Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить опыт благотворительной деятельности купцов, отечественных промышленников и предпринимателей в различных областях на рубеже 19 - 20 веков, мотивы, формы и результаты их деятельности.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 5
1.1.Этапы становления благотворительности в России 5
1.2.Сущность и содержание российской благотворительности 11
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКАХ 16
2.1. Вклад династии Романовых в развитие благотворительности в России 16
2.2. Российские благотворители конца 19 начала 20 века 27
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
С помощью земств, в частности, росла библиотечная сеть. К концу90-х гг. в губерниях земского самоуправления было открыто 2 тыс. школьных и 3 тыс. народных библиотек. В 1910 г. их общее количество превысило 30 тысяч. [7, с. 45].
Значительное место в деятельности земских самоуправленческих органов занимала организация медицинского обслуживания населения.
Данные
за период с 1870 по 1910 г. свидетельствуют
об интенсивном развитии сети земских
медицинских учреждений. За это время
число врачебных участков увеличилось
с 530 до 2686, в том числе больничных
участков в сельской местности с
70 до 1715, количество врачей на службе уездных
земств увеличилось с 235 до 3097 человек.
Всего в губерниях с земским
самоуправлением действовало
Земскими учреждениями была создана сеть аптек, открыты фельдшерские и медицинские курсы. Благодаря земским врачам и фельдшерам были побеждены некоторые эпидемические заболевания, медицина начала входить в крестьянскую среду.
Наряду
с этим земства оказывали социально-
Ветеринарная служба в земских губерниях объединяла 150 ветлечебниц и около 1000 участков. В них было нанято 975 ветеринарных врачей и более 1600 фельдшеров.
Среди социальных мероприятий земских управ нельзя не отметить их работу по организации и развитию сельского кредита. В 70-е гг. ими было создано 422 ссудо-сберегательных товарищества с участием земского капитала. Они открыли около 100 касс мелкого кредита для оказания помощи крестьянским хозяйствам. Эти кассы в начале 1900-х гг. располагали средствами на общую сумму около 40 млн. руб.
В практике социальной деятельности земских органов значительное место занимало поощрение различных форм кооперативного движения.
Кооперация была в основном деревенской. Из общего количества кооперативов 88% действовали на селе и обслуживали крестьянское население. К 1914 г. кооперация в России набрала силу, создала общероссийские или региональные специализированные союзы и центры.
В социальном обслуживании населения самоуправленческие органы придавали большое значение организации юридической помощи населению.
Значительная
работа проводилась органами земского
и городского самоуправления в области
социального обеспечения и
Хозяйственная и социально-культурная работа земских собраний, их исполнительных учреждений убедительно показала, что государство не в состоянии обеспечить полнокровную жизнь общественного организма без системы самоуправления народа, в том числе и в социальной сфере.
После утверждения Александром II 18 июля 1870 г. "Городового положения", в 509 городах России были созданы выборные бессословные органы городского самоуправления - городские думы. Они избирались на четыре года. В состав городского общества, имевшего право участвовать в общественных делах города, входило пять основных сословных групп: потомственные дворяне, личные дворяне, почетные граждане, незаписанные в гильдии иностранцы и лица других званий, не принадлежащие к купеческому сословию и городским податным сословиям (духовенство, крестьяне, отставные солдаты, разночинцы); почетные граждане, записанные в гильдии и купцы; мещане; цеховые ремесленники.
Отныне
все сословия одновременно обсуждали
дела городского хозяйства, сообща выносили
приговоры. В соответствии с "Городовым
положением" 1870 г. в компетенцию
городских дум входили
Для
успешного осуществления своих
функций городские думы получили
право ограниченного обложения
имуществ компаний и частных лиц.
По закону недвижимые имущества облагались
налогом не выше 1% стоимости. В таком
же размере подлежали
В
многогранной социальной деятельности
городских дум видное место занимали
меры по развитию народного образования.
