Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа
, цель данной курсовой работы рассмотреть сущность социальной работы с детьми и молодежью делинквентного поведения , проанализировать задачи и функции социальных работников направленные на улучшение их положения , рассмотреть и изучить правовые основы социальной защиты подростков и детей , практические меры по реализации этих положений.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
1. рассмотреть молодежь и детей как особую социально-правовую группу;
2. рассмотреть понятие и виды делинквентного поведения
3. проанализировать федеративные документы в сфере защиты молодежи и детей склонных к делинквентному поведению.
4. Дать характеристику социально-правового решения проблемы делинквентного поведения среди молодежи и детей на примере зарубежных стран.
Введение
1 Социально-правовая сущность проблемы делинкветного поведения детей и молодежи .
1.1 Понятие и виды делинквентного поведения.
1.2. делинквентное поведение детей и молодежи как объект социально-правовых механизмов решения и защиты прав несовершеннолетних правонарушителей.
2 Законодательное и нормативно-правовое регулирование решения проблем делинквентного поведения детей и молодежи.
2.1 Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты , Российской Федерации , регулирующие деятельность государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
2.2 Опыт социально-правовой деятельности в решении проблем делинквентного поведения детей и молодежи (за рубежом).
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Содержание
Введение
1 Социально-правовая сущность проблемы делинкветного поведения детей и молодежи .
1.1 Понятие и виды делинквентного поведения.
1.2. делинквентное поведение детей и молодежи как объект социально-правовых механизмов решения и защиты прав несовершеннолетних правонарушителей.
2 Законодательное и нормативно-правовое регулирование решения проблем делинквентного поведения детей и молодежи.
2.1 Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты , Российской Федерации , регулирующие деятельность государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
2.2 Опыт социально-правовой деятельности в решении проблем делинквентного поведения детей и молодежи (за рубежом).
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Введение
Проблема воспитания подрастающего поколения особую актуальность приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующимся бурными преобразовательными процессами в различных в областях общественной жизни , существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Важнейшей в этом процессе выступает социокультурная проблема нейтрализации отрицательной и формирование положительной направленности личности. В этих условиях парадоксален вопрос : почему на фоне растущих статистических показателей об уровне жизни благосостоянии населения проблема увеличения количества детей склонных к делинквентному поведению остается одной из насущных и нерешенных задач нашего государства , почему социальная работа с подростками, имеющими отклонение поведении приобретает особую остроту и актуальность?
Во-первых, Положение молодежи группы риска в Российской Федерации можно назвать сложным как с правовой, так и с социальной точек зрения.
Во-вторых, к группе риска молодых людей относят не только склонных к злоупотреблению различных видов психоактивных веществ (ПАВ), алкоголя, правонарушителей, занимающихся проституцией, но также жертв физического и морального насилия, лиц склонных к суициду.
В-третьих, для всех групп риска молодежи характерно ухудшение здоровья, снижение шансов на развитие и последующую самореализацию, занятие достойного места в обществе.
Безусловно, преодоление
обозначенных проблем должно сопровождаться
совершенствованием нормативно-правовой
базы. Этими аспектами будет
Объектом курсовой работы является дети и молодежь , склонная к делинквентному поведению .
предметом - нормативно-правовое сопровождение социальной защиты детей и молодежи склонной к делинквентному поведению, а также рассмотрение опыта социальной работы и социально-правовой деятельности за рубежом с детьми и молодежью, склонной к делинквентному поведению.
Таким образом, цель данной курсовой работы рассмотреть сущность социальной работы с детьми и молодежью делинквентного поведения , проанализировать задачи и функции социальных работников направленные на улучшение их положения , рассмотреть и изучить правовые основы социальной защиты подростков и детей , практические меры по реализации этих положений.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
При написании работы использовались учебные пособия и учебники по социальной теории, Указы Президента РФ, Федеральные Законы, Кодексы РФ.
1.Социально-правовая сущность проблемы делинквентного поведения детей и молодежи.
Отклонения в поведении детей , как показывают исследования , возникают в результате политической, социально-экономической нестабильности общества , усиления влияния псевдокультуры , изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи , неблагоприятных семейно-бытовых отношений , отсутствия контроля за их поведением , через мерной занятости родителей , роста разводов .
