Благотворительность купцов, отечественных промышленников и предпринимателей на рубеже 19 - 20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить опыт благотворительной деятельности купцов, отечественных промышленников и предпринимателей в различных областях на рубеже 19 - 20 веков, мотивы, формы и результаты их деятельности.

Содержание работы

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 5
1.1.Этапы становления благотворительности в России 5
1.2.Сущность и содержание российской благотворительности 11
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКАХ 16
2.1. Вклад династии Романовых в развитие благотворительности в России 16
2.2. Российские благотворители конца 19 начала 20 века 27
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.71 Кб (Скачать файл)

С помощью земств, в частности, росла  библиотечная сеть. К концу90-х гг. в губерниях земского самоуправления было открыто 2 тыс. школьных и 3 тыс. народных библиотек. В 1910 г. их общее количество превысило 30 тысяч. [7, с. 45].

Значительное  место в деятельности земских  самоуправленческих органов занимала организация медицинского обслуживания населения.

Данные  за период с 1870 по 1910 г. свидетельствуют  об интенсивном развитии сети земских  медицинских учреждений. За это время  число врачебных участков увеличилось  с 530 до 2686, в том числе больничных участков в сельской местности с 70 до 1715, количество врачей на службе уездных  земств увеличилось с 235 до 3097 человек. Всего в губерниях с земским  самоуправлением действовало свыше 2 тыс. больниц на 42 тыс. мест, в том  числе 1700 больниц в сельской местности [7, с. 61].

Земскими  учреждениями была создана сеть аптек, открыты фельдшерские и медицинские  курсы. Благодаря земским врачам и фельдшерам были побеждены некоторые  эпидемические заболевания, медицина начала входить в крестьянскую среду.

Наряду  с этим земства оказывали социально-экономическую  помощь крестьянству и другим сословиям. С помощью органов самоуправления создавались агрономическая, зоотехническая, ветеринарная и другие службы, вошли  в практику кредитное и страховое  дело.

Ветеринарная  служба в земских губерниях объединяла 150 ветлечебниц и около 1000 участков. В них было нанято 975 ветеринарных врачей и более 1600 фельдшеров.

Среди социальных мероприятий земских  управ нельзя не отметить их работу по организации и развитию сельского  кредита. В 70-е гг. ими было создано 422 ссудо-сберегательных товарищества с участием земского капитала. Они  открыли около 100 касс мелкого кредита  для оказания помощи крестьянским хозяйствам. Эти кассы в начале 1900-х гг. располагали средствами на общую  сумму около 40 млн. руб.

В практике социальной деятельности земских  органов значительное место занимало поощрение различных форм кооперативного движения.

Кооперация  была в основном деревенской. Из общего количества кооперативов 88% действовали  на селе и обслуживали крестьянское население. К 1914 г. кооперация в России набрала силу, создала общероссийские или региональные специализированные союзы и центры.

В социальном обслуживании населения  самоуправленческие органы придавали  большое значение организации юридической  помощи населению.

Значительная  работа проводилась органами земского и городского самоуправления в области  социального обеспечения и социальной поддержки целого ряда категорий  населения. Эта работа включала в  себя строительство и содержание богаделен, устройство сиротских приютов, открытие яслей для грудных детей, создание училищ для слепых, организацию  школьных интернатов, учреждение "домов  трудолюбия", опеку над домами призрения для душевнобольных, выделение  пособий малообеспеченным семьям и  др.

Хозяйственная и социально-культурная работа земских  собраний, их исполнительных учреждений убедительно показала, что государство  не в состоянии обеспечить полнокровную жизнь общественного организма  без системы самоуправления народа, в том числе и в социальной сфере.

После утверждения Александром II 18 июля 1870 г. "Городового положения", в 509 городах  России были созданы выборные бессословные органы городского самоуправления - городские думы. Они избирались на четыре года. В состав городского общества, имевшего право участвовать в общественных делах города, входило пять основных сословных групп: потомственные дворяне, личные дворяне, почетные граждане, незаписанные в гильдии иностранцы и лица других званий, не принадлежащие к купеческому сословию и городским податным сословиям (духовенство, крестьяне, отставные солдаты, разночинцы); почетные граждане, записанные в гильдии и купцы; мещане; цеховые ремесленники.

Отныне  все сословия одновременно обсуждали  дела городского хозяйства, сообща выносили приговоры. В соответствии с "Городовым  положением" 1870 г. в компетенцию  городских дум входили продовольственное  обеспечение граждан, развитие системы  народного образования и культурных учреждений, забота о здравоохранении  жителей. На городские думы была возложена  обязанность налаживания местной  промышленности и торговли, организации  кредитно-банковского дела и биржевых учреждений, создания страховых обществ. Они должны были заниматься городским  хозяйством, в том числе освещением, водоснабжением, транспортом, дорожным строительством, благотворительными и  лечебными заведениями и т. д.

