Бомжи как социальное явление и социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть особенности технологий социальной реабилитации
лиц Бомж
Задачи:
1.Дать характеристику БОМЖ как социального явления и социальной
проблемы, провести анализ социального дна современного украинского
общества
2.Описать технологии социальной работы с лицами БОМЖ, пути и
механизм преодоления проблемы бомжей
3.Донести информацию о практике социально-трудовой реабилитации
лиц БОМЖ, требования к социальным работникам и мероприятия по
социально- трудовой реабилитации лиц БОМЖ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 3
РАЗДЕЛ1. БОМЖИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА………………………………………………….. …………. ..5
1.1. БОМЖ – деградация или социальная необходимость? .............. . ….7
1.2.Анализ социального дна современного украинского общества…..11
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА………………………… 16
2.1. Проблема лиц БОМЖ, социальная и трудовая реабилитация...17
2.2. Пути и механизм преодоления проблемы бомжей …………….…20
РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО – ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ БОМЖ ……………………………………………………………….24
3.1.Требования к социальным работникам при работе с людьми
без определенного места жительства …………………………………..27
3.2. Мероприятия по социально - трудовой реабилитации лиц
БОМЖ ……………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 81.54 Кб (Скачать файл)

Все это - трагедия общества, с которой оно  не должно мириться. Только вряд ли нынешние беспомощные государства в силах  хоть как-то вылечить эту болезнь, тем  более что речь идет, прежде всего, о сознании человека. Даже если не принимать  во внимание одну из важнейших составляющих рыночной капиталистической экономики - рынок труда, по сути, означающую наличие  безработицы, а взглянуть лишь на мировоззренческую позицию: хочешь - работай, хочешь - не работай, в рамках капитализма избавиться от этой беды в принципе невозможно. Может быть принцип "кто не работает - тот  не ест" имел влияние на определенную часть сознания человека, этим методом  государство может культивировать уважение к труду и человеку труда. Но сегодня другие времена и все  социальные проблемы подтверждаются законами данного временного общества.  
   Выводы

  Каждое существо,   каждое    действие    имеет   определенную   цель, определенный смысл в этой жизни.  БОМЖ - трагедия общества, с которой оно не должно мириться.

1.2. Анализ социального дна современного   украинского общества

 

Бомжи –  это по существу социальное дно общества. Отсутствие у человека постоянного  жилья еще не делает его бездомным. Известно, что кочевники, цыгане не рассматриваются в качестве таковых. Хотя эти люди, принадлежащие к  указанным общностям, не имеют стационарного  жилья, но в отличие от категории  бездомных они принадлежат к  своим первичным социальным группам, которые служат их эмоциональным  прибежищем, дают возможность чувствовать  себя дома везде, где в данный момент находится его род или племя. Люди, ведущие кочевой образ жизни, «вписаны» в систему своей  общины, которая служит как бы инстанцией, закрепляющей за ними определенный общественный статус.

Отсутствие  постоянного жилья становится решающим фактором в идентификации индивида лишь тогда, когда нет инстанции, которая присваивала бы ему социально  приемлемую роль в системе общественной занятости, семье, общине. Если же такой  инстанции нет, то жизнь «на улице» приводит к необратимым последствиям [2].

Типичным  признаком относимых к бомжам является разрыв прежних родственных  и дружеских отношений. Это означает, что бомжи отторжены от своих  первичных социальных групп, «выпадают» из этих общепринятых социальных иерархий, теряя присущие им характеристики и  роли. Индивид, оказавшийся за пределами  первичной социальной группы и не имеющий жилья, приобретает специфические  черты поведения, характерного для  бомжей, он интериоризует нормы и  ценности, принятые среди категории  населения. С целью изучения социального  положения, проведенным в начале 2002 г., были охвачены все бездомные.

Анализ  показал, что абсолютное большинство  бездомных – мужчины  (87%), и лишь (13%) – женщины;  в возрастном отношении (80%) – от 40 до 50 лет; (19%) от 30 до 40 лет;  (1%) – старше 50 лет.

 Большинство  бездомных ранее работали в  промышленности, в сфере услуг,  на транспорте; все имели низкий  квалифицированный, образовательный  уровень; 95% - выходцы из малообеспеченных  семей с низким социальным  статусом; все словесно выражали  крайне негативное отношение  к современному социально-экономическому  положению в Украине   и желали восстановления социалистических порядков; все считали себя обманутыми в ходе приватизации жилья, на словах выражали желание работать, если бы такая возможность была предоставлена; почти все называли себя квалифицированными работниками – «мастерами на все руки».

Наблюдения  и неформальные беседы с бомжами  проводились в местах их проживания и добывания средств существования. Несмотря на кажущиеся внешнее сходство, имеются различия в способах их существования. Была установлена достаточно четкая дифференциация бездомных по трем группам.

