Благотворительность купцов, отечественных промышленников и предпринимателей на рубеже 19 - 20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить опыт благотворительной деятельности купцов, отечественных промышленников и предпринимателей в различных областях на рубеже 19 - 20 веков, мотивы, формы и результаты их деятельности.

Содержание работы

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 5
1.1.Этапы становления благотворительности в России 5
1.2.Сущность и содержание российской благотворительности 11
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКАХ 16
2.1. Вклад династии Романовых в развитие благотворительности в России 16
2.2. Российские благотворители конца 19 начала 20 века 27
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.71 Кб (Скачать файл)

губернаторы и земства всячески поощряли деятельность, связанную с осуществлением социального  призрения. Это способствовало утверждению  в 

общественном  мнении благотворительности как  нравственной нормы общественной жизни. Надо отметить, что благотворительность  часто открывала предпринимателям и купцам возможность получать чины, ордена, звания и прочие отличия, которых  другими путями добиться было практически  невозможно.

Все формы общественных занятий: служба в городских, земских сословиях  или профессиональных организациях, участие в деятельности благотворительных  обществ, членство в попечительных  советах школ, училищ, «домов призрения», приютов, музеев и т.д. - считалось «государственным делом» и регулярно поощрялись властью, награждавших крупных благотворителей орденами, чинами, почетными званиями и сословными правами. Таким путем самодержавие старалось стимулировать развитие общественных институтов, часто само не вкладывая в это дело ни копейки [16, с. 69].

Мотив осознания гражданской солидарности. Стремление хозяина и руководителя мощного промышленного или торгового предприятия иметь высококвалифицированный персонал, способный овладеть новым оборудованием, новейшими приемами ведения рыночного капиталистического хозяйства для того, чтобы выдержать жестокую конкуренцию, побуждало его быть заинтересованным в развитии образования. Отсюда идут отчисления на школы, училища, институты и университеты. Во многих компаниях подобные расходы становятся обязательными уже с конца ХIХ века, о чем красноречиво свидетельствуют сохранившиеся отчеты предприятий.

2.2. Российские благотворители  конца 19 начала 20 века

Ведущее место в истории благотворительности  и меценатства России занимали отечественные  предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали  торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и  внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные  галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной  России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных  деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского  предпринимателя быть благотворителем  значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность  получать привилегии и выбиваться в  высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и  имело религиозную основу. В отличие  от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство  на Руси говорили: Бог дал его  человеку в пользование и потребует  по нему отчёта. Эту истину приняли  и пронесли сквозь века многие представители  отечественного делового мира, и благотворительность  стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят в глубь  веков и связаны с подвижничеством  первых русских купцов, которые в  своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне.

Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь  бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой  дворянской знати «отличиться» в  глазах светского общества своей  щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров.

Именно  последним обстоятельством объясняется  тот факт, что иногда благотворительные  заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметьевский Странноприимный дом, построенный  в Москве известными архитекторами  Дж.Кваренги и Е.Назаровым, Вдовий дом (архитектор И.Жилярди), Голицынская  больница (архитектор М.Казаков) и многие другие.

В 1896 г. художник по заказу Мамонтова  выполнил грандиозное панно для  Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и  «Принцесса Греза».

Мамонтовский  художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.

Можно сказать вполне определенно, что  если бы все достижения Частной оперы  Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина - гения оперной сцены, то и этого  было бы вполне достаточно для самой  высокой оценки деятельности Мамонтова  и его театра.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898). В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Высоко оценивали Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. Подобной идея – положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства  – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали  картины, скульптуру, посуду, хрусталь, прежде всего для себя, для своих  частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства  могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного  образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных  шедевров Древней Руси.

