Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа
В результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство, возникает беспризорность. Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 года. Тогда проблемами беспризорности занимались Государственный Совет защиты детей, Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК, социальные инспекции на местах.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. «Дети улицы» как социальная проблема ........................................ 6
1.Определение понятий «социальное сиротство», «безнадзорность», «беспризорность», «дети улицы» ………………………………………...6
2.Причины роста безнадзорных и беспризорных детей в России XX-XXI в………………………………………….. …………………………………9
3.Современное состояние проблемы детской беспризорности и безнадзорности……………………...…………………………………….13
Глава II. Правовая политика Российской Федерации в сфере защиты интересов детей ………………………………………………………………...19
2.1. Исторический аспект профилактики безнадзорности несовершеннолетних в России ………………………………………………………………19
2.2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних в России в настоящее время …………………………………………………………………24
2.3. Причины неэффективности принятых мер в решении проблем «уличных детей»……………………………………………………………………...30
Заключение ……………………………………………………………………..33
Литература ……………………………………………………………………...36
Говоря о том, чего они ожидают от взрослых, подростки подчёркивают, что нуждаются в поддержке со стороны государства, благотворительных организаций, рассчитывают на помощь в устройстве на учёбу, работу, в получении жилья, паспорта.
Глубинные причины кризисных явлений во многих российских семьях, утративших свою воспитательную роль, связаны с падением уровня жизни большинства населения, усиливающейся коррупцией и моральным разложением общества. Всё больше россиян, особенно семьи с детьми, погружаются в состояние бедности и социальной апатии.
Проблема беспризорников не может быть решена кампаниями по их «отлову» на городских улицах. Необходима систематическая профилактика девиации в семье для устранения хотя бы непосредственных социальных причин, порождающих массовую беспризорность и безнадзорность. Большую роль в этом призваны сыграть все государственные органы, социальные службы, а также образовательные учреждения, общественные и религиозные организации. Целесообразно и необходимо создание единой, координирующей эту работу структуры.
Глава II.Правовая политика Российской Федерации в сфере защиты интересов детей
2.1.Исторический аспект профилактики безнадзорности несовершеннолетних в России
В России имеются давние традиции работы с «ничейными детьми».
С принятием христианства был запрещён обычай хоронить жену с умершим мужем, так как это порождало обилие детей-сирот. Традиция родовой общины славян в дохристианской Руси - заботиться о сиротах всем миром - преобразовалась в дома при скудельницах, могильниках, где строилась сторожка и всем миром кормили брошенных малюток. В скудельницах (божедомках) собирались бездомные старики и старухи, которые были воспитателями брошенных детей.
В VIII-IX вв. на Руси происходит переход к малой семье, состоящей из супругов и детей. Малая семья была многодетной, дети желанными, о них заботились. Поэтому с IX в. наблюдается путь от нищелюбия к государственной политике заботы о детях.
При церквах создаются богадельни для сирых и немощных, открываются сиротские дома.
До XVIII в. социальное воспитание в России осуществляли семья, церковь, территориальная и этническая община.
В ноябре 1715 г. по указу Петра I в Москве и других городах были созданы госпитали для незаконнорожденных детей. Практиковался «тайный принос» младенцев, «дабы приносимых лиц не было видно».19
В июне 1718 г. был издан указ императора, по которому велено «малолетних и нищих ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам».20 А так как богадельни и госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание людям, а кому было 10 лет - отдавали в матросы.
Главную заботу о детях-сиротах, о бездомных детях в этот период несли сельские общины, помещики и монастыри.
В записках Петру I известного дипломата и просветителя, образованнейшего человека своего времени Фёдора Степановича Салтыкова указывалось: «Сирот и нищих от младенчества до 20 лет…брать и отдавать в церковные приходы…и чтобы церковные причетники тех приходов учили б их словенскому, читать и писать…И при тех церквях велеть построить им кельи…для жилищ их».21
При Петре I стали создаваться «сиропитательные госпитали», находившиеся под контролем государства.
