Бомжи как социальное явление и социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть особенности технологий социальной реабилитации
лиц Бомж
Задачи:
1.Дать характеристику БОМЖ как социального явления и социальной
проблемы, провести анализ социального дна современного украинского
общества
2.Описать технологии социальной работы с лицами БОМЖ, пути и
механизм преодоления проблемы бомжей
3.Донести информацию о практике социально-трудовой реабилитации
лиц БОМЖ, требования к социальным работникам и мероприятия по
социально- трудовой реабилитации лиц БОМЖ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 3
РАЗДЕЛ1. БОМЖИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА………………………………………………….. …………. ..5
1.1. БОМЖ – деградация или социальная необходимость? .............. . ….7
1.2.Анализ социального дна современного украинского общества…..11
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА………………………… 16
2.1. Проблема лиц БОМЖ, социальная и трудовая реабилитация...17
2.2. Пути и механизм преодоления проблемы бомжей …………….…20
РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО – ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ БОМЖ ……………………………………………………………….24
3.1.Требования к социальным работникам при работе с людьми
без определенного места жительства …………………………………..27
3.2. Мероприятия по социально - трудовой реабилитации лиц
БОМЖ ……………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 81.54 Кб (Скачать файл)

        Эти методы предполагают, с одной  стороны, обращение лиц «бомж»  за помощью в органы социальной  защиты населения на основе  принципа добровольности.   С  другой стороны, необходима разработка  таких программ социальной и  трудовой адаптации этих граждан,  которые могли бы частично  окупаться за счет будущих  налоговых поступлений от занятости  лиц «бомж», по отношению к  которым меры трудовой адаптации  оказались результативными.

      В настоящее время бездомные  не могут официально (легально) трудоустроиться.  Например, страховое свидетельство  государственного пенсионного страхования,  которое оформляется территориальным  органом Пенсионного фонда по  предъявлении документа, подтверждающего  факт регистрации по месту  жительства на территории, обслуживаемой  соответствующим органом.    Военнообязанные бездомные граждане  не могут предъявить необходимый   документ о воинском учете,  так как воинский учет осуществляется  военными комиссариатами только  по месту жительства. По этим  же причинам бомжи не имеют  доступа к услугам системы  профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки. Кроме  этого, при приеме на легальную  работу с них обычно спрашивают  справку о состоянии здоровья  – даже там, где работать  приходится с мусором или цементом. Потому что многие бомжи больны  туберкулезом, гепатитом и другими  болезнями, а кому же захочется  подвергать опасности коллектив.

       Не имея возможности легально  трудиться, бездомные вынуждены  работать без официального оформления  трудовых отношений - нелегально. Это создает почву для их  эксплуатации со стороны работодателей,  т.к. бездомные вынуждены соглашаться  на оплату, которая ниже оплаты  аналогичного труда «оседлых»  (имеющих регистрацию по месту  жительства или по месту пребывания) граждан, с нарушением требований  безопасности и гигиены, с превышением установленной законом продолжительности рабочего дня и (или) продолжительности рабочей недели, а также на работу в выходные и праздничные дни без дополнительной оплаты.

     Практически никто из работающих  бездомных не имеет оплачиваемого  периодического  отпуска. Довольно  широко распространен труд бездомных  за еду и возможность неофициального  проживания в принадлежащих работодателю  помещениях.

      Нелегальный характер труда бездомных  не позволяет им претендовать  на соответствующее квалификации  продвижение на более высокие  должностные или квалификационные  ступени.

Отсутствие  официальных, надлежащим образом оформленных  трудовых договоров позволяет работодателям  не выполнять договоренностей об оплате, в том числе недоплачивать  или даже полностью не выплачивать  бездомным вознаграждение за выполненную  работу. В большинстве случаев  неофициальный заработок не обеспечивает удовлетворительного существования  работающим бездомным, а при наличии  у них семей - их семьям.

Нелегально бомжей берут на работу охотно и просто. Пригнали со стройки  грузовик, поставили конкретную задачу – например, вывезти мусор, проконтролировали  выполнение, выдали деньги на руки –  и больше временный работодатель и его столь же временный подчиненный  ничем не связаны.

