Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:16, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть суть критики
Ч. Миллсом стратификации американского общества.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- описать жизненный путь Ч.Р. Миллса;
- изучить методологические принципы социологии Ч.Р. Миллса;
- раскрыть основные работы Ч.Р. Миллса;
- проанализировать исследование социальных проблем американского общества Ч. Миллсом
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ Ч.Р. МИЛЛСА…………………………………………………………………
1.1 Краткая биография Ч. Миллса……………………………………………..
1.2 Методологические принципы социологии Ч. Миллса……………………
2.ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА Ч.Р. МИЛЛСОМ…………………………………………………..
2.1 Изучение социальной структуры американского общества…………….
2.2 Отражение проблем взаимоотношения власти и элиты в работах Ч. Миллса…………………………………………………………………………..
2.3 Значение творчества Ч. Миллса для социологической науки…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
Формирование облика властвующей элиты и специфического исторического содержания пятой эпохи ее существования совершалось также под воздействием сравнительно новых тенденций, наметившихся как внутри каждого из главенствующих социальных институтов, так и в сфере их взаимных отношений.
Если говорить о политических явлениях,
обусловивших особенности нынешней
властвующей элиты, то их следует
искать в закате старой системы управления
страной, базировавшейся на неподдельном
и публичном обсуждении спорных
проблем, на существовании партий, сознававших
свою ответственность перед всей
страной и проводивших
В пятую эпоху существования
элиты тенденция к более
Если говорить об особенностях властвующей элиты наших дней, связанных с ростом и милитаризацией государственного аппарата, то они явственно обнаруживаются в факте возвышения военщины. Военная знать стала решительным образом причастна к политике, а американское военное ведомство является ныне в значительной мере политической организацией. Постоянная якобы угроза войны усиливает позиции военщины и ее контроль над людскими, материальными и денежными ресурсами и органами власти; все, в сущности, политические и экономические мероприятия рассматриваются в наше время под углом зрения милитаристских оценок действительности. Высшая военная знать завоевала прочные позиции в кругах властвующей элиты, переживающей ныне пятую эпоху своего исторического развития.
Если говорить об экономических
причинах, обусловивших особенности
современной властвующей элиты,
то они кроются в том факте,
что современная экономика
Военно-капиталистическая экономика, базирующаяся на частнокапиталистических корпорациях, существует в условиях ослабленной и всего лишь формальной демократической системы, включающей в себя военную иерархию, воззрения и поведение которой уже носят вполне выраженную политическую окраску. Особенности властвующей элиты, возглавляющей эту систему, были, следовательно, порождены: совпадением интересов тех групп, которые контролируют основные средства производства, и тех групп, которые контролируют увеличившиеся за последнее время средства насилия; падением влияния профессиональных политических деятелей и приходом главарей корпораций и профессиональных военных руководителей к открытому политическому руководству страной; отсутствием подлинно профессионального корпуса государственных чиновников, обладающих надлежащей квалификацией, чувством профессиональной чести и не находящихся под влиянием частнокапиталистических интересов. [16; 96]
Если существование
Представления о властвующей элите как о "правящем классе", или как о продукте простого и однородного процесса возвышения "политической бюрократии", или же как о "военной клике" не выражают всей истины. Властвующая элита наших дней олицетворяет собой сочетание экономического, военного и политического могущества – сочетание, нередко сопровождающееся трениями и конфликтами. [13; 128]
Таким образом, «властвующая элита» состояла из 3 категорий населения: политической, экономической и военной.
Миллс утверждал, что поскольку эти элиты объединены как общим кругом входящих в них лиц, так и общностью интересов, постольку основные политические решения, принимающиеся по их инициативе, служат их общим целям. Главную социальную опасность Миллс видел в возрастающей «рациональности без ума», характеризовавшейся использованием «властвующей элитой» рациональных средств, разработанных учеными, для достижения иррациональных целей.
Также Миллс считал, что наибольшую выгоду из такой «властвующей элиты» извлекли 2 ее составляющие: экономическая и военная.
Особенности «властвующей элиты» обусловило
несколько факторов: 1) политические
процессы, происходившие на закате
старой системы управления государством;
2) рост и милитаризация
Социологическое наследие Миллса было одним из мощных интеллектуальных источников развития леворадикального движения в Америке 1960–1970-х годов. Но это наследие отнюдь не является лишь историей. Удивительная способность Миллса на основе собственного опыта продуктивно объединять в исследованиях методы эмпирического анализа, освоенные им в сотрудничестве с Полом Лазарсфельдом и Робертом Мертоном, классическую социологическую теорию, прежде всего, веберианского, но также и марксистского толка, увлекательный стиль изложения, почерпнутый из специальных журналистских и литературных студий, — вдохновляющий пример для обществоведов разных поколений.
