Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 19:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение ценностных трудовых ориентаций студенческой молодежи на примере работающих студентов-вечерников.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- определить отношение к работе по специальности студентов-вечерников;
- определить основные факторы, влияющие на выбор работы и профессии;
- определить приоритетность трудовых ориентаций работающих студентов-вечерников.
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы социологического анализа ценностных ориентаций студенческой молодежи в сфере труда. 5
§1.1 Социологические подходы к рассмотрению понятия «ценность», «ценностные ориентации» и «ценностные трудовые ориентации». 5
§1.2 Студенческая молодежь — как объект социологического анализа. 10
Глава II. Основные трудовые ориентации студенческой молодежи на современном рынке труда. 16
§2.1 Отношение к работе по специальности в оценках работающих студентов-вечерников 16
§2.3 Основные факторы, влияющие на выбор работы и профессии 18
§2.2 Карьерные «устремления» работающих студентов-вечерников 21
§2.4 Удовлетворенность студентов своей работой 25
Заключение 27
Список использованной литературы 33
В работах Ф. Бэкона, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля и др. методология исследования получила определенную завершенность, то есть государство взаимодействует с молодым поколением опосредованно, через семью, наделяя последнюю неограниченными правами в деле воспитания детей.
Социологическое осмысление молодежи в социальной структуре общества в конце XIX - начале XX века было обусловлено усложнением социальной структуры общества, кризисом традиционной семейной социализации, развитием системы профессионального массового образования, разрывом традиционных связей между родителями и детьми, возрастанием роли молодежи в политической сфере жизни общества. Молодое поколение, особенно студенчество, из объекта воздействия превращается в субъект.
Английский социолог Г. Спенсер выделил в своих "Основаниях социологии" 9 раздел "Положение детей", в котором до некоторой степени затрагивает и положение молодежи. Он обращается к тематике прав детей, подчеркивая, что "права детей имеют совсем иной характер, чем права взрослых".
Применительно к молодежи используется термин "законные требования" вместо термина "права". "Законные требования" детей распространяются не только на продукты деятельности, но и на участие в деятельности, поскольку это необходимо для развития их способностей'. В рамках социологического позитивизма это одно из первых обращений к вопросу о субъективной роли молодого человека. Общий вывод Спенсера состоит в том, что законность отношений, основанная на праве родителей руководить деятельностью "молодых индивидов", исчерпывается с того момента, когда повзрослевший индивид "делается способным к самоподдержанию".
К. Мангейм в своей книге "Диагноз нашего времени" 10 показывает тесную зависимость между развитием молодежного потенциала и развитием общества, подчеркивая, что "динамичные общества опираются на связь с молодежью, особая функция которой состоит в том, что она представляет собой оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам".
От трудов К. Маркса и Ф. Энгельса берет начало трактовка молодежи с позиций анализа ее классового расслоения. Нет молодежи вообще, а есть молодежь определенных классов - такова теоретическая установка марксизма. Исходя из нее, велось и изучение специфических характеристик молодежи (активность, критичность, бескомпромиссность и т.д.), которые, согласно марксизму, по-разному проявляются в зависимости от классового положения (классовое расслоение важнее влияния психологических свойств).
В 20-х - начале 30-х годов прошлого столетия создаются первые концепции молодежи. Так, например, П. Сорокин определял молодежь как "социокультурное явление". Суть данной категории состоит в том, что любое взаимодействие между людьми является социокультурным явлением, а под "взаимодействием" понимается любое событие, с помощью которого один человек полуосязаемым путем влияет на открытые действия или состояние ума другого". П.А.Сорокин выделяет три компонента любого социокультурного явления: 1) мыслящих, действующих и реагирующих людей, которые являются субъектами взаимодействия; 2) значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими; 3) открытые действия и материальные артефакты, как двигатели и проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематериальные значения, ценности и нормы.
Одно из определений понятия "молодежь" было дано В.Т. Лисовским 11: "Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет".
