Дети улиц как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

В результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство, возникает беспризорность. Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 года. Тогда проблемами беспризорности занимались Государственный Совет защиты детей, Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК, социальные инспекции на местах.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. «Дети улицы» как социальная проблема ........................................ 6
1.Определение понятий «социальное сиротство», «безнадзорность», «беспризорность», «дети улицы» ………………………………………...6
2.Причины роста безнадзорных и беспризорных детей в России XX-XXI в………………………………………….. …………………………………9
3.Современное состояние проблемы детской беспризорности и безнадзорности……………………...…………………………………….13
Глава II. Правовая политика Российской Федерации в сфере защиты интересов детей ………………………………………………………………...19
2.1. Исторический аспект профилактики безнадзорности несовершеннолетних в России ………………………………………………………………19
2.2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних в России в настоящее время …………………………………………………………………24
2.3. Причины неэффективности принятых мер в решении проблем «уличных детей»……………………………………………………………………...30
Заключение ……………………………………………………………………..33
Литература ……………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовик по теории соц.работы. Дети улицы как социальная проблема.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Нередко к появлению  «детей улицы» приводит педагогическая неграмотность родителей, незнание или непонимание своих обязанностей по отношению к детям, их педагогически  неправильная позиция, выражающаяся в  удовлетворении преимущественно материальных потребностей детей и недооценке роли воспитания.

Распад человеческих отношений усугубляется множеством факторов, относящихся к внешней  социальной среде. На микроуровне ребенок попадает на улицу, как правило, из-за того, что его семья переживает кризис или находится на грани разрушения, или распалась (уход отца, несчастный случай или болезнь родителей, занимающаяся проституцией мать).

Во многих семьях безработица  или неполная занятость ведёт  к алкоголизму.

Физическая среда, в  которой семья живет, обостряет этот процесс. Плохие жилищные условия не только создают напряженность, но и пагубно сказывается на отношениях. Неустроенность в этом плане неизменно отнимает у родителей надежду, силы и средства, нужные для воспитания детей. «Улица», лежащая за дверью, предстаёт в ином свете. Если к тому же ещё и бьют дома, неудивительно, что подростки всё больше и больше времени проводят подальше от дома.

До сегодняшнего времени недооценивалась также роль географии города в этой проблеме. Удаленность от места работы, необходимость ездить за продуктами или по другим делам, увеличивают то время, когда ребёнок остаётся без присмотра.

Негативные внешние  обстоятельства и окружающая несовершеннолетнего  среда накладывается на психологические  и иные особенности личности подростка. Исследования показывают, что несовершеннолетним, оказавшимся вне школы, более присущи, чем другим детям, такие особенности, как эмоциональная возбудимость и вспыльчивость, нередко переходящие в агрессию, неуравновешенность, совершение импульсивных, немотивированных поступков, пренебрежение чужим интересам, склонность к самоутверждению любыми средствами. Эти особенности личности несовершеннолетних также способствуют безнадзорности.

Возрастает число детей  из неполных семей, при этом 94% из них  растут без отца. Ежегодно 470 тыс. детей остаются без одного из родителей.10 При общем сокращении рождаемости в стране увеличивается внебрачная рождаемость.

Если нет супруга, обеспечивающего  семью, матери приходится заниматься воспитанием  детей и одновременно зарабатывать на жизнь. Однако это тяжело без какой- либо поддержки и женщина начинает искать себе нового мужа. Однако когда она начинает менять партнеров, очередной отчим (в большинстве случаев) не проникается заботой к детям своего предшественника.

Бедность является причиной недоедания, растущей подверженности заболеванием и, таким образом, снижает способность к труду. Уменьшающиеся доходы повышают значение детского труда, что исключает образование. Без образования подросток не в состоянии получить подходящую работу, а значит, и деньги. Не имея денег, он, когда настанет время, не сможет дать нормального образования и своим детям.

Дети, лишенные родительского  попечения нередко остаются безнадзорными. За ними не всегда своевременно устанавливается  опека (попечительство).

В 90-е годы существенно  снизилась воспитательная роль школы. Отторжению детей и подростков от школы способствует ряд негативных факторов, среди которых можно выделить следующие: незаинтересованность школы в сохранении и вовлечении в активный учебный процесс каждого ученика, особенно когда к нему нужен особый подход; неспособность (а нередко и нежелание) школы компенсировать недостатки семейного воспитания, стать организатором социальной помощи и поддержки нуждающимся в этом ученикам, активным участником предупреждения правонарушений несовершеннолетних. 

