Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 19:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение ценностных трудовых ориентаций студенческой молодежи на примере работающих студентов-вечерников.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- определить отношение к работе по специальности студентов-вечерников;
- определить основные факторы, влияющие на выбор работы и профессии;
- определить приоритетность трудовых ориентаций работающих студентов-вечерников.
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы социологического анализа ценностных ориентаций студенческой молодежи в сфере труда. 5
§1.1 Социологические подходы к рассмотрению понятия «ценность», «ценностные ориентации» и «ценностные трудовые ориентации». 5
§1.2 Студенческая молодежь — как объект социологического анализа. 10
Глава II. Основные трудовые ориентации студенческой молодежи на современном рынке труда. 16
§2.1 Отношение к работе по специальности в оценках работающих студентов-вечерников 16
§2.3 Основные факторы, влияющие на выбор работы и профессии 18
§2.2 Карьерные «устремления» работающих студентов-вечерников 21
§2.4 Удовлетворенность студентов своей работой 25
Заключение 27
Список использованной литературы 33
Число респондентов, желающих работать в коммерческой организации составило немногим меньше половины опрошенных – 45%. В органах муниципальной и государственной власти выразили желание работать 15%, а 13% респондентов хотели бы работать в госучреждении. Заняться частным предпринимательством готов 20% респондент.
Диаграмма
5. Предпочтения работающих
студентов в выборе
формы занятости
Согласно опросу, проведенному Фондом Общественного Мнения в сентябре 2009 года наибольшее количество респондентов из числа студенческой молодежи хотели бы работать в коммерческой организации 15.
В сравнении с результатами опросов, проведенных по той же выборке в марте 2009 и феврале 2008 года, доля желающих работать в коммерческих структурах уменьшилась, и среди факторов, вызвавших данную тенденцию можно назвать экономический кризис.
Гистограмма
3. Выбор формы организации
Согласно результатам проведенного авторского опроса около 20% респондентов выразили желание заняться организовать свой бизнес, 65% респондентов заявили, что у них не было таких планов, и 15% затруднились ответить.
На вопрос ФОМ о желании создать собственный бизнес, в общем опросе молодых россиян о трудовых планах было получено 30% утвердительных ответов, тогда как на прямой вопрос ответили уже 36% респондентов. Ещё 9% затруднились ответить. При этом в ближайшие пару лет воплотить эти планы в жизнь намерены 12% соотечественников.16
Диаграмма
6. Потенциал предпринимательства
у студенческой молодежи
Наибольшее количество респондентов – 53% – включили хорошее образование в ряд ключевых факторов, оказывающих влияние на успех в работе, 47% отметили трудолюбие и высокую самоотдачу в работе, и 40% респондентов считают, что достигнуть успеха в работе поможет умение ладить с людьми и коммуникабельность.
Согласно
опросу ВЦИОМа, среди тех, кто считает
наиболее важным фактором при построении
карьеры обладание нужными связями, число
амбициозных наиболее велико — 41% из них
после окончания вуза собирается получать
не менее 30 тысяч рублей.17 Те, кто верит
в себя, считая главными личные качества
человека — уверенность в себе, обаяние
и прочие — такие ожидания озвучивают
реже (32%), ещё менее характерны они для
тех, кто ставит во главу угла профессионализм,
реальные навыки и результаты труда (27%).
Респонденты, делающие ставку на профессионализм,
более скромны и в самооценке, среди них
только 18% считают справедливой для себя
зарплату более 50 000 рублей, тогда как в
двух других группах — 23—26%.
Согласно
данным авторского опроса, более трети
опрошенных – 35%, в качестве повышения
уровня собственной
Диаграмма
7. Ориентации студентов-вечерников
при повышении собственной
конкурентоспособности
на рынке труда
Согласно
опросу ВЦИОМа, ради карьеры 13% опрошенных
выражают готовность повысить уровень
образования, квалификации; 11% - больше,
упорнее работать; 2% - поменять работу;
и столько же - наладить хорошие отношения
с начальством. Две трети респондентов
затрудняются назвать, что они готовы
предпринять.
Таким образом, работа в коммерческой организации на данный момент является приоритетным направлением в выборе молодежи. Если проанализировать результаты опроса, проведенного ФОМ и авторского опроса, можно заметить следующую тенденцию: в докризисный период привлекательность коммерческих организаций среди студентов была выла выше. Однако уже в самом начале финансово-экономического кризиса число респондентов, отдававших предпочтение работе в данной структуре, снизилось. И по результатам опроса, проведенного в мае-июне 2010 года, привлекательность коммерческих организаций снова возросла. Так же, число студентов, желающих начать свой бизнес в 2010 году сократилось, и можно предположить, что причиной данных тенденций стал экономический кризис, показавший нестабильное положение коммерческих структур.
Более половины студентов-вечерников отметили хорошее образование как ключевой фактор при построении карьеры, и большинство работающих студентов считают, что для повышения своей конкурентоспособности им стоит повышать уровень образования.
В ходе
проведенного опроса выяснилось, что
полностью довольны своей работой
24% респондентов, ещё 34% скорее довольны,
5% респондентов затруднились ответить,
а в числе прочих 37% оказались те, кто скорее
недоволен и совершенно недоволен своей
работой на данный момент.
