Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа
, цель данной курсовой работы рассмотреть сущность социальной работы с детьми и молодежью делинквентного поведения , проанализировать задачи и функции социальных работников направленные на улучшение их положения , рассмотреть и изучить правовые основы социальной защиты подростков и детей , практические меры по реализации этих положений.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
1. рассмотреть молодежь и детей как особую социально-правовую группу;
2. рассмотреть понятие и виды делинквентного поведения
3. проанализировать федеративные документы в сфере защиты молодежи и детей склонных к делинквентному поведению.
4. Дать характеристику социально-правового решения проблемы делинквентного поведения среди молодежи и детей на примере зарубежных стран.
Введение
1 Социально-правовая сущность проблемы делинкветного поведения детей и молодежи .
1.1 Понятие и виды делинквентного поведения.
1.2. делинквентное поведение детей и молодежи как объект социально-правовых механизмов решения и защиты прав несовершеннолетних правонарушителей.
2 Законодательное и нормативно-правовое регулирование решения проблем делинквентного поведения детей и молодежи.
2.1 Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты , Российской Федерации , регулирующие деятельность государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
2.2 Опыт социально-правовой деятельности в решении проблем делинквентного поведения детей и молодежи (за рубежом).
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
4. Указ Президента Российской
Федерации от 5 июня 1994 г. №646. Утверждено
«Положение о межведомственной
комиссии по делам
5. В 1999 году продолжалось формирование и развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. Были приняты в 1998-1999 гг. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в дополнение к ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Данные акты устанавливают основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Федеральное законодательство
способствовало развитию инфраструктуры
социальных служб, созданию учреждений
нового типа, оказывающих социальные
услуги семьям и подросткам; территориальных
центров социальной помощи семье
и детям, социально-реабилитационных
центров для
За последнее время
численность учреждений социального
обслуживания семьи и детей выросла
и составляет на начало 2003 г. 1220 учреждений,
функционирующих в 87 субъектах Российской
Федерации в системе органов
социальной защиты населения. 160 тысяч
детей в год проходит через
эти учреждения. В апреле 1991 года
впервые появилось понятие «
Направления деятельности:
По линии Министерства
образования в крупных городах
создаются отдельные
Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры по
профилактике безнадзорности
2) контролируют деятельность
специализированных учреждений
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, иных
учреждения и служб,
3) внедряют в деятельность
учреждений и служб,
7. Примерные положения
о специализированных
8. Примерные положения
о специальных учебно-
Итак, государство взяло на себя обязанность создать условия для полноценного развития личности ребенка , т. е вырастить его полноценным членом гражданского общества , а также обеспечить его конституционные права на жизнь, охрану здоровья ,образование. Это значит , что если ребенок попадает под влияние иных условий , толкающих к делинквентым отклонениям в развитии , Российская Федерация имеет все возможности и ресурсы для использования режима , основанного на применении различных форм превенции антиобщественного поведения лиц, не достигших совершеннолетия.
2.1 Законодательные
и подзаконные нормативные
Конституция Российской Федерации содержит целый ряд статей, как непосредственно , так и опосредованно регламентирующих правовой статус несовершеннолетних.
Так, ч.1 ст.38 « Обязанность государства защищать материнство, детство и семью. Защита государством материнства и детства , семьи как конституционный принцип » была в первые закреплена в 1977г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека. Защита материнства и детства , семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению семьи , ее социальной поддержке , обеспечению семейных прав граждан.
Часть 2 ст.38 четко прописывает , что забота о детях , их воспитание – есть равное право и обязанность родителей . Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей , основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины ( ст.19).
В Федеральном законе о « О полиции» в ст. 2 закреплено , что деятельность полиции осуществляется по таким основным направления , как защита личности , общества , государства от противоправных посягательств ; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений ; выявление и раскрытие преступлений ,производство дознания по уголовным делам ; розыск лиц .
Также Федеральный закон « О полиции » содержит статьи , затрагивающие деятельность полиции по отношению к несовершеннолетним. Так, ст. 12 , касающаяся обязанностей полиции ,говорит о необходимости выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия ; выявлять лиц , имеющих намерение совершить преступление , и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу ; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ; участвовать в пропаганде правовых знаний . Речь идет также об обязанности осуществлять розыск лиц , скрывшихся от органов дознания следствия или суда; несовершеннолетних , самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних , нуждающихся в социальной реабилитации.
