Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить опыт благотворительной деятельности купцов, отечественных промышленников и предпринимателей в различных областях на рубеже 19 - 20 веков, мотивы, формы и результаты их деятельности.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 5
1.1.Этапы становления благотворительности в России 5
1.2.Сущность и содержание российской благотворительности 11
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКАХ 16
2.1. Вклад династии Романовых в развитие благотворительности в России 16
2.2. Российские благотворители конца 19 начала 20 века 27
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Социальный институт
Кафедра социальной работы
Тема: «Благотворительность купцов, отечественных промышленников и предпринимателей на рубеже 19 - 20 веков».
Курсовая работа
Направление подготовки – 040400.62 «Социальная работа»
Профиль – «Социальная работа с разными группами населения»
заочная форма обучения группа 12/291з
Русакова Наталия Николаевна
Научный руководитель:
кандидат психологических
наук, доцент
Таболова
Е.М.,
______________________
(подпись)
Защищена:
«____» ______________ 2013 г.
с оценкой «_________________»
Москва, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 5
1.1.Этапы становления благотворительности в России 5
1.2.Сущность и содержание российской благотворительности 11
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКАХ 16
2.1. Вклад династии Романовых в развитие благотворительности в России 16
2.2. Российские благотворители конца 19 начала 20 века 27
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ВВЕДЕНИЕ
Сложные
времена, переживаемые сегодня Россией,
характеризуются рядом
Анализ
сферы благотворительности в
дореволюционной России позволяет
связать сущность благотворительности
с еще одним известным
Объект исследования: благотворительность как социальное явление.
Предмет исследования: - формы и содержание благотворительности на рубеже 19 - 20 веков.
Цель исследования: изучить опыт благотворительной деятельности купцов, отечественных промышленников и предпринимателей в различных областях на рубеже 19 - 20 веков, мотивы, формы и результаты их деятельности.
Гипотеза исследования:
Задачи исследования:
Методы исследования:
Изучение, анализ и систематизация исторической, социальной, педагогической литературы, периодики, исторических документов, архивных материалов; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов.
Курсовая работа состоит: из введения, двух глав, заключения.
Актуальность исторического исследования благотворительности и участия благотворительных организаций в процессе оказания социальной помощи нуждающимся слоям населения обусловлена, на наш взгляд, как теоретическими, так и практическими задачами. Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим [1, с. 4].
Благотворительность - оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также содержания помощи [26, с. 38].
Определение понятия «благотворительность»
содержит и статья 1 Федерального закона
от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях»: «Благотворительная деятельность
– это добровольная деятельность
граждан и юридических лиц
по бескорыстной (безвозмездной или
на льготных условиях) передаче гражданам
или юридическим лицам
Князь
Владимир, «вводя христианство на Руси,
глубоко проникся его положениями,
обращенными к душе человека». Эти
положения призывали людей
В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. Царь Борис Годунов «запретил винокурение и пивоварение, на которые шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба продавать по низкой цене» На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.
Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.
Видным
московским благотворителем был
близкий советник царя Алексея Михайловича
– Федор Ртищев. Он первым в России
предпринял попытку объединить частную
благотворительность с
В
1682 году, в царствование Федора Алексеевича,
был издан указ об открытии домов
для беспризорных детей, где обучали
грамоте, ремеслу, наукам. В том же
году в Москве открылись две богадельни,
а к концу века их в столице
стало уже 101. Много внимания строительству
больниц, богаделен, разного рода приютов
уделял великий реформатор России Петр
I. В 1706 году митрополит Иов неподалеку
от Великого Новгорода учредил приют
для незаконнорожденных детей. Петр
одобрил это начинание и
В 1764 году в России было создано первое благотворительное общество – Воспитательное общество благородных девиц. В 1775 году императрица учредила Приказы общественного призрения – прообразы органов социальной защиты. Частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений. При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин.
Продолжила
традиции благотворительности и
много сделала для их расширения
и укрепления супруга Павла I императрица
Мария Федоровна. В ноябре 1796 года
она встала во главе Воспитательное
общество благородных девиц - так
в стране появилась одна из крупнейших
филантропических организаций дореволюционной
России, вошедшая в историю под
названием «Учреждения
XIX
век стал переломным в
При
Александре I благотворительность в
сфере образования стала
Радикальные
общественные реформы 60-х годов XIX века,
осуществленные во время правления
Александра II, стали благоприятной
почвой для развития меценатства
и благотворительности. Едва ли не ежедневно
в России возникали новые
К концу XIX века благотворительность в России «стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности»2. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.
В
начале XX века благотворительность
в России переживала пик своего развития.
На каждые 100 тысяч жителей Европейской
части России приходилось 6 благотворительных
учреждений. По данным на 1900 год, 82% благотворительных
заведений были созданы и состояли
под патронатом частных лиц, затем
следовали сословные заведения (8%),
городские (7%), земские (2%). Всего в
Российской империи в 1902 году было зарегистрировано
11040 благотворительных учреждений (в
1897 году - 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских
советов. В 1913 году поступления по всем
благотворительным учреждениям
одного только Санкт-Петербурга составили
около 8 миллионов рублей. В марте
1910 года Всероссийский съезд деятелей
по призрению констатировал, что 75%
средств на эту сферу формировались
на основе частных добровольных пожертвований
и лишь 25% поступали от государства.
По самым приблизительным
Традиция
российской благотворительности была
нарушена революцией 1917 года. Идеология
первых революции не допускала никаких
форм благотворительности. Все средства
общественных и частных благотворительных
организаций были в короткие сроки
национализированы, их имущество передано
государству, а сами организации
упразднены специальными декретами. В
целях соблюдения «революционного
порядка» любая частная (как, впрочем,
и общественная) благотворительная
деятельность пресекались. Официальная
идеологическая позиция по отношению
к благотворительности была отражена
в Большой советской