Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить опыт благотворительной деятельности купцов, отечественных промышленников и предпринимателей в различных областях на рубеже 19 - 20 веков, мотивы, формы и результаты их деятельности.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 5
1.1.Этапы становления благотворительности в России 5
1.2.Сущность и содержание российской благотворительности 11
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКАХ 16
2.1. Вклад династии Романовых в развитие благотворительности в России 16
2.2. Российские благотворители конца 19 начала 20 века 27
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
губернаторы и земства всячески поощряли деятельность, связанную с осуществлением социального призрения. Это способствовало утверждению в
общественном
мнении благотворительности как
нравственной нормы общественной жизни.
Надо отметить, что благотворительность
часто открывала
Все формы общественных занятий: служба в городских, земских сословиях или профессиональных организациях, участие в деятельности благотворительных обществ, членство в попечительных советах школ, училищ, «домов призрения», приютов, музеев и т.д. - считалось «государственным делом» и регулярно поощрялись властью, награждавших крупных благотворителей орденами, чинами, почетными званиями и сословными правами. Таким путем самодержавие старалось стимулировать развитие общественных институтов, часто само не вкладывая в это дело ни копейки [16, с. 69].
Мотив осознания гражданской солидарности. Стремление хозяина и руководителя мощного промышленного или торгового предприятия иметь высококвалифицированный персонал, способный овладеть новым оборудованием, новейшими приемами ведения рыночного капиталистического хозяйства для того, чтобы выдержать жестокую конкуренцию, побуждало его быть заинтересованным в развитии образования. Отсюда идут отчисления на школы, училища, институты и университеты. Во многих компаниях подобные расходы становятся обязательными уже с конца ХIХ века, о чем красноречиво свидетельствуют сохранившиеся отчеты предприятий.
Ведущее
место в истории
Строительство
частных больниц, богаделен, солидные
денежные пожертвования на «помощь
бедным» объяснялись как
Именно
последним обстоятельством
В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза».
Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.
Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина - гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.
Павел
Михайлович Третьяков (1832-1898). В феномене
П.М. Третьякова впечатляет верность цели.
Высоко оценивали Третьякова и сами
художники, с которыми он был, прежде
всего, связан на ниве собирательства.
Подобной идея – положить начало общественного,
всеми доступного хранилища искусства
– не возникала ни у кого из современников,
хотя частные коллекционеры
Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) - художник, собиратель икон. Родился в семье священника. Учился в Вятской духовной семинарии, но с последнего курса ушел. В 1867г. юноша отправился в Петербург. Вначале учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н.Крамского, а с 1868г. в Академии художеств. В апреле 1878 г. он уже был в Москве и с тех пор не разлучался с этим городом. Стремясь к созданию произведений в истинно национальном стиле, Виктор Михайлович обращался к событиям прошлого, образам былин и русских сказок. Широкую известность получили монументальные росписи, выполненные Васнецовым в православных храмах. Особенно большой успех сопутствовал его работе во Владимирском соборе в Киеве в 1885г. Виктор Михайлович стал не только ценителем, но и собирателем русской старины. В начале XX века коллекция икон В.М. Васнецова была уже столь значительной, что, будучи показанной на выставке Первого съезда русских художников, обратила на себя внимание. После смерти художника его дом и все художественные собрания перешли дочери Татьяне Викторовне Васнецовой. Благодаря ей, в 1953 г. был открыт Мемориальный музей В.М. Васнецова, существующий и поныне. Сегодня в доме-музее Виктора Михайловича Васнецова хранится 25 тысяч экспонатов, которые позволяют познакомиться с биографией и творчеством знаменитого художника.
Василий
Васильевич Верещагин (1842-1904): художник,
очеркист, собиратель памятников этнографии
и декоративно-прикладного
Тогда
же проявил наклонности к
И уже из первого путешествия по Кавказу и Дунаю привез немало разного рода «трофеев». В его собрание входили предметы, чуть ли, не со всего света. С 1892 г. Жизнь Верещагина была тесно связана с Москвой.
Московский дом художника напоминал самый настоящий музей. Прямо в мастерской находилась большая библиотека.
В 1895 и 1898гг. В.В.Верещагин принес в дар Императорскому Историческому музею отдельные предметы из своего собрания. В.В.Верещагин погиб 31 марта 1904 г. при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт - Артуре.