Несмотря на то, что Миллс не
успел создать собственную
Работам Миллса свойственен историко-
Стоит заметить, что если бы Миллс был знаком с российской социологией, то у него были бы все основания для включения в ряд названых им западных классиков наших соотечественников, известных сторонников синтеза истории и социологии В.О. Ключевского, М.М. Ковалевского, Н.И. Кареева и некоторых других. Например, стоит обратить внимание на то, насколько суть социологического воображения Миллса совпадает со взглядами одного из пионеров российской социологии Николая Ивановича Кареева, который больше чем за полстолетия до него провозгласил: «личность, общество и их история – вот три понятия, сблизившие между собой отдельные социальные науки и придавшие им действительно гуманитарный характер». [4; 28]
Биограф Чарльза Р. Миллса Ирвинг Горовиц сообщал, что в конце жизни у него возник грандиозный замысел историко-социологического труда «Сравнительная социология» в 6-9-ти томах, в котором он намеревался рассмотреть социальную структуру всех современных обществ. В частности, один из томов посвящался социологическому изучению четырех мировых эпох: античности, средневековья, индустриальной и постиндустриальной. К сожалению, Миллс оставил только общие наброски (пролегомены) того, что называл своим главным трудом, призванным поднять социальную теорию до уровня подлинной науки. [14; 116]
Таким образом, Ч. Миллс обладал удивительной способностью продуктивно объединять в исследованиях методы эмпирического анализа, описанные им в работе «Социологическое воображение».
Данные методы, по моему мнению, стоит применять в социологии и в наше время, т.к. именно такими методами можно глубоко и ярко рассмотреть окружающую действительность.
Социологические теории Ч. Миллса являются актуальными и в наш век, в нашей стране. Также его работы очень схожи с работами советских социологов.
Наряду с общностью теорий Миллса и советских социологов можно выделить также анализ Ч. Миллса социальной структуры американского общества, который довольно-таки схож и с российской стратификацией общества, т.к. в наш XXI век многое в обществе появилось именно с Запада.
Таким образом, в данной главе описываются главные работы Ч. Миллса, являющиеся для социологии великим достоянием.
В работах «Властвующая элита» и «Белые воротнички» социолог отобразил именно ту социальную стратификацию общества, в котором он жил и отчасти продолжает быть и в наше время.
Миллс говорил о том, что общество разделено на 3 уровня: высший уровень – это и есть та «властвующая элита», средний уровень – «белые воротнички», нижний уровень общества – работники индустриальной сферы, т.е. «синие воротнички».
В данной стратификации правящая элита была главенствующим звеном общества, состоящая из социальных групп и деятелей экономической, политической и социальной сферы. Все эти сферы объединяло единство интересов, общность целей, которых они стремились достичь.
Средний уровень общества, т.е. «белые воротнички» - это больший по численности уровень. Составляющими данный уровень являлись офисные менеджеры, получившие свое название в связи со своей «непыльной» работой.
И, наконец, нижний уровень составляли так называемые «синие воротнички», занятые в большинстве своей не умственной деятельностью, как «белые воротнички», а физической.
Таким образом, Миллс охарактеризовал общество, поделив его на составляющие, что дает возможность более подробно рассматривать каждый уровень.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной курсовой работе рассмотрен жизненный путь Ч.Р. Миллса, изучены методологические принципы социологии Ч. Миллса, раскрыты основные работы Ч. Миллса, проанализированы исследования социальных проблем американского общества Ч. Миллса, описано значение творчества Ч.Р. Миллса для социологической науки. Поставленную перед автором курсовой работы проблему удалось изучить полностью.
Подводя итог данной работы, можно
сказать, что работы Ч.Р. Миллса являются
известными в современности и
актуальными для
Ч. Миллс, являясь одним из самых
оригинальных социологов XX века, выступал
за синтез истории и социологии,
утверждая, что «история является стержнем
обществоведения». Он подчеркивал, что
каждое хорошо продуманное социальное
исследование требует исторической
концептуализации и максимально
полного использования
Ч. Миллс подверг критике так называемую «Высокую теорию», под которой понимал бесплодное формальное, оторванное от реальности и истории, теоретизирование.
Критикуя теории разных социологов, он принес в социологию много новых своих теорий, терминов и взглядов на социологию в целом. Свои воззрения к методологическим основам социологии Ч. Миллс изложил в работе «Социологическое воображение».Ч. Миллс считал, что интеллигенция обладает именно той силой, которая способна низвергнуть сложившуюся ситуацию в связи с господством «властвующей элиты». По моему мнению, критика Ч. Миллсом структуры общества и социологических воззрений других ученых была отчасти субъективна, но именно в этом и заключается неповторимость его идей.
Информация о работе Чарльз Миллс как исследователь социальных проблем американского общества