Для успешного осуществления своих  функций городские думы получили право ограниченного обложения  имуществ компаний и частных лиц. По закону недвижимые имущества облагались налогом не выше 1% стоимости. В таком  же размере подлежали налогообложению  патенты и ряд других документов торгово-промышленных предприятий. Таким  образом, городские думы были наделены определенными источниками финансирования их хозяйственной и социально-культурной деятельности.

В многогранной социальной деятельности городских дум видное место занимали меры по развитию народного образования. Пользуясь правом распространения  грамотности, городские думы для  управления образовательной работой  создавали специальные комиссии, комитеты или отделы по просвещению. На заседаниях дум избирались попечители и попечительницы школ, училищ, воспитательных учреждений, которые открывались  по инициативе городского самоуправления. С годами под опекой городского самоуправления складывалась все более широкая  и разнообразная сеть учебных  и воспитательных заведений, которая  включала в себя дошкольные учреждения, дневные, воскресные, вечерние школы, различного рода профессиональные курсы и др. Главное внимание самоуправленческих органов было сосредоточено на развитии начального образования, а так же воскресных школ.

Медицинская помощь населению, так же, стала одним  из важнейших направлений социальной деятельности городских дум и  управ. Органы городского общественного  управления активно и последовательно  вели работу по строительству новых  больниц и совершенствованию  старых лечебных заведений. Благодаря  их усилиям расширялась сеть амбулаторий  и приемных пунктов медицинской  помощи, учреждений родовспоможения. С  деятельностью городских и земских  органов самоуправления связан такой  значительный шаг вперед в организации  здравоохранения, как введение медицинского страхования, которое позволяло  обеспечивать лечебной помощью малообеспеченные и неимущие слои населения. Общественная городская и земская медицина ввела в практику патронаж больных, который предусматривал предоставление медицинского обслуживания за счет городского бюджета.

Замечательный пример сочетания обязательного  общественного призрения с личным служением благотворителей своему высокому призванию представляет так  называемая Эльберфельдская система  городской благотворительности. Управление призрением бедных в Эльберфельде сосредоточено  в руках особой депутации из городского головы, 4 членов городского совета и 4 членов, выбранных из граждан. Весь город разбит на 31 округ, а в каждом округе есть несколько попечителей  о бедных (всего 434). Каждому попечителю приходится иметь дело не более чем  с 5 - 6 бедными семьями, которые он может изучить во всех подробностях их быта. Они и обязаны исследовать  причины нужды тех, кто обращается за пособием, расходовать городские  суммы, составлять сметы и т.д. Все  нуждающиеся разделяются на 2 основные класса: способных и не способных  работать. Вторые всегда имеют право  на призрение, если нет лиц (родных), которые обязаны их содержать. Первые же получают пособие в тех случаях, когда обнаружится, что они, при  всем старании, не могли найти себе работу. До приискания занятия они  получают от администрации работу соразмерно со своими силам.

В 1894 г. в думе было утверждено "Временное  положение о городских участковых попечительствах о бедных". Согласно этому нормативному документу для  руководства новой отраслью была создана Комиссия общественного  благотворения при Московском городском  общественном управлении. Относительно задачи функций Комиссии в Положении  указывалось, что она организуется "для оказания помощи неимущему  населению Москвы для борьбы с  нищенством, для установления наилучших  способов благотворения в Москве и для объединения его, а также  для заведования благотворительными учреждениями". Ведущим структурным подразделением в городской системе общественного призрения неимущих был определен попечительский участок, их работа по оказанию помощи неимущим слоям города строилась следующим образом. Первоначально участковые советы подготовили опросные листы. Эти листы содержали пункты, которые после их заполнения давали сведения о нуждающемся. В конце листа задавался вопрос о том, в чем заключается просьба нуждавшегося к участковому попечительству. На основе справочных данных участковые попечительства начали оказывать помощь бедным. Позднее процедура социальной поддержки изменилась. Для получения помощи от попечительства просители обращались в канцелярию попечительства или к его сотрудникам. После поступления заявления с просьбой о помощи Совет поручал сотруднику обследовать материальное положение просителя. На основании обследования сотрудник делал письменное заключение относительно степени нуждаемости заявителя. На основании этих документов Совет принимал положительное или отрицательное решение о предоставление помощи.

По  мере накопления опыта, работа по оказанию социальной помощи неимущим упорядочивалась. Впервые годы деятельности участковых попечительств основная часть их благотворительных расходов шла  на открытое призрение, на непосредственную помощь нуждавшимся. Позднее большее  внимание стало уделяться организации  закрытых форм призрения.

