Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:46, курсовая работа
Цель: раскрыть особенности технологий социальной реабилитации
лиц Бомж
Задачи:
1.Дать характеристику БОМЖ как социального явления и социальной
проблемы, провести анализ социального дна современного украинского
общества
2.Описать технологии социальной работы с лицами БОМЖ, пути и
механизм преодоления проблемы бомжей
3.Донести информацию о практике социально-трудовой реабилитации
лиц БОМЖ, требования к социальным работникам и мероприятия по
социально- трудовой реабилитации лиц БОМЖ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 3
РАЗДЕЛ1. БОМЖИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА………………………………………………….. …………. ..5
1.1. БОМЖ – деградация или социальная необходимость? .............. . ….7
1.2.Анализ социального дна современного украинского общества…..11
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА………………………… 16
2.1. Проблема лиц БОМЖ, социальная и трудовая реабилитация...17
2.2. Пути и механизм преодоления проблемы бомжей …………….…20
РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО – ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ БОМЖ ……………………………………………………………….24
3.1.Требования к социальным работникам при работе с людьми
без определенного места жительства …………………………………..27
3.2. Мероприятия по социально - трудовой реабилитации лиц
БОМЖ ……………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………
Все это
- трагедия общества, с которой оно
не должно мириться. Только вряд ли нынешние
беспомощные государства в
Выводы
Каждое существо, каждое действие имеет определенную цель, определенный смысл в этой жизни. БОМЖ - трагедия общества, с которой оно не должно мириться.
1.2. Анализ социального дна современного украинского общества
Бомжи – это по существу социальное дно общества. Отсутствие у человека постоянного жилья еще не делает его бездомным. Известно, что кочевники, цыгане не рассматриваются в качестве таковых. Хотя эти люди, принадлежащие к указанным общностям, не имеют стационарного жилья, но в отличие от категории бездомных они принадлежат к своим первичным социальным группам, которые служат их эмоциональным прибежищем, дают возможность чувствовать себя дома везде, где в данный момент находится его род или племя. Люди, ведущие кочевой образ жизни, «вписаны» в систему своей общины, которая служит как бы инстанцией, закрепляющей за ними определенный общественный статус.
Отсутствие постоянного жилья становится решающим фактором в идентификации индивида лишь тогда, когда нет инстанции, которая присваивала бы ему социально приемлемую роль в системе общественной занятости, семье, общине. Если же такой инстанции нет, то жизнь «на улице» приводит к необратимым последствиям [2].
Типичным признаком относимых к бомжам является разрыв прежних родственных и дружеских отношений. Это означает, что бомжи отторжены от своих первичных социальных групп, «выпадают» из этих общепринятых социальных иерархий, теряя присущие им характеристики и роли. Индивид, оказавшийся за пределами первичной социальной группы и не имеющий жилья, приобретает специфические черты поведения, характерного для бомжей, он интериоризует нормы и ценности, принятые среди категории населения. С целью изучения социального положения, проведенным в начале 2002 г., были охвачены все бездомные.
Анализ показал, что абсолютное большинство бездомных – мужчины (87%), и лишь (13%) – женщины; в возрастном отношении (80%) – от 40 до 50 лет; (19%) от 30 до 40 лет; (1%) – старше 50 лет.
Большинство
бездомных ранее работали в
промышленности, в сфере услуг,
на транспорте; все имели низкий
квалифицированный,
Наблюдения
и неформальные беседы с бомжами
проводились в местах их проживания
и добывания средств
К первой группе, условно названной нами «элитной», были отнесены бомжи, проживающие недалеко от городской свалки в землянках, когда-то вырытых и оборудованных военнослужащими. По вероисповеданию все называли себя христианами. Почти во всех землянках были холодильники, радиоприемники, самодельные электрообогреватели, электроплитки, электрочайники. Все имели необходимую посуду и постельное белье. Кроме того, в некоторых землянках бомжи оборудовали бани. За деньги приобреталась вода, которая доставлялась в специальной цистерне. Все жильцы землянок оценивали свое материальное положение как удовлетворительное и отмечали, что их питание значительно улучшилось по сравнению с периодом, когда они имели обычное жилье.
В течение длительного времени мы наблюдали этих бомжей в трудовой деятельности. Их работа была связана с графиком прихода на свалку автомашин с мусором. Хождение на свалку называлось у них «отправлением на БАМ».
Бомжи окружали привезенный мусор и начинали его «сортировать», отбирая бутылки, банки, метал, одежду. Пищевые продукты выбирались из отходов, доставлявшихся с рынков, предприятий пищевой промышленности и общественного питания (мясокомбината, хлебозаводов, молочного завода, столовых, ресторанов и т. д.). Эти бомжи могли приобретать продукты в магазинах за деньги от продажи стеклотары и обожженного металла, потребляли в основном доброкачественную пищу. Работа занимала в среднем 3 – 4 часа в день. Для удовлетворения потребностей в пище, алкоголе, табачных изделиях, моющих средствах тогда этого времени было достаточно. Остальное время проводили в праздности: потреблении алкоголя, курении в общении друг с другом. К вечеру почти все находились в состоянии опьянения. В этой группе было свое самоуправление: наибольшим авторитетом пользовался избранный староста, который нередко разрешал возникавшие конфликты, а также представлял членов группы перед милицией и другими должностными лицами. Эти бомжи презрительно относились к городским «коллегам» и не допускали их на свою территорию. Вплоть до середины 1998 г. Жизнь обитателей землянок была в какой-то мере стабильной. Интересно отметить, что иногда приехавшие из других мест родственники бомжей, у которых имелось свое жилье, также оставались жить на городской свалке, мотивируя это тем, что жизнь «здесь лучше», чем в их деревне или поселке.
