Делинквентное поведение несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

, цель данной курсовой работы рассмотреть сущность социальной работы с детьми и молодежью делинквентного поведения , проанализировать задачи и функции социальных работников направленные на улучшение их положения , рассмотреть и изучить правовые основы социальной защиты подростков и детей , практические меры по реализации этих положений.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
1. рассмотреть молодежь и детей как особую социально-правовую группу;
2. рассмотреть понятие и виды делинквентного поведения
3. проанализировать федеративные документы в сфере защиты молодежи и детей склонных к делинквентному поведению.
4. Дать характеристику социально-правового решения проблемы делинквентного поведения среди молодежи и детей на примере зарубежных стран.

Содержание работы

Введение
1 Социально-правовая сущность проблемы делинкветного поведения детей и молодежи .
1.1 Понятие и виды делинквентного поведения.
1.2. делинквентное поведение детей и молодежи как объект социально-правовых механизмов решения и защиты прав несовершеннолетних правонарушителей.
2 Законодательное и нормативно-правовое регулирование решения проблем делинквентного поведения детей и молодежи.
2.1 Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты , Российской Федерации , регулирующие деятельность государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
2.2 Опыт социально-правовой деятельности в решении проблем делинквентного поведения детей и молодежи (за рубежом).
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая 11.docx

— 75.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 Социально-правовая сущность проблемы делинкветного поведения детей и молодежи .

1.1 Понятие и виды делинквентного поведения.

1.2.   делинквентное  поведение детей и молодежи как объект социально-правовых механизмов решения и защиты прав несовершеннолетних правонарушителей.

2 Законодательное и нормативно-правовое регулирование решения проблем делинквентного поведения детей и молодежи.

2.1 Законодательные и подзаконные  нормативные правовые акты , Российской Федерации , регулирующие деятельность государственной системы по профилактике  правонарушений несовершеннолетних.

2.2 Опыт социально-правовой  деятельности в решении проблем делинквентного поведения детей и молодежи (за рубежом).

Заключение

Глоссарий

Список  использованных  источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Проблема воспитания подрастающего поколения особую актуальность приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующимся бурными преобразовательными процессами в различных в  областях  общественной жизни , существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Важнейшей в этом процессе выступает социокультурная проблема нейтрализации отрицательной и формирование положительной направленности личности. В этих условиях парадоксален вопрос : почему на фоне растущих статистических показателей об уровне жизни благосостоянии населения проблема увеличения количества    детей склонных к делинквентному поведению остается одной из насущных и нерешенных задач нашего государства , почему социальная работа с подростками, имеющими отклонение поведении приобретает особую остроту и актуальность?

Во-первых, Положение молодежи группы риска в Российской Федерации можно назвать сложным как с правовой, так и с социальной точек зрения.

Во-вторых, к группе риска  молодых людей относят не только склонных к злоупотреблению различных видов психоактивных веществ (ПАВ), алкоголя, правонарушителей, занимающихся проституцией, но также жертв физического и морального насилия, лиц склонных к суициду.

В-третьих, для всех групп риска молодежи характерно ухудшение здоровья, снижение шансов на развитие и последующую самореализацию, занятие достойного места в обществе.

Безусловно, преодоление  обозначенных проблем должно сопровождаться совершенствованием нормативно-правовой базы. Этими аспектами будет рассмотрен интерес к теме курсовой работы.

Объектом курсовой работы является дети и молодежь , склонная к делинквентному поведению .

предметом - нормативно-правовое сопровождение социальной защиты детей и молодежи склонной к делинквентному поведению, а также рассмотрение опыта социальной работы и социально-правовой деятельности за рубежом с детьми и молодежью, склонной к делинквентному поведению.

 

Таким образом, цель данной курсовой работы рассмотреть сущность социальной работы с детьми и молодежью делинквентного поведения , проанализировать задачи и функции социальных работников направленные на улучшение их положения , рассмотреть и изучить правовые основы социальной защиты подростков и детей , практические меры по реализации этих положений.

Цель реализуется посредством  решения следующих задач:

      1. рассмотреть молодежь и детей как особую социально-правовую  группу;
      2. рассмотреть понятие и виды  делинквентного  поведения
      3. проанализировать федеративные документы в сфере защиты молодежи и детей склонных к делинквентному поведению.
      4. Дать характеристику социально-правового решения проблемы делинквентного поведения среди молодежи и детей на примере зарубежных стран.

При написании работы использовались учебные пособия и учебники по социальной теории, Указы Президента РФ, Федеральные Законы, Кодексы РФ.

 

 

 

 

 

 

1.Социально-правовая сущность проблемы делинквентного поведения детей и молодежи.

Отклонения в поведении  детей , как показывают исследования , возникают в результате политической, социально-экономической нестабильности общества , усиления влияния псевдокультуры , изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи , неблагоприятных семейно-бытовых отношений , отсутствия контроля за их поведением , через мерной занятости родителей , роста разводов .