Виктор  Михайлович Васнецов (1848 - 1926) - художник, собиратель икон. Родился в семье  священника. Учился в Вятской духовной семинарии, но с последнего курса  ушел. В 1867г. юноша отправился в Петербург. Вначале учился в Рисовальной  школе Общества поощрения художников у И.Н.Крамского, а с 1868г. в Академии художеств. В апреле 1878 г. он уже был  в Москве и с тех пор не разлучался с этим городом. Стремясь к созданию произведений в истинно национальном стиле, Виктор Михайлович обращался  к событиям прошлого, образам былин  и русских сказок. Широкую известность  получили монументальные росписи, выполненные  Васнецовым в православных храмах. Особенно большой успех сопутствовал его работе во Владимирском соборе в Киеве в 1885г. Виктор Михайлович стал не только ценителем, но и собирателем  русской старины. В начале XX века коллекция икон В.М. Васнецова была уже столь значительной, что, будучи показанной на выставке Первого съезда русских художников, обратила на себя внимание. После смерти художника его дом и все художественные собрания перешли дочери Татьяне Викторовне Васнецовой. Благодаря ей, в 1953 г. был открыт Мемориальный музей В.М. Васнецова, существующий и поныне. Сегодня в доме-музее Виктора Михайловича Васнецова хранится 25 тысяч экспонатов, которые позволяют познакомиться с биографией и творчеством знаменитого художника.

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904): художник, очеркист, собиратель памятников этнографии и декоративно-прикладного искусства, родился в дворянской семье. Окончил  Петербургский морской кадетский  корпус.

Тогда же проявил наклонности к искусству  и стал посещать рисовальную школу  художников. Отказавшись от военной  карьеры, Верещагин поступил в Академию художеств. Собирать он начал довольно рано в шестидесятые годы XIX века.

И уже из первого путешествия по Кавказу и Дунаю привез немало разного рода «трофеев». В его  собрание входили предметы, чуть ли, не со всего света. С 1892 г. Жизнь Верещагина была тесно связана с Москвой.

Московский  дом художника напоминал самый  настоящий музей. Прямо в мастерской находилась большая библиотека.

В 1895 и 1898гг. В.В.Верещагин принес в  дар Императорскому Историческому  музею отдельные предметы из своего собрания. В.В.Верещагин погиб 31 марта 1904 г. при взрыве броненосца «Петропавловск»  в Порт - Артуре.

Коллекционер, издатель, благотворитель Козьма Терентьевич  Солдатёнков (1818-1901) родом из купеческой семьи. В детстве не получил никакого образования, еле обучен был русской  грамоте и всю юность провел в  «мальчиках» за прилавком своего богатого отца. Имя Солдатёнкова в  истории культуры связывается с  издательской деятельностью в России второй половины позапрошлого столетия, с коллекционированием отечественной  живописи: издания Солдатёнкова имели  в стране большой общественный резонанс, а собрание картин могло быть сопоставимо  с галереей П.М.Третьякова. В его  домашней галерее были такие известные  вещи, как «Пасечник» И.Н. Крамского, «Весна - большая вода» И.И.Левитана, «Чаепитие в Мытищах» и «Проводы покойника» В.Г.Перова, «Завтрак аристократа» П.А.Федотова, этюд «Явление Христа народу»  и первоначальный эскиз знаменитой картины.

Археолог, коллекционер Алексей Сергеевич  Уваров (1825-1884) - из старинной и знатной  семьи, сын президента Академии наук графа С.С.Уварова. По инициативе Уварова  в 1864 году создаётся Московское археологическое  Общество, ставившее широкие задачи в сбережении и изучении памятников искусства и старины. Алексей  Сергеевич Уваров участвовал в создании Российского Исторического музея. Лучшие экспонаты, добытые трудами  членов Общества, были принесены в  дар Императорскому музею для  его первой экспозиции. После смерти отца Алексей Сергеевич унаследовал  богатейшее фамильное собрание произведений искусства и древностей в усадьбе  Поречье Московской губернии. Своеобразным продолжением музея служил прекрасный ботанический сад - до тридцати тысяч  «отборного вида растений», привезённых  в Подмосковье со всех концов света. После смерти Уварова А.С. его  вдова, Прасковья Сергеевна Уварова, продолжила работу, начатую мужем.

Прасковья Сергеевна Уварова (1840-1924), урождённая Щербатова, из знатного княжеского рода. Уварова получила разностороннее домашнее образование: в числе её наставников  были профессор Ф.И.Буслаев, занимавшийся с ней русской литературой  и историей искусства, Н.Г. Рубинштейн, у которого она брала уроки  музыки. А.К.Саврасов, занимался рисунком и живописью. Коллекционер, библиофил  Василий Николаевич Баснин (1799-1876) много  времени и стараний отдавал общественному  труду, историко-краеведческим исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые  годы предметом его увлечений  стали гравюры [13, с. 84].