Кроме того, ст.12 дает предписание сотрудникам полиции содержать , охранять, задержанных под стражу лиц , находящихся в изоляторах временного содержания .
Статья 13 определяет возможность доставлять полиции несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия , а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для совершеннолетних правонарушителей.
В главе 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения » ст. 14, раскрывающая задержание , обязывает полицию о каждом случае задержания несовершеннолетнего незамедлительно уведомлять его родителей или иных законных представителей.
Права и законные интересы лиц с делинквентным поведением являются объектом не только административно-правовой и уголовно-правовой охраны, но также семейного, трудового, гражданского и иных видом отраслевого законодательства .Так нормы об охране детства , семьи, прав и законных интересов несовершеннолетних содержатся в Трудовом , Семейном, Гражданском кодексах и иных кодифицированных федеральных правовых актах .
Обращаясь к федеральному законодательству , отметим, что Федеральный закон « Об опеке и попечительстве » регулирует отношения , связанные с установлением , осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью недееспособными гражданами; ст.13 закона предусматривает особый порядок назначения опекунов или попечителей над несовершеннолетними гражданами по заявлению их родителей , а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закреплены основные гарантии прав и законных интересов ребенка , предусмотренные Конституцией , в целях создания правовых , социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка .
Ведущее место в законодательстве отводиться Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ,закрепляющему правовое положение субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних , в том числе и органов внутренних дел ,и устанавливающему основы правового регулирования отношений , возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Он не только называет субъектов профилактики , но и прописывает отдельные процедуры их деятельности.
Данный нормативный акт федерального значения уточняет законодательство Российской Федерации : о профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- называет органы и
учреждения системы
-перечисляет категории
лиц, в отношении которых
-рассматривает вопросы
помещения несовершеннолетних
В ст.31 Федерального закона « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений » прописан особый правовой режим, который распространяется на условии содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых:
-улучшены материально – бытовые условия ,
-устанавливаются повышенные нормы питания ,
-разрешены ежедневные прогулки продолжительностью не менее двух часов,
-предоставлена возможность
физических упражнений и
Следующую группу правовых документов по иерархии образуют подзаконные правовые акты в рассматриваемой сфере. Их основное назначение состоит в конкретизации , развитии и обеспечении исполнения содержания законов относительно специфики определенных сфер общественной жизни.
Выделяют следующие виды
подзаконных нормативных
-указы и распоряжения
Президента РФ. Они обязательны
для исполнения на всей
-постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты ,имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений по текущем вопросам – в форме распоряжений;
-приказы , инструкции , положения министерств и ведомств принимаются на основе и в соответствии с законами Российской Федерации ;
-решения и постановления местных органов власти ;
-нормативно правовые акты органов местного самоуправления ;
-локальные нормативные правовые акты ,принятые на уровне конкретного предприятия , учреждения и организации.
В современном отечественном законодательстве можно отметить устойчивые тенденции развития и совершенствования правовой базы всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних , переориентации ее от репрессивных начал на охранно-защитные функции , приведение ее в соответствие с международно-правовыми актами .Однако комплекс нерешенных проблем требует проведения ревизии в законодательстве совершенствования нормативной базы как системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в целом, так и правовых документов ,регламентирующих организацию деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
2.2 Опыт социально-правовой
деятельности в решении
На данный момент в современном зарубежном опыте работы с делинквентным поведением намечены две основные тенденции .
Первая тенденция заключается в расширении общественного участия в помощи детям с делинквентным поведение поведением. Анализ опыта других государств показывает , что работа с различными категориями детей « в беде » ( инвалидами, девиантными , сиротами) начинается с общественной инициативы, которая, используя возможности различных фондов и международных организаций, лоббирует интересы этих детей на уровне государства. При этом без государственной поддержки,без создания государственных систем контроля и регулирования подобной работы, создания развитой службы социальных работников помощь детям является неэффективной , одноразовой.
Второй значимой тенденцией в настоящее время в большинстве цивилизованных стран являются представления о « кризисе наказания», кризисе уголовной политики и уголовной юстиции , кризисе государственного и полицейского контроля . Первостепенная задача нашего общества - разработать систему профилактических, диагностических и коррекционных мер по работе с детьми с делинквентным поведением. И в опыте передовых стран нас больше интересует профессиональный инструментарий специалистов , работающих с детьми с делинквентным поведением. Другими словами , важной социальной тенденцией является ресоциализация детей с делинквентным поведением.
Информация о работе Делинквентное поведение несовершеннолетних