Дети улиц как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

В результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство, возникает беспризорность. Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 года. Тогда проблемами беспризорности занимались Государственный Совет защиты детей, Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК, социальные инспекции на местах.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. «Дети улицы» как социальная проблема ........................................ 6
1.Определение понятий «социальное сиротство», «безнадзорность», «беспризорность», «дети улицы» ………………………………………...6
2.Причины роста безнадзорных и беспризорных детей в России XX-XXI в………………………………………….. …………………………………9
3.Современное состояние проблемы детской беспризорности и безнадзорности……………………...…………………………………….13
Глава II. Правовая политика Российской Федерации в сфере защиты интересов детей ………………………………………………………………...19
2.1. Исторический аспект профилактики безнадзорности несовершеннолетних в России ………………………………………………………………19
2.2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних в России в настоящее время …………………………………………………………………24
2.3. Причины неэффективности принятых мер в решении проблем «уличных детей»……………………………………………………………………...30
Заключение ……………………………………………………………………..33
Литература ……………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовик по теории соц.работы. Дети улицы как социальная проблема.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

В качестве основных принципов  деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений детей в законе названы: законность, демократизм, гуманное обращение с несовершеннолетними, поддержка семьи и взаимодействие с ней; индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации; государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и объединений по профилактике детской безнадзорности; обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов детей.

Закон существенно изменил  функции субъектов профилактики детской безнадзорности. Дети, занимающиеся бродяжничеством, подлежат теперь помещению в специализированные учреждения социальной защиты, а не в центры временной изоляции для несовершеннолетних преступников.

Гуманистическая идеология, демократические принципы и основные направления профилактической деятельности с детьми получили отражение в «Концепции совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях», которая нацелена на преодоление роста социальных девиаций, создание условий для пресечения насилия в отношении детей, защиты их прав.

Система профилактических мер заложена в федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности несовершеннолетних» (2001-2002 гг.), которая предусматривает совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное решение данной проблемы, развитие специальных учреждений, укрепление их базы, проведение соответствующих научных исследований, создание новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ реабилитации детей, переподготовку и повышение квалификации персонала.

Только в 2001 году объём финансирования  Программы с учётом дополнительных доходов составил 239,234 млн. рублей.23

В 1999 г. Правительство  РФ рассмотрело вопрос «О мерах по преодолению детской безнадзорности», проанализировало состояние и причины  её роста, эффективность проводимой работы. В результате был принят ряд конкретных мер, направленных на совершенствование управления профилактической работой, её методического обеспечения и повышения квалификации кадров, взаимодействия различных ведомств, расширение сети реабилитационных учреждений, переподготовку кадров психологов, социальных педагогов, врачей, юристов, дефектологов.

Таким образом, был принят закон «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(№120-ФЗ). Он является базовым в этой области. В нём чётко определены основные субъекты профилактики безнадзорности несовершеннолетних, которыми наряду с органами исполнительной власти субъектов РФ является Минтруд России (ныне Министерство здравоохранения и социального развития РФ), МВД России, Минобразования России и субъекты РФ. Законом установлена компетенция каждого ведомства, полномочия и сфера ответственности. Так, Минтруду России (ныне Министерству здравоохранения и социального развития) поручено осуществлять координацию органов управления социальной защиты населения по созданию и развитию сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

На основании вышеуказанного закона, Минобразованию России необходимо обеспечивать право каждого ребёнка на получение образования с учётом дифференцированных подходов к состоянию здоровья и отклонения в поведении, обеспечивать учёт несовершеннолетних, не посещающих образовательных учреждений.

Минздраву России предписано осуществлять координацию деятельности органов управления здравоохранения по приёму в медицинские учреждения детей, находящихся в социально опасном положении, беспризорных и безнадзорных по медицинским показаниям.

МВД России должно обеспечить приём и содержание детей, совершивших правонарушения, выявить несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, возвращать их в семью и направлять в соответствующие учреждения системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

Возрастает внимание общественности, неправительственных  организаций к проблемам детской безнадзорности. Наряду с вышеназванными государственными комиссиями создаются различные общественные формирования - комиссии, советы, объединения, занимающиеся профилактикой девиантного поведения детей, работой с родителями, организацией трудовой занятости, индивидуальной работой с несовершеннолетними.

