Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа
, цель данной курсовой работы рассмотреть сущность социальной работы с детьми и молодежью делинквентного поведения , проанализировать задачи и функции социальных работников направленные на улучшение их положения , рассмотреть и изучить правовые основы социальной защиты подростков и детей , практические меры по реализации этих положений.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
1. рассмотреть молодежь и детей как особую социально-правовую группу;
2. рассмотреть понятие и виды делинквентного поведения
3. проанализировать федеративные документы в сфере защиты молодежи и детей склонных к делинквентному поведению.
4. Дать характеристику социально-правового решения проблемы делинквентного поведения среди молодежи и детей на примере зарубежных стран.
Введение
1 Социально-правовая сущность проблемы делинкветного поведения детей и молодежи .
1.1 Понятие и виды делинквентного поведения.
1.2. делинквентное поведение детей и молодежи как объект социально-правовых механизмов решения и защиты прав несовершеннолетних правонарушителей.
2 Законодательное и нормативно-правовое регулирование решения проблем делинквентного поведения детей и молодежи.
2.1 Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты , Российской Федерации , регулирующие деятельность государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
2.2 Опыт социально-правовой деятельности в решении проблем делинквентного поведения детей и молодежи (за рубежом).
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
В целях обеспечения координации по реализации Конвенции ООН о правах ребенка на государственном и местном уровнях, включая эффективную координационную деятельность между центральными и местными исполнительными органами, а также сотрудничество с
неправительственными общественными организациями и другими секторами гражданского общества, постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2006 года № 36 создан специальный уполномоченный орган — Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. Кроме того , разработана Государственная программа « Дети Казахстана » на 2006-2011 годы, которая позволит обеспечить адресность мероприятий, направленных на охрану прав и защиту интересов всех категорий детей, гарантированность исполнения положений Конвенции ООН о правах ребенка, Закона Республики Казахстан « О правах ребенка в Республике Казахстан» .
Начало третьего тысячелетия — 2001 год — был объявлен Организацией Объединенных Наций Всемирным годом добровольцев. Этот факт свидетельствует о вкладе волонтерства в социальное развитие стран мира, укрепление в них демократических начал, формирование гражданского общества. ООН объявило добровольчество фундаментом гражданского общества, благодаря которому каждый человек реализует твою потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. При этом ООН отмечает, что необходимо не только организовать работу по привлечению добровольцев, но и способствовать тому, чтобы каждый человек имел возможность свободно посвящать время, талант, энергию другим людям посредством индивидуальных или коллективных акций, не ожидая вознаграждения. В связи с этим успешность помощи детям обеспечена также и профессиональными навыками специалистов .
Богатый опыт социально - психологической поддержки детей накоплен в США. Специальные учреждения социальной помощи детям выполняют (бесплатно для малообеспеченных семей ) достаточно многочисленные функции . Условно их можно разделить на три большие части: работа с детьми, работа отдельно с родителями, или людьми, которые их заменяют, совместная работа с детьми и родителями.
Работа с детьми включает в себя функционирование телефона доверия, службу защиты детей, подвергающихся насилию , помощь детям в получении образования, устройство детей в приюты и общежития , визиты на дом , индивидуальное и групповое консультирование , посредничество в кризисных ситуациях, мобилизацию и координацию средств социума , наблюдение за воспитуемым , его защиту.
Для работы с родителями предусмотрены следующие процедуры : организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; помощь родителям в ведении домашнего хозяйства; проводятся индивидуальные и групповые консультации , беседы с родителями с целью возвращения ребенка в семью . Дети совместно с родителями проходят тренинги по социальной адаптации, тренинги для поддержания функционирования приемной семьи ; наблюдается адаптация ребенка в новой семье; оказывается помощь семьям, вновь объединившимся с детьми.
Социальные работники в Германии занимаются в основном вопросами воспитания детей и профилактики делинквентного , а не наказанием за него . Когда такая система начала действовать, она повергла в шок всех юристов. Трудно было представить, что ресоциализация детей под руководством психологов и социальных работников будет намного эффективнее прямого юридического наказания. Возвращение ребенка в семью и коррекционная работа совместно с родителями в корне купировала дальнейшее развитие противоправного поведения.
Современной Швеции удалось добиться того , что социальные работники, неся ответственность перед обществом за этих детей, наделены реальными полномочиями и имют очень высокий статус . Это значительно облегчает работу , так как авторитет является хорошим средством воздействия на детей и семью . Шведские социальные работники, являясь независимой структурой , практически на равных работают с полицией, но не подотчетны правоохранителным органам. Основная цель социальных работников - профилактика правонарушений.
в Польше к работе с детьми, вступившими в конфликт с законом , подключаются кураторы ( педагоги , социальные работники, психологи или юристы). Кураторы осуществляют координационную связь между различными структурами: школой, семьей , социальной службой , полицией, медицинскими учреждениями. Работа куратора включает:
1) Составление отчета о личности подростка и ситуации в семье по поручению судьи. Для этого куратор посещает семью подростка и беседует с подростком и членами семьи . Отчет содержит анализ
ситуации и рекомендации относительно помощи или мер воспитательного характера. В 90 % случаев судья следует рекомендациям куратора .
2) Осуществление контроля за поведением ребенка по решению суда . Куратор посещает семью , школу, место работы подростка и регулярно представляет отчеты судье ( в приговоре указывается, как часто должны составляться подобные отчеты; например, каждые две недели или раз в два месяца ).