 Но на легальной основе  бомжей трудоустроить сложно, хотя  легальное трудоустройство –  это шанс не только для бомжа  вернуться к нормальной жизни.  Это плюс и для общества, поскольку  нормальная трудовая занятость  бомжей снижает уровень  криминогенности.

Оформление  пенсий бездомными также весьма проблематично. К тому же, нелегальный характер труда лишает бомжей возможности  производить из своей заработной платы установленные законом  отчисления в пенсионный фонд. Как  следствие, сегодняшние бездомные  в будущем не смогут получать накопительную часть пенсии, которая должна   была бы сформироваться у них за то время что они трудились, будучи бездомны.

 Перспектива  нищеты бомжей в случае утраты  ими трудоспособности в связи  с возрастом, травмами или болезнью  запрограммирована самой системой  государственного пенсионного страхования.

Таким образом, положение бомжей в Украине  удручающее.

 

      Выводы

       Правительство своими действиями  и решениями фактически исключили  бездомных из легальных социально-экономических  процессов и программ, призванных  обеспечивать нормальное существование  населения, реализацию экономических,  социальных и культурных прав  людей, в том числе, лишает  их возможности за счет собственного  легального труда обеспечивать  себя.

 

2.2. Пути и механизм преодоления проблемы бомжей

 

            Для решения проблемы бомжей необходимо принимать меры глобального, стратегического характера. Их реализация зависит от уровня развития общества, морали, духовной жизни в целом, политической культуры, степени развития социальной сферы, а также от состояния его экономики.

Одной из таких ключевых мер является стабилизация ситуации на территории бывшего СССР, прекращение национальных конфликтов в целом ряде бывших советских  республик.

Требуется разработка кодекса миграционных законов, регламентирующих все аспекты территориальных  перемещений населения в новых, еще до конца не оформленных условиях государственности. Нужны совместные решения всех государств СНГ (или  двусторонние соглашения между Украиной  и бывшими союзными республиками).

Многое, конечно, зависит от решения жилищной проблемы. Для трудящихся приобрести жилье стало практически невозможно. При этом государственные дотации  на содержание жилищно-коммунального  хозяйства сократилась в 90-е годы более чем в 3,5 раза, а платежи  населения увеличились в 30 раз. Оплата коммунальных услуг «съедает» большую  часть зарплаты или пенсии. Все  это ведет к увеличению числа  потенциальных бездомных.  Для  решения жилищной проблемы   экономисты считают возможным и необходимым  привлекать денежные средства населения. Здесь три пути:

1.Введение  новой системы оплаты квартир,  повышение квартплаты в целом  и тесная ее увязка с размером  и качеством занимаемой площади,  расположением жилья (тип застройки,  развитость сферы услуг, близость  центра, ландшафтно-экологические условия).

2.Расширение  жилищно-строительной кооперации.

3.Содействие  индивидуальному жилищному строительству.

      Кабинет министров утвердил Порядок  регистрации местожительства или  пребывания бездомных лиц. Соответствующий  документ был принят на заседании  правительства 17 августа 2011г. Предполагается, что при регистрации бездомному должны вписать в паспорт адрес его места жительства или пребывания с указанием адреса центра учета бездомных граждан или временного убежища. Как отмечают в Кабмине, принятое решение позволит обеспечить надлежащий учет и регистрацию бездомных лиц и беспризорных детей.

        Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобального характера,  уже сейчас, сегодня, оказывают бомжам конкретную помощь, как-то: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций и т. п. Принято и постепенно реализуется постановление Правительства «О домах ночного пребывания». «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» приемники-распределители УВД реорганизуются в Центры социальной реабилитации, создаются новые. Кое-где для бродяг и бомжей действует специальный «телефон доверия».

Бомж  – это человек, лишенный порой  не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места  работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут  на работу) и т.д. Не говоря уже о  душевном комфорте, нормальном самочувствии.

К бомжам требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника  требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт  с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать  человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.