Диаграмма
8. Удовлетворенность
своим текущим местом
работы студентами
Таким
образом, можно сказать,
что большинство опрошенных
студентов-вечерников
довольны своей работой.
Ценность является основным стандартом или принципом, посредством которого избираются социальные и индивидуальные цели; разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться; объединяющие индивидуумов убеждения или социальные нормы. А ценностные ориентации - это элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, которые отграничивают значимое для данного индивида от незначимого, посредством принятия или не принятия определенных ценностей.
Целью данной курсовой работы являлось изучение и выявление ценностных трудовых ориентаций работающих студентов вечернего отделения.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что число работающих по специальности и занятых в других сферах трудовой деятельности студентов-вечерников примерно одинаково. Однако при этом большинство студентов признают важность работы по получаемой специальности и были бы рады такой возможности. Одним из главных препятствий работающие молодые люди считают низкую оплату труда. Таким образом, первая из выдвинутых гипотез подтвердилась.
Согласно результатам исследования, отчасти подтвердилась и вторая гипотеза. Около трети работающей молодежи называют возможность заниматься любимым и интересным делом определяющей при выборе профессии, так же велика доля тех, кто основывал свой выбор на возможности высокого заработка. Данная тенденция прослеживается и в определяющих факторах трудоустройства – большинство студентов стремиться выбирать интересную работу, на втором месте по значимости оказался такой фактор как высокий уровень заработной платы.
Работа в коммерческой организации на данный момент является приоритетным направлением в выборе молодежи. Если проанализировать результаты опроса, проведенного ФОМ и авторского опроса, можно заметить следующую тенденцию: в докризисный период привлекательность коммерческих организаций среди студентов была выла выше. Однако уже в самом начале финансово-экономического кризиса число респондентов, отдававших предпочтение работе в данной структуре, снизилось. И по результатам опроса, проведенного в мае-июне 2010 года, привлекательность коммерческих организаций снова возросла. Так же сократилось число студентов, желающих начать свой бизнес.
Более
половины студентов-вечерников отметили
хорошее образование как
Анкета
Расскажите
немного о себе
1.
Ваш пол
41% мужской
59% женский
2.
Ваш возраст
35% 17-20 лет
65% 21-25 лет
0% 26-30 лет
0% старше 30 лет
3.
На каком курсе Вы учитесь?
15% I курс
22% II курс
27% III курс
21% IV курс
15% V курс
4.
Каков Ваш уровень
доходов в месяц?
8% ниже 10 тыс. рублей
11% 11 – 15 тыс. рублей
55% 16 – 22 тыс. рублей
16% 23 – 29 тыс. рублей
10% 30 тыс. рублей
и выше
А
теперь о ценностных
трудовых ориентациях
5.
Какой из факторов
является для Вас
определяющим при
выборе профессии?
15% престижность
33% возможность заниматься любимым/интересным делом
26% возможность много зарабатывать
17% возможность легкого трудоустройства
9% другое
6.
Ваша сегодняшняя работа
соответствует профилю,
получаемому в вузе?
18% полностью соответствует
30% скорее соответствует
17% скорее не соответствует
32% полностью не соответствует
3% затрудняюсь ответить
7.
Как вы считаете,
есть ли у работы
по своей специальности
преимущества?
27% да, есть, и я постараюсь работать преимущественно по специальности
46% скорее есть, но все зависит от сферы работы
11% скорее нет преимуществ
20% совершенно нет никаких преимуществ в текущей ситуации на рынке труда
0% другое
8.
Что на Ваш взгляд
в сегодняшней
ситуации на рынке
труда помешать
работать Вам по
специальности?
39% низкая оплата работы по своей специальности
20% отсутствие востребованности работников данной специальности
11% переизбыток работников данной специальности
28% таких факторов нет
2% другое
10.
На какие факторы
Вы обращаете наибольшее
внимание при трудоустройстве?
Отметьте не более
3-х.
63% высокая зарплата
52 удобный график
73% интересная работа
47% возможность профессионального роста
22% хороший начальник
26% близость работы от дома
24% наличие соц. пакета
11% другое
11.
Готовы ли Вы пойти на
не интересную для Вас
работу в том случае,
если она будет предполагать
высокую оплату труда?
19% полностью готов/а
28% скорее готов/а
18% скорее не готов/а
27% совершенно не готов/а
8% затрудняюсь ответить
12.
В каком статусе вы видите
себя через 5 лет трудовой
деятельности?
28% высокопрофессиональным специалистом
30% менеджером «среднего звена»
23% руководителем отдела
12% руководителем организации/департамента
7% собственником
компании/организации
13. Что
из ниже перечисленного
способствует, на Ваш
взгляд, достижению
благополучия и успеха
в работе. Отметьте не
более 3-х позиций.
53% хорошее образование
40% умение ладить с людьми, коммуникабельность
47% трудолюбие, высокая самоотдача
37% инициативность, решительность
Информация о работе Ценностные трудовые ориентации студенческой молодежи