Помимо  гравюр в собрание Баснина входили: акварели, рисунки и живопись русских  и западноевропейских мастеров и  графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой. В ней насчитывалось около  двенадцати тысяч книг – это было крупнейшее частное собрание тех  лет. После смерти коллекционера  материалы по истории Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться  в Москве – в гравюрном кабинете государственного музея изобразительных  искусств имени А.С. Пушкина.

Одной из самых известных благотворительниц  в Москве в XIX веке была Варвара Алексеевна Морозова.

Она основала и финансировала  целую сеть благотворительных учреждений: больницу и родильный приют, аптеку, «санаторию», приют для сирот, колыбельную (так назывались тогда ясли), богадельню, убежище для хроников, дом призрения, училище, школу рукоделия, библиотеку.

Материальное покровительство  В.А. Морозова оказывала и городу, ежегодно она ассигновала 760 руб. на пособие Мариинской женской гимназии. Часто обращался к Морозовой  с просьбой о пожертвованиях на благотворительные  цели Лев Николаевич Толстой. Пятьдесят  тысяч рублей В.А. Морозова пожертвовала на строительство в Москве на Миусской площади народного университета, основные средства, на создание которого завещал другой меценат - А.Л. Шанявский.

В Москве В.А. Морозова построила  ремесленное училище, начальную  школу, была членом «Общества пособий  несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения». Одним из ее главных  благотворительных начинаний было создание так называемых Пречистенских  курсов для рабочих, которые сыграли  большую роль в просвещении московских рабочих масс. Курсы были открыты  в арендованном В.А. Морозовой здании на Пречистенке в 1897 году и пользовались большой популярностью.

Благодаря пожертвованиям В.А. Морозовой (около 50 тыс. руб.) стало возможным  создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева, которая была открыта в 1885 году.

Вообще Варвара Алексеевна не была безоглядной филантропкой, она умела считать деньги и  оказывала материальные благодеяния  с разбором.

Умерла Морозова 4 сентября 1917 года. Множество людей сохранило  о ней благодарную память.

Выводы по 2 главе

Этап, начавшийся в 1861 г. и  продолжавшийся до начала столетия ХХ, можно охарактеризовать как период общественного, частного призрения, которое  восприняло опыт общественного призрения  предшествующего этапа. В пореформенный  период, в годы активного утверждения  капиталистических отношений, общество потребовало новых форм и методов  социальной политики и практики, его  не устраивали жесткие бюрократические  установления, ограничивавшие самодеятельность, новаторство в социальной сфере.

К середине XIX в. идеи гуманизма  находили отклик среди либерально настроенных  и прогрессивно мыслящих россиян, стремившихся своим конкретным вкладом облегчить  страдания наименее социально защищенных соотечественников - убогих и престарелых, нищих, больных, сирот. Благодаря их инициативам в России создавались  новые благотворительные общества, увеличивалось число учреждений общественного призрения, совершенствовались содержание и формы их работы, методы управления. Реформы 60-70-х годов XIX в. оказали значительное влияние на судьбу общественного и частного призрения России, способствовали их последующему развитию.

Из данной работы можно  сделать вывод, частная благотворительность  отвечает требованию совести, требованию настоятельному и благодетельному. Она оказывает воздействие, в  отличии от общественной, не только на тело, но в первую очередь, на дух  человека. Частная благотворительность  закрывает собой проблемы общественной, а так же частная благотворительность  есть выражение сострадания, порыв  сердца. Общественная благотворительность возникла из частной как более сложная из простой. Она более совершенна, но коренится в частной и из нее вырастает. Общественная благотворительность более формальна в своих действиях, и влияет в основном на тело, а не на дух человека.

Так же хотелось бы отметить тех людей, которые не были ни великими художниками, ни гениальными артистами, но вошли в историю Отечества потому, что способствовали ее развитию, обогащению. Это люди - представители богатейших промышленных и торговых династий страны. Их огромные состояния были нажиты отцами и дедами - в большинстве своем предприимчивыми, смекалистыми русскими мужиками.

В числе их сыновей и  внуков было немало тех, кто использовал  семейный капитал для благотворительных  целей, для развития культуры и науки, кто стал покровителем искусств.

Среди этих людей были яркие, самобытные личности, отдавшие на алтарь искусства не только большие деньги, но и свою энергию и жар души. С их именами связаны многие достопримечательности  культурной жизни России, многие добрые дела.

Информация о работе Благотворительность купцов, отечественных промышленников и предпринимателей на рубеже 19 - 20 веков