Бедность – как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Слова Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что Россия – богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бедность и неравенство
1.1. Измерение бедности…………………………………………………………….6
1.2.Основные показатели уровня жизни населения……………………………...15
1.3. ФЗ «О государственной социальной помощи»……………………………...28
Глава 2. Бедность в России
2.1. Социально-демографический портрет бедных………………………………32
2.2. Причины и факторы бедности………………………………………………...40
2.3. Методы борьбы с бедностью…………………..……………………………...44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы………………….……………………………………………...49

Файлы: 1 файл

едеральное агентство по образованию.docx

— 81.44 Кб (Скачать файл)

едеральное агентство по образованию

Восточно-Сибирский Государственный Технологический Институт

МРИПК

Кафедра «Социальные  технологии»

Тема: «Бедность  – как социальная проблема»

(Курсовая  работа)                                                                            

Выполнила студентка                                                                              

набор 2006г. «Социальная  работа»                                                                                      

____________ Е.В. Степанова                                                                              

Проверил                                                                             

Д.и.н., профессор                                                                            

«Социальные технологии»                                                                                   

________________ С.П. Ангаева

Улан-Удэ

2007

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Бедность и  неравенство

1.1. Измерение бедности…………………………………………………………….6

1.2.Основные показатели  уровня жизни населения……………………………...15

1.3. ФЗ «О государственной  социальной помощи»……………………………...28

Глава 2. Бедность в  России

2.1. Социально-демографический  портрет бедных………………………………32

2.2. Причины и факторы  бедности………………………………………………...40

2.3. Методы борьбы  с бедностью…………………..……………………………...44

Заключение………………………………………………………………………….46

Список литературы………………….……………………………………………...49

Введение. 

Актуальность темы.  Слова Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что Россия – богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.     

Экономические реформы, происходящие в нашей стране в  течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень  богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей  лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в  условиях рыночной нестабильности. В  этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Приведем цифры официальной статистики: в настоящий момент около 40% граждан  проживает за чертой бедности.  Все это и обусловило выбор темы и ее актуальность.  

[11, стр. 32]      

История изучения бедности. Интерес к бедности вполне объясним - она считается одной из самых глубоких социальных проблем и  имеет двухсотлетнюю историю. Проблемой бедности интересовались многие видные ученые - А. Смит, Т. Мальтус, Д. Рикардо, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э.Реклю, К. Маркс, Ф. Энгельс. С восемнадцатого века до первой половины двадцатого столетия за рубежом господствовали два основных подхода в изучении бедности: первый представлен социал-дарвинистской концепцией бедности. Бедность рассматривалась как неизбежное следствие борьбы за выживание, бедные считались лично ответственными за свои материальные трудности. В основе второго подхода - эгалитаристского лежал принцип уравнительности,

бедность рассматривалась  как форма и мера эксплуатации трудящихся, было выделено два типа бедности: абсолютная и относительная.      

Англичане Ч. Бут и  С. Раунтри, исследовавшие бедность в конце XIX века, за точку отсчета в определении бедности брали возможность индивида удовлетворить свои основные потребности в еде, одежде и жилище.      

Ч. Бут пытался  установить реальные критерии определения  бедности, как-то: уровень доходов  и удовлетворение основных потребностей; нормы и стандарты, необходимые  для поддержания определенного  уровня работоспособности и здоровья. Ч. Бут заложил основную теорию бедности: нищету можно предупредить.     

Французский ученый д/Оссонвиль разбираясь с проблемами пауперизма, выделил три основных типа бедствий, где необходимо обязательно вмешательство государства – болезни, несчастный случай, старость - объективные факторы, которые должны учитываться государством.     

Анализ бедности в  середине двадцатого века показал неоднозначность  и сложность данной проблематики. Признание многомерности явления  предопределило системный подход к  изучению бедности.     

В начале 90-х годов  к научному поиску в данной области  подключились отечественные социологи. За короткий промежуток времени были проведены эмпирические исследования и сделаны попытки теоретического осмысления данной проблем, и все  же систематического подхода к изучению бедности отечественная социология не имеет. Как полагает B.C. Сычева, причиной этому служит многолетнее отставание в ее изучении и неожиданный прорыв, явно заставший исследователей врасплох. [7, стр. 21-48]

Объектом курсовой работы является категория населения, живущие за чертой бедности.

Предметом курсовой работы является социальное положение населения, живущих за чертой бедности.

Целью курсовой работы  является изучение проблемы бедности в РФ.

Исходя из цели определены следующие задачи:

1. Изучить современное  состояние  знания по проблеме бедности.

