Дети улиц как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

В результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство, возникает беспризорность. Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 года. Тогда проблемами беспризорности занимались Государственный Совет защиты детей, Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК, социальные инспекции на местах.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. «Дети улицы» как социальная проблема ........................................ 6
1.Определение понятий «социальное сиротство», «безнадзорность», «беспризорность», «дети улицы» ………………………………………...6
2.Причины роста безнадзорных и беспризорных детей в России XX-XXI в………………………………………….. …………………………………9
3.Современное состояние проблемы детской беспризорности и безнадзорности……………………...…………………………………….13
Глава II. Правовая политика Российской Федерации в сфере защиты интересов детей ………………………………………………………………...19
2.1. Исторический аспект профилактики безнадзорности несовершеннолетних в России ………………………………………………………………19
2.2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних в России в настоящее время …………………………………………………………………24
2.3. Причины неэффективности принятых мер в решении проблем «уличных детей»……………………………………………………………………...30
Заключение ……………………………………………………………………..33
Литература ……………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовик по теории соц.работы. Дети улицы как социальная проблема.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………… 3                                                                                                            

 

Глава I. «Дети улицы» как социальная проблема ........................................ 6

    1. Определение понятий «социальное сиротство», «безнадзорность», «беспризорность», «дети улицы» ………………………………………...6
    2. Причины роста безнадзорных и беспризорных детей в России XX-XXI в………………………………………….. …………………………………9
    3. Современное состояние проблемы детской беспризорности и безнадзорности……………………...…………………………………….13

 

Глава II. Правовая политика Российской Федерации в сфере защиты интересов детей ………………………………………………………………...19

2.1.   Исторический аспект профилактики безнадзорности несовершеннолетних в России ………………………………………………………………19

2.2.   Профилактика беспризорности несовершеннолетних в России в настоящее время …………………………………………………………………24

2.3.   Причины неэффективности принятых мер в решении проблем «уличных              детей»……………………………………………………………………...30

 

Заключение ……………………………………………………………………..33

Литература ……………………………………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство, возникает беспризорность. Росту  беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 года. Тогда проблемами беспризорности занимались Государственный Совет защиты детей, Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК, социальные инспекции на местах. Система ликвидации беспризорности включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности.

       К  середине 30-х гг. массовая беспризорность  была ликвидирована. Опасность  беспризорности вновь возникла  в годы Великой Отечественной  войны, но благодаря своевременным  мерам была быстро ликвидирована.

В 50-60е гг. считалось, что в индустриально развитых странах с беспризорностью было покончено ещё в XIX в. Однако в конце XX в. возник феномен новой волны беспризорности (так называемые «дети улиц»).

Особенность современной  беспризорности в том, что к её причинам добавились урбанизация и техническая цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию населения в города, разрастание городов, а вследствие этого - неуправляемость городской инфраструктуры, а также распад семьи, тяжёлое положение женщин, неудовлетворённость потребностей детей и молодёжи в образовании. В последние 10 лет в России произошло снижение реального уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие - рост беспризорности. Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни. Постоянный страх перед окружающей средой в свою очередь порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в каких-либо группах (бандах и т.п.). Такие группы представляют собой серьёзную опасность для общества.

В последние годы проблема беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в России приобрела особую остроту  и актуальность. Специалисты из разных областей высказывают тревогу по поводу роста различных форм девиантного  поведения, преступности, аморальных проявлений.

Сложность такого социального явления, как беспризорность несовершеннолетних, многофакторность причин и условий, способствующих данному явлению, требуют серьёзных научных исследований для выработки эффективной государственной политики в этой области. Однако даже количественно оценить масштабы детской беспризорности и безнадзорности в России затруднительно. Государственные органы не располагают точными данными о числе беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.

В России из года в год  увеличивается количество лиц, лишенных  судами родительских прав. Постоянно растёт число таких родителей, для которых установлено  ограничение в правах  в отношении своих детей. При этом нередко несовершеннолетние, родители которых лишены родительских прав, вынуждены в течение длительного времени проживать в чрезвычайно неблагоприятной семейной обстановке из-за того, что вопрос об их дальнейшем устройстве соответствующие органы опеки и попечительства решают довольно медленно. Не удивительно поэтому, что такие дети проявляют склонность к бродяжничеству и уходят из дому, пополняя ряды беспризорников и вступая на преступный путь, одновременно подвергая себя опасности стать жертвами насилия и преступлений.

Наша страна столкнулась  со столь масштабным и грозным  явлением, что в сложившейся ситуации требуются чрезвычайные и долговременные усилия для его преодоления и возврата миллионов подростков к нормальной социальной жизни. Перед российским обществом встала реальная опасность утраты системы социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, когда многие традиционные институты социализации, такие, как семья, школа, детские  и молодежные организации, потеряли своё значение в деле воспитания подрастающего поколения,  а на смену им ничего не пришло. Поэтому государство и общество должны приложить максимум усилий, чтобы не потерять растущее поколение, ибо масштаб проблемы ставит под угрозу национальную безопасность России.

