Благотворительность купцов, отечественных промышленников и предпринимателей на рубеже 19 - 20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить опыт благотворительной деятельности купцов, отечественных промышленников и предпринимателей в различных областях на рубеже 19 - 20 веков, мотивы, формы и результаты их деятельности.

Содержание работы

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 5
1.1.Этапы становления благотворительности в России 5
1.2.Сущность и содержание российской благотворительности 11
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКАХ 16
2.1. Вклад династии Романовых в развитие благотворительности в России 16
2.2. Российские благотворители конца 19 начала 20 века 27
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.71 Кб (Скачать файл)

Мы  выяснили, что история нашего Отечества  богата собственным опытом становления  и развития всех форм общественного  призрения. По нашему мнению, благотворительность  как социокультурное явление  существует на всех этапах развития общества и реализуется через формы, адекватные отдельной эпохе (например, религиозные  формы — XII век, государственные - XYIII век, частные - XIX век). В современном  постсоветском обществе также прослеживаются тенденции возрождения дореволюционных  традиций, интереса к историческому  наследию, потребностью в обществе духовных идеалов. Не случайно М.В.Фирсов на страницах «Истории социальной работы в России» утверждал, что «призрение нищих и юродство, инфатицид и  организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность  и социальное страхование – явления, имеющие свою логику исторического  развития, свою систему существования, своё место в историческом процессе» [2, с. 49].

Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного призрения и создания новых, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности. Для наиболее успешного решения возникающих проблем нужно не только развивать благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальную политику самого государства.

1.2.Сущность и содержание  российской благотворительности

Россия  в начале XX века относилась к числу  самых динамично развивающихся  стран мира, и в этом прямая заслуга  предпринимателей. Сложившиеся за века традиции благотворительность купцов, отечественных промышленников и предпринимателей на рубеже 19 - 20 веков представляют не только исторический, но, подчас, и экономический интерес. Формирующийся сегодня новый класс предпринимателей, несомненно, должен наследовать черты, отражающие национальный менталитет.

История российского предпринимательства  чрезвычайно интересна и даже поучительна и, тем не менее, мало изучена. В советские времена  этому препятствовали идеологические мотивы, но оказывается, что и в  дореволюционное время публикации на эту тему были редки. Об этом говорят  букинисты.

Со  времен Древней Руси до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках  церкви, хотя были известны и отдельные  проявления благодеяний например, 25-летняя благотворительная деятельность Федора Михайловича Ртищева, сподвижника  царя Алексея Михайловича, строившего монастыри, храмы, училища, приюты и  раздававшего милостыни. В начале ХVIII в. Государство сосредотачивает  в своих руках всю благотворительную  деятельность. Петром I был разработан подробный план государственной  помощи неимущим, но он не был осуществлен  из-за преждевременной смерти императора. При Екатерине II были созданы Приказы  общественного призрения, учреждены  воспитательные дома для детей-сирот. В пореформенный период благотворительность  стала приобретать характер частных и общественных пожертвований.

С конца XIX в. главную роль в этом деле начинают играть семьи купцов, фабрикантов, банкиров.

Благотворительность является одной из древнейших русских  традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому  явлению формы существовали также  в исламе и других религиях. Частная  благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению  к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения.

Осуществлять  помощь должно было правительство, общественные организации, но у государства никогда  не хватало средств на социальные нужды, поэтому никто не должен был  мешать частным благотворителям  проявлять свое желание помочь попавшим в беду. А такие запрещения все-таки были.

Благотворительность была не столько вспомогательным  средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного  здоровья. Древняя Русь понимала и  ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. В старину говорили: "В рай  входят святой милостыней, нищий богатым  питается, а богатый нищего молитвой спасается". Благотворителю нужно  было воочию видеть людскую нужду, которую  он облегчал.

Как в Европе, так и на Руси дело призрения  бедных находилось в руках церкви, особенно монастырей. При монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Великие князья, а потом и цари накануне больших праздников, рано по утрам делали тайные обходы тюрем  и богаделен, где из собственных  рук раздавали милостыню, посещали убогих людей. Нищенство на Руси считалось  одним из средств воспитания народа [3, с. 73].

Частная благотворительность на Руси зачастую становилась средством поддержания  праздности и превращалась в холодное исполнение церковного приличия: раздачи  копеечек просящим, вместо помощи нуждающимся. Со времен царя Федора Алексеевича (1661-1682 гг.) издается ряд указаний против праздного  ремесленного нищенства и частной  русской милостыни. В тоже время  продолжают устраиваться благотворительные  учреждения.

