Делинквентное поведение несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

, цель данной курсовой работы рассмотреть сущность социальной работы с детьми и молодежью делинквентного поведения , проанализировать задачи и функции социальных работников направленные на улучшение их положения , рассмотреть и изучить правовые основы социальной защиты подростков и детей , практические меры по реализации этих положений.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
1. рассмотреть молодежь и детей как особую социально-правовую группу;
2. рассмотреть понятие и виды делинквентного поведения
3. проанализировать федеративные документы в сфере защиты молодежи и детей склонных к делинквентному поведению.
4. Дать характеристику социально-правового решения проблемы делинквентного поведения среди молодежи и детей на примере зарубежных стран.

Содержание работы

Введение
1 Социально-правовая сущность проблемы делинкветного поведения детей и молодежи .
1.1 Понятие и виды делинквентного поведения.
1.2. делинквентное поведение детей и молодежи как объект социально-правовых механизмов решения и защиты прав несовершеннолетних правонарушителей.
2 Законодательное и нормативно-правовое регулирование решения проблем делинквентного поведения детей и молодежи.
2.1 Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты , Российской Федерации , регулирующие деятельность государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
2.2 Опыт социально-правовой деятельности в решении проблем делинквентного поведения детей и молодежи (за рубежом).
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая 11.docx

— 75.03 Кб (Скачать файл)

4. Указ Президента Российской  Федерации от 5 июня 1994 г. №646. Утверждено  «Положение о межведомственной  комиссии по делам несовершеннолетних  при Правительстве Российской  Федерации». На Комиссию возлагаются  функции координации деятельности  министерств и ведомств РФ  по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, а также оказание организационно-методической  помощи комиссиям по делам несовершеннолетних, при органах исполнительной власти субъектов РФ.

5. В 1999 году продолжалось формирование и развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. Были приняты в 1998-1999 гг. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в дополнение к ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Данные акты устанавливают основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Федеральное законодательство способствовало развитию инфраструктуры социальных служб, созданию учреждений нового типа, оказывающих социальные услуги семьям и подросткам; территориальных  центров социальной помощи семье  и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей  и подростков, центров психолого-педагогической помощи населению, центров экстренной психологической помощи по телефону.

За последнее время  численность учреждений социального  обслуживания семьи и детей выросла  и составляет на начало 2003 г. 1220 учреждений, функционирующих в 87 субъектах Российской Федерации в системе органов  социальной защиты населения. 160 тысяч  детей в год проходит через  эти учреждения. В апреле 1991 года впервые появилось понятие «социальная  служба для молодежи». Одной из форм служб для молодежи являются центры по оказанию помощи подросткам, склонным к употреблению алкоголя, токсических  и наркотических веществ, совершению суицидальных попыток. Основная категория, на которую сосредоточено внимание социальных служб делинквентная молодежь.

Направления деятельности:

По линии Министерства образования в крупных городах  создаются отдельные психологические  службы. На базе многих учреждений внешкольной  сферы (Центров детско-юношеского творчества, Дворцов и Домов детей и  молодежи) создаются подразделения, которые являются фактически социальными  службами. По линии Министерства внутренних дел открываются приемники-распределители для несовершеннолетних (Центры временной  изоляции для подростков-правонарушителей). По линии Федеральной службы занятости  проводятся отдельные программы  по предотвращению молодежной безработицы (ярмарки вакансий для молодых, переобучение и обучение), организуется сезонное трудоустройство.

Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:

1) осуществляют меры по  профилактике безнадзорности несовершеннолетних  и организуют индивидуальную  профилактическую работу в отношении  безнадзорных и беспризорных, их  родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей  по воспитанию, содержанию несовершеннолетних  и (или) отрицательно влияющих  на их поведение либо жестоко  обращающихся с ними;

2) контролируют деятельность  специализированных учреждений  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, иных  учреждения и служб, предоставляющих  социальные услуги несовершеннолетним  и их семьям, а также осуществляют  меры по развитию сети указанных  учреждений;

3) внедряют в деятельность  учреждений и служб, предоставляющих  социальные услуги несовершеннолетним  и их семьям, современные методики  и технологии социальной реабилитации.