При Екатерине II под её покровительством были построены Московский и Петербургский воспитательные дома.
Особый вклад в развитие беспризорных детей внесло известное Ведомство учреждений императрицы Марии, которое занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, школами для глухонемых и слепых.
Судьбой детей-сирот, бездомных занималась жена Павла I, императрица Мария Фёдоровна. Она была назначена «начальствовать над воспитательным обществом», а позже и над воспитательными домами.
В поданном докладе императору (декабрь 1797 г.) она обращала внимание на состояние в России воспитательных домов и предлагала расширить тактику передачи младенцев из воспитательных домов в крестьянские семьи в «государевы деревни». За их воспитанием и содержанием был установлен надзор инспекторами, которых отбирала сама императрица.
Только во второй половине XIX в. с возрастанием числа детей, нуждающихся в призрении, активно растёт и число особых учреждений для детей – так называемых приютов. К концу века их было уже более 160.
Различались три типа приютов в зависимости от состава поступивших в них детей. Это прежде всего приюты для «нравственно-заброшенных» детей. В 1839 г. около Риги было открыто «Спасательно-воспитательное учреждение» с целью спасения заброшенных и нищенствующих детей от вступления на путь правонарушений и их воспитания.
В 50-е годы подобного рода воспитательные заведения созданы были в Нарве, Ярославле, Санкт-Петербурге.
В 1874 г. был открыт Большой исправительный приют для нищенствующих девочек от 4 до 14 лет.
В 1864 г. был создан первый приют закрытого типа для осужденных детей. Наиболее известными среди таких учреждений были Рукавишниковский, Зубовский, Гаазовский приюты.
К третьему типу относятся приюты для детей, уже отбывших наказание. Таким было, например, Убежище в Санкт-Петербурге.
В начале XX в. число благотворительных обществ и организаций в России, которые занимались благотворительной деятельностью по призрению детей бедноты, постоянно росло. Созданные в1882 г. Московское и Петербургское общества попечения больных и бедных детей были не единичны. В 1892 г. Н.З.Стасовой было создано общество «Детская помощь».
В 1902 г. была попытка все
созданные в крупных городах
благотворительные общества объединить
в единый «Союз детской помощи»,
но это объединение
Одной из форм благотворительности было создание для детей бедноты, для детей, матери которых нуждались в поддержке в вязи с военными невзгодами, гибелью кормильцев и необходимостью идти на работу, народных детских садов на частные пожертвования и на средства из бюджета местных самоуправлений.
Для детей городской бедноты создавались летние детские площадки.
Частную помощь детям-сиротам, больным, детям из беднейших семей оказывали служители православной церкви.
Активная благотворительная деятельность земств в конце XIX в. была сосредоточена на создании воспитательных домов для подкидышей. В начале XX в. работа земств была направлена на создание смешанных яслей-приютов, где содержались дошкольники и школьники.
В первые годы Советской власти в результате первой мировой войны, революции и гражданской войны детская беспризорность стала первостепенной проблемой правительства и общества. Под влиянием голода и разрухи в стране неимоверно выросло число беспризорных и обездоленных детей. Но, несмотря на все трудности развития, в Советской стране уже в 20-е годы создаются учреждения реабилитационного направления: «дома открытых дверей», «детские чайные», клубы РКСМ, дома больного ребёнка, детские больницы, изоляторы, ночлежки. С 1918 г. сиротские дома, детские приюты правительство преобразовало в государственные детские дома, которые становятся типичной формой учреждений для беспризорных и безнадзорных детей. Тогда же создавались приёмники как первичные учреждения, в которых ребёнок получал скорую социальную помощь без различия причин и форм беспризорности, а затем после изучения его состояния направлялся в соответствующие детские дома.
В 1922 г. в России насчитывалось около 7 млн. беспризорных.22 Проблемами беспризорных занимались Государственный совет защиты детей (1919, председатель А.В.Луначарский), Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (1921, Деткомиссия ВЦИК, председатель Ф.Э.Дзержинский), социальные инспекции на местах, «Фонд имени В.И.Ленина для оказания помощи беспризорным детям» (1924 г.). В 1926 г. приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью».
