Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа
В результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство, возникает беспризорность. Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 года. Тогда проблемами беспризорности занимались Государственный Совет защиты детей, Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК, социальные инспекции на местах.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. «Дети улицы» как социальная проблема ........................................ 6
1.Определение понятий «социальное сиротство», «безнадзорность», «беспризорность», «дети улицы» ………………………………………...6
2.Причины роста безнадзорных и беспризорных детей в России XX-XXI в………………………………………….. …………………………………9
3.Современное состояние проблемы детской беспризорности и безнадзорности……………………...…………………………………….13
Глава II. Правовая политика Российской Федерации в сфере защиты интересов детей ………………………………………………………………...19
2.1. Исторический аспект профилактики безнадзорности несовершеннолетних в России ………………………………………………………………19
2.2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних в России в настоящее время …………………………………………………………………24
2.3. Причины неэффективности принятых мер в решении проблем «уличных детей»……………………………………………………………………...30
Заключение ……………………………………………………………………..33
Литература ……………………………………………………………………...36
В качестве основных принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений детей в законе названы: законность, демократизм, гуманное обращение с несовершеннолетними, поддержка семьи и взаимодействие с ней; индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации; государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и объединений по профилактике детской безнадзорности; обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов детей.
Закон существенно изменил функции субъектов профилактики детской безнадзорности. Дети, занимающиеся бродяжничеством, подлежат теперь помещению в специализированные учреждения социальной защиты, а не в центры временной изоляции для несовершеннолетних преступников.
Гуманистическая идеология, демократические принципы и основные направления профилактической деятельности с детьми получили отражение в «Концепции совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях», которая нацелена на преодоление роста социальных девиаций, создание условий для пресечения насилия в отношении детей, защиты их прав.
Система профилактических мер заложена в федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности несовершеннолетних» (2001-2002 гг.), которая предусматривает совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное решение данной проблемы, развитие специальных учреждений, укрепление их базы, проведение соответствующих научных исследований, создание новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ реабилитации детей, переподготовку и повышение квалификации персонала.
Только в 2001 году объём финансирования Программы с учётом дополнительных доходов составил 239,234 млн. рублей.23
В 1999 г. Правительство
РФ рассмотрело вопрос «О мерах по
преодолению детской
Таким образом, был принят закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(№120-ФЗ). Он является базовым в этой области. В нём чётко определены основные субъекты профилактики безнадзорности несовершеннолетних, которыми наряду с органами исполнительной власти субъектов РФ является Минтруд России (ныне Министерство здравоохранения и социального развития РФ), МВД России, Минобразования России и субъекты РФ. Законом установлена компетенция каждого ведомства, полномочия и сфера ответственности. Так, Минтруду России (ныне Министерству здравоохранения и социального развития) поручено осуществлять координацию органов управления социальной защиты населения по созданию и развитию сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
На основании вышеуказанного закона, Минобразованию России необходимо обеспечивать право каждого ребёнка на получение образования с учётом дифференцированных подходов к состоянию здоровья и отклонения в поведении, обеспечивать учёт несовершеннолетних, не посещающих образовательных учреждений.
Минздраву России предписано осуществлять координацию деятельности органов управления здравоохранения по приёму в медицинские учреждения детей, находящихся в социально опасном положении, беспризорных и безнадзорных по медицинским показаниям.
МВД России должно обеспечить приём и содержание детей, совершивших правонарушения, выявить несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, возвращать их в семью и направлять в соответствующие учреждения системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Возрастает внимание общественности, неправительственных организаций к проблемам детской безнадзорности. Наряду с вышеназванными государственными комиссиями создаются различные общественные формирования - комиссии, советы, объединения, занимающиеся профилактикой девиантного поведения детей, работой с родителями, организацией трудовой занятости, индивидуальной работой с несовершеннолетними.