Сложившаяся система  жизнеустройства детей, обеспечения  их реабилитации и социальной поддержки  включает: институт опеки и попечительства; приёмную и патронажную (замещающую) семью; учреждения интернатного типа для детей- сирот; специализированные социально - реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением. На уровне органов местного самоуправления необходимы условия для жизни и воспитания сирот, оставшихся без попечения родителей, призван обеспечивать институт опеки и попечительства.

Важнейшим способом поддержки  семьи и профилактики безнадзорности среди детей является организация их летнего отдыха и оздоровления. Грамотная организация досуга детей и подростков сегодня рассматривается как альтернатива детской безнадзорности, как профилактика беспризорности, наркомании, преступности среди детей и подростков. Поэтому приоритетными направлениями в деятельности учреждений культуры и искусства должна быть деятельность по организации досуга и художественного образования детей, информационно-просветительская деятельность по формированию правовой культуры подрастающего поколения, формирование средствами культуры и искусства привлекательности здорового образа жизни и негативного личностного отношения к асоциальным явлениям.

Из выше сказанного следует, что попытки как-то предупредить, остановить процесс превращения детей в беспризорников осуществляется главным образом в двух направлениях. Во-первых, по линии организационной (законы, постановления и т.п.), во-вторых, путём создания преград на пути поглощения безнадзорного ребёнка улицей. Такой преградой служат создаваемые в наше время социальные приюты.

Однако предпринимаемые  усилия по предотвращению беспризорности несоразмеримы с масштабами имеющей место национальной трагедии, прямо относящейся к будущему России. Вот почему целесообразно:

  • осуществлять финансирование профилактической работы по предупреждению детской беспризорности не по остаточному принципу;
  • исключить практику деятельности по предупреждению беспризорности, борьбе за спасение каждого беспризорного ребёнка из исключительного ведения карательных и надзирающих органов - органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних;
  • создать специальные органы, подобные существовавшим прежде (социальная инспекция по борьбе с детской беспризорностью), способные действовать квалифицированно при обнаружении беспризорного ребёнка с последующим восстановлением его личности.

 

2.3. Причины неэффективности принятых мер в решении проблем «уличных детей»

В целом реальная эффективность проводимой политики в области профилактики и искоренения детской беспризорности остаётся недостаточной. Среди наиболее существенных причин этого явления правомерно назвать следующие:

  1. предусмотренное финансирование осуществляется не в полном объёме и нерегулярно. В основном оно направляется на питание воспитанников и зарплату персонала. Остро не хватает средств на материально-техническое обеспечение реабилитационных учреждений (одежда, инвентарь, оборудование, ремонт и др.), расширение их сети, профилактические мероприятия;
  2. решению данной проблемы препятствует комплекс нерешённых кадровых проблем. Во-первых, специализированные учреждения хронически не укомплектованы специалистами по социальной работе, юристами, воспитателями, психологами. Во-вторых, профессиональный уровень работников часто не соответствует решаемым ими задачами;
  3. не обеспечивается должного межведомственного взаимодействия в комплексном решении проблем профилактики и устранения детской безнадзорности. Комиссии по делам несовершеннолетних по ряду причин не готовы к выполнению данной задачи. Не принята необходимая законодательная и нормативная база, регулирующая их деятельность, не определён их статус в системе исполнительных органов власти и др.;
  4. отстаёт от намеченных стратегий и программ научно-методическое обеспечение деятельности социально-реабилитационных учреждений. Разработка проблем профилактики детской безнадзорности, как и вся научная сфера, крайне слабо финансируется. Наблюдается острый дефицит методик организации «уличной социальной работы» с безнадзорными детьми;
  5. не созданы необходимые условия для активизации деятельности неправительственных организаций. Этот вопрос не получил отражения в законодательстве, решениях Правительства страны и администраций субъектов Российской Федерации;
  6. необходимо отрегулировать проблемы, возникшие с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских учреждений. До сих пор не урегулирован вопрос возвращения несовершеннолетних из Российской Федерации в государства их постоянного проживания;
  7. в кратчайшие сроки необходимо создать единый банк данных о беспризорных детях. Только тогда объективно может быть оценён масштаб этого явления у нас в стране.