Низкий уровень дисциплины позволяет учащимся числиться в школах формально. По данным единовременного учёта, проведённого в 1999 г., 59,8% от общего числа не обучающихся детей не посещали школу по неуважительным причинам, при этом 6% из них не имели начального общего образования, 27,4 % - основного общего.11

Пагубно сказывается  на подрастающем поколении и процесс  сокращения мест проведения досуга. Много  кружков по интересам, спортивных секций, туристических клубов, художественных студий, объединений военной ориентации, детских площадок и других подобных организаций для детей просто перестали существовать, а другие стали функционировать на платной основе, причём были установлены такие взносы, которые не по карману многим семьям.

В результате подросток  оказывается на улице, предоставленный  сам себе и не видящий для себя никаких перспектив в будущей  взрослой жизни. Отсюда и  рост детской  безнадзорности, и повышенная тяга к злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами.

Важнейший фактор появления  «уличных детей»- рост числа семей  беженцев, вынужденных переселенцев, условия жизни которых крайне неудовлетворительны. У многих из них отсутствует постоянное жилье, нет необходимых источников существования. На 1 января 1998 г. в стране зарегистрировано 1192 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. Выявлено 1900 детей, не имеющих родителей или разлученных с ними.12

Таким образом, причины  появления «детей улицы» предопределяются в современной России такой реальностью, которую можно обозначить как:

  • экономический кризис;
  • безработица;
  • обнищание широких слоёв населения;
  • повсеместное ослабление семейных устоев;
  • утрата моральных ценностей;
  • пьянство и алкоголизм, наркомания;
  • распространение среди детей и взрослых психических заболеваний.

Все эти факторы служат благоприятными условиями для возникновения  наиболее серьёзных негативных социальных явлений, одним их которых и является появление «детей улицы».

 

1.3.Современное состояние проблемы детской беспризорности и безнадзорности

Закономерным следствием происходящих в стране процессов  стали «уличные дети». По данным Правительства, на начало 2002 г. их численность составляла 1 млн. человек. Эти цифры явно занижены. По оценкам МВД и

 

Генпрокуратуры, число безнадзорных и беспризорных достигает 2-2,5 млн. человек, а по оценкам Совета Федерации и независимых экспертов,- 3-4 млн.13

Одним из показателей  определения потенциального количества беспризорных является численность детей школьного возраста, не посещающих школу. В докладе Министерства образования «Об основных ориентирах и делах в сфере образовательной политики России» (1998 г.) отмечалось, что только из семей беженцев и вынужденных переселенцев из стран бывшего СССР «вне образования» находились примерно 900 тыс. детей (при этом общее число детей «вне школы», прежде всего из семей граждан Российской Федерации, указано не было).14 В 2002 г. Министерством образования с участием специалистов Госкомстата России и других ведомств был проведён единовременный учёт российских детей, не посещавших школы. Их оказалось около 100 тыс. человек.15 Именно столько детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет официально не посещают образовательные учреждения. При этом учитывались лишь российские дети, постоянно прописанные (зарегистрированные) в той или иной местности. А ведь в стране появилась огромная масса беженцев и вынужденных переселенцев, чьё фактическое количество и местонахождение (включая детей школьного возраста) до сих пор не поддаётся точному статистическому учёту.

Точный учёт беспризорных затрудняется и тем, что многие родители далеко не всегда своевременно подают заявление в милицию о сбежавших  из семьи детях. В местный и  федеральный розыск оперативно объявляют, прежде всего, воспитанников детских  домов, интернатов, приютов. В 2000 г. в официальном розыске числилось около 40 тыс. детей и подростков, из них более 10 тыс., самовольно покинувших государственные учреждения.16 Реальное же число детей, ставших «уличными», нуждающихся в помощи, неимоверно больше.

В 2001 г. количество задержанных  детей и подростков достигло почти 1,5 млн. человек, 300 тыс. их них - младше 13 лет, 295 тыс. нигде не учились и  не работали, а 45 тыс. были неграмотными.17 Кроме того, согласно докладу Генерального прокурора РФ В.В.Устинова на заседании Государственной Думы, в 2001 г. милиция «изъяла с чердаков, вокзалов, из подвалов более 300 тыс. детей. А только за январь и февраль 2002 г. в органы внутренних дел МВД, ГУВД и УВД субъектов РФ были доставлены 71,677 безнадзорных, беспризорных и находящихся в трудной жизненной ситуации детей и подростков».18

Таким образом, отсутствие достоверных статистических данных  об  «уличных детях» России - более или менее приблизительное их число, возрастной, половой, национальный или региональный состав, сроки пребывания «в бегах»- не позволяет распространить выводы на весь массив этого контингента.

Данное обстоятельство определило задачи исследования, проведённого в феврале-марте 2002 г. Центром социологических исследований Министерством образования Российской Федерации под руководством Ф.Э.Шереги.

