Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:17, контрольная работа
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но, в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Понятие и механизм делового общения и мотивации…………………………….5
2. Мотивация и мотиваторы коммуникации………………………………………….9
3. Мотивация делового поведения…………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………………...19
Тестовые задания……………………………………………………………………...20
В зависимости от уровня притязаний, как мотива высказываний, поведения и действий, выделяется два типа общающихся — стремящиеся к достижению цели и старающиеся избежать неудачи. В первом случаи они думают о достижении определенной цели, а во втором — в основном о возможности неудачи, наказания, порицания, «как бы чего не вышло».
Лица первой категории при коммуникации постоянно испытывают потребность в признании своих заслуг со стороны партнера и в обратной с ним связи. Они предпочитают более сильного собеседника, а вторые в аналогичных обстоятельствах — равного себе или более слабого.
У первых
в большей степени проявляются
терпимость, упорство и настойчивость,
подвижность процессов
А вот лица с мотивацией боязни неудачи мало инициативны, предпочитают легко выполнимые цели, ищут причины отказа от выполнения сложных. Не проявляют они и должной настойчивости при их осуществлении.
В процессе коммуникации мотивация достижения больше присуща лицам мужского пола, поскольку женщинам чаще несвойственно стремление к достижению успеха, особенно в деловой сфере.
Высказывания, поведение и действия общающихся в немалой степени зависят и от присущих им различий в самооценке и уровне притязаний. У особ с адекватной самооценкой они формируются в соответствии с поставленными целями.
Успех действует на них как стимулятор, а неудача приводит к появлению настойчивости и стремления установить и устранить причины неудачи. Лица этой категории обычно уверены в себе, а для их высказываний, поведения и действий характерна стабильность.
Граждане с заниженной самооценкой в коммуникации отличаются неуверенностью в себе, пассивностью, слабым стремлением к осуществлению поставленной цели, не реализуют в полной мере свои возможности. Заниженная самооценка приводит к стремлению человека любой ценой избежать неудачи, к отказу от целей, которые могут быть и не осуществлены, к стремлению избежать любых неприятных ситуаций.
Излишняя самоуверенность при общении присуща субъектам с завышенной самооценкой, которые ставят без предварительной подготовки не только легко достижимые цели. На пути их достижения первые неудачи таких личностей не расстраивают и обычно объясняются ими случайными или внешними причинами.
Участников общения можно разделить на лиц с адекватным и особ с неадекватным уровнем притязаний. Лучшим является адекватный уровень, при котором люди выбирают цели, соответствующие их возможностям. А это позволяет их максимально реализовать, что приводит к гармонии коммуникации.
У лиц же с неадекватным уровнем притязаний выбираемые ими цели нередко превосходят их возможности, и при неудаче в их осуществлении они ищут причину этого не в себе, а в окружающих. Когда же другие участники коммуникации объективно оценивают их возможности, они считают это недружественным проявлением и готовы к конфликтам.
У личности, которая отличается неадекватно заниженным уровнем притязаний, часто выбираемые цели ниже ее возможностей. При общении она неуверенна в себе и на всякий случай перестраховывается от неудач, в том числе и от тех, которые маловероятны.
Мотивацию поведения и действий общающихся следует также делить на внешнюю и внутреннюю. При первой она формируется под влиянием советов, внушений, убеждений, примеров, действий других людей или иных внешних обстоятельств.
Внешняя мотивация зависит от конкретной присущей личности в той или иной степени внушаемости. Внушаемость — это присущая общающимся склонность к непроизвольному и некритическому восприятию воздействия со стороны других людей. Причем это имеет место даже тогда, когда это противоречит их собственным интересам и убеждениям.
Наличие высокой степени внушаемости приводит к безотчетному изменению лицом своих высказываний, поведения и действий под влиянием внешнего воздействия. Таких людей легко заразить своим настроением, взглядами, убедить и переубедить. Будем учитывать, что степень внушаемости у женщин обычно более высокая, чем у мужчин. Она также зависит от возраста.
Склонность общающихся к добровольному и сознательному изменению своих высказываний, взглядов и действий для сближения с реакцией окружающих из-за их правоты или искренности называется конформностью. Она разделяется на внешнюю и внутреннюю.
При первой человек обычно возвращается к своему прежнему мнению, поведению или действию, если давление окружающих на него прекращается. А во втором случае он продолжает придерживаться внушенного со стороны мнения или поведения и после прекращения на него давления. Степень конформности при коммуникации зависит и от различных ситуативных, и от половых и возрастных факторов. Так, женщины и дети обычно более восприимчивы к внешнему давлению. Степень подчинения ему также зависит от сложности обсуждаемых проблем и от неоднозначности принимаемых решений.
Другой фактор, влияющий на степень конформности, это социальный и правовой статус общающихся: чем более он высок, тем менее лицо подвержено внушаемости.
Степень внушаемости зависит и от того, по своей воле или по принуждению оно подвергается внушению, а также от его отношения к тому, кто им занимается.
Люди, которым присущ высокий уровень конформности, обычно страдают комплексом неполноценности, излишне чувствительны к мнениям и намекам других. Они часто сравнивают себя с другими, причем не в свою пользу, их постоянно волнует то, как они выглядят в глазах окружающих.
В процессе коммуникации сравнительно легко поддаются убеждению особы, отличающиеся низкой самооценкой, застенчивые личности. При ней может иметь место и явление, называемое негативизмом, т.е. немотивированное сопротивление лица оказываемому на него воздействию, в том числе коллективному.