Позднее
более полное определение было дано
И.С. Коном 12: "Молодежь - социально-демографическая
группа, выделяемая на основе совокупности
возрастных характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных
тем и другим социально-психологических
свойств. Молодежь как определенная фаза,
этап жизненного цикла биологически универсальна,
но ее конкретные возрастные рамки, связанный
с ней социальный статус и социально-психологические
особенности имеют социально-историческую
природу и зависят от общественного строя,
культуры и свойственных данному обществу
закономерностей социализации".
Интересна концепция молодежи современного ученого И.М. Ильинского 13. В ней он определяет молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Анализ теоретических подходов к выявлению молодежи позволяет сделать следующий вывод. Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяющаяся на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые обуславливаются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитанием данного общества. Молодежь - не только будущее, а органическая часть современного общества, несущая особую миссию - обеспечение продолжения исторического развития данного общества и государства, жизни старших и воспроизводства последующих поколений. Эта миссия реализуется на основе освоения и преобразования молодежью существующей системы ценностей, норм и реализации их в собственной жизнедеятельности. Молодежь является наиболее динамичной и трудоспособной частью социума, от участия/неучастия которой в политической и экономической жизни общества во многом зависит как настоящее, так и будущее государства. Социально-экономическое и общественно-политическое положение молодежи, её духовный мир находятся в состоянии становления, формирования.
Общность
социальных и психологических
черт молодежи, интересов
многих входящих в нее групп (учащиеся,
студенты, молодые рабочие и др.) - основа
массовых выступлений, совместных действий
молодежи не только в рамках одной страны,
но и в международном масштабе. Сложность
и противоречивость процесса вступления
молодежи в самостоятельную жизнь
порождает различные формы молодежного
протеста, в том числе и асоциальные
(преступность, наркомания
и т.п.), специфическую
молодежную субкультуру. Однак, все это
не дает оснований считать молодежь особым
классом современного общества. Напротив,
социальная структура молодежи есть "слепок"
классово-слоевой структуры данного конкретного
общества. Молодежь - наиболее
мобильная его часть, оказывающая
активное воздействие на динамику социальной
структуры, изменения классового
и слоевого состава населения.
Среди специфических групп, вычлененных по тому или иному признаку, студенческая молодежь является частью самостоятельной социально - демографической группы, то есть молодежи, и занимает особое место в её структуре. Это наиболее однородная и по возрасту, и по социальным характеристикам группа, основным видом деятельности которой, определяющим все существенные черты ее образа жизни, является учение, подготовка к будущей трудовой деятельности. Студенческие годы - это время определения, время выбора собственной жизненной позиции, годы упорного труда, годы познания не только профессиональных истин, но и общекультурных ценностей.
Очно-заочное
образование занимает промежуточное
положение между очным и
И.
М. Лоскутова14видит в студентах очно-заочного
отделения отдельную группу, не похожую
на студентов очной формы обучения и заочной.
По ее мнению студенты вечернего отделения
отличаются от студентов дневного отделения:
они не ищут общения (может в силу рабочей
занятости), чаще всего погружены в себя
и свои проблемы и заботы, не так инфантильны.
Студенты очно-заочного отделения, как
правило, на несколько лет старше дневников,
в силу своей ответственности и занятости
четко знают, что им надо, с какой целью
пришли учиться, более заинтересованы
в усвоении материала, главным образом
прикладных предметов. Так же студенты
убеждены, что хорошо представляют, какие
знания им нужны. Но для того чтобы сформировывать
выводы и определенные практические навыки
зачастую нужны хотя бы базисные знания
из различных областей, по этому не стоит
пренебрегать такими предметами как философия,
экономика и другие.
Проведено исследование, в котором приняло участие 104 студента очно-заочного отделения, из них 41% - юноши и 59% девушки. Студентам было предложено заполнить анкету, выбирая наиболее значимые и подходящие для них варианты. Возрастные категории у опрошенных респондентов распределились следующим образом: 35% респондентов в возрасте от 17 до 20 лет и 65% в возрасте от 21 до 25 лет.