7. Примерные положения  о специализированных учреждениях  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, утверждаются  Правительством РФ.

8. Примерные положения  о специальных учебно-воспитательных  учреждениях открытого и закрытого  типа утверждаются Правительством Российской Федерации.

Итак, государство взяло  на себя обязанность создать условия  для полноценного развития личности ребенка , т. е вырастить его полноценным членом гражданского общества , а также обеспечить его конституционные права на жизнь,  охрану здоровья ,образование. Это значит , что если ребенок попадает под влияние иных условий , толкающих к делинквентым отклонениям в развитии , Российская Федерация имеет все возможности и ресурсы для использования режима , основанного на применении различных форм превенции антиобщественного поведения лиц, не достигших совершеннолетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Законодательные  и подзаконные нормативные правовые  акты , Российской Федерации , регулирующие деятельность государственной системы по профилактике  правонарушений несовершеннолетних.

Конституция Российской Федерации  содержит целый ряд статей, как  непосредственно , так и опосредованно регламентирующих правовой статус несовершеннолетних.

Так, ч.1 ст.38 « Обязанность  государства защищать материнство, детство и семью. Защита государством  материнства и детства , семьи как конституционный принцип » была в первые закреплена в 1977г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека. Защита материнства и детства , семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению семьи , ее социальной поддержке , обеспечению семейных прав граждан.

Часть 2 ст.38 четко прописывает , что забота о детях , их воспитание – есть равное право и обязанность родителей . Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей , основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины ( ст.19).

В Федеральном законе о  « О полиции» в ст. 2 закреплено  , что деятельность полиции осуществляется по таким основным направления , как защита личности , общества , государства от противоправных посягательств ; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений ; выявление и раскрытие преступлений ,производство дознания по уголовным делам ; розыск лиц .

Также Федеральный закон  « О полиции » содержит статьи , затрагивающие деятельность полиции по отношению к несовершеннолетним. Так, ст. 12 , касающаяся обязанностей полиции ,говорит о необходимости выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия ; выявлять лиц , имеющих намерение совершить преступление , и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу ; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ; участвовать в пропаганде правовых знаний . Речь идет также об обязанности осуществлять розыск лиц , скрывшихся от органов дознания следствия или суда; несовершеннолетних , самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних , нуждающихся в социальной реабилитации.

Кроме того, ст.12 дает предписание сотрудникам полиции содержать , охранять, задержанных под стражу лиц , находящихся в изоляторах временного содержания .

Статья 13 определяет возможность доставлять полиции несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия , а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для совершеннолетних правонарушителей.

В главе 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения » ст. 14, раскрывающая задержание , обязывает полицию о каждом случае задержания несовершеннолетнего незамедлительно уведомлять его родителей или иных законных представителей.

Права и законные интересы лиц с делинквентным  поведением являются объектом не только административно-правовой и уголовно-правовой охраны, но также семейного, трудового, гражданского и иных видом отраслевого законодательства .Так нормы об охране детства , семьи, прав и законных интересов несовершеннолетних содержатся в Трудовом , Семейном, Гражданском кодексах и иных кодифицированных федеральных правовых актах .

Обращаясь к федеральному законодательству , отметим, что Федеральный закон « Об опеке и попечительстве » регулирует отношения , связанные с установлением , осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью недееспособными гражданами; ст.13 закона предусматривает особый порядок назначения опекунов или попечителей над несовершеннолетними гражданами по заявлению их родителей , а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан.

В Федеральном законе «Об  основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» закреплены  основные гарантии прав и законных интересов ребенка , предусмотренные Конституцией , в целях создания правовых , социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка .

Ведущее место в законодательстве отводиться Федеральному закону «Об  основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ,закрепляющему правовое положение субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних , в том числе и органов внутренних дел ,и устанавливающему основы правового регулирования отношений , возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Он не только называет субъектов профилактики , но и прописывает отдельные процедуры их деятельности.

Данный нормативный акт  федерального значения уточняет законодательство Российской Федерации : о профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

- называет органы и  учреждения системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних ;

-перечисляет категории  лиц, в отношении которых проводится  индивидуальная профилактическая  работа;

-рассматривает вопросы  помещения несовершеннолетних в  центры временного содержания  для несовершеннолетних правонарушителей.

В ст.31 Федерального закона « О содержании под стражей  подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений » прописан   особый правовой режим, который распространяется на условии содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых:

-улучшены материально  – бытовые условия ,

-устанавливаются повышенные нормы питания ,

-разрешены ежедневные прогулки продолжительностью не менее двух часов,

-предоставлена возможность  физических упражнений и спортивных  игр во время прогулок.

Следующую группу правовых документов по иерархии образуют подзаконные  правовые акты в рассматриваемой  сфере. Их основное назначение состоит в конкретизации , развитии  и обеспечении исполнения содержания законов относительно специфики определенных сфер общественной жизни.

Выделяют следующие виды подзаконных нормативных правовых актов :

-указы и распоряжения  Президента РФ. Они обязательны  для исполнения на всей территории  Российской Федерации , не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам;

-постановления и распоряжения  Правительства РФ. Акты ,имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений по текущем вопросам – в форме распоряжений;

-приказы , инструкции , положения министерств и ведомств принимаются на основе и в соответствии с законами Российской Федерации ;

-решения и постановления  местных органов власти ;

-нормативно правовые  акты органов местного самоуправления ;

-локальные нормативные  правовые  акты ,принятые на уровне конкретного предприятия , учреждения и организации.

В современном отечественном  законодательстве можно отметить устойчивые тенденции развития и совершенствования правовой базы всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних , переориентации ее от репрессивных начал на охранно-защитные функции , приведение ее в соответствие с международно-правовыми актами .Однако комплекс нерешенных проблем требует проведения ревизии в законодательстве совершенствования нормативной базы как системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в целом, так и правовых документов ,регламентирующих организацию деятельности подразделений по делам несовершеннолетних  органов внутренних дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Опыт социально-правовой  деятельности в решении проблем   делинквентного поведения детей и молодежи (за рубежом).

На  данный  момент  в  современном   зарубежном  опыте   работы  с делинквентным поведением   намечены  две основные тенденции .

Первая  тенденция   заключается  в  расширении  общественного  участия в помощи  детям с делинквентным поведение поведением.  Анализ   опыта   других   государств   показывает ,  что работа   с   различными  категориями  детей « в  беде » ( инвалидами,  девиантными ,  сиротами)  начинается   с общественной  инициативы,  которая,  используя возможности   различных   фондов  и   международных   организаций,  лоббирует  интересы  этих    детей на  уровне   государства.  При   этом  без  государственной поддержки,без  создания    государственных   систем  контроля   и   регулирования  подобной  работы,  создания   развитой   службы  социальных  работников  помощь  детям   является   неэффективной ,  одноразовой.

Второй  значимой  тенденцией  в   настоящее  время   в  большинстве   цивилизованных  стран являются   представления  о  « кризисе  наказания»,  кризисе  уголовной  политики  и   уголовной  юстиции , кризисе  государственного   и   полицейского   контроля .    Первостепенная   задача   нашего  общества -  разработать  систему   профилактических, диагностических  и   коррекционных   мер  по  работе   с  детьми  с  делинквентным  поведением.   И в опыте передовых   стран  нас  больше  интересует   профессиональный  инструментарий  специалистов , работающих  с  детьми  с   делинквентным поведением.  Другими   словами ,  важной  социальной   тенденцией  является    ресоциализация   детей с делинквентным поведением.

Информация о работе Делинквентное поведение несовершеннолетних