Реформа 1861 года стала гранью, отделившей феодальную формацию от капиталистической. Освобождение крестьян, ликвидировавшее монополию помещиков на эксплуатацию дарового крепостного труда, привело к утверждению капиталистических производственных отношений. Пореформенная эпоха характеризовалась быстрым развитием товарного капиталистического, предпринимательского хозяйства. Кроме того, государство установило налоговые льготы для предпринимателей - благотворителей. За благотворительные деяния налоги снижались с 18- 25 процентов до 12-15 процентов. А на региональном уровне нередко практиковалось освобождение от уплаты всех местных налогов. С этого времени отмечается значительный рост числа благотворительных учреждений, и к 1890 году было создано еще около 2000 новых [15, с. 36].

Быть  может, ничто столь ярко не характеризует  глубокие перемены в российском обществе, начатые реформами Александра II, как стремительный рост числа  людей, готовых добровольно пожертвовать свои деньги на благотворительные нужды. Если в начале XIX века таких были десятки, то в конце того же столетия - сотни тысяч. Это сразу же придало  делу частной помощи нуждающимся совершенно иной масштаб и размах. Благотворительность как явление берет свое начало не от нуждающихся, а от жертвователей, - от тех, кто готов отдать иногда последнюю монетку на доброе дело.

Появление значительного и все растущего  числа людей, способных на подобный поступок, стало отличительной особенностью пореформенных десятилетий. Если до 1861 года лишь в восьми городах Российской империи имелись благотворительные  общества, то на рубеже веков они  действовали практически во всех ее уголках, включая маленькие провинциальные городки и отдаленные окраины. По статистике 1899 года, 95 % из них были образованы за истекшие с момента великой  реформы неполные четыре

десятилетия. Члены Государственного совета и  известные писатели, иерархи церквей  и популярные артисты могли встречаться  на заседаниях благотворительных комитетов, посвященных участи детей-сирот  или пострадавших от эпидемии.

Разница в отношении частной благотворительности  до Александровских реформ и после  заметна и по количеству имен, которые  можно привести как представителей частной благотворительности. Так  до реформ известно в основном о  деятельности Ртищева, Голицына и Шереметьева. После принятого изменения в  законодательстве список частных благотворителей  увеличился в сотни раз Стрекалова, Солодовников, Гааз, кланы Морозовых, Бахрушиных. Кроме того, активно  развивается меценатская деятельность - Мамонтов, Третьяков, Солдатенков  и т.д. [18, с. 71].

Так же можно рассмотреть следующие  мотивы, которые выделяют большинством современных исследователей благотворительной  деятельности, опираясь на изучение особенности  исторического развития благотворительности  и ее частных и общественных проявлений. Рассмотрим основные из них:

Мотив следования народной традиции - отказ кому-либо в милосердии означал вызов общепринятому, окружающим. Вся система общества в дореволюционной России, начиная с царя и кончая простыми людьми, была в условиях, когда благотворительность стала образом жизни. На эту деятельность смотрели как на выполнение задачи, своего рода миссии, возложенную Богом или судьбой.

Моральный мотив связан с любовью к человеку, уважением его достоинства, готовностью содействовать его возвышению. Нравственные воззрения многих людей заставляли заниматься их благотворительной деятельностью. В этом случае благотворительность часто была более необходима самим оказывающим ее, а не получающим.

В основе мотива побуждающие русского бизнесмена заниматься благотворительностью, лежат долгосрочные перспективы, а  также активная позиция делового человека. Кроме того, существует моральная  ответственность перед старшим  поколение (своими родителями) и подрастающим поколением (своими детьми). Как составную  часть морального мотива некоторыми исследователями называется чувство  вины. Чувство вины может трактоваться ими как осознание социальной несправедливости в том, что есть богатые и бедные. А так же как  попытка искупить вину за совершенные  в прошлом поступки и несправедливые деяния.

Пути  развития социального действия в  истории проходили по линии от иррационального действия, к рациональному  от него к инициативному и наконец  к ответственному действию. Соответственно этому движению в истории складывались и виды морали. Можно выделить следующие  её виды: мораль долга перед обществом (общиной, коллективом), мораль долга перед Богом, мораль ответственности перед своими, мораль ответственности за все человечество.

Мотив сострадания. Человеку просто иногда бывает необходимо посочувствовать чужой беде, разделить с кем-то горе. Розанов В. В. в своей книге “В темных религиозных лучах” говорит о том, что очень часто помощь оказывается теми людьми, кто и сам побывал в такой ситуации [21, с. 27].

Религиозный мотив. Библия рассматривает благотворительность как лучший способ искупления греха. Если благотворение вызвано искренним душевным порывом и с любовью, оно становится мощным средством, очищающим душу, средством религиозного самовоспитания личности.

Мотив престижа, социального признания. Благотворительной деятельностью активно занимались члены царской фамилии, великие князья и княжны, подавая пример окружающим. На региональном уровне

Информация о работе Благотворительность купцов, отечественных промышленников и предпринимателей на рубеже 19 - 20 веков