Коллекционер,
издатель, благотворитель Козьма Терентьевич
Солдатёнков (1818-1901) родом из купеческой
семьи. В детстве не получил никакого
образования, еле обучен был русской
грамоте и всю юность провел в
«мальчиках» за прилавком своего
богатого отца. Имя Солдатёнкова в
истории культуры связывается с
издательской деятельностью в России
второй половины позапрошлого столетия,
с коллекционированием
Археолог,
коллекционер Алексей Сергеевич
Уваров (1825-1884) - из старинной и знатной
семьи, сын президента Академии наук
графа С.С.Уварова. По инициативе Уварова
в 1864 году создаётся Московское археологическое
Общество, ставившее широкие задачи
в сбережении и изучении памятников
искусства и старины. Алексей
Сергеевич Уваров участвовал в создании
Российского Исторического
Прасковья
Сергеевна Уварова (1840-1924), урождённая
Щербатова, из знатного княжеского рода.
Уварова получила разностороннее домашнее
образование: в числе её наставников
были профессор Ф.И.Буслаев, занимавшийся
с ней русской литературой
и историей искусства, Н.Г. Рубинштейн,
у которого она брала уроки
музыки. А.К.Саврасов, занимался рисунком
и живописью. Коллекционер, библиофил
Василий Николаевич Баснин (1799-1876) много
времени и стараний отдавал общественному
труду, историко-краеведческим
Помимо гравюр в собрание Баснина входили: акварели, рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой. В ней насчитывалось около двенадцати тысяч книг – это было крупнейшее частное собрание тех лет. После смерти коллекционера материалы по истории Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться в Москве – в гравюрном кабинете государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Одной
из самых известных
Она основала и финансировала целую сеть благотворительных учреждений: больницу и родильный приют, аптеку, «санаторию», приют для сирот, колыбельную (так назывались тогда ясли), богадельню, убежище для хроников, дом призрения, училище, школу рукоделия, библиотеку.
Материальное покровительство
В.А. Морозова оказывала и городу,
ежегодно она ассигновала 760 руб. на
пособие Мариинской женской гимназии.
Часто обращался к Морозовой
с просьбой о пожертвованиях на благотворительные
цели Лев Николаевич Толстой. Пятьдесят
тысяч рублей В.А. Морозова пожертвовала
на строительство в Москве на Миусской
площади народного
В Москве В.А. Морозова построила
ремесленное училище, начальную
школу, была членом «Общества пособий
несовершеннолетним, освободившимся из
мест заключения». Одним из ее главных
благотворительных начинаний
Благодаря пожертвованиям В.А. Морозовой (около 50 тыс. руб.) стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева, которая была открыта в 1885 году.
Вообще Варвара Алексеевна не была безоглядной филантропкой, она умела считать деньги и оказывала материальные благодеяния с разбором.
Умерла Морозова 4 сентября 1917 года. Множество людей сохранило о ней благодарную память.
Этап, начавшийся в 1861 г. и продолжавшийся до начала столетия ХХ, можно охарактеризовать как период общественного, частного призрения, которое восприняло опыт общественного призрения предшествующего этапа. В пореформенный период, в годы активного утверждения капиталистических отношений, общество потребовало новых форм и методов социальной политики и практики, его не устраивали жесткие бюрократические установления, ограничивавшие самодеятельность, новаторство в социальной сфере.
К середине XIX в. идеи гуманизма
находили отклик среди либерально настроенных
и прогрессивно мыслящих россиян, стремившихся
своим конкретным вкладом облегчить
страдания наименее социально защищенных
соотечественников - убогих и престарелых,
нищих, больных, сирот. Благодаря их
инициативам в России создавались
новые благотворительные
Из данной работы можно сделать вывод, частная благотворительность отвечает требованию совести, требованию настоятельному и благодетельному. Она оказывает воздействие, в отличии от общественной, не только на тело, но в первую очередь, на дух человека. Частная благотворительность закрывает собой проблемы общественной, а так же частная благотворительность есть выражение сострадания, порыв сердца. Общественная благотворительность возникла из частной как более сложная из простой. Она более совершенна, но коренится в частной и из нее вырастает. Общественная благотворительность более формальна в своих действиях, и влияет в основном на тело, а не на дух человека.
Так же хотелось бы отметить тех людей, которые не были ни великими художниками, ни гениальными артистами, но вошли в историю Отечества потому, что способствовали ее развитию, обогащению. Это люди - представители богатейших промышленных и торговых династий страны. Их огромные состояния были нажиты отцами и дедами - в большинстве своем предприимчивыми, смекалистыми русскими мужиками.
В числе их сыновей и внуков было немало тех, кто использовал семейный капитал для благотворительных целей, для развития культуры и науки, кто стал покровителем искусств.
Среди этих людей были яркие, самобытные личности, отдавшие на алтарь искусства не только большие деньги, но и свою энергию и жар души. С их именами связаны многие достопримечательности культурной жизни России, многие добрые дела.