Анкетирование как метод сбора информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время метод опроса в целом, и анкетного опроса в частности, используется в социологическом исследовании настолько широко, что в какой-то мере стал даже своеобразной визитной карточкой этой науки. Точные знания, основанные на эмпирических данных об обществе как целостной социальной системе, позволяют человеку узнать законы развития общества, способы оптимальных коммуникаций, помогает определить свое место в обществе и соответствующие реакции, и виды поведения. Все это, безусловно, придает исследованию по теме «Анкетный опрос как метод сбора социальной информации» особую актуальность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..............1
Глава i общая характеристика темы
1.1. Специфика и понятие метода анкетирования…………………………........2
1.2. Правила составления и проведения анкетного опроса…….………………7
1.3. Недостатки анкетного опроса…………………….. ………………………10
ГЛАВА II АПРОБАЦИЯ МЕТОДА «АНКЕТИРОВАНИЕ»
2.1. Введение в суть проблемной ситуации……...……………………………18
2.2. Постановка целей и задач………………………………………………….30
2.3. Анализ полученных данных ……………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУЗЬМИНОЙ. ПЕТИНА АА.docx

— 125.79 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

Кафедра «Социально-гумантитарных дисциплин»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Анкетирование как метод сбора информации»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы СЦб-312

Петина А.А.

 

Принял : доцент, к.с.н.

Кузьмина С.В.

 

 

Владивосток 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..............1

Глава i общая характеристика темы

1.1. Специфика и понятие метода анкетирования…………………………........2

1.2. Правила составления и проведения анкетного опроса…….………………7

1.3. Недостатки анкетного  опроса…………………….. ………………………10

ГЛАВА II АПРОБАЦИЯ МЕТОДА «АНКЕТИРОВАНИЕ»

2.1.  Введение в суть проблемной ситуации……...……………………………18

2.2.  Постановка целей и задач………………………………………………….30

2.3. Анализ полученных данных ……………………………………………….32

Заключение………………………………………………………………….35

Список использованной литературы……………………..............37

ПриЛожениЕ………………………………………………………….............39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.д. Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим.

В настоящее время метод опроса в целом, и анкетного опроса в частности, используется в социологическом исследовании настолько широко, что в какой-то мере стал даже своеобразной визитной карточкой этой науки. Точные знания, основанные на эмпирических данных об обществе как целостной социальной системе, позволяют человеку узнать законы развития общества, способы оптимальных коммуникаций, помогает определить свое место в обществе и соответствующие реакции, и виды поведения. Все это, безусловно, придает исследованию по теме «Анкетный опрос как метод сбора социальной информации» особую актуальность.

 

 

Глава I Общая характеристика темы

    1. Специфика и понятие метода анкетирования

Анкетный опрос — обращение за информацией об отношении к различным событиям к специалистам или населению. Наиболее распространенный метод сбора первичной информации в социологии, где необходимо в сжатые сроки зарегистрировать и факты поведения, и мнения людей, и сведения о процессах и результатах их деятельности. Ситуация проведения анкетного опроса является частным случаем общения, но обладает своими психологическими особенностями. Анкетный опрос является асимметричным общением, при котором социолог (интервьюер) берет на себя преимущественно функции воздействия, то есть субъекта, а информант выступает в качестве объекта. При этом у социолога есть цель (получить ответ на вопросы), а у информанта такой цели нет, он может стремиться избегать участия в опросе. Анкетный опрос является общением, опосредованным как личностью интервьюера, так и техническими средствами опроса, в том числе структурой и содержанием анкеты. При обработке полученной информации необходимо учитывать, что исследователь подходит к предмету с научных позиций, респондент же мыслит по законам обыденного мышления.

Социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.

В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологическое исследование. Наконец, по масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

В социологии различают теоретические и практические методы. Первые относят к области анализа информации, вторые – к сбору эмпирических данных.

 

При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет две основные разновидности (они указаны в скобках):

  • опрос (анкетирование и интервьюирование);

  • анализ документов (качественный и количественный контент-анализ);

  • наблюдение (невключенное и включенное);

  • эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Наиболее распространенным видом сбора социологической информации является социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Социальная информация - в соответствии со значением слова «социальный» - это общественная информация, то есть информация, связанная с жизнью и отношениями людей в обществе.

Существует множество определений понятия «анкетный опрос»: форма получения от респондентов сведений; метод сбора социологической информации; обращение за информацией об отношении к различным событиям к специалистам или населению.

Для целей данного исследования остановимся на следующем определении:

Анкетный опрос – наиболее распространенный метод сбора социологической информации с помощью опросного листа (анкеты), самостоятельно заполняемой опрашиваемым (респондентами или экспертами) по указанным в ней вопросам и правилам.

К традиционным источникам социальной информации относятся: общие универсальные статистические системы, материалы соответствующих статистических организаций, отчетные материалы различных ведомств (данные по образованию, интенсивности культурной жизни населения, политической активности).