По мнению ведущих  российских экспертов, занимающихся данной проблематикой, повышению эффективности профилактической работы способствовало бы принятие закона «О ювенальных судах», которые рассматривали бы дела несовершеннолетних с учётом их психофизических особенностей; внесение изменений в законодательство повышении ответственности родителей за воспитание детей; расширение законодательной деятельности по реализации Конвенции о правах ребёнка.24

Подводя итог, нужно отметить, что очень важно обеспечить специальную подготовку граждан, желающих взять на воспитание чужих детей; вести контроль за условиями жизни усыновленных детей и медико-психолого-педагогический патронаж принявших их семей. Для усиления научно-методического обеспечения деятельности системы государственной профилактики детской беспризорности и безнадзорности необходимо сформировать единый государственный заказ, ориентированный на решение всех перечисленных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Долгое время проблему детской беспризорности и безнадзорности пытались решить преимущественно организационными и репрессивными методами, с использованием главным образом сил и средств  государства, государственного аппарата. При этом масштабы негативных явлений всячески преуменьшались, от общества пытались скрыть реальное положение дел.

Это вело к тому, что  проблемы, связанные с детской  беспризорность и безнадзорность, не решались, социальная болезнь загонялась внутрь. В результате дети оказывались вне существующего общества, выталкивались из него. Российское общество постепенно утрачивало систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения. Многие традиционные институты социализации, такие, как семья, школа, детские и молодёжные организации, потеряли своё значение, а на смену им ничего не пришло.

Несмотря на меры, принимаемые  федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной  власти по профилактике беспризорности и безнадзорности, коренного перелома здесь достичь не удалось. Как был, так и остаётся острейшим дефицит семейного общения. Остаётся распространённым явлением сексуальная раскрепощённость 11-15летних, утрачена генетическая тяга к брачно-семейным узам. Крайне негативную роль в формировании личности подростка играет распространение алкоголизма и наркомании, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства.

Для радикального изменения  положения требуется кропотливая  совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других организаций. Целесообразно создание единой, координирующей эту работу структуры. Причём повышение уровня жизни подростков необходимо подкрепить усилиями, способствующими их духовному и культурному становлению. Также, для усиления научно-методического обеспечения деятельности системы государственной профилактики детской беспризорности и безнадзорности необходимо сформировать единый государственный заказ, ориентированный на решение всех проблем, связанных с «уличными детьми».

Ликвидировать проблему беспризорности и безнадзорности способно только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов. Заботясь о будущем поколении, общество должно защищать своих детей, должно стать их Адвокатом и наказывать виновных за причинённые страдания, а для этого сегодня необходимо:

- ввести карающие меры  по отношению к родителям, которые без уважительных  причин отказываются взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

- ввести меры государственного  принуждения по отношению к  тем родителям или лицам, их  заменяющим, которые ведут антиобщественный  образ жизни и негативно влияют на своих несовершеннолетних детей;

- применять к родителям  административные меры (объявлять  общественное порицание или предупреждение, возлагать обязанность загладить  причиненный вред или налагать  денежный штраф) в случае злостного  невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей, за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача и прочее;

- ввести уголовную ответственность или лишать родительских прав, если родители ребёнка уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов,  жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность, совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Азаров Ю. Беспризорность и детская преступность - наши беды // Воспитание школьников.- 2002.- №7.- С. 60-63.
  2. Арефьев А. Дети улицы // Государственная служба.- 2004.- №1 (27).-С.123-131.
  3. Арефьева А.П. Беспризорные дети России: социологический аспект // Социс.-2003.- №9. - С.61-73.
  4. Безнадзорным детям - особое внимание // Социальное обеспечение.-2002.-№5. - С.18-20.
  5. Блохина О. Дети на свалке //  Парламентская газета.-2003.-№102. -С.5.
  6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  7. Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика.-2001.-№5.- С.3-7.
  8. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика.- Серия: Семья и воспитание.- М.: Государственный НИИ семьи и воспитания,2000.
  9. Детская беспризорность - найти выход из тупика // Человек и труд.-2003. - №6. - С.88.
  10. Каджуни Н.Г. «Государственные дети». О предательстве родителей и детском горе.- Ростов Н/Д: Книжное издательство, 1990.
  11. Нечаева А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление //  Государство и право.-2001. -№6. - С.57-65.
  12. Нечаева А.М. Россия и её дети (ребёнок, закон, государство).- М.,2000.- С.58.
  13. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим - Бад.-М.: Большая Российская энциклопедия,2003.
  14. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике.- М.: Высш. шк., 2004.- 512 с.
  15. Прудников Б.П., Рыбалкина О.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних.- М.: Закон и право,2004. 
  16. Юдашина Н. Дети улицы: психологические портреты // Воспитание школьников.-2002. - №6. - С.33-36.
  17. Юрковский Э. Заслон детской безнадзорности//Социальное обеспечение.-2005.- №4. - С.16-19.

Информация о работе Дети улиц как социальная проблема