Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 19:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение ценностных трудовых ориентаций студенческой молодежи на примере работающих студентов-вечерников.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- определить отношение к работе по специальности студентов-вечерников;
- определить основные факторы, влияющие на выбор работы и профессии;
- определить приоритетность трудовых ориентаций работающих студентов-вечерников.
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы социологического анализа ценностных ориентаций студенческой молодежи в сфере труда. 5
§1.1 Социологические подходы к рассмотрению понятия «ценность», «ценностные ориентации» и «ценностные трудовые ориентации». 5
§1.2 Студенческая молодежь — как объект социологического анализа. 10
Глава II. Основные трудовые ориентации студенческой молодежи на современном рынке труда. 16
§2.1 Отношение к работе по специальности в оценках работающих студентов-вечерников 16
§2.3 Основные факторы, влияющие на выбор работы и профессии 18
§2.2 Карьерные «устремления» работающих студентов-вечерников 21
§2.4 Удовлетворенность студентов своей работой 25
Заключение 27
Список использованной литературы 33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Полякова
Анна Узеировна
Ценностные трудовые
ориентации студенческой
молодежи
(на примере
студентов-вечерников)
Курсовая работа
студентки
3-го курса очно-заочной формы
обучения
Научный руководитель
доц. Орлова Л.А.
Москва
2010
Содержание
Актуальность анализа ценностных трудовых ориентаций студенческой молодежи обусловлена важным положением данной социальной группы: на сегодняшний день молодежь составляет порядка трети населения нашей страны. Важно знать, на что ориентируется, к чему стремится эта часть населения, являющаяся будущим как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
Данная тема достаточно хорошо научно разработана:
Теоретико-методологическая база темы исследования:
Изучению вопросов труда, трудовой активности, профессиональных ориентаций студенческой молодежи были посвящены труды И.С. Кона, Ю.Г. Волкова, И.М. Ильинского, Ю.А. Левады, Ж.Т. Тощенко, В.Т. Лисовского.
Трудовые
ориентации личности и в частности
такой социальной группы как молодежи
исследовали: П.С. Гуревич, Н.Е. Тихонова,
Л.А. Гусейнова, О. А. Максимова, М.П. Карпенко,
В.А. Лапшов, и другие.
Эмпирическую базу исследования составили:
1. Результаты вторичного анализа материала социологических исследований:
- Опросы молодежи Фондом Общественного Мнения: 16–26 лет – март, сентябрь 2009 г. ,16–25 лет – февраль, сентябрь 2008 г.; По 1500 респондентов.
2.
Результаты авторского социологического
исследования «Ценностные трудовые ориентации
студенческой молодежи» проведенного
автором в мае-июне 2010 г.: опрошено 104 студента,
1-5 курсов вечернего отделения, имеющих
постоянную работу, посредством опроса,
методом анкетирования.
Предметом изучения в данной курсовой работе стали ценностные трудовые ориентации работающих студентов-вечерников.
Объектом в данной курсовой работе являются работающие студенты-вечерники.
Целью данной работы является изучение ценностных трудовых ориентаций студенческой молодежи на примере работающих студентов-вечерников.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- определить отношение к работе по специальности студентов-вечерников;
- определить основные факторы, влияющие на выбор работы и профессии;
- определить
приоритетность трудовых
Гипотеза исследования:
- предположим, что 2/3 работающих студентов хотят работать по специальности;
- предположим, что ключевым фактором, влияющим на выбор работы, является интерес студента к данной работе;
- предположим,
что основная трудовая ориентация студентов-вечерников
– карьерный рост.
Интерпретация и операционализация ключевых понятий.
Интерпретация
Ценностные ориентации- это элементы внутренней структуры личности, отграничивающее значимое от незначимого через (не) принятие личностью определенных ценностей осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а так же определяющие приемлемые средства их реализации.1
Студенты вечерней (очно-заочной) формы обучения—учащиеся высшего учебного заведения, который совмещает учёбу с работой, то есть посещает учебное заведение после работы.
Операционализация
Трудовые
ценностные ориентации:
карьера, профессионализм, работа, успех.
В социологии понятие «ценность» рассматриваются у классиков: О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и M. Вебера.
В XX веке ценностная проблематика была затронута такими западными социологами, как, Г. Беккер, П. Блау, F. Блумер, П. Бурдье, Ф. Гиддингс,Ф. Гросс, H. Луман, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, М. Рокич, Н. Смелзер, П. Сорокин, Ю. Хабермас, Дж. Хоманс, А. Шющ Н. Элиас, А. Этциони и другие.
В России
проблемой ценностей и
Нейл Дж. Смелзер, американский социолог отмечает, что социальные ценности - это значимость явлений и процессов, как образцов принятых в данной среде, с помощью которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности 2.
Американский социолог Т.Парсонс изучал социальные ценности, которые, по его мнению, выполняют функцию поддержания социального порядка и интеграции. «Ценности… - представление о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств» 3.
Понятие "ценность" означает высокую социально-культурную значимость того или иного общественного предмета, явления, символа (здоровье, достаток, образование, труд и т.д.).