Русские купцы и промышленники жертвовали деньги больше на строительство храмов, а нередко и сами строили их. Почти каждый русский предприниматель  стремился построить храм.

Петр I был первым, кто попытался запретить  частную благотворительность, считая, что она только плодит бездельников. В 1705 г. он приказал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами, ловить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать, милостыню  им не подавать, а дающих хватать  и подвергать штрафу. Благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при  церквах и монастырях. Но эта борьба не увенчалась успехом, так как велась насильственными методами и пыталась искоренить следствие, а не причину. Благотворительность снова входит в моду при императрице Елизавете  Петровне и Екатерине II. Частная благотворительность развивается в высших слоях общества. На этом поприще приобрел известность И. И. Бецкой. Он получил образование в Париже и всю жизнь посвятил воспитательной работе в России. По его инициативе в г. Петербурге был построен Смольный институт для благородных девиц [4, с. 51].

Еще в екатерининские времена в 1776 г. купец первой гильдии, уроженец села Любуши Рязанской губернии Петр Данилович  Ларин (1735-1773 гг.) пожертвовал сумму  денег на строительство «народного училища», а также крестьянского  банка и церкви в своем родном селе.

Сам Ларин намеревался посвятить  остаток жизни «наблюдению за устройством училища и его  деятельностью».

Незаурядная личность, образованный человек, он имел свою точку зрения на обучение купеческих и крестьянских детей: «грамоте российской, читать и писать по правилам грамматики; чистоте языка и слога; вере и страху Божию; арифметике и некоторым частям высших геометрических наук, для лучшего знания сей для промыслу нужной науки, служащей к счислению и поверию своих дел имущества; познанию русской торговли; и откуда и как оную производить удобнее: познанию того, как вести купеческие по бухгалтерии книги и счета». Однако осуществлению задуманного помешала его внезапная кончина.

Особое  развитие частная благотворительность  приобрела в период расцвета либерализма, во времена Александра I. Большей  частью благотворительностью занимались женщины, особенно императрицы. Императрица  Мария Федоровна, жена Павла I, основала благотворительную организацию "Ведомство учреждений императрицы Марии", просуществовавшую до 1917 г. Жена Александра I - императрица Елизавета Алексеевна - создала общества: "Императорское человеколюбие" и "Женское Патриотическое", последнее, основанное в 1802 г, к концу 1900 г. оказало помощь 160 тыс. неимущих. При Александре I целые сословия и многие частные лица жертвовали средства на создание учебных заведений. Помогала и императрица Александра Федоровна- жена последнего царя Николая II.

Профессиональным  благотворителем в начале века был  принц П. Г. Ольденбургский. Он 42 года жизни отдал служению обездоленным людям. В г. Петербурге он основал  училище правоведения, первый ночной детский приют. Петр Георгиевич потратил на благотворительность более 1 млн. рублей. В 1889 г. на Литейном проспекте  ему был поставлен памятник с  надписью: "Просвещенному благотворителю", после революции 1917 г. памятник снесли [1, с. 69].

Предприниматели занимали особое место в благотворительности, которое отражало их положение в  обществе. Щедрость российских предпринимателей на благотворительность поражала соотечественников  и иностранцев своим размахом. Но дело было не только в том, что  купечество обладало большими деньгами. Немалую роль сыграла повышенная религиозность купечества, желание  обрести благодать в жизни  вечной.

Еще одной причиной была отстраненность купечества от насыщенной идейной жизни. Роль, уготованная историей купечеству, не предусматривала увлечения революционными идеями, поэтому купцы выполняли  свой общественный долг так, как они  его понимали - через частные пожертвования  в пользу тех, кто не может сам  устроиться в жизни.

Выводы по 1 главе

Благотворительная деятельность развивалась масштабно  и количество благотворительных  обществ и благотворителей выросло  в десятки раз с каждым десятилетием. Ряд крупных благотворителей  и меценатов оставили до сих пор  богатое наследие для страны и светлую память о своем имени.

В ходе исторического развития благотворительность приобрела  широкий спектр значений от простой  подачи милостыни до системы различных  государственных и общественных организаций и законов, принятых государством.

В ходе рассмотрения данного вопроса  на разных этапах становления, выявлена закономерность в организации благотворительности  от отдельных лиц на Руси до государства. На всех этапах своего развития благотворительность  была добровольной деятельностью. Всё  самое прогрессивное в деятельности совершенствовалось с каждым этапом.