 В настоящее время  институт семьи вынужден самостоятельно  регулировать семейные отношения  и нести огромную ответственность  за собственное выживание   и воспитание полноценных граждан .

Но к сожалению , часто и сама семья самоустраняется от процесса воспитания . Многие родители , будучи заняты проблемами выживания, нередко неспособны помочь своим детям .Перед обществом стоит актуальная  задача  полноценно включить семью в воспитание детей , повышение ее ответственности за жизнедеятельность ребенка.

Существующие институты  государственной системы профилактики безнадзорнасти  и правонарушений несовершеннолетних зачастую действуют разрозненно и неэффективно. Медленно  развивается сеть специализированных  учреждений  для несовершеннолетних , нуждающихся в социальной реабилитации .

Отсутствуют специальные  учебно-воспитательные учреждения для  детей и подростков с   делинквентным  поведением , не развита подростковая наркологическая служба и т.д.

Сложившаяся ситуация требует  переосмысления целей , ценностей, мотивов, эффективности средств и методов социальной работы  с трудными подростками .

В настоящее время в  стране  осуществляются меры, направленные на улучшение положения детей  в России. Принят ряд федеральных  законов , введена президентская программа «Дети России» , в субъектах Российской Федерации разрабатываются законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей , нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации. В системе социальной защиты населения создана сеть учреждений  для разных категорий детей , нуждающихся в социальной поддержке .

В качестве приоритетной идеи, основного направления в преодолении безнадзорности , беспризорности , правонарушений , наркомании обозначена задача – создать и совершенствовать комплексную систему профилактической работы, защищать права детей и подростков .

В свою очередь , концептуальным в проблеме профилактики является ее понимание как социально значимого явления , как части социальной политики государства.  Исходя из понимания первичности семьи в решении проблем становления, формирования личности ребенка необходимо большое внимание уделить работе с семьей , в этом круге проблем – семье группы социального риска .Семейное неблагополучие является одной из причин , определяющих состояние правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Социальная работа , одна из немногих специальностей , аккумулирующих в себе самые разнообразные умения – от информирования , консультирования , обслуживания , стимулирования , обучения искусству взаимодействия и т.д., способна содействовать адаптации детей и подростков в современном обществе.

Поскольку делинквентное поведение является социальным разрушением, расстройством тех результатов , которые достигнуты в процессе адаптации индивида к обществу , необходимо в первую очередь уяснить сущность именно этого важнейшего социального явления .

Социальные характеристики трудных детей и подростков сложны и многообразны , но общим для этой категории признаком является активное сопротивление воспитанию , неприятие тех средств воздействия , которые являются результативными для большинства воспитуемых.

Принят Федеральный  закон  от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ  « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних » , который способствует привлечению внимания государственных и общественных структур к созданию системы социальной профилактики и реабилитации для безнадзорных детей и подростков .

В законе дается определение  основных понятий объекта профилактики :

-безнадзорный – несовершеннолетний , контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию , обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей  либо должностных лиц ;

-беспризорный - это безнадзорный , не имеющий места жительства и (или ) места пребывания;

- несовершеннолетний ,  находящийся в социально опасном положении ,- это лицо в возрасте до восемнадцати лет , которое вследствие безнадзорности  или беспризорности находится в обстановке , представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию ,либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав , образуемые в порядке , установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации , органы управления социальной защиты населения , органы управления образованием , органы опеки и попечительства , органы по делам молодежи , органы управления здравоохранением , органы службы занятости , органы внутренних дел .

Они могут в порядке ,установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации , создавать учреждения , осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Органы и учреждения системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую и реабилитационную работу в отношение безнадзорных или беспризорных несовершеннолетних , а также детей , занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством и содержащихся социально-реабилитационных центрах для совершеннолетних , социальных приютах , центрах помощи детям и других учреждениях для несовершеннолетних , нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Кроме того , в поле их деятельности находятся дети , употребляющие наркотические вещества или психотропные вещества без назначения врача , а также совершившие правонарушение , повлекшее применение административной ответственности , освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии , а также в случаях , когда признано , что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Органы и учреждения системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении  родителей  или законных представителей несовершеннолетних , если они не исполняют своих обязанностей  по их воспитанию ,обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними .

Говоря о делинквентном поведении несовершеннолетних , мы должны учитывать , что детство – это период наиболее интенсивного психического , физического и социального развития .

Таким образом , делинквентное поведение , вызванное совокупностью факторов социального , психологического , психосоматического характера , приводит к депривации основных потребностей несовершеннолетнего- потребностей в полноценном развитии и самореализации.                 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и виды.   делинквентного поведения

 

В отношении противоправного  поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens — «проступок, провинность». Под этим термином  понимается как  противоправное поведение личности — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность {делинквент), а сами действия,—деликтами.

Криминальное  поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

В специальной  литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко , введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. В. В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

Получивший широкое распространение  термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника.

В психологической  литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Информация о работе Делинквентное поведение несовершеннолетних