Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но, в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Понятие и механизм делового общения и мотивации…………………………….5

2. Мотивация и мотиваторы коммуникации………………………………………….9

3. Мотивация делового поведения…………………………………………………...15

Заключение…………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы………………………………………………...19

Тестовые задания……………………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 111.98 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Понятие  и механизм делового общения  и мотивации…………………………….5

2. Мотивация и мотиваторы коммуникации………………………………………….9

3. Мотивация  делового поведения…………………………………………………...15

Заключение…………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы………………………………………………...19

Тестовые  задания……………………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но, в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений — это, прежде всего получение максимальной прибыли.

Кроме того, в условиях современной научно-технической  революции постоянно растет интерес  к явлению социально-психологического климата коллектива, то есть к установлению не только благоприятных деловых. Но и дружеских отношений в коллективе. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Эффективность совместной деятельности во многом зависит  от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная  атмосфера в группе не только продуктивно  влияет на результаты ее, но и перестраивает  человека, формирует его новые  возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость  в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и механизм делового  общения и мотивации

 

Трудовые  коллективы возникают ради целей  совместного достижения определенных целей. Поэтому на первый план в них  выходит именно деловое общение. Деловое общение – процесс  взаимосвязи и взаимодействия, в  котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или  реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно разделить  на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно — временная  дистанция).

Прямое  деловое общение обладает большей  результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют  социально – психологические  механизмы.

В целом  деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его  процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем  прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для  обеих сторон). В обычном дружеском  общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по деланию участников) в любой  момент.

Деловое общение реализуется в различных  формах: деловая беседа, деловые  переговоры, деловые совещания, публичные  выступления.

Деловое общение — это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его  участники выступают в официальных  статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Если  спросить разных руководителей, что  такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы». Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация — это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели (рис. 1).

 

Рис. 1 Модель мотивации

 

Рассмотрим  более подробно приведенные в  схеме составляющие мотивации.

Главное в мотивации — ее неразрывная  связь с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, выражающееся в состоянии беспокойства и тревоги, которое возникает  у него, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической  или социальной). В сфере мотивации общения это потребности в независимости, уважении, власти и любви, а в сфере мотивации деятельности — потребности «быть автором», в истине, в предвидении и в смысле. Фрустрация потребности в любви, которую можно также назвать «потребностью в чувстве общности» (А. Адлер), приводит к акцентуации прочих потребностей в сфере мотивации общения и к соответствующему защитному поведению. Тогда независимость достигается посредством социального отчуждения («Компьютер»), уважение – посредством демонстрации имиджа превосходства («Задавака») или прислуживания («Заискиватель»), а власть – посредством агрессивного преследования («Обвинитель») или поучений («Спасатель»).

Потребность — это испытываемая человеком  нехватка чего-либо, находящегося вне  его, необходимого для поддержания  нормальной жизнедеятельности. Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Аля многих людей работа — это способ зарабатывания денег, с помощью которого могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и др.).

Профессиональный  труд позволяет человеку удовлетворять  не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые  присуши человеку как существу социальному. Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне. Не все потребности, активизирующие поведение человека, осознаются им в полной мере. Так, например, потребность во власти, в независимости может проявляться в крайне болезненной реакции работника на любое давление или на усиление внешнего контроля, хотя истинные истоки такого поведения могут и не осознаваться.

Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь - это то, что может  привести к ликвидации испытываемого  человеком состояния нужды в  чем-либо. Достижение цели приводит к  уменьшению или исчезновению напряжения, восстанавливает физиологическое  и психологическое равновесие.

Основными функциями мотивации являются: побуждение к действию; направление деятельности; контроль и поддержание поведения [4, с 118-119].

Высокая отдача от работников возможна лишь в  том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут  положительно относиться к выполняемой  работе. Это возможно лишь тогда, когда  процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить  важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий  уровень трудовой мотивации. Руководителю, желающему воздействовать на трудовую мотивацию подчиненных, в этой работе необходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата:

Шаг 1. Оценка потребностей работников, определяющих их рабочее поведение, отношение  к работе и к рабочим заданиям.