Исследование проводилось  в форме полусвободного интервью 2002 беспризорных. Интервьюированию подлежали дети  и подростки в возрасте 7-17 лет. Из них 68,3% мальчиков (юношей) и 31,7% девочек (девушек).

Обычно (в 90% случаев) беспризорники  бродяжничают группами, чаще всего  в группу входят 6-7 человек. «Чисто мужских» групп в 5 раз больше, чем «чисто женских», и в 2,5 раза больше, чем  смешанных. Примерно в одной трети  групп есть лидер (иногда несколько  лидеров), причём нередко его роль выполняет тот, кто старше остальных. Понятно, что если лидер обладает криминальными наклонностями, приобщение всей группы к преступности весьма вероятно.

Как правило, днём беспризорники  проводят время на вокзалах (35,6%), на улицах (34,2%), в торговых комплексах, у ларьков, на рынках (28%), в подъездах (24,9%), в парках (15,3%). Ночью же они ютятся в подвалах, на чердаках (42,9%), в депо, в вагонах на запасных путях (18,6%), у знакомых, в притонах (15,8%), в заброшенных, выселенных домах, в гаражах, на дачах (19,5%), у труб теплоцентрального отопления (6,1%). Примечательно, что группы, где имеется лидер, значительно чаще ночуют в притонах.

По признанию опрошенных, средства на жизнь они получают различными способами: попрошайничают (52,1%), подрабатывают (38,6%), воруют (34,4%),обращаются за помощью к знакомым (20,2%) и родным(12,2%),пользуются помощью благотворительных, общественных организаций (10,1%), занимаются «сексом за деньги» (7,9%), находятся на содержании других (взрослых) членов группы (10,4%), пользуются помощью религиозных организаций (4,1%), продают наркотики (3,0%).

 Подростки подрабатывают  грузчиками, носильщиками, подсобными  рабочими на рынках, стройках, моют и заправляют на бензоколонках автомашины, оказывают различные услуги водителям, собирают и продают бутылки, цветные металлы, убирают мусор, помещения, моют полы, торгуют газетами, расклеивают объявления. Кроме того, они сбывают краденое, участвуют в азартных играх и иных криминальных и полукриминальных делах.

Главная из причин, по которым  дети и подростки решаются на бродяжничество, - пьянство родителей. Далее следует отсутствие одного или обоих родителей и физическое насилие над ребёнком со стороны отца или матери. Таким образом, основной источник беспризорности – это девиантная ли конфликтная семья.

Этот вывод подтверждается и такими утверждениями опрошенных: плохое материальное положение в  семье, не кормят; конфликты с родителями, братьями сёстрами, родными; выгнали  из дома; нет жилья; сексуальное домогательство со стороны отчима, отца, сожителей матери (в том числе изнасилование); родители в разводе, лишены родительских прав; заставляют воровать. Гораздо реже ребята объясняют свой уход из дома тем, что хотели вольной жизни; путешествовать; были проблемы в школе.  18,2% из числа семилетних беспризорников, по их словам, «потерялись», хотя, скорее всего, их преднамеренно «потеряли» родители.

Беспризорные «рекрутируются»  в основном из неполных семей. Об этом свидетельствуют данные: 36,2% опрошенных жили в полных семьях, 52,6% - в неполных, у 42,4% в семье была только мать, у 10,2% - только отец. Никого из родных нет у 1,9% беспризорных, а 9,3% жили с родственниками.

Нравственная атмосфера  в семьях опрошенных очень тяжёлая. В большинстве семей (72,3%) кто-то из родителей, других родных пьёт или употребляет наркотик; зачастую кто-то находится в местах заключения или тяжело болеет; в 18,1% семей кто-то из родителей лишён родительских прав. 63,3% беспризорных сталкивались с насилием в семье, причём возраст в данном случае роли не играет. Примечательно, что грубое насилие практикуется со стороны матери - на это указали 42,1% опрошенных.

И всё же 46,6% беспризорников готовы вернуться в прежнюю семью. Ещё 11,8% хотели бы жить в семье родственника, друга, подруги. Мечтают о том, чтобы кто-то усыновил, удочерил – 10,5% респондентов, а 8,1%, как говорится, «спят и видят» себя воспитанниками воинской части. Не смогли сказать о своей дальнейшей судьбе беспризорников, в основном, представители старших возрастных групп. У них велика вероятность попасть в криминальную среду.

Несколько неожиданным  можно считать тот факт, что, судя по результатам опроса, независимо от возраста 78% хотели бы возобновить  учёбу. 13,1% опрошенных «не любят учиться», 6,8% считают, что учиться поздно, так как они серьёзно отстали от сверстников, а 1,5% хотят работать.

Информация о работе Дети улиц как социальная проблема