Сложившаяся система жизнеустройства детей, обеспечения их реабилитации и социальной поддержки включает: институт опеки и попечительства; приёмную и патронажную (замещающую) семью; учреждения интернатного типа для детей- сирот; специализированные социально - реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением. На уровне органов местного самоуправления необходимы условия для жизни и воспитания сирот, оставшихся без попечения родителей, призван обеспечивать институт опеки и попечительства.
Важнейшим способом поддержки семьи и профилактики безнадзорности среди детей является организация их летнего отдыха и оздоровления. Грамотная организация досуга детей и подростков сегодня рассматривается как альтернатива детской безнадзорности, как профилактика беспризорности, наркомании, преступности среди детей и подростков. Поэтому приоритетными направлениями в деятельности учреждений культуры и искусства должна быть деятельность по организации досуга и художественного образования детей, информационно-просветительская деятельность по формированию правовой культуры подрастающего поколения, формирование средствами культуры и искусства привлекательности здорового образа жизни и негативного личностного отношения к асоциальным явлениям.
Из выше сказанного следует, что попытки как-то предупредить, остановить процесс превращения детей в беспризорников осуществляется главным образом в двух направлениях. Во-первых, по линии организационной (законы, постановления и т.п.), во-вторых, путём создания преград на пути поглощения безнадзорного ребёнка улицей. Такой преградой служат создаваемые в наше время социальные приюты.
Однако предпринимаемые усилия по предотвращению беспризорности несоразмеримы с масштабами имеющей место национальной трагедии, прямо относящейся к будущему России. Вот почему целесообразно:
2.3. Причины неэффективности принятых мер в решении проблем «уличных детей»
В целом реальная эффективность проводимой политики в области профилактики и искоренения детской беспризорности остаётся недостаточной. Среди наиболее существенных причин этого явления правомерно назвать следующие:
По мнению ведущих российских экспертов, занимающихся данной проблематикой, повышению эффективности профилактической работы способствовало бы принятие закона «О ювенальных судах», которые рассматривали бы дела несовершеннолетних с учётом их психофизических особенностей; внесение изменений в законодательство повышении ответственности родителей за воспитание детей; расширение законодательной деятельности по реализации Конвенции о правах ребёнка.24
Подводя итог, нужно отметить,
что очень важно обеспечить специальную подготовку
граждан, желающих взять на воспитание
чужих детей; вести контроль за условиями
жизни усыновленных детей и медико-психолого-
Заключение
Долгое время проблему
детской беспризорности и безнадзорности
пытались решить преимущественно
Это вело к тому, что проблемы, связанные с детской беспризорность и безнадзорность, не решались, социальная болезнь загонялась внутрь. В результате дети оказывались вне существующего общества, выталкивались из него. Российское общество постепенно утрачивало систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения. Многие традиционные институты социализации, такие, как семья, школа, детские и молодёжные организации, потеряли своё значение, а на смену им ничего не пришло.
Несмотря на меры, принимаемые федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти по профилактике беспризорности и безнадзорности, коренного перелома здесь достичь не удалось. Как был, так и остаётся острейшим дефицит семейного общения. Остаётся распространённым явлением сексуальная раскрепощённость 11-15летних, утрачена генетическая тяга к брачно-семейным узам. Крайне негативную роль в формировании личности подростка играет распространение алкоголизма и наркомании, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства.
Для радикального изменения
положения требуется
Ликвидировать проблему беспризорности и безнадзорности способно только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов. Заботясь о будущем поколении, общество должно защищать своих детей, должно стать их Адвокатом и наказывать виновных за причинённые страдания, а для этого сегодня необходимо:
- ввести карающие меры
по отношению к родителям, кото
- ввести меры государственного
принуждения по отношению к
тем родителям или лицам, их
заменяющим, которые ведут
- применять к родителям
административные меры (объявлять
общественное порицание или
- ввести уголовную ответственность или лишать родительских прав, если родители ребёнка уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность, совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.
Литература