На современном этапе развития общества государство призвано осуществлять меры по ограничению роста числа бомжей, создавать условия приобщения их к посильному труду. Думается, что необходимо предоставлять бомжам пищу, одежду, ночлег, медицинскую помощь, бесплатные юридические консультации и т.д. В средних и высших учебных заведениях нужно расширять подготовку квалифицированных социальных работников, специализирующихся на работе с бездомными. По линии общества Красного Креста организовано бесплатное питание в некоторых столовых, раздача одежды. Осуществляются другие мероприятия, которые несколько облегчают положение бомжей.

Самое же главное в решении рассматриваемой  проблемы – это преодолеть системный  кризис в стране, проводить такую  социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных  слоев [4].

Выводы

Кардинальное  решение проблемы бомжей возможно только на путях глубоких преобразований всей социально-экономической сферы, общего подъема жизненного уровня народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЗДЕЛ 3

ПРАКТИКА  СОЦИАЛЬНО  - ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ БОМЖ

 

            Практика социально-трудовой реабилитации  лиц «бомж» в настоящее время  имеет различные формы реализации  в регионах:

Регистрируют  бездомных, обращающихся за помощью: человек  получает свидетельство о постановке на учет, которое содержит фотографию и основные личные данные. Этот документ дает официальный статус бездомного  и часто является единственным документом, удостоверяющим личность. Это свидетельство  заменяет страховой медицинский  полис и дает право пользоваться бесплатной медицинской помощью.

В дневное  время бездомные могут обратиться за помощью к социальному консультанту, который поможет восстановить документы, получить медицинскую помощь, оформить пенсию и инвалидность, устроиться на работу, уехать домой или найти  близких.   Понятно, что от кратковременного пребывания бомжа в центрах реабилитации вряд ли следует ожидать максимальных результатов, но зато с помощью социальных работников, призванных оказывать им посреднические услуги по трудоустройству и восстановлению утраченных документов, ситуацию можно хотя бы сдвинуть с «мертвой точки». Как показывает медленно, но все же складывающаяся практика, экстремальная ситуация может стабилизироваться в течение шести месяцев, а иногда и быстрее. Но, к сожалению, в эти сроки, как правило, не решается самая насущная проблема – дальнейшее жизнеустройство.

Когда человек  постоянно где-то живет (пусть даже на вокзале, чердаке, в брошенном  железнодорожном вагоне или на теплотрассе), «регистрировать» его нужно по фактическому месту.

Тем самым, худо-бедно вписываясь в социальный контекст, он сможет получать тот минимум  прав, который позволит пользоваться ему и биржей труда.

Одним из направлений развития системы оказания социальной поддержки лиц «бомж» является их трудовая реабилитация и  создание нормальных условий для  общественно-полезного труда.

1. Органы  государственной службы  занятости населения представляют учреждениям социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, оказавшихся в экстремальных условиях следующую информацию:

- о действующих законодательных  и нормативных актах по вопросу  обеспечения занятости населения;

- сведения о возможности трудоустройства  данной категории граждан, в  первую очередь, на временных  и общественных работах, не  требующих предварительной профессиональной  подготовки;

- справочные и информационные  материалы, касающиеся вопросов  возможности профессионального  обучения граждан.

2. Учреждения социальной помощи  проводят с гражданами работу  по следующим направлениям:

- социальная адаптация граждан;

- содействие в трудовом устройстве  граждан, в том числе на рабочие  места в организациях при учреждениях  социальной помощи;

- консультация граждан по вопросам  получения документов, удостоверяющих  личность и регистрацию по  месту жительства или пребывания;

- приглашение работников службы  занятости для разъяснения данной  категории граждан порядка трудоустройства,  а также положений законодательства  Украины о  занятости населения.

3. Учреждения социальной помощи  производят предварительный отбор  граждан, готовых приступить к  трудовой деятельности, и сообщают  органам службы занятости информацию  о данной категории граждан.

4. Органы службы занятости:

- на основании полученной информации  ведут предварительный подбор  рабочих мест для граждан, готовых  приступить к трудовой деятельности;

- регистрируют обращающихся в  службу занятости граждан данной  категории и оказывают им помощь  в обеспечении занятости в  установленном законодательством  порядке, в том числе на временных  и общественных работах;

Информация о работе Бомжи как социальное явление и социальная проблема