 

 Классификация анкетных опросов

 

Как уже упоминалось выше, одним из самых распространенных методов, сбора социальной информации, является анкетный опрос. Суть метода заключается в опросе респондентов, по заранее разработанной анкете, который осуществляется либо путем самозаполнения, либо путем интервьюирования face-to-face (лицом к лицу, очно), когда интервьюер зачитывает респонденту вопросы и отмечает варианты ответов либо записывает развернутые ответы).

Разнообразие используемых в социологических исследованиях анкетных опросов позволяет классифицировать их по различным основаниям:

По способу распространения анкет:

  • почтовый (анкета для заполнения рассылается респонденту почтой) В последние годы – малоэффективный (возврат анкет: 1 – 1,5%);

  • прессовый (анкета для заполнения передается респонденту через печать - газеты, журналы) (возврат анкет не более 3%);

  • телетайпный (распространение и сбор инструментария и документов социологического исследования осуществляется с использованием телеграфно-телетайпной связи и E-mail, в случаях, когда объекты социологического исследования находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга и от головного исследовательского центра);

  • раздаточный (анкетный опрос, при котором социолог лично сам вручает и получает анкету от респондента);

  • Интернет-опрос (когда анкета для заполнения предлагается через Интернет-сайт) В настоящее время данный метод исследования становится все более и более популярным среди социологического сообщества.

По месту проведения:

  • по месту жительства респондента;

  • по месту работы респондента (в ситуациях, когда исследуются проблемы производственной жизни).

По составу аудитории:

  • индивидуальный анкетный опрос (основанный на индивидуально-личном анкетировании конкретного респондента анкетером);

  • групповой анкетный опрос (где одновременно анкетируют целую группу респондентов).

По степени охвата генеральной совокупности:

  • сплошной (опросом охвачена вся генеральная совокупность);

  • выборочный (опрашивается только часть генеральной совокупности в соответствии с выборкой).

По масштабу исследуемых проблем:

  • широкий анкетный опрос (касающийся многих проблем);

  • «молния» (анкетный опрос, касающийся лишь одной проблемы с небольшим количеством вопросов).

Инструментарием при проведении анкетного опроса является анкета - совокупность структурированных определенным образом вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

Вопросы, используемые социологом при анкетном опросе, весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям:

По форме:

  • открытые вопросы предоставляют право респонденту свободно формулировать варианты ответов и применяются в том случае, если познавательная задача заключается в получении данных о структуре представлений опрашиваемых по изучаемой проблеме, круге ассоциаций в связи с предметом опроса, вербальных навыках, связанных со способностью формулировать свое мнение и аргументировать его.1 Статистическая обработка таких вопросов весьма трудоемка (необходима предварительная кодировка вариантов ответов);

  • закрытые вопросы, т.е. ситуация, когда респондентам уже задан список вариантов ответов на вопрос, среди которых осуществляется выбор в соответствии с мнением респондента по поводу изучаемого явления. В данном случае исследователь имеет возможность более строго интерпретировать ответ, сокращается время на обработку таких вопросов и заполнение анкеты респондентами.

  • полузакрытые вопросы - дают возможность респонденту не только выбрать варианты ответа, но и сформулировать и зафиксировать свой, дополнительный вариант ответа на вопрос. Для этого вместе с перечнем вариантов ответов к вопросу оставляют еще свободные строки, в которых респондент может вписывать свой ответ.

По функциям:

  • основные вопросы - формулируются для получения необходимой информации по проблеме исследования;

  • контрольные вопросы - служат для проверки искренности, правдивости ответов на основные вопросы, уточнения полученных сведений, а контроль осуществляется путем изменения формулировки основного вопроса при сохранении его внутреннего содержания;

  • вопросы-фильтры, которые ставятся в дополнение к основным вопросам и используются для селекции респондентов по определенному признаку или отсева некомпетентных.

По смыслу формулировки:

  • прямые (лобовые) вопросы - не содержат скрытого смысла, направлены на выражение отношения респондента по поводу поставленной проблемы с собственных позиций;

  • личные вопросы - адресованы непосредственно самому респонденту;

  • косвенные (безличные) вопросы - при ответе на них респондент высказывается по существу проблемы, опираясь на свой опыт, но с позиций группы, коллектива, в безличной форме, что снижает остроту критических оценок, характерных для высказываний от первого лица. Необходимость использования косвенных вопросов обусловлена невозможностью в ряде случаев использовать прямые воппросы, например, при исследовании проблем, касающихся частных, интимных дел человека, где прямой вопрос некорректен и часто остается без ответа;

  • трюковые вопросы (вопросы-ловушки) - служат для определения искренности ответов. В связи с этим, спрашивается о несуществующем;

Информация о работе Анкетирование как метод сбора информации