В настоящее время
институт семьи вынужден
Но к сожалению , часто и сама семья самоустраняется от процесса воспитания . Многие родители , будучи заняты проблемами выживания, нередко неспособны помочь своим детям .Перед обществом стоит актуальная задача полноценно включить семью в воспитание детей , повышение ее ответственности за жизнедеятельность ребенка.
Существующие институты
государственной системы
Отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с делинквентным поведением , не развита подростковая наркологическая служба и т.д.
Сложившаяся ситуация требует переосмысления целей , ценностей, мотивов, эффективности средств и методов социальной работы с трудными подростками .
В настоящее время в стране осуществляются меры, направленные на улучшение положения детей в России. Принят ряд федеральных законов , введена президентская программа «Дети России» , в субъектах Российской Федерации разрабатываются законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей , нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации. В системе социальной защиты населения создана сеть учреждений для разных категорий детей , нуждающихся в социальной поддержке .
В качестве приоритетной идеи, основного направления в преодолении безнадзорности , беспризорности , правонарушений , наркомании обозначена задача – создать и совершенствовать комплексную систему профилактической работы, защищать права детей и подростков .
В свою очередь , концептуальным в проблеме профилактики является ее понимание как социально значимого явления , как части социальной политики государства. Исходя из понимания первичности семьи в решении проблем становления, формирования личности ребенка необходимо большое внимание уделить работе с семьей , в этом круге проблем – семье группы социального риска .Семейное неблагополучие является одной из причин , определяющих состояние правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Социальная работа , одна из немногих специальностей , аккумулирующих в себе самые разнообразные умения – от информирования , консультирования , обслуживания , стимулирования , обучения искусству взаимодействия и т.д., способна содействовать адаптации детей и подростков в современном обществе.
Поскольку делинквентное поведение является социальным разрушением, расстройством тех результатов , которые достигнуты в процессе адаптации индивида к обществу , необходимо в первую очередь уяснить сущность именно этого важнейшего социального явления .
Социальные характеристики трудных детей и подростков сложны и многообразны , но общим для этой категории признаком является активное сопротивление воспитанию , неприятие тех средств воздействия , которые являются результативными для большинства воспитуемых.
Принят Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних » , который способствует привлечению внимания государственных и общественных структур к созданию системы социальной профилактики и реабилитации для безнадзорных детей и подростков .
В законе дается определение основных понятий объекта профилактики :
-безнадзорный –
-беспризорный - это безнадзорный , не имеющий места жительства и (или ) места пребывания;
- несовершеннолетний , находящийся в социально опасном положении ,- это лицо в возрасте до восемнадцати лет , которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке , представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию ,либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав , образуемые в порядке , установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации , органы управления социальной защиты населения , органы управления образованием , органы опеки и попечительства , органы по делам молодежи , органы управления здравоохранением , органы службы занятости , органы внутренних дел .
Они могут в порядке ,установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации , создавать учреждения , осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую и реабилитационную работу в отношение безнадзорных или беспризорных несовершеннолетних , а также детей , занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством и содержащихся социально-реабилитационных центрах для совершеннолетних , социальных приютах , центрах помощи детям и других учреждениях для несовершеннолетних , нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации.
Кроме того , в поле их деятельности находятся дети , употребляющие наркотические вещества или психотропные вещества без назначения врача , а также совершившие правонарушение , повлекшее применение административной ответственности , освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии , а также в случаях , когда признано , что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних , если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию ,обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними .
Говоря о делинквентном поведении несовершеннолетних , мы должны учитывать , что детство – это период наиболее интенсивного психического , физического и социального развития .
Таким образом , делинквентное
поведение , вызванное совокупностью
факторов социального , психологического
, психосоматического характера , приводит
к депривации основных потребностей несовершеннолетнего-
потребностей в полноценном развитии
и самореализации.
В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens — «проступок, провинность». Под этим термином понимается как противоправное поведение личности — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность {делинквент), а сами действия,—деликтами.
Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.
В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко , введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. В. В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.
Получивший широкое
В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.
Информация о работе Делинквентное поведение несовершеннолетних