К внутренней мотивации высказываний, поведения или деятельности общающихся можно отнести и степень их увлеченности в отношении того, о чем идет речь. Те, у кого она высокая, активно включаются в коммуникацию, иногда забывая обо всем остальном.
А имеющие низкий уровень увлеченности не проявляют к ней особого интереса. Увлеченность может проявляться и в форме азартности, т.е. в потере общающимся контроля над своими высказываниями, поведением или действием для достижения в конкретной ситуации определенной цели. Это может привести к дискомфорту и конфликту [2, с.43-45].
3. Мотивация делового поведения
Мотивация
– система факторов, детерминирующих
поведение и объясняющих
А. Маслоу считал, что действия человека определяются потребностями в материальных благах, безопасности и комфорте, любви и самореализации. При этом потребности в пище, жилье, деньгах составляют, по мнению ученого, нижний или первичный уровень потребностей. Главное – потребность в любви окружающих и в самоуважении, которое достигается путем самореализации в какой-либо деятельности.
В реальности
деловой жизни мотивация
Успех – это событие или достижение, получающее высокую социальную и общественную оценку. Успех обязательно обладает хотя бы виртуальной значимостью. Само понятие успеха зависит от системы ценностей и содержания ожиданий [3, с 104].
В зависимости
от доминирующих мотиваций и характера
находится желание или
Внешняя объективная сторона карьеры – последовательность занимаемых личностью профессиональных и социальных позиций.
Внутренняя сторона карьеры – установка на успех и активность в профессиональной и служебной деятельности.
Закономерности: чем больше личность соответствует профессии, тем больше вероятность, что она сделает в ней карьеру. Решение о карьере принимается личностью дважды. В первый раз, это иногда незаметное для человека формирование характера и мотиваций, обусловливающих саму возможность достижения служебной или профессиональной карьеры. Во второй, это осознанное организационное поведение, направленное либо на сохранение существующего статуса, либо на его повышение [1, с 16].
В деловом общении крайне важно понимать реальные мотивы поведения в организации начальника, подчиненного, коллеги и партнера, для того чтобы выработать эффективную систему поведения. Мотивационная сфера делового человека характеризуется широтой, то есть качественным разнообразием мотивационных факторов, (я работаю ради удовольствия, славы, денег, любви окружающих), гибкостью, то есть качественным разнообразием средств удовлетворения определенной потребности (я получаю удовольствие от самой работы или от уровня ее оплаты), иерархией, то есть силой и частотой мотивов (мне больше всего нужны деньги, а потом слава и любовь или наоборот.)
Типичными мотивационными потребностями, обусловливающими осознанное стремление сделать карьеру, являются следующие:
Статус и чувство принадлежности, – такие люди стремятся сделать карьеру, хотят соответствовать корпоративным ценностям организации, гордятся своей работой, для них важно иметь символы своего положения в обществе (офис, титул и пр.);
Признание – это люди, работающие ради того, чтобы их любили, обращали на них внимание, награждали и хвалили;
Власть – индивиды, стремящиеся сделать карьеру, чтобы иметь авторитет и влияние, получающие удовольствие от распоряжения другими людьми, от принятия решения, от ответственности и риска.
В соответствии с теорией Маслоу необходимо помнить, что люди, имеющие разную мотивацию, ожидают разного вознаграждения за свою работу и вкладывают в нее больше или меньше усилий в зависимости от того, насколько оправдываются их ожидания. Те, кто имеют потребность в статусе и принадлежности, будут ценить отношение к ним руководства и радоваться успехам фирмы, организации, команды. Те, кому необходимо признание, нуждаются в постоянной обратной связи с начальниками, коллегами и подчиненными, в похвалах и поощрениях, причем публичных. Независимые люди хотят большей свободы, властные – больше власти, а субъекты, ценящие успех, предпочитают иметь возможности для профессионального роста, проявления личной инициативы, право на творческие новации [5, с 25].
Особое значение в мотивации деятельности имеет представление человека о том, в какой степени он контролирует ситуацию. То есть, в ситуации выбора в целях сохранения высокой самооценки человек придает большее значение принятому решению или полученному результату. Например, можно получить высокооплачиваемую, но неинтересную и не престижную работу. Субъект, выбирающий работу, подчеркивает значимость заработка, а тот, кто откажется – значимость принципа. В любом случае человеку важно сознание того, что он понимает, почему ситуация такова, какова она есть, и что другие готовы согласиться с его оценками.
Итак, мотивация – сфера жизненных смыслов. Существует система потребностей, интересов и идеалов, которая реализуется в конкретной деятельности каждого человека. Важно, что деятельность, приносящая удовлетворение, способствует психическому здоровью. В деловом общении по модели поведения Вашего начальника, партнера, коллеги, подчиненного следует определить: ради чего он готов работать и ради чего он будет работать больше и лучше. Мотивам должно соответствовать вознаграждение.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что овладение навыками делового и дружеского общения является необходимым для современного бизнеса. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при достижении поставленных профессиональных целей.
Высокая мотивация персонала
— это важнейшее условие успеха
организации. Ни одна компания не может
преуспеть без настроя
Список использованной литературы
1) Булыгина А.А. Этика делового общения. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2007. – 75 с.
2) Кащенко
С.Г. Искусство общения. –
3) Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М.: Ось-89, 2007. – 262 с.
4) Магура М.И., Курбатова М.Б. Секреты мотивации, или мотивация без секретов. – М.: Управление персоналом, 2007. – 656 с.
5) Маркова
О.Ю. Психология делового
Тестовые задания
1. Этика делового общения основывается на знаниях:
а) социологии;
б) психологии;
в) менеджмента;
г) логики;
д) всех перечисленных дисциплин.
2. Что такое общение?