К первой группе, условно названной нами «элитной», были отнесены бомжи,  проживающие недалеко от городской свалки  в землянках, когда-то вырытых и оборудованных военнослужащими. По вероисповеданию все называли себя христианами.  Почти во всех землянках были холодильники, радиоприемники, самодельные электрообогреватели, электроплитки, электрочайники. Все имели необходимую посуду и постельное белье. Кроме того, в некоторых землянках бомжи оборудовали бани. За деньги приобреталась вода, которая доставлялась в специальной цистерне. Все жильцы землянок оценивали свое материальное положение как удовлетворительное и отмечали, что их питание значительно улучшилось по сравнению с периодом, когда они имели обычное жилье.

В течение  длительного времени мы наблюдали  этих бомжей в трудовой деятельности. Их работа была связана с графиком прихода на свалку автомашин с  мусором. Хождение на свалку называлось у них «отправлением на БАМ».

Бомжи окружали привезенный мусор и начинали его «сортировать», отбирая бутылки, банки, метал, одежду. Пищевые продукты выбирались из отходов, доставлявшихся с рынков, предприятий пищевой  промышленности и общественного  питания (мясокомбината, хлебозаводов, молочного завода, столовых, ресторанов и т. д.). Эти бомжи могли приобретать  продукты в магазинах за деньги от продажи стеклотары и обожженного  металла, потребляли в основном доброкачественную  пищу. Работа занимала в среднем 3 – 4 часа в день. Для удовлетворения потребностей в пище, алкоголе, табачных изделиях, моющих средствах тогда  этого времени было достаточно. Остальное  время проводили в праздности: потреблении алкоголя, курении в  общении друг с другом. К вечеру почти все находились в состоянии  опьянения. В этой группе было свое самоуправление: наибольшим авторитетом пользовался избранный староста, который нередко разрешал возникавшие конфликты, а также представлял членов группы перед милицией и другими должностными лицами. Эти бомжи презрительно относились к городским «коллегам» и не допускали их на свою территорию. Вплоть до середины 1998 г. Жизнь обитателей землянок была в какой-то мере стабильной. Интересно отметить, что иногда приехавшие из других мест родственники бомжей, у которых имелось свое жилье, также оставались жить на городской свалке, мотивируя это тем, что жизнь «здесь лучше», чем в их деревне или поселке.

Вторую  группу бездомных составляли городские  бомжи, проживавшие в холодное время  года в колодцах теплотрасс, подвалах и на чердаках. Часть из них занимала пустующие зимой пригородные  дачи. Их жизнедеятельность связана, главным образом, с собирательством  утильсырья и стеклотары. Представители  этой группы опрашивались и велось наблюдение за ними в процессе «трудовой  деятельности», состоявшей в ежедневном неоднократном обходе мест, где находились контейнеры с мусором во дворах. За каждым бомжом была как бы закреплена определенная территория, с которой  он по возможности изгонял чужаков.

Питались  они исключительно тем, что находили в контейнерах. Изредка им удавалось  похитить продукты или другие товары на рынках. Каждый их них рассчитывает только на себя, т.к. взаимопомощи между  ними не наблюдалось, хотя проживали  они, как правило, группами по 2-3 человека.

В отличие  от бездомных первой группы, эти  бомжи совершенно не соблюдают элементарных правил личной гигиены. Меняют одежду лишь в случае приобретения (воровства) немного лучшей. Эта группа наиболее многочисленна –  (62% от общего числа).

Бомжи данной группы подвергались наибольшему риску: замерзнуть, быть избитыми или убитыми, погибнуть от болезней, поэтому для  них характерен высокий уровень  смертности. Недовольство горожан бомжами  было направлено именно против представителей этой группы, т.к. они ночевали в подъездах  жилых домов, нередко превращали их в отхожие места, взламывали кладовые, воровали все, что оставалось без  присмотра, поедали домашних собак  и кошек. Опрос этих бездомных  был в высшей степени затруднен  тем, что они практически всегда были пьяны, поэтому, а также по причине  крайне низкого уровня развития, не могли понять простых вопросов.

К третьей  группе мы отнесли остальных бомжей –  (16%).  Они локализовались в  наиболее людных местах центральной  части города, занимались  попрошайничеством.    За каждым было закреплено «его место», на которое не претендовали другие нищие.   Ночевали где придется, а летом – под открытым небом. Для них больше, чем для представителей других групп, типично мелкое воровство. Эти люди являются изгоями даже среди самих бомжей.

С 1998 г. произошли существенные изменения во всех трех группах бомжей, вызванные известным финансовым кризисом. Наступившая некоторая относительная социально-экономическая стабильность в обществе сменилась в результате дефолта резким ухудшением положения большинства населения, что отразилось и на бездомных:

 Вследствие снижения уровня потребления работающих групп населения уменьшилось количество отходов, ранее попадавших в контейнеры для мусора и на городскую свалку.