 Задачи курсовой работы:

- обозначить причины, по которым дети оказываются вне дома;

- провести анализ современного положения детей, оставшихся без попечения родителей в российском обществе;

- отметить причины недостаточной эффективности служб и структур специализированной помощи детям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации;

-  изучить необходимость научных исследований, ориентированных на запросы современной практики в сфере данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. «Дети улицы» как социальная проблема

 

1.1.Определение  понятий «социальное сиротство», «безнадзорность», «беспризорность», «дети улицы»

Сегодня в стране по разным оценкам от 150 тыс. до 5 млн. беспризорных и безнадзорных детей.1 Такой разброс вполне объясним - отсутствуют объективные критерии, оценивающие глубину этого тревожного для нашей страны  явления. Тем более, что в обществе практически не разделяются понятия «беспризорность» и «безнадзорность». Вместе с тем необходимо чётко разделить две разные, но связанные между собой проблемы.

Беспризорность (детская)- отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания.2

До середины 20-х гг. в педагогических кругах шла дискуссия  о природе беспризорности. Ряд педагогов и психологов придерживались точки зрения, распространенной также в Западной Европе и Америке, что основная причина беспризорности связана с врожденной дефективностью и психологическими отклонениями подростков. Беспризорных причисляли к дефективным детям и антисоциальным элементам, предлагали воспитывать их в закрытых исправительных учреждениях.

Во 2-й половине 20-х  гг. было признано, что беспризорные дети - это в большинстве нормальные подростки, в силу социально - экономических обстоятельств вынужденные самостоятельно бороться за своё существование.

Нечаева А.М. предлагает относить к отличительным чертам, которые позволяют считать того или иного несовершеннолетнего беспризорником, совокупность следующих признаков:

  • полное прекращение всякой связи с семьёй, родителями, родственниками;
  • проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);
  • подчинение неписанным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.3

Последний признак не носит самостоятельного и необходимого характера. Беспризорный действительно вынужден подчиняться тому или иному авторитету (нередко им является взрослый преступник) для того, чтобы выжить, но сам этот факт вторичен по отношению к первым двум вышеперечисленным признакам.

От других детей беспризорника  отличает и то, что он обитает, существует там, где человек не живёт и жить не может. При этом беспризорники легко переходят с места на место по разным причинам (ради безопасности, чтобы не замерзнуть и т.п.) И примечательно, что при этом каждый беспризорный ребенок обладает конституциональным правом на жилье, хотя реально этого права у него нет. Вот почему отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Такова одна из главных причин другого тяжкого социального недуга, именуемого бродяжничеством.

Безнадзорность (детская)- отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих.4

В Федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ приводятся 14 групп детей, относящихся к  категории безнадзорных. Это дети:

  • потерявшие семейные и родственные связи;
  • брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обеспечивших ребёнку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними;
  • убежавшие из интернатных учреждений;
  • выпускники интернатных учреждений, оставшиеся без работы и средств к существованию;
  • занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством;
  • занимающиеся мелким воровством;
  • употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества;
    • получившие отсрочку отбывания наказания;
    • являющиеся жертвами сексуальных преступлений;
    • вовлечённые в противоправную деятельность;
    • осужденные условно.5

Безнадзорность выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Безнадзорность характерна для ситуаций, когда дети проводят свободное время вне семьи и коллектива, иногда даже уходят из семьи и привыкают к бродяжничеству.

Социальное  сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.6

Понятие «социальное  сиротство» возникло в период кризисного состояния семьи, падения её нравственных устоев, массовой беспризорности.

В настоящее время  появилось новое выражение «уличные дети» или «дети улиц». Это выражение не является частью общепринятого лексикона. Оно охватывает тех детей, в отношении которых ранее применялись разные названия: малолетние правонарушители, квартирные воришки, изгои, неблагополучные дети. «Дети без семьи», «дети, подвергающиеся высокой степенью риска», «дети, нуждающиеся в заботе и попечении», «брошенные дети», «беспризорные»- все эти термины обозначают примерно одно и то же.7

Таким образом, к «детям улицы» в той или иной мере можно  отнести детей, которых мы считаем  беспризорными, безнадзорными, социальными  сиротам.

 

1.2. Причины роста безнадзорных и беспризорных детей в России XX-XXIв.

В условиях социально-экономических потрясений в России резко возросли масштабы детской безнадзорности и беспризорности. На улице дети подвержены риску стать жертвой физического, психического, сексуального насилия, часто попадают в криминальную среду, приобретают опыт противоправных действий, становятся наркоманами. «Уличные дети» являются группой риска заражения ВИЧ- инфекцией. Проблема детского бродяжничества характерна, прежде всего, для крупных городов страны, которые становятся центрами обитания беспризорных детей из регионов.

Среди  беспризорных  и безнадзорных детей значительная часть - воспитанники интернатных учреждений. Из-за жестокого обращения постоянно растёт число самовольных уходов из этих учреждений. В 1998 г. разыскивалось 7,8 тыс. несовершеннолетних, совершивших из них побег.8

Большинство «уличных детей»- городские жители (80 %), в основном это дети из неблагополучных семей.9 Причины их отчуждения от семьи - жестокое обращение; нежелание учиться в школе и конфликт с родителями на этой почве; ощущение своей ненужности; отсутствие заботы родственников; сексуальные домогательства со стороны отчима, отца, сожителей матери.

В условиях дезорганизации жизни семей разрушаются сложившиеся  нравственно- этические нормы и  традиции семейного уклада. Усиливается  конфликтность отношений между супругами, родителями, детьми, их депрессивное состояние как следствие правовой, моральной, экономической незащищенности. Неблагополучие, бедность семей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие.

Информация о работе Дети улиц как социальная проблема