Из числа опрошенных 15% учились на первом курсе, 22% – на втором, 27% - на третьем, 21% на четвертом и 15% респондентов учились на пятом курсе. Что касается уровня доходов, то чуть более половины респондентов – 55% - доход находится в диапазоне 16-22 тыс. рублей.
Согласно
результатам проведенного авторского
опроса около половины респондентов –
49% - работают не по профилю, получаемому
в вузе, причем если у 17% респондентов работа
скорее не соответствует получаемому
профилю, то у 32% работа совершенно ему
не соответствует.
Диаграмма
1. Распределение студентов-вечерников
в работе по специальности
и не по специальности
Из числа опрошенных 27% респондентов считают, что у работы по специальности есть свои преимущества и говорят о том, что стремятся работать по специальности; 20% респондентов считают, что работа по специальности не дает никаких преимуществ и 46% студентов отметили, что, скорее всего, у работы по специальности есть свои преимущества, и они будут рады возможности работать по специальности.
39% респондентов из числа опрошенных заявили что помешать работать им по специальности может низкая оплата труда, 20% основной причиной назвали отсутствие востребованности работников своей профессиональной сферы и 28% респондентов из числа опрошенных заявили что не существует факторов, способных помешать работать им по специальности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что число работающих по специальности и занятых в других сферах трудовой деятельности примерно одинаково. Однако при этом большинство студентов признают важность работы по получаемой специальности и были бы рады такой возможности. Однако современные реалии рынка труда снижают возможность трудоустройства по полученной профессии. Одним из главных препятствий работающие молодые люди считают низкую оплату труда: в стремлении иметь достойный уровень оплаты труда, они вынуждены устраиваться на работу не соответствующую их профильным знаниям.
Интересная
работа оказалась одним из ключевых
факторов при трудоустройстве у
73% респондентов. 63% заявили, что важным
фактором при трудоустройстве для них
является высокая зарплата, а возможность
профессионального роста важна для 47%
человек.
Гистограмма
1. Ключевые факторы
при трудоустройстве
Согласно результатам исследования ФОМ, лидирует такой фактор, как высокая заработная плата. Однако кризис несколько поумерил аппетиты молодёжи и теперь этот пункт выбирает 85% опрошенных против 88% год назад. Возросли за год запросы молодых по поводу возможностей профессионального роста (+3%), продвижения по службе (+20%), наличия соцпакета (+14%).
Среди опрошенных в ходе авторского опроса меньше половины – 47% респондентов – выразили готовность работать на не интересной для них работе в том случае, если она будет предполагать очень высокую оплату труда. Совершенно не готовы пойти на неинтересную для них работу 27% респондентов. Еще 18 % человек заявили, что скорее не готовы пойти на не интересную работу.
Диаграмма
3. Готовность студентов
к не интересной работе,
предполагающей высокую
оплату
Для
33% респондентов из числа опрошенных
возможность заниматься любимым и интересным
делом является определяющим фактором
при выборе профессии. Для 26% человек таким
фактором стала возможность много зарабатывать.
Диаграмма
4. Определяющие факторы
при выборе профессии
Таким образом, среди трети работающей молодежи возможность заниматься любимым и интересным делом стала определяющей при выборе профессии, так же велика доля тех, кто основывал свой выбор на возможности высокого заработка. Данная тенденция прослеживается и в определяющих факторах трудоустройства – большинство студентов стремиться выбирать интересную работу, на втором месте по значимости оказался такой фактор как высокий уровень заработной платы. Подобный выбор говорит о стремлении студентов в работе следовать своим жизненным интересам, однако современные реалии рынка труда и жизни в целом ставят студентов в положение сильной зависимости от приносимого работой дохода.
Информация о работе Ценностные трудовые ориентации студенческой молодежи