Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа
В результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство, возникает беспризорность. Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 года. Тогда проблемами беспризорности занимались Государственный Совет защиты детей, Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК, социальные инспекции на местах.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. «Дети улицы» как социальная проблема ........................................ 6
1.Определение понятий «социальное сиротство», «безнадзорность», «беспризорность», «дети улицы» ………………………………………...6
2.Причины роста безнадзорных и беспризорных детей в России XX-XXI в………………………………………….. …………………………………9
3.Современное состояние проблемы детской беспризорности и безнадзорности……………………...…………………………………….13
Глава II. Правовая политика Российской Федерации в сфере защиты интересов детей ………………………………………………………………...19
2.1. Исторический аспект профилактики безнадзорности несовершеннолетних в России ………………………………………………………………19
2.2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних в России в настоящее время …………………………………………………………………24
2.3. Причины неэффективности принятых мер в решении проблем «уличных детей»……………………………………………………………………...30
Заключение ……………………………………………………………………..33
Литература ……………………………………………………………………...36
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. «Дети улицы» как социальная
проблема ..............................
Глава II. Правовая политика Российской Федерации в сфере защиты интересов детей ………………………………………………………………...19
2.1. Исторический аспект профилактики безнадзорности несовершеннолетних в России ………………………………………………………………19
2.2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних в России в настоящее время …………………………………………………………………24
2.3. Причины неэффективности принятых
мер в решении проблем «уличных
детей»………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………..33
Литература ……………………………………………………………………...
Введение
В результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство, возникает беспризорность. Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 года. Тогда проблемами беспризорности занимались Государственный Совет защиты детей, Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК, социальные инспекции на местах. Система ликвидации беспризорности включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности.
К
середине 30-х гг. массовая беспризорность
была ликвидирована. Опасность
беспризорности вновь возникла
в годы Великой Отечественной
войны, но благодаря
В 50-60е гг. считалось, что в индустриально развитых странах с беспризорностью было покончено ещё в XIX в. Однако в конце XX в. возник феномен новой волны беспризорности (так называемые «дети улиц»).
Особенность современной беспризорности в том, что к её причинам добавились урбанизация и техническая цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию населения в города, разрастание городов, а вследствие этого - неуправляемость городской инфраструктуры, а также распад семьи, тяжёлое положение женщин, неудовлетворённость потребностей детей и молодёжи в образовании. В последние 10 лет в России произошло снижение реального уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие - рост беспризорности. Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни. Постоянный страх перед окружающей средой в свою очередь порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в каких-либо группах (бандах и т.п.). Такие группы представляют собой серьёзную опасность для общества.
В последние годы проблема беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в России приобрела особую остроту и актуальность. Специалисты из разных областей высказывают тревогу по поводу роста различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений.
Сложность такого социального явления, как беспризорность несовершеннолетних, многофакторность причин и условий, способствующих данному явлению, требуют серьёзных научных исследований для выработки эффективной государственной политики в этой области. Однако даже количественно оценить масштабы детской беспризорности и безнадзорности в России затруднительно. Государственные органы не располагают точными данными о числе беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.
В России из года в год увеличивается количество лиц, лишенных судами родительских прав. Постоянно растёт число таких родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. При этом нередко несовершеннолетние, родители которых лишены родительских прав, вынуждены в течение длительного времени проживать в чрезвычайно неблагоприятной семейной обстановке из-за того, что вопрос об их дальнейшем устройстве соответствующие органы опеки и попечительства решают довольно медленно. Не удивительно поэтому, что такие дети проявляют склонность к бродяжничеству и уходят из дому, пополняя ряды беспризорников и вступая на преступный путь, одновременно подвергая себя опасности стать жертвами насилия и преступлений.
Наша страна столкнулась со столь масштабным и грозным явлением, что в сложившейся ситуации требуются чрезвычайные и долговременные усилия для его преодоления и возврата миллионов подростков к нормальной социальной жизни. Перед российским обществом встала реальная опасность утраты системы социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, когда многие традиционные институты социализации, такие, как семья, школа, детские и молодежные организации, потеряли своё значение в деле воспитания подрастающего поколения, а на смену им ничего не пришло. Поэтому государство и общество должны приложить максимум усилий, чтобы не потерять растущее поколение, ибо масштаб проблемы ставит под угрозу национальную безопасность России.