Система ликвидации беспризорности включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа – детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, детские городки и пр. Применялись патронат, усыновление, опека и попечительство.
К середине 30-х г.г. массовая беспризорность была в основном ликвидирована.
В последующие десятилетия в стране продолжала сохраняться система учреждений и развивалась педагогика работы с социально дезадаптированными детьми, но большинство последних составляли сироты.
В годы Великой Отечественной войны число беспризорных и бездомных увеличивалось, и, следовательно, выросло число детских домов. А также появились такие виды учреждений, как суворовские и нахимовские училища, ремесленные и другие учебно-воспитательные заведения, в которых дети получали не только кровлю и одежду, но и соответствующий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, позволяющий им полноценно жить и трудиться в обществе. Так, благодаря своевременным мерам, возникшая проблема беспризорности была быстро ликвидирована.
В 50-60-е годы считалось, что в индустриально развитых странах с беспризорностью покончено ещё в XIX в. Однако в конце XX в. возник феномен новой волны беспризорных (так называемые «дети улиц»).
В конце 50-х – начале 60-х гг. стал создаваться школы-интернаты. В 1987 г. создан Советский детский фонд (с 1991 г. Российский детский фонд). Появились семейные детские дома, отечественные проекты детских деревень, возродились попечительские советы и пр. Однако с начала 90-х гг. падение уровня жизни многих семей в условиях социальных потрясений привело к ухудшению жизни детей (особенно из малообеспеченных семей, из семей безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, а также алкоголиков, наркоманов и пр.). Новая волна социального сиротства привела к появлению детской беспризорности, бездомности и т.п.
С конца 90-х г.г. в Российской
Федерации разрабатывается
Подводя итог сказанному выше, можно сказать, что определённая работа в России с «детьми улиц» стала складываться ещё в прошлом веке. Долгое время обездоленными детьми, беспризорниками занимались частные лица и организации, монастыри, а государство стало систематически заниматься ими со второй половины XIX в.
2.2.Профилактика беспризорности несовершеннолетних в России в настоящее время
В современной России волна детской беспризорности приняла катастрофические размеры. По официальным данным, число детей, брошенных семьями, не только не уменьшается, но и растёт, поэтому проблемы усугубляются. Ребёнка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, школа, освободившаяся от всеобуча, внешкольные учреждения, вынужденные сдавать в аренду коммерческим фирмам свои учреждения и т.п. Много детей оказалось на улице, они попадают в руки криминальных сил, а то и сами создают свои преступные группы. Широкое распространение получили среди детей пьянство, наркомания, проституция. Всё это воздействует на личностное развитие детей, деформирует процесс их социализации и создаёт поколение взрослых, могущих создать угрозу будущему развития нашего народа, России.
В этих условиях современное государство вынуждено создать новую систему социальной реабилитации «ничейных детей». В соответствии с Указом Президента России от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» установлено, что государственную систему в этой области составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятности, а также иные органы и учреждения, участвующие в пределах своей компетенции в этой работе. По закону «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации» деятельность специализированных социально- реабилитационных учреждений отнесена к компетенции органов социальной защиты населения. На основе постановлений Правительства РФ в стране стала создаваться сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и, прежде всего социальных приютов, направленных на их социальное спасение.
Новые учреждения призваны взять на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств на существование.
Число приютов определяется из расчёта 1 на 5-10 тысяч детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создаётся 1 приют. Социальный приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
Таким образом, в 90-е гг. в России сложилась определённая система профилактики детской безнадзорности и правонарушений, приняты меры по развитию законодательства в этой области. Утверждён Семейный кодекс РФ, который включает такие разделы, как «Прав несовершеннолетних детей», «Приёмная семья»(1996). Вступил в силу федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»(1998г.). Действует Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной системной политики»(1996г.).
Основополагающим для
решения проблем социальных отклонений
в детской среде является закон
«Об основах системы