Вторую группу бездомных составляли городские бомжи, проживавшие в холодное время года в колодцах теплотрасс, подвалах и на чердаках. Часть из них занимала пустующие зимой пригородные дачи. Их жизнедеятельность связана, главным образом, с собирательством утильсырья и стеклотары. Представители этой группы опрашивались и велось наблюдение за ними в процессе «трудовой деятельности», состоявшей в ежедневном неоднократном обходе мест, где находились контейнеры с мусором во дворах. За каждым бомжом была как бы закреплена определенная территория, с которой он по возможности изгонял чужаков.
Питались они исключительно тем, что находили в контейнерах. Изредка им удавалось похитить продукты или другие товары на рынках. Каждый их них рассчитывает только на себя, т.к. взаимопомощи между ними не наблюдалось, хотя проживали они, как правило, группами по 2-3 человека.
В отличие от бездомных первой группы, эти бомжи совершенно не соблюдают элементарных правил личной гигиены. Меняют одежду лишь в случае приобретения (воровства) немного лучшей. Эта группа наиболее многочисленна – (62% от общего числа).
Бомжи данной группы подвергались наибольшему риску: замерзнуть, быть избитыми или убитыми, погибнуть от болезней, поэтому для них характерен высокий уровень смертности. Недовольство горожан бомжами было направлено именно против представителей этой группы, т.к. они ночевали в подъездах жилых домов, нередко превращали их в отхожие места, взламывали кладовые, воровали все, что оставалось без присмотра, поедали домашних собак и кошек. Опрос этих бездомных был в высшей степени затруднен тем, что они практически всегда были пьяны, поэтому, а также по причине крайне низкого уровня развития, не могли понять простых вопросов.
К третьей группе мы отнесли остальных бомжей – (16%). Они локализовались в наиболее людных местах центральной части города, занимались попрошайничеством. За каждым было закреплено «его место», на которое не претендовали другие нищие. Ночевали где придется, а летом – под открытым небом. Для них больше, чем для представителей других групп, типично мелкое воровство. Эти люди являются изгоями даже среди самих бомжей.
С 1998 г. произошли существенные изменения во всех трех группах бомжей, вызванные известным финансовым кризисом. Наступившая некоторая относительная социально-экономическая стабильность в обществе сменилась в результате дефолта резким ухудшением положения большинства населения, что отразилось и на бездомных:
Вследствие снижения уровня потребления работающих групп населения уменьшилось количество отходов, ранее попадавших в контейнеры для мусора и на городскую свалку.
Основным
средством существования этой группы
бомжей стали сбор и продажа скупщикам
стеклотары и металла. Вдобавок к
этому традиционному утилю
Анализ
социального дна современного
общества показывает, что границы
между этими группами достаточно
размыты, прозрачны. В реальной жизни
бомжи могут легко
Выводы
Кардинальное решение проблемы бомжей возможно только на путях глубоких преобразований всей социально-экономической сферы, общего подъема жизненного уровня народа
РАЗДЕЛ 2
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
В соответствии с Указом
Сейчас сложились четыре формы социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж дома ночного пребывания рассчитаны на 25-120 человек. Предоставляется бесплатный ночлег на 10-15 суток, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения. Для обеспечения порядка в доме ночного пребывания выставляется пост милиции. Здесь в первую очередь принимаются инвалиды и старики, которые обращаются сами или направляются органами социальной защиты.
Специальные дома-интернаты для инвалидов
и престарелых рассчитаны на престарелых,
инвалидов из числа освободившихся из
мест лишения свободы. Эти интернаты являются
медико-социальными учреждениями. Полное
стационарное обслуживание, центры
социальной адаптации предназначены для
трудоспособных лиц, желающих улучшить
свою жизнь. Данные учреждения решают
вопросы бытового и психологического
характера, а также оказывают помощь в
трудоустройстве. Здесь проводят культурно-массовую
и предупредительно-
Такие центры имеют общежития,
где можно проживать до 6 месяцев.
За этот период клиентам
Социальные
гостиницы и приюты дают возможность 10-суточного
бесплатного проживания, а также получения
консультаций по вопросам бытового и трудового
устройства, пенсионного обеспечения.
Также оказывается медицинская помощь.
В период проживания лица бомж получают
бесплатные горячие обеды, постельные
принадлежности и предметы культурно-бытового
назначения.
Социальная работа с лицами БОМЖ определяется причинами, которые обусловили попадание человека в данную категорию.
На основании регистрации в
приютах, а также подсчета
Выводы
Эти методы предполагают обращение лиц «бомж» за помощью в органы социальной защиты населения на основе принципа добровольности.
2.1.Проблема лиц БОМЖ, социальная и трудовая реабилитация
Проблема лиц без
Информация о работе Бомжи как социальное явление и социальная проблема