Шаг 2. Определение  тех факторов, которые влияют на трудовую мотивацию работников, определяя  их отношение к работе, степень  заинтересованности в конечных результатах  и готовность работать с полной отдачей.

Шаг 3. Выработка  таких мер воздействия, построение такой мотивирующей рабочей среды, которая способствует высокой заинтересованности в конечных результатах, позитивному  отношению к выполняемой работе и к организации.

Шаг 4. Воздействие  на трудовую мотивацию с учетом индивидуальных особенностей работника.

Шаг 5. Оценка эффективности выбранных мер  воздействия и их корректировка  в случае необходимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мотивация и мотиваторы коммуникации

 

Мотивация и сами мотивы, являющиеся причиной определенных высказываний, поведения  или поступков в процессе общения, у различных его участников имеют  свои особенности. Одни при этом учитывают  действие нескольких мотиваторов (факторов), а другие обращают внимание только на один из них и ведут себя в соответствии с ним. Во втором случае поведение одного из общающихся другим кажется недостаточно обдуманным, разумным или обоснованным.

Мотивация поведения и поступков общающихся характеризуются и другим — обстоятельства, лежащие в ее основе в процессе коммуникации, у разных людей в  одно и тоже время могут быть совершенно противоположного характера. Разумно поступает тот, кто учитывает различия между людьми, проявляющиеся при мотивации их поведения и поступков.

Одним из наиболее часто проявляющихся мотивационных  факторов являются любознательность общающихся и желание ее удовлетворить. Любопытство  от природы присуще многим индивидам  и представляет собой их целенаправленное стремление к приобретению новых  знаний, новой информации, что сопровождается возникновением у них различных  эмоций.

Первоначальный  этап мотивационного процесса — это  возникновение у общающихся потребности в определенном высказывании, поведении, действии или поступке. На нее оказывают влияние прежде всего индивидуальные свойства человека, который собирается участвовать в коммуникации.

Если он стремится жить в соответствии с нормами общепринятой морали, то у него при формировании мотиватора или мотиваторов обязательно наличествует нравственный контроль.

А у  того, кто к общепринятым нормам морали относится критически или  вообще «наплевательски», он отсутствует  или ослабевает.

И в  этом случае у него появляются другие мотиваторы, к примеру стремление добиться своего любыми средствами, желание поставить другого в неловкое положение или повесить ему на уши «макаронные изделия». В качестве мотиваторов, обуславливающих определенное поведение или действие общающихся, могут выступать и доминирующие черты их характера.

К примеру, присущая им природная повышенная агрессивность или их волевые качества, проявляющиеся у людей не в одинаковой степени. Так, имеющаяся у участника коммуникации нерешительность может привести к его отказу от определенного поведения или действия или наоборот побудить его к иным.

Важное  мотивационное значение нередко  может иметь стремление к признанию  своей значимости, своих достижений в определенной сфере деятельности, а также дух соперничества. Иногда мотивационное значение для коммуникации имеют уверенность человека в  собственной обаятельности, привлекательности, практичности, предприимчивости, предусмотрительности, умении ладить с людьми, общительности, наличии чувства юмора.

Интеллектуальный  уровень общающихся может играть свою роль в их мотивационных процессах. При этом легкость мотивации высказываний, поведения и действий проявляется в первую очередь у тех из них, кто отличается примитивным, мышлением и низким уровнем развития интеллекта.

А вот  у лиц противоположного качества нередко мотивационный процесс  происходит нелегко, с анализом или  осмыслением различных обстоятельств. Результатом этого может быть появление у них сомнения и  неуверенности, что приводит к непоследовательности и внезапности в их поведении  и действиях.

Следует выделить импульсивный и управляемый  стили мотивации поведения и  поступков, присущих различным общающимся личностям. При первом они мало их обдумывают или вообще не задумываются над этим, а при втором достаточно серьезно анализируют их.

Преобладание  у общающихся тех или иных мотиваторов предопределяет особенности их высказываний, поведения и действий. Лица, у которых преобладает мотив соперничества, стремятся при коммуникации к лидерству, воспринимают других свысока или недоброжелательно. Те же, кто во главу угла ставит достижение цели, отличаются самоуверенностью в суждениях и поведении, своенравностью.

Информация о работе Деловое общение