Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:25, курсовая работа
Я считаю, что тема безработицы довольно актуальна для любого современного государства, в том числе и Беларуси. Ведь безработица представляет собой огромную макроэкономическую проблему, влияющую на жизнь каждого человека. Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. Потеря работы для большинства означает, прежде всего, снижение жизненного уровня. Социологи изучают этот вопрос не только для определения причин безработицы, но и для совершенствования государственной политики, которая в силах, так или иначе, влиять на занятость населения. Занятость и безработица населения могут изучаться в различных аспектах.
Введение……………………………………………………………
Безработица как социальный феномен……………………….
Виды безработицы и ее формы………………………………..
Причины возникновения безработицы и ее последствия…..
Возможности социального изучения актуальных проблем, связанных с безработицей……………………………………..
Заключение …………………………………………………….….
Список литературы………………………………………………..
ТАБЛИЦА 1: Численности безработных, зарегистрированных
в органах по труду, занятости и социальной защите [15].
Численность безработных на конец марта 2009 г. |
Март 2009 года, тыс.чел |
Уровень безработицы на конец марта 2009 г., в % | |||||
Тыс. Человек.
|
Март 2008 г. в %. |
Февраль 2009, в % |
Зарегистрировано безработн. |
Трудоус-троено безработн. | |||
РБ |
43,9 |
89,8 |
103,4 |
20,2 |
11,3 |
1,0 | |
Брестская |
7,4 |
84,8 |
100,8 |
3,0 |
1,8 |
7,4 | |
Витебская |
7,0 |
87,1 |
103,5 |
3,3 |
1,9 |
7,0 | |
Гомельская |
8,0 |
89,2 |
101,6 |
3,4 |
1,8 |
8,0 | |
Гродненская |
5,6 |
84,3 |
103,3 |
2,4 |
1,5 |
5,6 | |
Г.Минск |
4,8 |
132,9 |
108,7 |
2,0 |
0,7 |
4,8 | |
Минская |
5,8 |
88,3 |
99,8 |
3,2 |
2,0 |
5,8 | |
Могилевская |
5,3 |
83,9 |
109,4 |
2,9 |
1,6 |
5,3 |
На общественные работы в январе 2009 г. было привлечено 6,2 тыс. человек, из них 4,3 тыс. безработных, или 69% от числа привлеченных.
Средний размер пособия
на одного безработного в
На конец 2008 года
в общей численности
Среди безработных 69,8% ранее работали по рабочим профессиям, 17,1% – на должностях служащих, 13,1% – не работали и ищут работу впервые.
Общее среднее образование имели 39,6% безработных, высшее и среднее специальное образование – 25,9%, профессионально-техническое образование – 23%, общее базовое образование – 11,5% безработных.
Почти каждый третий
безработный (32,3%) был уволен по
собственному желанию или
По предварительным данным Минтруда, состав безработных по категориям на 1 апреля 2009 года отражен на схеме 1 [16]
Схема 1.
Основные показатели
Государственной программы выполнены.
По оперативным данным, в 2008 году создано 162,7 тыс. рабочих мест (105 процентов к заданию), в том числе с оказанием бюджетной ссуды – 3,5 тыс. рабочих мест.
На созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 199,3 тыс. человек, из них 130,6 тыс. – безработных (соответственно 110,7 и 104,4 процента).
Приоритетное внимание уделялось содействию в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Трудоустроено на постоянную работу 23,2 тыс. граждан данной категории.
За 2008 год в органах по труду, занятости и социальной защите зарегистрировано в качестве безработных 4,5 тыс. инвалидов, оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек трудоустроено в счет брони приема на работу, на профессиональное обучение направлено 463 инвалида. Организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов (128,8 процента к заданию программы), из них 120 инвалидов, или 23,6 процента проходили ее в г. Минске.
В 2008 году компенсированы затраты из средств Фонда социальной защиты населения нанимателям за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов на сумму более 2,5 млрд. рублей.
Финансовая поддержка в виде субсидий и (или) денежных средств оказана 2695 безработным для организации собственного дела (107,4 процента).
Для информирования населения о наличии свободных рабочих мест в агропромышленном комплексе республики, в том числе с предоставлением жилья, на Интернет-сайте Министерства создана и постоянно актуализируется автоматизированная информационная система «Общереспубликанский банк вакансий (свободных рабочих мест)».
Для дополнительного стимулирования граждан, переезжающих на постоянное место жительства и работы в сельскую местность из городов, и частичной компенсации их затрат на переезд увеличен размер денежных выплат с пяти до семи бюджетов прожиточного минимума на безработного. Кроме того, выплачивается один бюджет прожиточного минимума на каждого члена семьи безработного.
Количество семей, переселившихся из города в село, увеличилось с 73 семей в 2007 году до 102 семей в 2008 году.
Реализация вышеперечисленных активных мер содействия занятости населения позволила снизить количество безработных из числа жителей сельской местности с 9143 человек на начало 2008 года до 8029 человек на конец года (на 12 процентов).
Государственной программой содействия занятости населения на 2009 – 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. №1640, определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения и предусмотрен комплекс мер на 2009 год [14].
Заключение
Таким образом, высокий уровень безработицы - одна из острейших проблем современного общества, яркий и неоспоримый показатель нестабильности экономики страны. Действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Социальная защита безработных и членов их семей основана на Конституции, Кодексе законов о труде, Законе “О занятости населения Республики Беларусь” и других нормативно-правовых актах. В соответствии с законодательством государство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства.
Если вникнуть в суть безработицы, то можно с сожалением утверждать: когда трудовые ресурсы страны используются не полностью, - экономическая система функционирует неэффективно, следовательно, не достигает границ своих производственных возможностей, а значит, ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи. Последствия безработицы ложатся тяжелым бременем на все население страны, нанося колоссальный ущерб жизненным интересам людей и системе общественных ценностей [4, с.359].
Но, удивительным, однако, является вывод экономической науки, безусловно признающей безработицу как несущую неисчислимые бедствия трудящемуся по найму населению и огромные издержки обществу в целом, а именно вывод о том, что рыночная экономика не может существовать без безработицы – этой циркулирующей части рынка рабочей силы, обеспечивающей:
Список литературы
Экономика и социология труда. Учебник для вузов по экономике
/ Б.М.Генкин - 5-е изд., дополненное. – М., Норма, 2005.- 402 с.
Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное
пособие для студентов экономических специальностей высших
учебных заведений. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. - 576с.
Информация о работе Безработица как предмет социологического изучения