Пользуясь правом распространения
грамотности, городские думы для
управления образовательной работой
создавали специальные
Медицинская
помощь населению, так же, стала одним
из важнейших направлений
Замечательный
пример сочетания обязательного
общественного призрения с
В
1894 г. в думе было утверждено "Временное
положение о городских
По мере накопления опыта, работа по оказанию социальной помощи неимущим упорядочивалась. Впервые годы деятельности участковых попечительств основная часть их благотворительных расходов шла на открытое призрение, на непосредственную помощь нуждавшимся. Позднее большее внимание стало уделяться организации закрытых форм призрения.
Реформа 1861 года стала гранью, отделившей феодальную формацию от капиталистической. Освобождение крестьян, ликвидировавшее монополию помещиков на эксплуатацию дарового крепостного труда, привело к утверждению капиталистических производственных отношений. Пореформенная эпоха характеризовалась быстрым развитием товарного капиталистического, предпринимательского хозяйства. Кроме того, государство установило налоговые льготы для предпринимателей - благотворителей. За благотворительные деяния налоги снижались с 18- 25 процентов до 12-15 процентов. А на региональном уровне нередко практиковалось освобождение от уплаты всех местных налогов. С этого времени отмечается значительный рост числа благотворительных учреждений, и к 1890 году было создано еще около 2000 новых [15, с. 36].
Быть
может, ничто столь ярко не характеризует
глубокие перемены в российском обществе,
начатые реформами Александра II,
как стремительный рост числа
людей, готовых добровольно
Появление
значительного и все растущего
числа людей, способных на подобный
поступок, стало отличительной
десятилетия. Члены Государственного совета и известные писатели, иерархи церквей и популярные артисты могли встречаться на заседаниях благотворительных комитетов, посвященных участи детей-сирот или пострадавших от эпидемии.
Разница
в отношении частной
Так же можно рассмотреть следующие мотивы, которые выделяют большинством современных исследователей благотворительной деятельности, опираясь на изучение особенности исторического развития благотворительности и ее частных и общественных проявлений. Рассмотрим основные из них:
Мотив следования народной традиции - отказ кому-либо в милосердии означал вызов общепринятому, окружающим. Вся система общества в дореволюционной России, начиная с царя и кончая простыми людьми, была в условиях, когда благотворительность стала образом жизни. На эту деятельность смотрели как на выполнение задачи, своего рода миссии, возложенную Богом или судьбой.
Моральный мотив связан с любовью к человеку, уважением его достоинства, готовностью содействовать его возвышению. Нравственные воззрения многих людей заставляли заниматься их благотворительной деятельностью. В этом случае благотворительность часто была более необходима самим оказывающим ее, а не получающим.
В основе мотива побуждающие русского бизнесмена заниматься благотворительностью, лежат долгосрочные перспективы, а также активная позиция делового человека. Кроме того, существует моральная ответственность перед старшим поколение (своими родителями) и подрастающим поколением (своими детьми). Как составную часть морального мотива некоторыми исследователями называется чувство вины. Чувство вины может трактоваться ими как осознание социальной несправедливости в том, что есть богатые и бедные. А так же как попытка искупить вину за совершенные в прошлом поступки и несправедливые деяния.
Пути развития социального действия в истории проходили по линии от иррационального действия, к рациональному от него к инициативному и наконец к ответственному действию. Соответственно этому движению в истории складывались и виды морали. Можно выделить следующие её виды: мораль долга перед обществом (общиной, коллективом), мораль долга перед Богом, мораль ответственности перед своими, мораль ответственности за все человечество.
Мотив сострадания. Человеку просто иногда бывает необходимо посочувствовать чужой беде, разделить с кем-то горе. Розанов В. В. в своей книге “В темных религиозных лучах” говорит о том, что очень часто помощь оказывается теми людьми, кто и сам побывал в такой ситуации [21, с. 27].
Религиозный мотив. Библия рассматривает благотворительность как лучший способ искупления греха. Если благотворение вызвано искренним душевным порывом и с любовью, оно становится мощным средством, очищающим душу, средством религиозного самовоспитания личности.
Мотив престижа, социального признания. Благотворительной деятельностью активно занимались члены царской фамилии, великие князья и княжны, подавая пример окружающим. На региональном уровне