Для решения проблемы, связанной с деленквентным поведением молодежи для любой страны главная задача - создать для ребенка, имеющего отклонения в эмоциональной или поведенческой сфере , условия,
которые бы позволили компенсировать все то , что он когда- то недополучил в семье, школе, ином социальном звене, и , используя психодинамический подход, вернуть обществу полноценного здорового гражданина. При этом , по мнению многих специалистов , можно исправить практически любое отклонение в поведении, если создать в учреждении оптимальную для данного ребенка образовательную среду и обеспечить для этого направленную деятельность социальных служб .
Заключение.
Делинквентное поведение несовершеннолетних является одной из самых тревожных и сложных проблем современного развития российского общества. В настоящее время взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, деформации межличностных связей, разнообразия поколений, утраты многих традиций.
В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.
Таким образом государство взяло на себя обязанность создать условия для полноценного развития личности ребенка , т. е вырастить его полноценным членом гражданского общества , а также обеспечить его конституционные права на жизнь, охрану здоровья ,образование. Это значит , что если ребенок попадает под влияние иных условий , толкающих к делинквентым отклонениям в развитии , Российская Федерация имеет все возможности и ресурсы для использования режима , основанного на применении различных форм превенции антиобщественного поведения лиц, не достигших совершеннолетия.
В современном отечественном
законодательстве можно отметить устойчивые
тенденции развития и совершенствования
правовой базы всей системы профилактики
правонарушений несовершеннолетних, переориентации
ее от репрессивных начал на охранно-защитные
функции, приведение ее в соответствие
с международно-правовыми
Также существуют две тенденции в современном зарубежном опыте работы с делинквентным поведением.
ООН объявило добровольчество фундаментом гражданского общества, тем самым решение правонарушений среди детей и молодежи может основываться не только на педагогической деятельности , но и на волонтерской .
Проблемы, связанные с деленквентным поведением молодежи для любой страны главная задача - вернуть обществу полноценного здорового гражданина.
В целом необходима дальнейшая разработка государственной системы профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Необходимо продолжить и расширить данное направление изучения процесса делинквентного поведения.
Глоссарий
Безнадзорный – несовершеннолетний , контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию , обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц ;
Беспризорный - это безнадзорный , не имеющий места жительства и (или ) места пребывания.
Вандализм - бессмысленное уничтожение материальных и духовных памятников.
Делинквентное поведение - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Несовершеннолетний , находящийся в социально опасном положении ,- это лицо в возрасте до восемнадцати лет , которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке , представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию ,либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Наркомания — это заболевание, которое выражается в физической или психологической, зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению.
Пьянство — это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.
Проституция. Термин «Проституция» происходит от латинского слова prosttutio осквернение, обесчещение.
Псевдокультура - мнимая, не настоящая культура.
Превенция-предупреждение, профилактика, предохранение, предотвращение.
Подзаконные нормативные правовые акты – изданные на основе и во исполнения законные акты , содержащие юридические нормы .Обладающие меньшей юридической силой чем законы , базируются на них.
Преступность - относительно устойчиво распространенная форма отклоняющего поведения, достигшая степени общественной опасности и определяемая уголовным законодательством.
Ресоциализация (лат. повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида.
Суицид - намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства.
Токсикомания — это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ.
Список использованных источников
1.РеанА.А. Характерологические
особенности подростков-делинквен-
гов// Вопросы психологии. — 2008. — № 4.
2.Ремшмидт
X. Подростковый и
юношеский возраст: Проблемы
становления личности. — М., 2008.
3.Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
4.Антонян Ю. М ., Бородин С В . Преступность и психические аномалии. - М ., 2009.
5.Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988.
6. Буянов М . И. Ребенок из неблагополучной семьи . - М ,2008.
7. Социальная работа с детьми и подростками группы риска // Тезисы конференции / Под ред. А. А. Реана. - СПб ., 2008.
8.. Павленок Г . Д . Основы социальной работы. - М ., 2011.
9. Волошин В.М. Уголовно-правовая политика России в отношении несовершеннолетних правонарушителей и роль ответственности в ее реализации .: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
10. Большой юридический словарь \ под. ред. А.В. Малько. М.: Проспект ,2009.
11. Павлухин А.Н., Зарипов З.С., Эриашвили Н.Д. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания : учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2009.
12. Аврютин Ю.Е Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история ,перспективы. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008.
13. Гражданско-правовая , конституционно-правовая
и уголовно –правовая охрана нравственности
: сб / отв. ред. и сост. М.Н Кузнецов , И.В
Понкин . М.: Институт государственно-
14. Теория социальной работы: Учебник/ под ред. проф. Е.И. Холостова . М.: Юристъ, 2012.
15. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. — М.,2009.
16. Российская Федерация, Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001.
17. Российская Федерация, Законы, О Правительстве Российской Федерации: от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010)// Собрание законодательства РФ.-1997.- № 51.
18. Российская Федерация, Законы, Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Собрание законодательства РФ.-1999.- №26
19. Декларация тысячелетия ООН. Утверждена Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 года// Свод нормативных актов ЮНЕСКО.- М.: Международные отношения, 1991
Информация о работе Делинквентное поведение несовершеннолетних