 

ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ 
НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКАХ

2.1. Вклад династии Романовых  в развитие 
благотворительности в России

История отечественной социальной работы как  профессии, теория и практика государственного, общественного и частного призрения  и благотворительности конца XIX - начала ХХ в., формирование системы  подготовки кадров, разработка теоретических, научных и организационных основ  образовательной деятельности в  области социальной работы в России до определённого времени не были предметом детального изучения.

Лишь  в 1990-е годы в нашей стране впервые  были начаты исследования по теории и  технологии социальной работы, о месте, роли и профессиональной деятельности социального работника в обществе, формах и методах и путях работы с различными категориями населения.

Появились также статьи, учебные пособия  и учебники по истории социальной работы в России, затрагивающие вопросы  благотворительности, меценатства, государственного призрения, деятельности отдельных, ранее  не известных благотворителей из числа царственных особ, князей, купцов, предпринимателей второй половины XIX начала ХХ веков.

Среди наиболее известных благотворительных  обществ и частных благотворителей  второй половины XIX века, следует выделить: социальную деятельность земских органов, деятельность органов городского самоуправления, общины сестёр  милосердия, деятельность Российского Общества Красного Креста, частную благотворительность таких деятелей как Стрекалова, Солодовников, Гааз, кланы Морозовых, Бахрушиных, а так же меценатская деятельность - Мамонтов, Третьяков, Солдатенков и т.д.

Вплоть  до начала 1860-х гг. развитие общественной благотворительности сдерживается как трудностями регистрации  обществ, так и подозрительным отношением со стороны государственной власти. Однако вторая половина XIX в. ознаменовалась появлением массы новых обществ, носивших как общероссийский, так  и местный характер. Во многом способствовало этому то, что право утверждать уставы благотворительных обществ, в задачи которых входило призрение  бедных, устройство ночлежных и работных домов, приютов для больных и  для детей, было передано в 1862 г в  ведение Министерства внутренних дел  и более не требовало утверждения  императором.

Своим указом 1 января 1864 г. Александр II утвердил "Положение о губернских и уездных  земских учреждениях". В соответствии с этим на местах создавалась система  выборных органов самоуправления. Она  состояла их губернских и уездных  собраний, которые избирались на три  года. Исполнительными органами земских  собраний являлись губернские и уездные  управы. В компетенцию земских  собраний и управ входили: заведывание  имуществами, капиталами и денежными  сборами земства, устройство и содержание принадлежащих земству зданий, и  путей сообщения, меры обеспечения  народного продовольствия, заведывание  земскими лечебными и благотворительными заведениями; попечение и призрение  бедных, неизлечимо больных и умалишенных, способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей, управление делами взаимного земского страхования имуществ, попечение  о развитии местной торговли и  промышленности, участие в хозяйственном  отношении, народном здравии и о  тюрьмах, содействие к предупреждению падежей скота, а также по сохранению хлебных посевов и растений и  др.

Позднее компетенция земских органов  расширялась и конкретизировалась. В их обязанности были включены содействие развитию земледелия, развертывание  сети местных промышленных и торговых предприятий, благоустройство городов  и сел, заведование земскими школами  и другими учебными заведениями, организация медицинской помощи населению, содержание больниц, врачебных  и фельдшерских пунктов и др.

Для финансирования земствам предоставлялось  право облагать особым налогом доходы с торгово-промышленных заведений, с частновладельческих и надельных  крестьянских земель, с других недвижимых и движимых имуществ в городах  и уездах, причем основным источником формирования земского бюджета был  налог на землю.

В реализации целого ряда разделов своей  программы земские и городские  самоуправленческие органы добились заметных успехов. Убедительным свидетельством о том могут служить прежде всего школьные дела. Вклад органов  земского самоуправления в строительство  системы народного образования  весьма значителен. Если в 60-е гг. общая  численность учащихся в России лишь немного превышала 1 миллиона, то в  начале 1900-х гг. их количество превысило 4 миллиона человек, из них около 2 миллионов  училось в школах земского ведомств [11, с. 34].

  Строительство системы начального  образования на селе поставило  задачу подготовки учительских  кадров. В этих целях в Санкт-Петербурге, Новгороде, Рязани, Самаре и Казани  были открыты специальные учительские  семинарии, которые готовили кадры  для сельских школ земского  ведомства.

Информация о работе Благотворительность купцов, отечественных промышленников и предпринимателей на рубеже 19 - 20 веков