Основным  средством существования этой группы бомжей стали сбор и продажа скупщикам  стеклотары и металла. Вдобавок к  этому традиционному утилю бомжи  стали собирать также пустые пластиковые  бутылки и картон. Условия их жизни  на горах мусора чудовищные. Они  даже не спускаются с этих гор, поскольку  скупщики утиля прямо на месте  расплачиваются с ними преимущественно  суррогатной водкой. В пищу стали  потреблять продукты, вывезенные сюда же, на свалку. Зимой они живут  около костров, которые разводят из поддающего горению мусора. В  подавляющем большинстве они  вообще не воспринимают посторонних, даже не пытаясь понять задаваемых вопросов.

Анализ  социального дна современного  общества показывает, что границы  между этими группами достаточно размыты, прозрачны. В реальной жизни  бомжи могут легко переключаться  с одного способа добывания средств  к жизни на другой, переходить в ту или иную группу в рамках социальной группы бомжей. Сама же эта группа характеризуется наличием устойчивых внутренних взаимосвязей. Этому способствует малочисленность ее состава, что создает условия для относительно частых контактов между ее членами, в процессе которых постоянно воспроизводится система межличностного взаимодействия, типичная для среды бомжей. Этой системой устойчивых внутренних взаимосвязей создаются условия, в которых каждый член группы объективно ощущает себя интегрированным в нее, независимо от своих субъективных устремлений[4].

 

Выводы

Кардинальное  решение проблемы бомжей возможно только на путях глубоких преобразований всей социально-экономической сферы, общего подъема жизненного уровня народа

РАЗДЕЛ  2

ТЕХНОЛОГИИ  СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ С  ЛИЦАМИ БЕЗ  ОПРЕДЕЛЕННОГО  МЕСТА  ЖИТЕЛЬСТВА

 

             В соответствии с Указом Президента  Украины «О мерах по предупреждению  бродяжничества и   попрошайничества»,   Постановлением     Правительства   «О работе с лицами без определенного  места жительства, профилактике  бродяжничества и попрошайничества»  в целях оказания медицинской,  социальной и иной помощи лицам  БОМЖ, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения приемники-распределители  должны быть реорганизованы в  центры социальной    реабилитации.  

            Сейчас  сложились четыре формы  социальных учреждений, оказывающих  помощь лицам бомж  дома ночного пребывания рассчитаны на 25-120 человек. Предоставляется бесплатный ночлег на 10-15 суток, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения. Для обеспечения порядка в доме ночного пребывания выставляется пост милиции. Здесь в первую очередь принимаются инвалиды и старики, которые обращаются сами или направляются органами социальной защиты.

         Специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых рассчитаны на престарелых, инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы. Эти интернаты являются медико-социальными учреждениями. Полное стационарное обслуживание,  центры социальной адаптации предназначены для трудоспособных лиц, желающих улучшить свою жизнь. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводят культурно-массовую и предупредительно-профилактическую  работу.

        Такие центры имеют общежития,  где можно проживать до 6 месяцев.  За этот период клиентам оказывается  помощь в решении правовых  вопросов.  
         Социальные гостиницы и приюты дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. Также оказывается медицинская помощь. В период проживания лица бомж получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.

        Социальная работа с лицами БОМЖ определяется причинами, которые обусловили попадание человека в данную категорию.

         На основании регистрации в  приютах, а также подсчета порций  бесплатных обедов, которые с  2006 года развозят по городу  социальные патрули, в столичной  мэрии оценивают их численность  в 14 тыс. человек. По данным  городских администраций, в Харькове  зарегистрировано почти 1500 бездомных,  во Львове - примерно 1200, в Симферополе  - 700. Правда, эти цифры смело можно  умножать как минимум на два.  Но даже тогда получается, что  три четверти всех украинских  бомжей живет в столице. Специалисты  и сами понимают, что эта цифра  очень условна.

 

       Выводы

        Эти методы предполагают  обращение лиц «бомж» за помощью в органы социальной защиты населения на основе принципа добровольности.  

     

2.1.Проблема  лиц БОМЖ, социальная  и  трудовая  реабилитация

 

        Проблема лиц без определенного  места жительства и их социальной  и трудовой реабилитации не  является специфической для Украины  – такие граждане есть в  каждой экономически развитой  стране. Тем не менее, Украина   уникальна в том отношении,  что осуществленный в ней переход  к рыночной экономике потребовал  внедрения демократических процедур  государственной политики по отношению к таким гражданам взамен ранее широко практиковавшихся репрессивных методов.

Информация о работе Бомжи как социальное явление и социальная проблема