Задачи курсовой работы:
- обозначить причины, по которым дети оказываются вне дома;
- провести анализ современного положения детей, оставшихся без попечения родителей в российском обществе;
- отметить причины недостаточной эффективности служб и структур специализированной помощи детям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации;
- изучить необходимость научных исследований, ориентированных на запросы современной практики в сфере данной проблемы.
Глава I. «Дети улицы» как социальная проблема
1.1.Определение
понятий «социальное сиротство»
Сегодня в стране по разным оценкам от 150 тыс. до 5 млн. беспризорных и безнадзорных детей.1 Такой разброс вполне объясним - отсутствуют объективные критерии, оценивающие глубину этого тревожного для нашей страны явления. Тем более, что в обществе практически не разделяются понятия «беспризорность» и «безнадзорность». Вместе с тем необходимо чётко разделить две разные, но связанные между собой проблемы.
Беспризорность (детская)- отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания.2
До середины 20-х гг. в педагогических кругах шла дискуссия о природе беспризорности. Ряд педагогов и психологов придерживались точки зрения, распространенной также в Западной Европе и Америке, что основная причина беспризорности связана с врожденной дефективностью и психологическими отклонениями подростков. Беспризорных причисляли к дефективным детям и антисоциальным элементам, предлагали воспитывать их в закрытых исправительных учреждениях.
Во 2-й половине 20-х гг. было признано, что беспризорные дети - это в большинстве нормальные подростки, в силу социально - экономических обстоятельств вынужденные самостоятельно бороться за своё существование.
Нечаева А.М. предлагает относить к отличительным чертам, которые позволяют считать того или иного несовершеннолетнего беспризорником, совокупность следующих признаков:
Последний признак не носит самостоятельного и необходимого характера. Беспризорный действительно вынужден подчиняться тому или иному авторитету (нередко им является взрослый преступник) для того, чтобы выжить, но сам этот факт вторичен по отношению к первым двум вышеперечисленным признакам.
От других детей беспризорника отличает и то, что он обитает, существует там, где человек не живёт и жить не может. При этом беспризорники легко переходят с места на место по разным причинам (ради безопасности, чтобы не замерзнуть и т.п.) И примечательно, что при этом каждый беспризорный ребенок обладает конституциональным правом на жилье, хотя реально этого права у него нет. Вот почему отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Такова одна из главных причин другого тяжкого социального недуга, именуемого бродяжничеством.
Безнадзорность (детская)- отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих.4
В Федеральном законе
РФ «Об основах системы
Безнадзорность выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Безнадзорность характерна для ситуаций, когда дети проводят свободное время вне семьи и коллектива, иногда даже уходят из семьи и привыкают к бродяжничеству.
Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.6
Понятие «социальное сиротство» возникло в период кризисного состояния семьи, падения её нравственных устоев, массовой беспризорности.
В настоящее время
появилось новое выражение «
Таким образом, к «детям улицы» в той или иной мере можно отнести детей, которых мы считаем беспризорными, безнадзорными, социальными сиротам.
1.2. Причины роста безнадзорных и беспризорных детей в России XX-XXIв.
В условиях социально-экономических потрясений в России резко возросли масштабы детской безнадзорности и беспризорности. На улице дети подвержены риску стать жертвой физического, психического, сексуального насилия, часто попадают в криминальную среду, приобретают опыт противоправных действий, становятся наркоманами. «Уличные дети» являются группой риска заражения ВИЧ- инфекцией. Проблема детского бродяжничества характерна, прежде всего, для крупных городов страны, которые становятся центрами обитания беспризорных детей из регионов.
Среди беспризорных и безнадзорных детей значительная часть - воспитанники интернатных учреждений. Из-за жестокого обращения постоянно растёт число самовольных уходов из этих учреждений. В 1998 г. разыскивалось 7,8 тыс. несовершеннолетних, совершивших из них побег.8
Большинство «уличных детей»- городские жители (80 %), в основном это дети из неблагополучных семей.9 Причины их отчуждения от семьи - жестокое обращение; нежелание учиться в школе и конфликт с родителями на этой почве; ощущение своей ненужности; отсутствие заботы родственников; сексуальные домогательства со стороны отчима, отца, сожителей матери.
В условиях дезорганизации
жизни семей разрушаются