Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 18:27, курсовая работа
Слова Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что Россия – богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бедность и неравенство
1.1. Измерение бедности…………………………………………………………….6
1.2.Основные показатели уровня жизни населения……………………………...15
1.3. ФЗ «О государственной социальной помощи»……………………………...28
Глава 2. Бедность в России
2.1. Социально-демографический портрет бедных………………………………32
2.2. Причины и факторы бедности………………………………………………...40
2.3. Методы борьбы с бедностью…………………..……………………………...44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы………………….……………………………………………...49
Уровень жизни населения
как социально-экономическая
представляет собой
уровень и степень
материальных благах, бытовых и культурных услугах.
Рост уровня жизни создаст возможности, материальную базу для улучшения
качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблением товаров
и услуг, а выступает
обобщающей характеристикой социально-
результатов развития общества и включает среднюю продолжительность
жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность
информации, обеспечение прав человека, и т.д. В рыночной экономике
важнейшими составляющими уровня жизни становятся также степень
социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение
социальной среды, культурные национальные и религиозные отношения.[6,стр.4-7]
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные
нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных
процессов в обществе. Различаются социальные нормативы:
развития материальной базы социальной сферы,
доходов и расходов населения,
социального обеспечения и обслуживания,
потребления населением материальных благ и платных услуг,
условий жизни, состояния и охраны окружающей среды,
потребительского бюджета и др.
Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга.
Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические,
эстетические и
социально-психологические
обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового
обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских,
прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания,
общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга
связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время -
часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более
полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее
потребностей.
Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему
населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной
величиной дохода.
Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условия и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).[6,стр.9-11]
Обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному
страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам,
уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный
набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования,
здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики - прожиточный
минимум, и с ним
должны увязываться все остальные
социальные стандарты и гарантии.[6,стр.
В 1918 году были проведены
первые в советское время исследования
рабочего бюджета и быта, а также
первые попытки рассчитать прожиточный
минимум. Прожиточный минимум
До 1990 года социально-экономические науки по идеологическим соображениям избегали употреблять термин «бедность» и вместо него
использовался термин «малообеспеченность». По мнению Н.В. Черниной, «ретроспективную, очень нерегулярную оценку масштабов бедности можно дать, лишь начиная с 1975 г., когда было введено пособие для малообеспеченных семей. Именно тогда государство установило порог бедности, объявив критерием в проверке нуждаемости душевой доход в семье, равный 50 руб. в месяц (без учета структуры семьи). На этом уровне были установлены гарантированный уровень минимума заработной платы и минимальная пенсия».[6,стр.16]
21 мая 1991г. Указом
Президента СССР «О
Соответствующая методика
была создана, и до 1999г. включительно
величина прожиточного минимума рассчитывалась
на основе «Методических рекомендаций
по расчетам прожиточного минимума по
регионам Российской Федерации», утвержденных
10 ноября 1992г. Минтрудом России. В
соответствии с этой методикой прожиточный
минимум рассчитывался
Однако методические рекомендации, утвержденные 10.11. 1992г., в силу объективных причин, связанных с развитием процесса социально-экономических преобразований в стране и существенными изменениями в уровне и структуре потребления населения, стали все в меньшей степени отражать действительность.
В стране начинает усиливаться
дифференциация доходов населения,
снижение реального содержания денежных
доходов населения вследствие инфляции,
сохраняется бедность значительной
части населения, появляются региональные
зоны бедности, происходит углубление
территориальных диспропорций в
уровне жизни населения. Либерализация
цен с 01.01.1992г. привела к двукратному
снижению реальных доходов населения,
которые в 1992г. по сравнению с 1991г.
