимальные  затраты на перевозку грузов  между данными территориями;

- наличие сложившихся связей  между предприятиями нефтегазового комплекса области;

– существование развитой транспортной сети, включающей магистральные и  промысловые трубопроводы, железные и автомобильные дороги, а также  судоходные реки Иртыш, Обь, Тура и др.;

–  функционирование общей энергосистемы.

Тюмень выполняла и выполняет  роль опорно-тылового центра освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной  провинции, его производственной и  научно-технической базы, центра подготовки кадров и социального обслуживания регионального значения. Здесь разместили свои научные и аналитические подразделения структуры по обеспечению и регулированию недропользования в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, функционирует ряд известных учебных, проектных и научно-исследовательских организаций, включая подразделения ведущих вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Тюмень – крупнейший транспортный узел на территории области.

Значительный объем продукции  нефтегазового комплекса производится в городах Тюмень, Тобольск и в  Уватском районе. В 2007 году добыча полезных ископаемых в стоимостном выражении составила 7,9 млрд. рублей (106% к 2006 году в действующих ценах). В динамике 2001-2007 годов доля юга Тюменской области в общероссийской добыче полезных ископаемых составляла 0,3%.

В нефтедобыче региона доминирующие позиции занимают дочерние предприятия компании «ТНК-ВР». Кроме того, в этой части Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции работают компании «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз» и несколько независимых добывающих и сервисных компаний.

Промышленными предприятиями, специализирующимися на выпуске продукции для нефтегазового комплекса, являются ОАО «ГМС Нефтемаш», ОАО «Сибнефтемаш», ОАО ПИИ «Газтурбосервис», ОАО «Завод Нефтепроммаш», ОАО ИПФ «Сибнефтеавтоматика», ООО «Технологическая компания Шлюмберже», ООО «Бентек Дриллинг», ОАО «Завод Сибнефтегазмаш», ОАО «ГРОМ» (завод геологоразведочного оборудования и машин), Экспериментальный завод «ТюменНИИгипрогаз».  В области функционируют также крупные зарубежные сервисные компании, как «Halliburton», «KCA Deutag Drilling GmbH» и другие.

Ресурсы углеводородов юга Тюменской  области представлены нефтью, растворенным в ней попутным нефтяным газом, в  значительно меньшей мере - свободным  газом, в том числе конденсатсодержащим. Все нефтяные месторождения открыты  в Уватском районе, где разведаны Усть-Тегусское, Северо-Демьянское, Северо-Комариное, Урненское, Кальчинское, Вареягское, Косухинское, Северо-Тамаргинское, Гусеничное, Северо-Тямкинское и Тямкинское, Тальцийское, Протазановское, Зимнее и другие месторождения. В промышленной разработке находится одно месторождение – Кальчинское, освоение которого ведется с 1992 года, в опытно-промышленной эксплуатации с 2000 года находится Северо-Демьянское месторождение.

К началу 2008 года количество открытых в регионе месторождений увеличилось до 30, балансовые геологические запасы нефти выросли до 1395 млн.тонн, в том числе извлекаемые - до 325 млн. т. При этом разведанные геологические запасы категории А+В+С1 составили 332 млн. т, из них извлекаемые - до 88 млн. тонн. Действующей программой геологоразведочных работ (ГРР), предполагается их концентрация на наиболее перспективных лицензионных зонах (Тобольская, Восточно-Уватская, Вагайская, Тавдинская). В дальнейшем при разработке средне- и долгосрочных программ ГРР планируется соблюдать этот же принцип выбора приоритетности изучаемых территорий. Целесообразность освоения нераспределённого фонда недр определяется  необходимостью расширения ресурсной базы углеводородов на юге области и вовлечения в хозяйственный оборот территории, расположенной в более благоприятных, по сравнению с северными округами, природно-географических условиях.

Нефтегазодобывающая промышленность – сравнительно новая отрасль  в структуре промышленности юга Тюменской области. Дочерние предприятия компании «ТНК-ВР» приступили к инфраструктурному обустройству этого района и освоению месторождений Уватской группы. Значительные инвестиции компании «ТНК-ВР» в Уватский проект позволяют рассчитывать на существенный рост добычи.  Прогнозируется рост  добычи  углеводородов  до 15 млн. тонн в 2020 году и до 20 млн. тонн в период до 2030 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели проблемы специализации. На данный момент проблемы специализации выступают в экономике как одни из ключевых вопросов, не решив эти проблемы, невозможным является налаживание эффективной экономической деятельности. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной специализации является важнейшим аспектом государственного регулирования, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики.

В своей работе я рассмотрел проблему положения специализации в сфере труда и занятости, которые должны быть предприняты для улучшения существующего положения. А так же каждый регион должен не только специализироваться, но и осуществлять комплексный подход к развитию всех отраслей экономки для обеспечения нормальных условий производства и жизнедеятельности в Тюменской области. Оптимальное, наиболее эффективное и пропорциональное развитие отдельных отраслей хозяйства регионов при его данной производственной специализации означает комплексность развития региональной экономики. Специализация и комплексное развитие экономики регионов направлены на увеличение вклада в экономику и обеспечение наиболее эффективного удовлетворения потребностей населения области. Комплексное развитие предполагает обеспечение наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, установление и поддержание оптимальных соотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Экономика предприятия  и отрасли промышленности /А.С  Пелиха / 2001

2. В. Д. Пищиков «Рынок оборудования - исследование, анализ спроса и предложений», 2002 г.

3. Шибалова Н. П., Симкина Л. Г. «Экономика» 1-е издание, 2004 г.

4. Герасимова В. Д.  «Анализ и диагностика производственной  деятельности предприятий (теория, методика, ситуации, задания)». КноРус, 2008 г.

5.Гукасьян Г. М., Маховикова  Г. А., Амосова В. В. «Экономическая теория» 2-е издание. Учебник для вузов. 2003 г..

Информация о работе Анализ социально-экономической специализации в Тюменской области, проблемы и их перспективы