В
социокультурном контексте
Существует множество трактовок понятия ценностные ориентации. Ж. Т. То́щенко характеризует ценностные ориентации как установку личности на ценности материальной и духовной культуры. 5 Таким образом, ценностные ориентации являются последствием конкретных ценностей, воплощенных в четкие показатели, состоящих из 3-х элементов: когнитивного (элемент знания), эмотивного (эмоциональный элемент), поведеньческий (отражение ценностных ориентаций в процессе жизнедеятельности). Процесс исследования этих трех составляющих дает возможность дать объективную оценку в изучении ценностных ориентаций. Так же автор выделяет структуру ценностных ориентаций, которая состоит из: целей, к которым следует стремиться, критериев (как меры определенности того, что важно для жизнедеятельности), оценок социальных явлений (с точки зрения желаний и стремлений), средств достижения цели. Сравнивая ценностные ориентации нескольких поколений можно определить причины множественных конфликтов, между ними. Так же ценностные ориентации являются показателем нравственности. Изменение в ценностных ориентациях влечет изменение нравственного сознания.
Кравченко С.А. интерпретировал ценностные ориентации, как устремление человека, которое выступает в качестве важнейший цели жизнедеятельности. 6 Ценностные ориентации отличаются от ценностей тем, что ценности выражают абсолютные нормы, цели и идеалы, которых придерживается наше общество, а ценностные ориентации сугубо индивидуальны и относительны для каждого человека, т.к индивид в праве выбрать следовать ему этим нормам и идеалам или нет. Т. о ценностные ориентация является своеобразной психологической установкой принятия одних ценностей и отвержение других.
Ценностные ориентации определяют стержень личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности студенческой молодежи, определяют общий подход к миру, придают смысл и направление общественной позиции. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве связующего звена между объективной социальной средой и индивидуальным сознанием студента с одной стороны, а с другой - между его сознанием, деятельностью и поведением. Кроме того, ценностные ориентации позволяют определить степень включения студенческой молодежи в общество, т.е. признание общественно значимых ценностей. По мнению Суриной И.А., формирование ценностных ориентации "...отвечает социальным потребностям личности в саморазвитии и самовыражении в конкретно-социальных, исторически обусловленных формах жизнедеятельности, характерных для образа жизни общества и социальных групп, к которым принадлежит индивид и с которыми он себя идентифицирует"7.
Ценностные ориентации являются системообразующим элементом внутреннего мира молодого человека, составной частью его сознания. В этой связи особое значение приобретает связь ценностных ориентации с направленностью индивида. Содержание направленности - это, прежде всего, доминирующее, социально обусловленное отношение человека к действительности. Именно через его направленность ценностные ориентации находят свое реальное выражение. Изменяясь, социальная среда заставляет молодых людей перестраивать свои жизненные планы и приводить свою новую систему ценностных ориентации в соответствие с тем положением, в которое обстоятельства их поставили. Ценностные ориентации студенческой молодежи социально и экономически детерминированы. В зависимости от разных исторических эпох, студенческой молодежи присущи разнообразные потребности, интересы, мотивы той или иной деятельности.
Студенческая среда наиболее подвержена процессам трансформации новых норм, ценностей, традиций, в силу особенностей своего возраста и отношения к жизни, и больше других нуждается в социальной и культурной идентичности.
Стремление отождествить себя на уровне самосознания с неким целым, а также различие в восприятии и усвоении норм и ценностей культуры, по сравнению с другими социальными и возрастными группами, - всё это способствует трансформации системы ценностей и формированию соответствующих форм поведения студенческой молодежи. Этот процесс подкрепляется и переменами в обществе, которые, как правило, стимулируют и влекут за собой возникновение новых ценностей, усиливают противостояние между ценностями традиционной культуры и вновь появляющимися.
Процесс формирования трудовых ценностей студенческой молодежи есть не что иное, как "специфический процесс ее социализации", который воплощает интегральный результат взаимодействия двух систем. С одной стороны, общество воздействует на молодежь, с другой - молодежь активно и избирательно усваивает предыдущий и актуальный опыт социума, знания, нормы, ценности, традиции, "что выражает сложную диалектику объективных и субъективных детерминаций деятельности и поведения личности" 8.
На каждом этапе своего развития формируется свой, характерный для данного периода, тип трудовых ценностей студенческой молодежи, что подтверждает и наша отечественная история.
Общество в целом является для молодого человека той предпосылкой, которая порождает его потребности, интересы, установки, ценностные предпочтения, формы деятельности. Объективной основой ценностных ориентации выступают те условия, которые застает индивид с момента своего включения в общественные отношения.
В
современных условиях вопросы экономического
положения и материального обеспечения
студентов приобрели острый характер.
Свобода выбора сферы занятости, самостоятельность,
готовность к конкуренции, риску, предприимчивость
составляют ядро новых трудовых ценностей.
Следовательно, можно
констатировать адаптацию
студенческой молодежи, хотя и противоречивую,
в парадоксальных формах, к рыночным стандартам
жизненного выбора в новых экономических
условиях.
Современное изучение молодежной проблематики опирается на исследования различных наук, складывающихся на протяжении длительного времени. Еще в работах античных философов (Платон, Аристотель, Сократ и др.) нашли отражение вопросы воспитания и обучения молодежи, ее служения родителям, государству и обществу, соблюдения традиций, выполнения своего долга перед богом и людьми, обсуждаются наиболее благоприятные возрастные периоды для исполнения тех или иных общественных дел.
Информация о работе Ценностные трудовые ориентации студенческой молодежи