составили 52,5%. Практически в одинаковой
степени обесценились все составляющие
номинальных доходов населения
– заработные платы, пенсии, пособия,
стипендии. Очень резкие изменения
в социально-экономической
Выделяются три пика увеличения бедности. Первый пик – 1992г. связан с либерализацией цен и переходом к новой модели экономики и общества: масштабы бедности в терминах показателей численности и доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличились более чем в 8 раз и достигли 49,7 млн. чел. или 33,5% от общей численности населения. Затем на протяжении 1993-1994гг. наблюдалось снижение уровня бедности. Второй пик – 1995г. в значительной степени явился следствием финансового кризиса в октябре 1994г. (так называемый «черный вторник»). Затем в течение 1996-1997гг. опять наблюдалось небольшое снижение уровня бедности. И, наконец, третий пик пришелся на 1999г., что явилось следствием финансового кризиса в августе 1998г. Кризис привел к резкому росту потребительских цен (в сентябре 1998г. по сравнению с августом потребительские цены выросли на 38,4%), более чем к двукратному росту разрыва курсового соотношения официального курса российского рубля и доллара США по отношению к индексу потребительских цен. Следствиями явились обесценение рубля, снижение его покупательной способности, существенное (до 4-х раз) снижение реального содержания денежных доходов населения в долларовом выражении, резкий всплеск масштабов бедности, удешевление труда, снижение стоимости, и как следствие, цены рабочей силы на рынке труда. В сентябре 1998г. по сравнению с августом, по данным официальной статистики, реально располагаемые денежные доходы снизились на 18,5%, реальная заработная плата на 24%, реальный размер назначенной пенсии на 27,7%. Те, кто смог сохранить свою работу, неожиданно столкнулись с резким падением реальной зарплаты, вызванным стремительным ростом инфляции.
Анализ поквартальной динамики бедности в России за период 1998 – 1 кв. 2000гг. показывает, что в результате кризиса в августе 1998г. произошел резкий рост численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В соответствии с существовавшей на тот момент методикой число бедных в 1 квартале 1999г. (на который пришелся абсолютный пик бедности), по сравнению с 3 кв. 1998г. увеличился с 36,6 млн. чел. до 55,2 млн. чел. или с 24,9% до 37,7% в общей численности населения страны.[7,стр.40]
Академик РАЕН Н.М. Римашевская характеризуя социальные последствия данного кризиса писала, что происходит интенсивная поляризация общества по уровню материальной обеспеченности. Образовалось две России: одна – крупные собственники, которые объединяют весьма тонкий слой населения – 5%, другую Россию представляет основная масса граждан, среди которых 10 млн. фактически отвергнуты обществом. Все это в совокупности не только блокирует экономические преобразования, но и создает угрозу социальной безопасности, которая вызывается ухудшением условий и качества жизни, тревожностью настроения и несбыточностью ожиданий населения.
В октябре 1997г. был
принят Федеральный Закон «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации».
Согласно этому закону была утверждена
новая концепция разработки прожиточного
минимума с использованием нормативного
метода расчета минимальной
Из этого следует,
что в России в качестве официально
установленных показателей
Данный закон сам по себе не вводит каких-либо новых социальных прав. Однако в нем закрепляется имеющий исключительно важное значение принцип взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, следовательно, и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и величиной прожиточного минимума. Последняя является той основой, исходя из которой, устанавливается не только минимальная заработная плата, но и все социальные выплаты (п. 1 ст. 5). [3,стр.11]
Принятие в 1999 – 2000
гг. на правительственном уровне ряда
нормативных актов, среди которых
– «Методика исчисления величины
прожиточного минимума в целом по
Российской Федерации», утвержденная
постановлением Минтруда России и Госкомстата
России в апреле 2000г., означает практическую
реализацию Федерального закона «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации».
Применительно к методам
Таким образом, 2000г. оказался переломным с точки зрения применяемых подходов к количественному измерению бедности в рамках её абсолютной концепции. Впервые величины прожиточного минимума по всему населению и основным его социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в расчете на душу населения целом по Российской Федерации в соответствии с новой методикой опубликованы за 1 квартал 2000г. № 421 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 1 квартал 2000г.» [11,стр.70]