Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:25, курсовая работа
Я считаю, что тема безработицы довольно актуальна для любого современного государства, в том числе и Беларуси. Ведь безработица представляет собой огромную макроэкономическую проблему, влияющую на жизнь каждого человека. Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. Потеря работы для большинства означает, прежде всего, снижение жизненного уровня. Социологи изучают этот вопрос не только для определения причин безработицы, но и для совершенствования государственной политики, которая в силах, так или иначе, влиять на занятость населения. Занятость и безработица населения могут изучаться в различных аспектах.
Введение……………………………………………………………
Безработица как социальный феномен……………………….
Виды безработицы и ее формы………………………………..
Причины возникновения безработицы и ее последствия…..
Возможности социального изучения актуальных проблем, связанных с безработицей……………………………………..
Заключение …………………………………………………….….
Список литературы………………………………………………..
Во-вторых, зная размеры ущерба от безработицы, каждый работодатель не будет чувствовать себя свободным от этого ущерба.
В-третьих, необходимо, чтобы каждый работник службы занятости имел достаточно полное представление о разнообразии и размерах ущерба от безработицы и прилагал все свои силы, знания в трудоустройстве безработного, с которым ему постоянно приходится иметь дело.
В-четвертых, последствия от безработицы нужно изучать, чтобы определить его структуру, выявить те виды ущерба, которые поддаются количественному измерению [6, с.89].
Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным, экономическим и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.
4. Возможности социального изучения актуальных проблем, связанных с безработицей
Активная
политика занятости
Проблема уменьшения количества безработных граждан на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем, как для процветающих государств, так и для развивающихся. Об этом свидетельствуют существующие практически во всех странах учреждения специализирующиеся на помощи безработным, социальные программы и пр. В нашем государстве ликвидация безработицы является одной из приоритетных программ по развитию государства, и региональные управляющие органы постоянно отчитываются о проделанной работе такого рода.
Помощь в трудоустройстве обеспечивается прежде всего через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Информация о рынке труда сообщается населению через различные публикации, благодаря организации бирж труда и т.д. [2, с.362]. Помощь в трудоустройстве обеспечивается на основе Закона о занятости населения.
Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Это обусловлено прежде всего высокими темпами технологических и организационных изменений в экономике, которые требуют постоянного повышения квалификации.
Содействие
самозанятости и
Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством.
Существуют также проблемы включения в трудовой процесс, так как возросло значение обучения как подготовки к труду, а также значение профессиональной ориентации. В современном обществе процесс изменения профессий происходит под воздействием прогресса в области техники и технологии, который ведет к изменениям в качестве знаний, необходимых участникам трудового процесса. Технический прогресс увеличил число работ, которые требуют от работника не только определенных способностей, но и большей специализации и более высокого уровня профессиональной подготовки. Чтобы профессиональная ориентация отвечала своим целям, необходимо создать такие условия, при которых она сможет охватить развитие личности в целом, со всеми ее изменениями. Профессиональная ориентация должна быть направлена на то, чтобы помочь и молодежи, и людям старшего возраста, а особенно женщинам, развиваться в профессиональном отношении гармонично и соответственно производственным потребностям на протяжении всей их трудовой деятельности [5, с.305].
Методы
борьбы с безработицей и ее
причинами определяет
Система государственного регулирования представляет собой сложный механизм, включающий комплекс разнообразных методов воздействия государства на процессы занятости населения.
По форме участия
государства в регулировании
занятости можно выделить следу
В последнее время некоторые экономисты в качестве самостоятельной формы стали выделять социально-психологические методы.
Наиболее важным является закон
Законодательное регулирование
В соответствии с Законом о занятости с 1992 года в Республике Беларусь ежегодно разрабатываются Государственная и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.
Экономическое регулирование должно базироваться, прежде всего, на инвестиционной, финансово-кредитной и налоговой политике, направленных на стимулирование создания новых рабочих мест, повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие малого и среднего бизнеса [13, с.240].
Социальное регулирование направлено на формирование системы защиты трудовых прав граждан в условиях структурной перестройки экономики и реализации механизма банкротства предприятий, развитие социального партнерства, содействие обеспечению занятости лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и обеспечение социальной защиты населения на основе создания системы страхования от безработицы. Социальная политика даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, исключит ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы [13, с.241].
Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
В соответствии с Законом “О занятости населения Республики Беларусь” предприятия и предприниматели обязаны “ежемесячно представлять Государственной службе занятости сведения о наличии свободных рабочих мест с указанием условий труда и его оплаты” [3] .
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
1. анализ
и прогнозирование спроса и
предложения на рабочую силу,
информирование населения и
2. учет
свободных рабочих мест и
3. консультация
обращающихся в службу
4. оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
5. организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
6. оказание
услуг в профессиональной
7. оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
8. выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
9. разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения [17].
Анализ приведенных статистических данных
о безработице в стране показывают следующее:
В 2008 году, по оценке, в экономике республики было занято 4520,7 тыс. человек, что на 0,6% больше, чем в 2007 году. В общей численности занятого в экономике населения 3542,2 тыс. человек, или 78,4% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 141,1 тыс. человек.
Организациями (кроме
субъектов малого
В 2008 году 140,9 тыс. работников организаций (4% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в 2007 году – 3,4%). В декабре 2008 г. по сравнению с ноябрем численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась в 2,4 раза и составила 40 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась в 3,6 раза и составила 51,1 тыс. человек [14].
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец января 2009 г. составила 40,6 тыс. человек, что на 18,1% меньше, чем в январе 2008 г. и на 8,9% больше, чем в декабре 2008 г. Уровень зарегистрированной безработицы, по оценке, составил 0,9% от экономически активного населения (на конец января 2008 г. – 1,1%).
В январе 2009 г. на
учет было поставлено 23,1 тыс. граждан,
обратившихся за помощью в
трудоустройстве, из них
Данные о численности
безработных,
Информация о работе Безработица как предмет социологического изучения