2. Рассмотреть основные  показатели уровня жизни.

3. Описать подходы  к изучению и измерению уровня  жизни.

4. Проанализировать  законодательство РФ по социальной  защите бедного населения.

5. Описать социально-демографический  портрет бедного населения.

6. Выявить причины  и факторы бедности.

7. Описать методы  борьбы с бедностью.

В соответствии с  целью и задачами исследования выдвигается  гипотеза:

Бедность как социальное явление искоренить невозможно, но можно предупредить путем социальных программ и социальной политики государства.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Бедность и  неравенство

1.1. Измерение бедности      

Бедность и неравенство  – понятия, тесно связанные между  собой. Неравенство характеризует  неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества: денег, власти, образования  и престижа  между различными слоями населения – в этом заключается социальное неравенство. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги, и их количество определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемый на питание: чем беднее индивид, тем больше он тратит на питание, и наоборот. Если неравенство сравнить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом - наименьшим (бедные) количеством благ: это экономическое неравенство. Неравенство характеризует общество в целом,  бедность же касается только части населения. Таким образом, бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. [8,стр.184-187]       

Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они  не могут сами  оплатить стоимость необходимых благ.[12, стр.17]     

Бедность – неспособность  поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. [14, стр. ]     

Бедность – показатель критически низкого уровня жизни  малообеспеченных граждан и категорий  населения, недостаточная степень  удовлетворения их материальных и духовных потребностей.[15, стр.69]     

Одним  из критериев цивилизованности любого государства в социальной сфере является  поддержание приемлемого для данной страны уровня жизни тех групп населения (семей), которые в силу каких-то причин оказались не в состоянии даже на минимальном уровне соблюдать принятые в обществе обычаи, жизненные стандарты (питаться, одеваться, проводить досуг и др.). Другими словами, материальное положение этой части населения, уровень их доходов не позволяют им удовлетворить определенный круг минимальных потребностей - необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода, определенного общественного признания. Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью. [11, стр. 12]     

Категория минимальных  потребностей и, соответственно, понятие  бедности всегда относительны и зависят  от уровня развития экономики и богатства  общества. Чем более богато государство, тем разнообразнее круг минимальных  потребностей и выше степень их удовлетворения, и наоборот. Поэтому, объем потребностей и степень их удовлетворения, которые  обществом признаются минимально допустимыми, в развитых странах качественно иные, чем в развивающихся.  Границы понятия бедности так варьируются, что определение, кто беден и кто нет, очень сложная операция как с теоретической так и с эмпирической точек зрения. [11, стр. 14] Точное определение границ бедности очень важно с практической точки зрения, от него зависит размер социальной помощи правительства. Если бедных слишком много, то расходы государства возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения.[8, стр. 192].  В повседневной действительности бедность означает недостаток необходимых ресурсов, состояние крайних экономических трудностей, состояние, в котором имеющиеся в наличии ресурсы так малы, что они не позволяют удовлетворить первичные потребности для выживания, принимать участие в повседневной жизни общества.   Бедность - это «намного больше чем деньги». [11, стр.6]     

Определение бедности как - состояния, при котором насущные потребности человека превышают  его возможности для их удовлетворения, имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности. Что же такое потребности, каково их значение для жизнедеятельности  человека?     

Потребность – это  надобность, нужда в чем-либо, требующая  удовлетворения. Это определенная форма  связи живых организмов с внешним  миром, необходимая для существования  и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач  изучения потребностей в современной  науке применяются различные  классификации. Существующие нормативы  отражают современные научные представления  о потребностях человека в благах и услугах - личных потребностях. Однако их не следует абсолютизировать, так как они изменчивы, что затрудняют их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяют на физиологические (физические), социальные и интеллектуальные (духовные).     

Физиологические потребности  являются определяющими - первого порядка, поскольку выражают потребности  человека как биологического существа. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. В их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности.     

Социальные потребности. Они связаны с тем, что человек  принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место. К социальным относят потребности в трудовой деятельности, созидании, творчестве, в социальной активности, общении с другими людьми, то есть во всем том, что является продуктом общественной жизни.     

Интеллектуальные  потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.     

Социальные качества человека порождают также духовные потребности. Если потребности физические (материальные) имеют разумные границы, то удовлетворение духовных потребностей человека открывает простор для  развития личности, возвышает человека, делает его жизнь интересной и  осмысленной. Здесь проявляются  потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.     

Интеллектуальные  и социальные потребности относятся  к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения.     

Информация о работе Бедность – как социальная проблема