Ценностные трудовые ориентации студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение ценностных трудовых ориентаций студенческой молодежи на примере работающих студентов-вечерников.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- определить отношение к работе по специальности студентов-вечерников;
- определить основные факторы, влияющие на выбор работы и профессии;
- определить приоритетность трудовых ориентаций работающих студентов-вечерников.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы социологического анализа ценностных ориентаций студенческой молодежи в сфере труда. 5
§1.1 Социологические подходы к рассмотрению понятия «ценность», «ценностные ориентации» и «ценностные трудовые ориентации». 5
§1.2 Студенческая молодежь — как объект социологического анализа. 10
Глава II. Основные трудовые ориентации студенческой молодежи на современном рынке труда. 16
§2.1 Отношение к работе по специальности в оценках работающих студентов-вечерников 16
§2.3 Основные факторы, влияющие на выбор работы и профессии 18
§2.2 Карьерные «устремления» работающих студентов-вечерников 21
§2.4 Удовлетворенность студентов своей работой 25
Заключение 27
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

§2.2  Карьерные «устремления» работающих студентов-вечерников

    Число респондентов, желающих работать в коммерческой организации составило немногим меньше половины опрошенных – 45%. В органах муниципальной и государственной власти выразили желание работать 15%, а 13% респондентов хотели бы работать в госучреждении. Заняться частным предпринимательством готов 20% респондент.

    

Диаграмма 5.  Предпочтения работающих студентов в выборе формы занятости 

    Согласно  опросу, проведенному Фондом Общественного  Мнения в сентябре 2009 года наибольшее количество респондентов из числа студенческой молодежи хотели бы работать в коммерческой организации 15.

В сравнении  с результатами опросов, проведенных  по той же выборке  в марте 2009 и  феврале 2008 года, доля желающих работать в коммерческих структурах уменьшилась, и среди факторов, вызвавших данную тенденцию можно назвать экономический кризис.

Гистограмма 3. Выбор формы организации 
 

    Согласно  результатам проведенного авторского опроса около 20% респондентов выразили желание заняться организовать свой бизнес, 65% респондентов заявили, что у них не было таких планов, и 15% затруднились ответить.

    На  вопрос ФОМ о желании создать  собственный бизнес, в общем опросе молодых россиян о трудовых планах было получено 30% утвердительных ответов, тогда как на прямой вопрос ответили уже 36% респондентов. Ещё 9% затруднились ответить. При этом в ближайшие пару лет воплотить эти планы в жизнь намерены 12% соотечественников.16

Диаграмма 6. Потенциал предпринимательства у студенческой молодежи 
 

    Наибольшее  количество респондентов – 53% – включили хорошее образование в ряд  ключевых факторов, оказывающих влияние на успех в работе, 47%  отметили трудолюбие и высокую самоотдачу в работе, и 40% респондентов считают, что достигнуть успеха в работе поможет умение ладить с людьми и коммуникабельность.

    Согласно  опросу ВЦИОМа, среди тех, кто считает наиболее важным фактором при построении карьеры обладание нужными связями, число амбициозных наиболее велико — 41% из них после окончания вуза собирается получать не менее 30 тысяч рублей.17 Те, кто верит в себя, считая главными личные качества человека — уверенность в себе, обаяние и прочие — такие ожидания озвучивают реже (32%), ещё менее характерны они для тех, кто ставит во главу угла профессионализм, реальные навыки и результаты труда (27%). Респонденты, делающие ставку на профессионализм, более скромны и в самооценке, среди них только 18% считают справедливой для себя зарплату более 50 000 рублей, тогда как в двух других группах — 23—26%. 
 

    Согласно  данным авторского опроса, более трети  опрошенных – 35%, в качестве повышения  уровня собственной конкурентоспособности на рынке труда, готовы повысить свой уровень образования и квалификации. Примерно одинаковое количество респондентов заявили что готовы больше, упорнее работать и выстраивать хорошие отношения с начальством – 29% и 28% соответсвенно. 

Диаграмма 7. Ориентации студентов-вечерников при повышении собственной конкурентоспособности на рынке труда 
 

    Согласно  опросу ВЦИОМа, ради карьеры 13% опрошенных выражают готовность повысить уровень образования, квалификации; 11% - больше, упорнее работать; 2% - поменять работу; и столько же - наладить хорошие отношения с начальством. Две трети респондентов затрудняются назвать, что они готовы предпринять.  
 
 
 
 
 
 

    Таким образом, работа в  коммерческой организации  на данный момент является приоритетным направлением в выборе молодежи. Если проанализировать результаты опроса, проведенного ФОМ и авторского опроса, можно заметить следующую тенденцию: в докризисный период привлекательность коммерческих организаций среди студентов была выла выше. Однако уже в самом начале финансово-экономического кризиса число респондентов, отдававших предпочтение работе в данной структуре, снизилось. И по результатам опроса, проведенного в мае-июне 2010 года, привлекательность коммерческих организаций снова возросла. Так же, число студентов, желающих начать свой бизнес в 2010 году сократилось, и можно предположить, что причиной данных тенденций стал экономический кризис, показавший нестабильное положение коммерческих структур.

    Более половины студентов-вечерников отметили хорошее  образование как ключевой фактор при построении карьеры, и большинство работающих студентов считают, что для повышения своей конкурентоспособности им стоит повышать уровень образования.

§2.4  Удовлетворенность студентов своей работой

В ходе проведенного опроса выяснилось, что  полностью довольны своей работой 24% респондентов, ещё 34% скорее довольны, 5% респондентов затруднились ответить, а в числе прочих 37% оказались те, кто скорее недоволен и совершенно недоволен своей работой на данный момент. 

Диаграмма 8. Удовлетворенность своим текущим местом работы студентами 

Таким образом, можно сказать, что большинство опрошенных студентов-вечерников довольны своей работой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

    Ценность  является основным стандартом или принципом, посредством которого избираются социальные и индивидуальные цели; разделяемые  в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться; объединяющие индивидуумов убеждения или социальные нормы. А ценностные ориентации - это элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, которые отграничивают значимое для данного индивида от незначимого, посредством принятия или не принятия определенных ценностей.

    Целью данной курсовой работы являлось изучение и выявление ценностных трудовых ориентаций работающих студентов вечернего отделения.

    Результаты  исследования свидетельствуют о  том, что число работающих по специальности и занятых в других сферах трудовой деятельности студентов-вечерников примерно одинаково. Однако при этом большинство студентов признают важность работы по получаемой специальности и были бы рады такой возможности. Одним из главных препятствий работающие молодые люди считают низкую оплату труда. Таким образом, первая из выдвинутых гипотез подтвердилась.

    Согласно  результатам исследования, отчасти  подтвердилась и вторая гипотеза. Около трети работающей молодежи называют возможность заниматься любимым и интересным делом определяющей при выборе профессии, так же велика доля тех, кто основывал свой выбор на возможности высокого заработка. Данная тенденция прослеживается и в определяющих факторах трудоустройства – большинство студентов стремиться выбирать интересную работу, на втором месте по значимости оказался такой фактор как высокий уровень заработной платы.

    Работа в коммерческой организации на данный момент является приоритетным направлением в выборе молодежи. Если проанализировать результаты опроса, проведенного ФОМ и авторского опроса, можно заметить следующую тенденцию: в докризисный период привлекательность коммерческих организаций среди студентов была выла выше. Однако уже в самом начале финансово-экономического кризиса число респондентов, отдававших предпочтение работе в данной структуре, снизилось. И по результатам опроса, проведенного в мае-июне 2010 года, привлекательность коммерческих организаций снова возросла. Так же сократилось число студентов, желающих начать свой бизнес.

    Более половины студентов-вечерников отметили хорошее образование как ключевой фактор при построении карьеры, и  большинство работающих студентов  считают, что для повышения своей  конкурентоспособности им стоит  повышать уровень образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  I

Анкета 
 

Расскажите  немного о себе 
 
 

1. Ваш пол 

41% мужской   

59% женский      

2. Ваш возраст 

35% 17-20 лет 

65% 21-25 лет 

0% 26-30 лет  

0% старше 30 лет 

3. На каком курсе Вы учитесь? 

15% I курс

22% II курс

27% III курс

21% IV курс

15% V курс 
 

4. Каков Ваш уровень  доходов в месяц? 

8% ниже 10 тыс. рублей  

11% 11 – 15 тыс. рублей    

55% 16 – 22 тыс. рублей    

16% 23 – 29 тыс. рублей     

10% 30 тыс. рублей и выше  
 
 
 
 
 

А теперь о ценностных трудовых ориентациях 

5. Какой из факторов  является для Вас  определяющим при  выборе профессии? 

15% престижность

33% возможность заниматься любимым/интересным делом

26% возможность много зарабатывать

17% возможность легкого трудоустройства

9% другое  

6. Ваша сегодняшняя работа соответствует профилю, получаемому в вузе? 

18% полностью соответствует  

30% скорее соответствует

17% скорее не соответствует

32% полностью не соответствует

3% затрудняюсь ответить  

7. Как вы считаете, есть ли у работы  по своей специальности преимущества? 

27% да, есть, и я постараюсь работать преимущественно по специальности

46% скорее есть, но все зависит от сферы работы

11% скорее нет преимуществ

20% совершенно  нет никаких преимуществ в текущей ситуации на рынке труда

0% другое 

8. Что на Ваш взгляд  в сегодняшней  ситуации на рынке  труда помешать  работать Вам по  специальности? 

39% низкая оплата работы по своей специальности

20% отсутствие востребованности работников данной специальности

11% переизбыток работников данной специальности

28% таких факторов нет

2% другое  

10. На какие факторы  Вы обращаете наибольшее  внимание при трудоустройстве?  Отметьте не более  3-х. 

63% высокая зарплата

52 удобный график 

73% интересная работа

47% возможность профессионального роста

22% хороший начальник

26% близость работы от дома

24% наличие соц. пакета

11% другое   
 

11. Готовы ли Вы пойти на не интересную для Вас работу в том случае,  если она будет предполагать высокую оплату труда? 

19% полностью готов/а

28% скорее готов/а             

18% скорее не готов/а

27% совершенно не готов/а

8% затрудняюсь ответить  

12. В каком статусе вы видите себя через 5 лет трудовой деятельности? 

28% высокопрофессиональным специалистом

30% менеджером «среднего звена»

23% руководителем отдела

12% руководителем организации/департамента 

7% собственником компании/организации 

13. Что из ниже перечисленного способствует, на Ваш взгляд, достижению благополучия и успеха в работе. Отметьте не более 3-х позиций. 

53% хорошее образование

40% умение ладить с людьми, коммуникабельность

47% трудолюбие, высокая самоотдача

37% инициативность, решительность

Информация о работе Ценностные трудовые ориентации студенческой молодежи